Рустам Исхаков оденет Илью Славутского в джинсы на «Женитьбу Фигаро»

Перед закрытием сезона актёры качаловского театра активно репетируют бессмертную комедию Бомарше в постановке Александра Славутского

Ольга Гоголадзе — Казань 

Офисным работникам, в сущности, нет разницы, какое за окном время года: отпуск всё равно по расписанию. Театралам повезло гораздо больше: каждое лето у них каникулы.

Торжественно закрыв сезон, они оставляют ценителей искусства на пару месяцев. Но отдохнув в июле, артисты уже с августа начинают готовить что-нибудь на осень, чтобы после разлуки встретить своих зрителей хлебом-солью. А то и фуа-гра.

25 июня театр имени Качалова тоже закрыл 224-й сезон.

Он выдался на удивление насыщенным, потому что труппа вернулась на Основную сцену после многолетней полномасштабной реконструкции.

Скромничать качаловцы не стали и почти сходу полностью восстановили репертуар, большая часть которого не эксплуатировалась все время ремонта.
Рустам Исхаков оденет Илью Славутского в джинсы на «Женитьбу Фигаро»Возвращение спектаклей не обошлось без сюрпризов. Например, роль Тевье-молочника в «Скрипаче на крыше» впервые сыграл народный артист и лауреат Госпремии Татарстана Рамиль Тухватуллин.  Это не говоря уже о блистательных премьерах на Малой сцене, интересных экскурсиях по театральному закулисью и участия в престижных фестивалях.

Поэтому нисколько не удивительно, что качаловцы завершают этот продуктивный сезон  активными репетициями нового спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро» — бессмертной комедией Бомарше в постановке Александра Славутского.

KazanFirst удалось побывать в репетиционном зале, увидеть шикарные декорации и умилиться азарту, с которым идёт работа над пьесой, а потом расспросить Илью Славутского о самом спектакле, готов ли его дизайнерский костюм и когда ждать премьеру.

— Илья, раскройте интригу: какой будет «Женитьба Фигаро»?

— Я думаю, спектакль будет очень светлым. В плане декораций и по содержанию.

Наверное, когда Александр Яковлевич Славутский думал над «Фигаро», он учитывал геополитическую ситуацию в мире. Он захотел сделать спектакль о любви, вопреки всем неприятным процессам, которые сейчас происходят. О том, что в сравнении с любовью всё преходящее.

Поэтому постановка будет очень качественной, лёгкой, воздушной. Не масочной и карикатурной, хотя это есть даже в тексте. Мы хотим красиво показать серьёзную проблематику, которая есть у Бомарше. Ведь ничего не изменилось за двести с лишним лет. Тот же произвол власть имущих, то же одиночество человека, та же потребность любить и быть любимым, желание преодолеть непреодолимое.
Рустам Исхаков оденет Илью Славутского в джинсы на «Женитьбу Фигаро»
— Фигаро, роль которого вы исполняете, как раз эксперт по выходу из самых сложных ситуаций.

— Да! Наверное, можно ввести такое понятие, как «метод Фигаро». По аналогии с «системой Станиславского». Он заключается в том, чтобы жить, не унывая. Несмотря на все тяжести, трудности и безвыходные положения, Фигаро находит решения для всех своих проблем.

Из сцены в сцену он попадает в катастрофические, тупиковые ситуации, из которых обязательно с блеском выкручивается. Даже Пушкин писал: «Коль мысли чёрные к тебе придут, откупори шампанского бутылку иль перечти  “Женитьбу Фигаро”».

— Как вам даётся текст?

— Он непростой, конечно. Пьеса старая, перевод Любимова тоже не самый современный. Время диктует своё: пришлось довольно сильно сократить пьесу. Мы это делали все вместе во время репетиций. Есть такой период, когда все артисты сидят за столом, вычитывают свои реплики, и в это время каждая сцена перекраивается, меняется, адаптируется. В общем, мы очень хорошо поработали над постановкой. Она будет динамичной, ничего лишнего.
Рустам Исхаков оденет Илью Славутского в джинсы на «Женитьбу Фигаро»
— Значит, и для вашего театра справедливо высказывание Туфана Имамутдинова, что  эпоха тоталитарных режиссёров исчерпала себя? Теперь всё решается коллективно, в обсуждениях?

— Я думаю, диктатуры режиссёров вообще не существует. Есть диктатура творчества. Потому что никакой демократии в нашем деле не бывает. Всегда есть человек, который принимает решения и берёт на себя ответственность. Это, к слову, и есть основное свойство таланта.

— Вы уже долго работаете над «Женитьбой Фигаро»?

— Репетиции начались не так давно, но мы достаточно быстро двигаемся. Думаю, до конца сезона сделаем очень много всего. Готова значительная часть костюмов, мы продвинулись в сценарии — уже репетируем второй акт. Выйдя в августе с каникул, мы должны закончить. Даже премьера назначена: она состоится 18 сентября.
Рустам Исхаков оденет Илью Славутского в джинсы на «Женитьбу Фигаро»
— Судя по тому, сколько актёров выходило из репетиционного зала, зрелище нас ждёт довольно масштабное!

— Да, задействовано много артистов. Четыре основных персонажа: Фигаро, его возлюбленная Сюзанна (Ксения Храмова), граф Альмавива (Илья Петров) и графиня Розина (Елена Ряшина). Два главных интригана: доктор Бартоло (Геннадий Прытков) и его ключница Марселина (Светлана Романова). Плюс один из самых любимых и смешных героев, паж Керубино (Алексей Захаров). Но это же большой замок, в котором есть слуги, камеристки, вассалы, крестьяне. Без них не обойтись, потому что простой народ — важная составляющая спектакля. Так что, на сцене будет не меньше 20 человек.

— А сюрпризы какие-нибудь вы приготовили? Или решили строго следовать классической версии?

— Во-первых, здесь появятся песни. Но это ни в коем случае не будет чем-то в стилистике мюзикла, они очень органично впишутся в ткань повествования. Музыка живая, построенная на импровизации Елены Анисимовой — музыкального руководителя нашего оркестра. Кстати, он расположится прямо на сцене и будет полноправной частью спектакля.  Ещё мы включили в сценарий хорошую поэзию  —  стихи испанских поэтов и шекспировские сонеты.
Рустам Исхаков оденет Илью Славутского в джинсы на «Женитьбу Фигаро»
— Пока поднималась сюда, столкнулась на лестнице с Рустамом Исхаковым. Думаю, вопрос о том, кто отвечает за дизайн костюмов, можно даже не задавать

— Да, над ними и правда работает Рустам. В костюмах присутствует что-то от современной моды, и они выдержаны в бело-молочно-кофейной гамме. Это эклектика, но очень изящная. Вообще, визуальный ряд будет оторван от привычного восприятия «Фигаро», как чего-то пыльно-барочного в париках. У меня, например, очень интересный костюм: джинсы, смешные ботинки и стилизованный сюртучок. На днях была вторая примерка. 

— Джинсы и правда совсем не вяжутся с «Фигаро»!

— Да, это было принципиальное решение. Мы перенесли действие в некую вечную среду, чтобы рассказать эту историю вне времени. Обычно в этом спектакле обязательно есть буфы на рукавах, красные бархатные платья, золото в отделке камзолов. Нам захотелось уйти от такого штампа и найти воздушное, европейское видение. Это проявляется даже в мелочах: клавесин, на котором играет графиня, тележка садовника, стулья… Детали всегда создают ощущение целого.
Рустам Исхаков оденет Илью Славутского в джинсы на «Женитьбу Фигаро»
— Кстати, кто придумал такие интересные декорации? Стекло и художественная ковка напоминают оранжерею или дворец Снежной Королевы.

— Их создал Александр Михайлович Патраков, и это ещё не итоговый вариант. Наверху добавятся потрясающей красоты вензели. Мы сейчас репетируем в новом большом репетиционном зале, которого до реконструкции театра у нас не было. Это очень удобно при планировании работы: на большой сцене монтируют «Трёхгрошовую оперу» на вечер, на малой сцене готовят «Мышеловку». А здесь мы можем полностью собрать декорации для «Фигаро». Стекло, много света, лёгкость. Сейчас очень большое значение имеет визуальный ряд. Во многом из-за фотографии, которая просто захватила мир! Теперь людям важно, чтобы всё было эстетично. Причём, не обязательно вычурно и богато, декорации могут быть и аскетичными. Но тут будет богато.

— Театру это дорого обошлось?

— Недёшево. Хорошо не бывает дёшево. Если фотокамера хорошая, то она и стоит соответственно. Другой вопрос — талант человека, который пользуется этим.
Рустам Исхаков оденет Илью Славутского в джинсы на «Женитьбу Фигаро»
— Кто спонсор?

— Спонсор у нас один — государство. У репертуарного театра (а это — настоящее достояние российской культуры) так и должно быть. Поэтому Республика Татарстан всегда нам помогает. Провести такую грандиозную реконструкцию на зависть всей стране — это повод для гордости. Я считаю, что мы ещё мало хвастаемся!

Какие у нас теперь прекрасные сцены, удобные гримёрки, комфортный зрительный зал, красивый паркет — всё, как и должно быть в театре. В такой интерьер приятно прийти, а кроссовки на премьеру уже не наденешь. Это играет огромную воспитательную роль: человек не может сам «культуризироваться», его нужно помещать в соответствующую среду.

Если в городе будет чисто, а в театрах — красиво, тогда и люди будут счастливыми. Все эти санкции уже ни на кого не повлияют. Я глубоко убеждён в том, что мы можем самостоятельно существовать. Тот, кто верещит, что у него сыра какого-то не будет или он не доест хамон — пусть съездят в Европу и купят там всё, что хотят. Но это не может являться мерилом счастья и радости людей. Поэтому наше государство должно продолжать сосредотачиваться на своей культуре, на наших ценностях и достижениях, на нашем театре и литературе.

— Вы планируете какой-нибудь интересный фотопроект в этих декорациях? Наподобие того, что делали по «Мастеру и Маргарите»?

— Я ещё не думал об этом. Пока сосредоточен на роли. Но думаю, когда мы оденемся в костюмы, выйдем на сцену, когда свет даст объём… наверно, захочется сделать что-то вроде парадно-портретной галереи персонажей. И, возможно, сопроводить этим премьеру.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite