Рособрнадзор «на двойку» оправдался за рейтинг, в котором провалилось школьное образование Татарстана

Федеральные эксперты попытались
Федеральные эксперты попытались, но так и не смогли внятно объяснить, почему
оценка республики оказалась такой низкой.

После того как Рособрнадзор представил рейтинг регионов России по качеству образования в школах, в Татарстане полыхнуло – как так? Неужели республиканское образование такого низкого качества? И хотя все, кто только мог, убеждали, что это и не рейтинг вовсе, все равно большинство восприняли это с обидой.

— Мы не определяли по всем показателям, кто у нас лучший из лучших, не стали делать отдельных лидеров и рейтинговать субъекты по сумме показателей. Каждое направление у нас выделено отдельно, в каждом направлении свои лидеры, — объяснял руководитель федерального ведомства Анзор Музаев.

И все-таки в Минобрнауки Татарстана решили дать возможность общественности получить более исчерпывающие комментарии и организовали онлайн-встречу с директором Федерального института оценки качества образования Сергеем Станченко. От него журналисты надеялись получить ответ на вопрос: как так получилось, что Татарстан нехило вкладывается в школьное образование, но получает плохие результаты?

Как высчитывался показатель – сложно объяснить

Для начала Станченко повторил мысль Музаева о том, что это лишь отдельные показатели, а не список тех, кто лучше и кто хуже. Но как он формируется – объяснить затруднительно.

— Как высчитывается показатель – мне действительно сложно объяснить, потому что там идет серьезная обработка. Но в целом, если попытаться, хотя совсем точно я не смогу произнести, этот показатель отражает долю школ, в которых более-менее объективно оценивают результаты, — сказал эксперт.

Заслуживает ли образование Татарстана хейт со стороны федералов?

После этих слов в зале возникла небольшая пауза, в течение которой стало понятно, что ничего не понятно.

— Сейчас можно возразить мне, что мы даем еще отдельно данные по школам с признаками необъективности по результатам ВПР, но я бы хотел уточнить: все-таки наш показатель немного другой и захватывает и ОГЭ, и ЕГЭ, — добавил Станченко.

А вообще, пока что система показателей не сформировалась до конца. По словам директора института, российское образование имеет очень богатые исторические традиции, научную и методологическую базу.

— Неправильно нам все это не использовать для самих же себя в рамках тех показателей, по которым мы рассчитываем общее развитие системы, — отметил Станченко. – Поэтому вопрос о переходе на новую систему показателей абсолютно актуален. Я думаю, что через год, может быть, два этот переход случится. Понятно, что нужно все делать аккуратно, вдумчиво и выверенно, со всеми посоветоваться, обязательно мы это сделаем.

Новая методика оценки должна быть более широкой, потому что в нее будут входить и обучение, и воспитание.

А пока что можно попробовать улучшить свои позиции. Станченко дал совет, как это сделать.

— Это работа со школами с низкими результатами и таким явлением, как школьная неуспешность. Мы знаем, что могут быть школы, в которых много двоечников или не очень, но они все равно есть везде. Поэтому в каждой школе должны быть внутренние инструменты для того, чтобы эти риски возникновения неуспешности предотвратить, — посоветовал спикер.

Заслуживает ли образование Татарстана хейт со стороны федералов?

Конечно, полностью избавиться от отстающих не получится, но стоит попытаться не расширять проблему.

Министр образования и науки республики Ильсур Хадиуллин тоже высказал пару слов.

— По всем параметрам мы имеем хорошие позиции, и это не восхищение собой и своими результатами. Есть над чем работать, — заявил руководитель республиканского ведомства. 

Что по компьютерам?

Особенно было удручающим место Татарстана по критерию «Использование компьютеров» — Татарстан занял 44-е из 85. При этом регион тратит огромные деньги на цифровизацию, привлекает молодежь, в общем, объективно должен быть выше даже с критическим подходом к работе системы образования республики.

На это у спикера тоже нашелся ответ.

— Что же такое случилось, что в Татарстане со всей его любовью к компьютеризации и известным большим проектам такие результаты? На самом деле ничего особенного не случилось, просто абсолютно разные системы подсчета в сложившихся условиях – по итогам 2019 и 2021 годов. В 2019 году не было обязательного ЕГЭ по информатике с компьютером, но был ОГЭ с компьютером – если принимать в нем участие, то он проводится только с техникой. Поэтому, рассчитывая показатели за 2019 год, мы взяли за основу результаты ОГЭ, — разъяснил Станченко.

А вот в прошлом году ОГЭ проводился только по обязательным предметам, поэтому экзамена по информатике не было, а значит, и хороших результатов тоже.


Читайте также: «Я был сильно удивлен»: Рособрнадзор указал на слабые звенья школьного образования в Татарстане


Comment section

Добавить комментарий

Войти: