В «Штабе» открылась выставка glitch-art художницы Рейчел Уайт

Британка рассказала, как компьютерные глюки и приложения для смартфона связаны с русским авангардом и объяснила, почему

Ольга Гоголадзе — Казань

Помните времена, когда компьютеры были громоздкими и медленными, а скоростной интернет казался сказкой. Тогда картинки грузились минут по десять, частенько глючили и даже распадались на пиксели. Пятнадцать лет назад это казалось катастрофой, и мы молились, чтобы на другом компьютере дискета открылась нормально. Теперь это — искусство. Искусство ошибок glitch-art, если быть точнее.

Художники, которые работают в этом направлении, специально (можно сказать, злонамеренно) меняют код картинки, чтобы на выходе получился какой-нибудь дефект. Самый примитивный способ создать глитч — это открыть фотографию в «Блокноте», удалить несколько символов, а потом снова открыть её в обычной программе для просмотра. Изображение изменится самым непредсказуемым способом. Возможно, потеряется его часть или посередине обнаружится зелёная полоса.
В «Штабе» открылась выставка glitch-art художницы Рейчел Уайт
Если работать с форматом bmp, то достаточно «сломать» всего лишь одну букву или цифру, чтобы изменилась вся фотография. Главное, не трогать самое начало и конец кода, иначе изображение не откроется. Но поврежденную картинку можно бесконечно пересохранять в другой формат и работать с ним уже в новом редакторе, комбинируя сотни слоёв глитчей. Более того, теперь можно не заморачиваться с кодами, а просто скачать несколько приложений для смартфона.

Теоретически этим видом искусства может заниматься каждый, ведь здесь не нужно уметь программировать, фотографировать или рисовать — за тебя всё делает компьютер.

В этом есть даже своеобразная поэзия: разрушение и «сбои в матрице» создают новую и необычную красоту. Просто у кого-то получается откровенная ерунда, а у других — крутые и креативные картины. Как ни крути, а вкус и талант нужны даже в работе с бездушными машинами.
В «Штабе» открылась выставка glitch-art художницы Рейчел Уайт
Одной из успешных glitch-art художниц считается британка Рейчел Уайт. Она родилась в маленьком городке на севере Англии и изучала digital-искусство в Лондоне.

Сейчас она увлеклась этим настолько серьёзно, что готова поделиться своими работами и с Казанью.

Буквально на днях в «Штабе» поселилась её выставка ARTEFACT, на подготовку которой ушло полтора месяца. Стараниями куратора выставки Стаси Ибрагим на открытии нам удалось пообщаться с художницей по скайпу.

Рейчел оказалась очень простой и весёлой, начисто лишённой пафоса девушкой. Она была приятно удивлена, как много людей пришло посмотреть на её работы, поэтому с энтузиазмом отвечала на все вопросы и с истинно британским терпеньем ждала, пока в резиденции бурно обсуждали глитчи и дискутировали можно ли считать их полноценным искусством.

Приятно, что именно её картинами открывается серия выставок современных художников, которые станут постоянными гостями креативной резиденции.

— Рейчел, как вы создаёте свои работы?

— Всё, что вы видите, было сделано с помощью специальных приложений для смартфона. Это исключительно компьютерное искусство.
В «Штабе» открылась выставка glitch-art художницы Рейчел Уайт
— Вы не хотели бы научиться программировать, чтобы придумать собственный, уникальный код и приложения, которых бы ни у кого больше не было?

— Я мечтаю освоить 4D, чтобы создавать картины в этом формате. Не знаю, доводилось вам их видеть или нет, но, поверьте, они потрясающие! А программировать самой — нет, не хочется. Мой друг пытался научить меня нескольким алгоритмам, но мне кажется, в этом случае ты оказываешься ограниченной некими заданными параметрами. Поэтому я предпочитаю работать с помощью приложений glitch-art. Благодаря им открывается бесчисленное множество комбинаций, и ты можешь идти в абсолютно любом направлении, постоянно изобретая новые формы и текстуры.

— Чем вы вдохновляетесь, создавая такие картины?

— Абсолютно всем. Когда ты собираешься создать глитч, то черпаешь вдохновение из чего угодно. Могу сидеть утром на остановке и ждать автобус, взгляд случайно упадёт на какое-то здание или я замечу необычный цвет, и это послужит основой для моей будущей картины. Я из любой мелочи могу сделать что-нибудь интересное. Иногда мои работы просто отражают настроение: счастье, депрессию или безмятежность. И всё это определяет форму и цвет моих глитчей. 

— Какую работу вы любите больше всего?

— Думаю, «Опиум». Я даже не помню, как его сделала, но она выглядит отлично.
В «Штабе» открылась выставка glitch-art художницы Рейчел Уайт
— Как вы думаете, у вас большое будущее в глитч-арте?

— Не знаю, это единственный вид искусства, которым я когда-либо занималась. Я совершенно не умею рисовать, так что у меня не очень-то много способов самовыражения. Глитч делает меня счастливой, он даёт мне возможность направить свой креатив в нужное русло. Конечно, приверженцы традиционного искусства частенько не воспринимают  digital-арт всерьёз. Но он существует и с каждым днём отвоёвывает позиции.

— Многие считают, что глитч-арт берёт своё начало в минимализме, а ещё раньше — в русском авангарде. Что вы думаете?

— Да, я согласна с этим утверждением. Но я считаю, что глитч-арт можно увязать с любым стилем искусства. Он похож на всё, что мы видели раньше и на всё, что ещё увидим в будущем.
В «Штабе» открылась выставка glitch-art художницы Рейчел Уайт
— У вас есть любимый художник?

— Я много времени провожу в арт-галереях, поэтому восхищаюсь работами Рихтера, Матисса и других замечательных художников. Но сейчас я просто с ума схожу от испанского сюрреалиста Пако Помета. Одна из моих любимых картин называется Mountain escape. Там нет ничего, кроме гор и оранжевых линий, проходящих сквозь них. Вроде, очень просто, но эффект производит ошеломляющий. Пако удивительный, обожаю его работы. Правда, я ни разу не была на его выставках в Испании, слежу за его творчеством онлайн.

— На ваш взгляд, не исчезнут ли картины маслом из-за столь стремительного развития цифрового искусства?

— Я почти уверена, что с традиционными видами искусства всё будет в порядке. Мы первое поколение, которому доступны digital-технологии. Поэтому, естественно, мы ими поначалу очень увлекаемся. Когда появились электронные книги, все думали, что печатным пришёл конец. Но со временем люди заскучали по шороху страниц и запаху переплёта, и всё вернулось на круги своя. Теперь мы вполне совмещаем оба способа чтения. Так что, я думаю, никуда не денутся ни фотография, ни картины маслом. Но параллельно будет развиваться и цифровое искусство, появятся имена гениев, которые создадут что-то вечное и в этой сфере.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
3 КОММЕНТАРИЯ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
П
я так и знал что кто-то это придумает! офигенная штука
0
0
Ответить

апцкпи
Блин, и она на этом зарабатывает поди… Да я сама так могу! Да все так могут! Пятилетний ребенок впервые севший за комп сделает не хуже!!
0
0
Ответить

саша
садись делай, кто же мешает? и где тут написано или сказана что она на этом зарабатывает? тебе просто в голову не приходит, что художник это тот, который готов заниматься любимым делом и просто так…вот когда ты будешь делать с любовью что-то для себя, возможно тебя кто-то оценит, а пока иди зарабатывай деньги)
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite