Средний класс постепенно утрачивает свою традиционную роль движущей силы экономического роста

Кризис
Кризис, который сегодня испытывают на себе рядовые граждане и бизнес-сообщество,
во многом отличается от предыдущих и может оказывать положительное влияние на
состояние рынка, полагают эксперты международной аудиторской компании PwC

Александр Жидких — Набережные Челны

Сотрудники аналитического агентства PwC провели масштабное исследование. Темой анализа стал кризис 2015 года и его последствия, отразившиеся на поведении компаний и на потребительских возможностях россиян. В опросе приняли участие более 3 000 респондентов, 120 руководителей среднего звена из российских и международных компаний и более 40 топ-менеджеров компаний, работающих в России.

Текущий кризис кардинально отличается от предыдущих и может оказывать продолжительное влияние на состояние рынка.

Исследование показало, что население и бизнес-сообщество имеют схожее мнение, как долго продлится кризис, однако представители бизнеса склонны более оптимистично оценивать скорость восстановления после него.

Обе категории опрошенных считают, что нестабильное развитие российской экономики продлится еще около двух лет. Стабилизация начнется не раньше второй половины 2017 года. Так ответили 68% респондентов.

Подавляющая часть населения ощущает на себе влияние текущего кризиса: более 90% опрошенных отмечают снижение покупательной способности, а 53% не способны делать какие бы то ни было накопления. У большинства россиян нынешняя ситуация в экономике ассоциируется с ростом цен и нестабильностью курса национальной валюты. По мнению опрошенных, об окончании кризиса будет свидетельствовать повышение покупательной способности и стабилизация рубля относительно доллара и евро.

Пытаясь жить по средствам, россияне переходят к бережливому поведению, осваивая различные стратегии экономии. 32% респондентов отметили, что покупать товаров стали меньше, 31% опрошенных совершают покупки более дешевых брендов, 24% следят за промо-акциями, 19% респондентов делают покупки в дешевых розничных магазинах.

Эксперты PwC полагают, что большинство из этих новых моделей поведения сохранится и после кризиса. Таким образом, характер потребительского спроса изменится надолго.
Средний класс постепенно утрачивает свою традиционную роль движущей силы экономического роста

Реальные доходы продолжают снижаться, вследствие чего значительное количество людей, которые раньше принадлежали к среднему классу, чьи доходы по данным PwC составляют от 25 000 до 50 000 рублей, уже не могут рассматриваться как его представители.

Даже та часть населения, которая по-прежнему относится к среднему классу, постепенно меняет свои привычки: начинает ограничивать себя в покупке товаров повседневного спроса, откладывать крупные покупки из-за отсутствия уверенности в завтрашнем дне, урезать расходы на развлечения и так далее.

Это может означать, по мнению экспертов, что средний класс постепенно утрачивает свою традиционную роль движущей силы экономического роста.

Опрошенные представители бизнес-сообщества показали, что большинство компаний считают негативными последствиями кризиса снижение спроса и рост производственных затрат, которые, в свою очередь, оказывают давление на рентабельность.

В качестве одной из наиболее серьезных проблем указывается отсутствие возможности финансирования новых проектов. Это обстоятельство с учетом его негативного влияния на рентабельность, а также ориентированности большого числа акционеров на краткосрочные перспективы, может иметь негативное влияние на возможности долгосрочного роста компаний.
Средний класс постепенно утрачивает свою традиционную роль движущей силы экономического ростаОпрос показал, что 61% компаний испытали на себе отрицательные последствия кризиса, 26% их не заметили и лишь у 13% компаний дела во время наступившей нестабильности пошли вверх.

«Самой большой трудностью для нашей компании стало уменьшение количества заказов и возврат денежных средств за уже произведённые работы», — объясняет гендиректор компании «Инжиниринг плюс» (продает климатическое оборудование) Павел Евдокимов.

Его компания пересмотрела свои планы развития. Ряд проектов пришлось пока приостановить.

«Задача стоит малым количеством сотрудников выполнять те объемы, что у нас сегодня имеются. Мне трудно давать оценки о глобальных последствиях нынешнего кризиса, но то, что восстановление экономики будет длительным, это точно. Хотя при благоприятном ее развитии мы сможем быстро нарастить утраченные объемы», — добавляет Евдокимов.
Средний класс постепенно утрачивает свою традиционную роль движущей силы экономического ростаПоложительной характеристикой кризиса он называет возможности для освоения новых профессий той части населения, которая еще не определилась со своим выбором или оказалась невостребованной на рынке труда: «Дело в том, что у нас очень много экономистов и юристов и очень мало хороших специалистов с рабочими специальностями».

С Евдокимовым согласен гендиректор компании Kiekert Russia Александр Консон (занимается производством автокомпонентов). Он предполагает, что нынешнее состояние экономики сохранится до конца 2016 года, а рост начнется уже в 2017 году.

«Мы сейчас в какой-то степени дошли до дна. Положение в автомобильной отрасли сегодня самое тяжелое. Но за кризисом обязательно начнется подъем. Может быть не такой быстрый, как нам хотелось, но он все равно будет. Сейчас у населения уже нет такого упадка в настроениях, какой был в начале года. Люди увидели, что период неопределённости, связанный в том числе и с потерей работы, пройден. Многие компании (и наша) ввели стратегию по сохранению численности персонала, что вселило в сотрудников уверенность. Я думаю, что кризис выработал у людей главные качества — сплочённость коллектива и высокую его работоспособность», — говорит Консон.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *