Людям - работу, машинам - каучук: «Татнефть» построит совместное производство бутадиена в Казахстане
Запустить производство планируют к 2026 году. Поговорили с экспертами о перспективах совместного проекта стоимостью в миллиард долларов.
«Татнефть» и казахстанская национальная компания «КазМунайГаз» анонсировали совместное предприятие по производству бутадиеновых каучуков стоимостью $1 млрд. Как сообщила пресс-служба «Татнефти», планируемая мощность предприятия - до 180 тысяч тонн бутадиена и бутадиеновых каучуков в год. Доля «КазМунайГаз» составляет 25%, а «Татнефти» - 75%.
Проект расположится на территории СЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» в Атырауской области в Казахстане. Запуск производства планируется на 2026 год. На площадке будет создано около 2 000 рабочих мест и более 700 - в ходе эксплуатации завода.
- У «Татнефти» большие планы в нефтехимии, и мы рады развивать это направление вместе с казахстанскими партнерами, - сказал генеральный директор АО «Татнефть» Наиль Маганов. - Казахстан для нас – стратегический партнер. У нас уже есть опыт взаимодействия, общими усилиями сейчас мы также возводим шинный завод в Карагандинской области, это практическая реализация Стратегии экономической интеграции стран - участников Евразийского союза.
АО «Национальная компания» КазМунайГаз» (КМГ) является ведущей вертикально-интегрированной нефтегазовой компанией Казахстана. Она добывает 26% общего объема нефти и газоконденсата и обеспечивает 56% транспортировки нефти по магистральным нефте- и газопроводам в стране. Компания была основана в 2002 году, управляет активами по всему производственному циклу - от разведки и добычи углеводородов до транспортировки.
- Расширение бизнеса «Татнефти» в части переработки нефти, безусловно, позитивно для компании, поскольку переработка - это более стабильный и выгодный сегмент, чем добыча, - сказал заведующий кафедрой Института управления, экономики и финансов КФУ Игорь Кох. - Выбор казахской компании в качестве партнера обусловлен, вероятно, отсутствием в России свободных объемов сырой нефти для переработки.

Эксперт считает, что на стоимости акций это отразится не сразу - проект долгосрочный, он в ближайшие годы будет требовать больших вложений, а его реальную эффективность можно будет оценивать только ближе к моменту запуска производства. При этом риски, в том числе связанные с иностранной юрисдикцией проекта, достаточно высоки, предостерег Кох.
- Через несколько лет мы ожидаем, что вся нефть, которая добывается в рамках «Татнефти», будет идти на собственные нужды нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий. Казахстан является одним из основных партнеров ряда нефтяных компаний РФ, - сказал главный аналитик компании «СОЛИД Брокер» Дмитрий Донецкий. - Наши компании имеют там как свои предприятия, так и покупают нефть и газ у местных организаций с целью перепродажи или обеспечения собственных нужд.
Казахстан логистически удобен для «Татнефти» благодаря близкому расположению. Поэтому производство компании, по прогнозам аналитика, будет только расти. «Татнефть» в будущем может вырасти до компании полной глубокой переработки, что позитивно скажется на акциях в долгосрочной перспективе.
Главный аналитик компании «Открытие Инвестиции» по нефтегазовому сектору Алексей Кокин напомнил, что с казахстанскими компаниями у «Татнефти» три совместных проекта, о которых сообщалось в апреле 2021 года. Это шинный завод в Карагандинской области, завод по производству дорожных битумов и завод бутадиеновых каучуков в Атырауской области.
Бутадиеновое производство планируется как поставщик для шинного завода KamaTyresKZ, площадка для которого уже готовится. В I квартале 2022 года планируется начать поставки оборудования, а запустить производство в планах до конца 2022 года.
- Казахстан выбран как подходящий источник сырья для бутадиеновых каучуков: бутан содержится в попутном газе Тенгизского и соседнего Королевского месторождений, - рассказал Кокин.
Руководитель центра разработки бизнес-планов «Позитив Консалтинг» Ирек Галямов считает, что совместный проект поможет «Татнефти» расширить свои инвестиционные программы. В период строительства на площадке нового производства будет создано около 2 тысяч рабочих мест и более 700 - в ходе эксплуатации завода, где будут заняты в том числе и татарстанцы.
Бутадиен и его производные будут экспортироваться, а это тоже позитивный момент, заметил экономист. Увеличатся налоговые поступления в бюджет Татарстана. Освоение новых месторождений Казахстана, диверсификация бизнеса «Татнефти» будут работать в пользу безопасности и развития бизнеса компании.

- В условиях невозможности увеличения добычи и отмены льгот по сверхвязкой нефти развитие смежных направлений, таких как нефтехимия, является хорошей возможностью для роста, чем и пользуется «Татнефть», - рассуждает аналитик ФГ «ФИНАМ» Сергей Кауфман. - Выбор рынка Казахстана, на мой взгляд, объясняется наличием на нем соответствующей возможности и тем, что он знаком «Татнефти» лучше, чем рынки более дальнего зарубежья.
Председатель регионального отделения партии «Справедливая Россия» Альмир Михеев уверен - совместный проект «Татнефти» и КМГ - это хороший пример естественной экономической интеграции в рамках Евразийского экономического союза.
- Очень надеюсь что этот проект приведет к росту акций «Татнефти», - заметил политик. - Последний год у них очень туго с положительной динамикой, они ушли в долгий боковик и даже проседают. Что очень странно на фоне роста других российских нефтяных компаний.
Ирек Галямов добавил - акции не вырастут в моменте, но в процессе развития проекта и получения конечного продукта это, естественно, отразится на акциях компании.

- На оценку рынком акций «Татнефти» в ближайшее время этот проект вряд ли существенно повлияет, - соглашается Алексей Кокин. - Опыт показывает, что рынок обращает внимание в первую очередь на экономику добычи, затем на экономику нефтеперерабатывающего завода, а нефтехимические производства в составе нефтяных компаний рассматриваются чаще как необязательные или ненужные. Ключевым вопросом для экономики проекта будет ценообразование бутана, которое определит его рентабельность.