«Очередное поднятие тарифов приведёт к озлоблению людей и ударит по авторитету власти»
В следующем году в Татарстане на 6,2% подорожают услуги ЖКХ – это один из пяти самых высоких показателей среди всех регионов страны. KazanFirst поговорил с тарифниками и экспертами, чтобы понять, с чем это связано и чем чревато.
В Татарстане в следующем году тарифы на жилищно-коммунальные услуги вырастут на 6,2%. В стране только Чечня и Санкт-Петербург обгоняют республику по росту тарифов, на одном уровне Крым и Севастополь.
Ранее мы уже поднимали тему формирования тарифов на коммунальные услуги в Татарстане. Напомним, в прошлом году Госкомитет Татарстана по тарифам закрыл от журналистов заседания согласительных комиссий и правления, на которых обсуждаются и утверждаются тарифы на предстоящий год. Позднее мы писали о том, что глава ведомства Александр Груничев практически не участвовал в заседаниях правления комитета.
На этот раз нам удалось выйти на связь с пресс-службой ведомства и получить ответ на некоторые вопросы, связанные с повышением тарифов. Что примечательно, от ответственности за это они решительно открестились.
В Госкомитете уточнили, что средние индексы изменения платы граждан за коммунальные услуги в регионах устанавливает правительство РФ с учетом прогноза социально-экономического развития и исходя из реализуемых в субъектах инвестиционных программ, направленных на реконструкцию и модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры. Для Татарстана средний индекс установлен в пределах 6,2%.

– На текущий год средний индекс составляет 4,4%, фактическое значение – 4,2%. С учетом фактической обеспеченности индекса в размере 4,2% регулируемыми организациями в республике реализуется 21 инвестиционная программа в сферах водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения на общую сумму более 5 млрд рублей, – сообщили KazanFirst в ведомстве.
По данным Госкомитета, актуальной проблемой в сфере теплоснабжения остается высокий износ оборудования, тепловых сетей. Это отражается на надежности и качестве предоставляемых услуг, на потерях ресурсов при транспортировке. В сфере теплоснабжения требуют замены 36,3% сетей теплоснабжения (или 1,1 тыс. км сетей), в сферах водоснабжения и водоотведения этот показатель составляет 31,5% сетей водоснабжения (5,858 тыс. км), 37,5% сетей водоотведения (1,793 тыс. км).
Инвестпрограммы в сфере водоснабжения и водоотведения утверждает Минстрой – на 2021 год они включают реконструкцию, модернизацию и строительство новых сетей теплоснабжения, реконструкцию котельных, строительство цеха по термомеханической обработке илового осадка в Казани и др. В 2022 году реализация инвестпрограмм продолжится.
– Развитие инвестиционных программ в коммунальном секторе является приоритетным. В соответствии с утвержденной Концепцией тарифного регулирования ФАС России к 2030 году достаточный уровень инвестиций в тарифе должен быть обеспечен на уровне 30% от валовой выручи. Прогнозируемый объем инвестиций на 2022 год в республике составит порядка 16 млрд рублей, – сообщили в пресс-службе. – Обращаем внимание, что предельный индекс регулирует рост совокупной платы граждан за коммунальные услуги – платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление, обращение с твердыми коммунальными отходами. Изменение платы граждан рассчитывается при сопоставимом наборе и объеме коммунальных услуг.

В Госкомитете подчеркнули, что тарифы устанавливаются индивидуально по каждой организации на основании всех экономически обоснованных расходов организации и расчетного объема реализации коммунального ресурса.
На сегодняшний день Госкомитет продолжает работу по формированию тарифов на 2022 год, все тарифные решения планируется принять до конца декабря.
– Расчет размера тарифа происходит строго с утвержденным порядком ценообразования и методическими рекомендациями ФАС России. В структуру тарифов на тепловую энергию, воду и водоотведение подлежат включению расходы на энергоресурсы, обслуживание и ремонт, химводоподготовку, зарплату работников, страховые отчисления, налоги, амортизационные отчисления, а также мероприятия, реализуемые в рамках инвестпрограммы, если такая программа была принята должным образом, – заявили в ведомстве.
Политолог Руслан Айсин считает, что тарифы ЖКХ – один из главных социально-экономических вопросов текущего момента. Он является прекрасным показателем отношения властей к населению и взаимосвязи государства, населения и ряда монополий, которые лоббируют повышение тарифов.
– Конечно, можно сослаться на опыт Европы, где тарифы на ЖКХ очень высоки, даже в самых благополучных европейских странах, будь то Германия или Люксембург, но там и уровень жизни на порядок выше. Некоторые пенсионеры, например, в Германии, предпочитают уезжать зимой на юг - в Турцию, Египет и другие южные страны, потому что там получается дешевле провести время в режиме олл-инклюзив, чем платить за ЖКХ зимой дома. Наши пенсионеры, понятно, такого себе позволить не могут, поэтому сравнивать не совсем уместно, – отметил Айсин.

Касательно Татарстана эксперт полагает, что республика является заложником двух моментов.
– Во-первых, это лоббизм фактических монополий – всевозможных управляющих компаний, которые, конечно, связаны с властями и делают все, чтобы побольше сдирать с населения денег. А с другой стороны, это неоправданные, на мой взгляд, экономические амбиции ряда чиновников, которые считают, что за счет населения можно поправить казну. Здесь опять-таки есть подвох, потому что с населения, конечно же, можно сдирать огромное количество налогов в виде прямых тарифов или косвенных удержаний средств в виде скрытых процентов. Но в то же время падает покупательная способность населения, соответственно, его экономическое участие в хозяйственной деятельности тоже снижается. Это бьет по экономике прежде всего, – рассуждает собеседник.
Он обращает внимание, что в Татарстане, который обладает промышленно развитой экономикой, удорожание тарифов приводит только к ухудшению ситуации, а не к ее улучшению, как считают некоторые экономисты, как бы это парадоксально ни звучало.

– Нужно позволить населению быть экономически мобильным и платежеспособным. Но наши власти идут по другому пути, на мой взгляд, глубоко ошибочному. Я даже не говорю про какие-то политические последствия, которые могут быть, потому что и без того пандемия нанесла серьезный удар по уровню жизни людей, по их психологическому, эмоциональному состоянию. И очередное поднятие тарифов приведёт к озлоблению людей и способно ударить по позициям и авторитету власти, – убежден Руслан Айсин.
Доктор политических наук профессор КФУ Сергей Сергеев считает, что решение увеличить тарифы ЖКХ в Татарстане на 6,2% – результат как слабости, так и жадности бенефициаров этого решения – естественных монополий.
– Слабости – потому что, действительно, жилищно-коммунальное хозяйство – это важная часть социальной сферы и вправе претендовать на бюджетные дотации (в том числе и за счет углеводородной ренты), особенно если необходим масштабный ремонт инфраструктуры. Но на бюджетные деньги, как и в СССР, претендуют много лоббистов – армия с полицией, Росгвардия, да и не только силовики. И, видимо, лоббисты у ЖКХ слабые. «Пробить» повышение тарифов они ещё могут, а дотации в достаточном размере – уже нет, – считает собеседник. – Жадности – потому что считают, что в условиях социальной атомизации и недоверия, характерных для современного российского общества, люди неспособны на коллективные действия в защиту своих прав. А раз так – дави их, люди всё стерпят, подумаешь, 6,2%, не 15 же и не 20. Эгоистичная и опасная точка зрения, чреватая провоцированием социального взрыва.

Между тем в России отмечается рост числа неплательщиков за услуги ЖКХ. По данным Национального бюро кредитных историй, с начала года рост составил +8,7%. В целом по стране накопилось почти полтора триллиона рублей долгов за услуги ЖКХ. Причем две трети из этой суммы – долги именно физических лиц.
В Татарстане проблема долгов за ЖКХ – тема не слишком острая, но застарелая. Как в ходе одного из отчетов сообщил первый замглавы Минстроя РТ Алексей Фролов, общая задолженность населения за жилищно-коммунальные услуги составляет почти 8,3 млрд рублей. Наибольшая доля задолженности приходится на оплату жилищных услуг, отопления, электроснабжения, водоотведения, горячую и холодную воду. Такая задолженность в регионе формируется с 2006 года.
Как бы то ни было, цифры в платежках татарстанцев в следующем году не обрадуют. Маловероятно, что за этим последует социальный взрыв, но в комплексе прочих проблем (прежде всего экономических) что угодно может стать последней каплей.