«Когда мы появились в Челнах, у нас была реклама «Сосиски по-американски»

Основатель «Ак Батыра»: Когда мы появились в Челнах
В интервью с основателем «Ак Батыра» KazanFirst обсудил причины популярности
фастфуда и как отразились санкции на бизнесе.

После введения в марте очередных санкций с повестки не уходит тема общепита. Знаменитые торговые сети уходят с российского рынка, ища новых владельцев. Россияне то и дело следят за судьбой «Макдоналдса», перебирая для него новые названия. Пока в других регионах делают ставку в пользу какого-нибудь «Дяди Вани» или «Пельменной», в Татарстане рвется в бой традиционная выпечка.

В Челнах главным конкурентом гамбургеров с картошкой фри всегда были сосиски в тесте. Этот местный фастфуд многие считают чуть ли не визитной карточкой города. Журналист KazanFirst Ангелина Самцова совместно с авторами проекта «ТатарстанДа» решила пообщаться с владельцем сети быстрого питания «Ак Батыр» Владимиром Дрябловым о том, с чего же начинались челнинские сосиски в тесте, как идет работа в условиях санкций и сравнимо ли это с трудностями, с которыми общепит столкнулся во время пандемии. 

Основатель «Ак Батыра»: Когда мы появились в Челнах, у нас была реклама «Сосиски по-американски»

— Владимир Аркадьевич, с чего началась история челнинского «Ак Батыра»?

— Сосиски в тесте «Ак Батыр» в Челнах появились в 1997 году (в 2022-м сеть кафе быстрого питания отмечает юбилей – 25 лет). Идея принадлежит моему брату – Валерию Аркадьевичу. Он начал этот бизнес в Челябинске в 1995 году, спрос был большим, дело развивалось. 

Как торговые точки появились в Челнах? Наша малая родина находится в Кировской области, и когда едешь туда из Челябинска, проезжаешь автоград. Брат, проезжая, остановился и посмотрел на Челны – молодой, современный город. Так у него появилась идея продавать сосиски в тесте здесь и он пригласил меня продолжать бизнес. 

1 июля 1997 года мы поставили первую точку, где рынок «Алан». Потом ТК «Автозаводский», затем ТК «105» и пошло-поехало. С тех пор вот работаем.

— Почему именно сосиски в тесте?

— Формат сосисок в тесте появился в Америке, оттуда перешел в Германию и после в Россию, а именно в Челябинск.

«Мясо не то, потому что все технологии то голландские, то немецкие»

Там данный бизнес развивался, в 1995-м многие начали заниматься данным делом. Почему же в Челнах прижилась продукция? Потому что это город студентов. А как говорится, любой студент думает прежде всего о своем бюджете, старается экономить. Не может он никак обедать каждый день в ресторане. А у нас как раз действовала программа — продукция для малоимущих горожан, и мы до сих пор данную систему держим. Многие постоянные клиенты спрашивают: «Почему не делаете постоянникам скидку?». Я отвечаю, что если так подумать, то делаю её всем.

— Как появилось название «Ак Батыр»?

— Когда мы появились в Челнах, у нас была реклама «Сосиски по-американски». Так мы и назывались. А вот лицензионный отдел потребовал сделать название на двух языках, так как мы работаем в Татарстане. Ну мы и перевели. Даже не могу вспомнить сейчас, что получилось, просто набор слов. Потом решили назвать «Ак Батыр» в честь очень мудрого человека. Его не стало в позапрошлом веке, и в его честь назвали нашу деревню — Акбатырево. В Акбатырево родились мы с братом, это наша малая родина. В 1998 году в Кировской области Ак Батыру установили памятник. У этого памятника мы каждый год устраиваем большой праздник, салют. На праздник приезжает много людей.

«Мясо не то, потому что все технологии то голландские, то немецкие»

В Кировской области Ак Батыра хорошо знают, а вот в Челнах то и дело задают вопросы: «А что, есть еще и черный богатырь?». Я говорю: «Извини, Ак Батыр (в переводе с татарского — белый богатырь) — это был реальный человек». Такое название – не выдуманное и интересное.

— Как отреагировали на новинку челнинцы?

— Они были удивлены. Я угощал всех, это была, как говорится, реклама. Не жалел, потому что люди сначала «обходили стороной». Потом спрос пошел. Почему пошел? Потому что это была новинка. И дети кушали, которые еще даже разговаривать не умеют. Вроде на руках их несут, а они уже сосиски в тесте кушают. И сейчас такое наблюдаю. 

Основная продукция у нас – это сосиски в тесте. Все остальное считается дополнительной продукцией, по просьбе наших постоянных клиентов. Как говорят, клиент всегда прав. Они же неспроста говорят: «Я хочу кофе, хочу чай». Мы всегда прислушиваемся к их желаниям.

— Как часто менялась рецептура? 

— Рецептура не меняется, только сырье. К сожалению, в худшую сторону. Я могу очень долго и много на эту тему говорить. У нас все «слизывают» с Запада. Мясо не то, потому что все технологии то голландские, то немецкие. Из-за этого наше сырье теряет качество. 

Также слишком много предпринимателей, всем верить нельзя, все необходимо проверять. Например, мы используем очень много масла. Каждую партию масла проверяем, прежде чем приобрести, — пробуем, жарим. 

«Мясо не то, потому что все технологии то голландские, то немецкие»

Поставщиков я не меняю. Как 25 лет назад мы начали работать, так и работаем. Есть русская поговорка «Коней на переправе не меняют». Предлагают сотрудничество, конечно, многие, но я отвечаю: «Извините, я и сам ем, и людей кормлю, мне нужно качество». Человека можно обмануть только один раз, потому что во второй раз он уже не придет. 

— Какой ингредиент самый дорогой?

— Самые дорогие у нас сосиски. Я даже не буду говорить цену, потому что никто не поверит. Их можно и в сыром виде даже есть, ведь они проходят термообработку.

«Мясо не то, потому что все технологии то голландские, то немецкие»

— Сколько на данный момент торговых точек в Челнах?

— В Челнах 11 точек и одна есть в Елабуге. Елабужане попросили открыть у них точку, но она сразу не пошла. Елабуга – совсем другой город, там другой контингент. Однако население меняется и там тоже. Молодежь двигает старшее поколение, и они вынуждены подстраиваться под их взгляды. Сейчас многие из Елабуги на работу ездят в Челны, поэтому знают про «Ак Батыр».

— Расскажите про наиболее популярные торговые точки в городе.

— На ТК «105». Это третья точка, она была, есть и будет, потому что там хороший спрос, есть свой клиент. На каждой точке свои покупатели со своим характером. Например, у остановки «Молодежная» основной клиент – студенты. 

Помню, мы перестраивали торговую точку на «Молодежной». В администрации Челнов попросили нас поменять внешний вид, потому что дизайн старого образца портил архитектуру. Мы поменяли на стеклянный. Во время работ по реконструкции прохожий стал снимать работы на телефон. Я поговорил с ним и узнал, что он снимал для друга, рассказывал, что ходил к нам пять лет, и теперь вот видит, что разбирают кафе. Я показал ему новый дизайн, объяснил, что мы не закрываемся.

— Какие точки со временем пришлось закрыть и почему?

— Мне пришлось закрыть две точки: около остановки «Боровецкое» по улице Татарстан и около «Аптеки» по Сююмбике. Они себя не оправдывали. В убыток никому не выгодно работать, должна быть отдача. У нас с неба ничего не падает, а платить зарплату и налоги нужно. 

— Известно, что челнинцы любят обсуждать, на какой торговой точке продукция вкуснее. От чего это зависит?

— Многие задают вопросы по типу: «Почему на Райисполкоме сосиски в тесте вкуснее, чем на вокзале?». Да, от торговой точки это зависит, продукция получается разная.

«Мясо не то, потому что все технологии то голландские, то немецкие»

Например, вкуснее всего кажется блюдо в том месте, где его впервые попробовали. Если постоянный клиент, то продавец его уже узнает и при хорошем отношении между ними готовит и делает те же сосиски в тесте с улыбкой и душой.

— Сколько в среднем сосисок в тесте вы продаете?

— Сейчас продажи падают. Летом можем продать и шесть тысяч штук в общем. Одна точка может продать около тысячи сосисок в день, но все зависит от числа на календаре. Праздничный день или нет. 

Также много зависит от дня зарплаты на КАМАЗе. КАМАЗ работает, и город живет. Я со многими предпринимателями знаком, они говорят: «Автогигант не работает, мы сидим».

— С какими кризисными моментами вы столкнулись за 25 лет работы «Ак Батыра»?

— Больше всего я запомнил 2008 год. Тогда я даже цены не поднимал, долго держался, говорил: «Цены поднимем — потеряем совсем клиентов». Вот такие перевороты сильно чувствовались. 

Пандемию мы встретили уже с опытом. В пандемию, можно сказать, мы охраняли торговые точки, выручка была низкой. Государство хорошо поддержало – я из числа первых получил субсидию.

«Мясо не то, потому что все технологии то голландские, то немецкие»

К таким вещам мы всегда готовимся. Например, зимой у нас падает торговля, мы заранее думаем об этом, что придет время — спрос упадет, а зарплату давать надо. Я же не могу говорить, что нет выручки и платить не буду. Я своих сотрудников не обижаю. Раз они пришли на работу, может, они ни одну сосиску не продали, я зарплату плачу, хотя бы минимальную.

— После пандемии вы смогли даже открыть новую точку в Замелекесье. Как она работает?

— В Замелекесье появилась новая точка, потому что многие спрашивали, почему «Ак Батыра» в новом микрорайоне нет. Не скажу, что он себя оправдывает: на данный момент мы на этой точке пока проигрываем. Однако ни одна торговая точка сразу не начинала работать. Исключениями были первые пять точек «Ак Батыра». Помню, что с близлежащих городов даже приезжала молодежь попробовать. Не нужна была никакая реклама, работало сарафанное радио. Оно и сейчас работает. В городе можно услышать, что визитная карточка Челнов – это сосиски в тесте. Достопримечательность города в каком-то роде.

— Были ли переломные моменты, когда хотелось бросить дело и закрыться?

— Да, в начале было сложно. Я врагу не посоветую того, через что прошел. Общепит – одна из самых трудных сфер деятельности. Сосиски в тесте – скоропортящаяся продукция. За качеством нужен особый контроль, особенно в летнее время. Иногда мы даже на 20 минут закрываем торговые точки, потому что необходимо сделать санобработку. Превыше всего в этом деле должна стоять гигиена.

— Многие точки общепита в пандемию перешли только на доставку, но не «Ак Батыр». Почему?

— Наша продукция вкусная сразу после приготовления, да и нет такой упаковки, чтобы её доставить. Мне во время пандемии очень многие предлагали сделать доставку, я наотрез отказывался. Потому что человек, заказав, представляет, что ему привезут теплую, хрустящую сосиску, а она будет холодной и однобокой к тому времени, как её привезут.

«Мясо не то, потому что все технологии то голландские, то немецкие»

Я тогда отвечал так: «Кто хочет, придет, все точки у нас открыты, необходимо просто надеть маску и соблюдать социальную дистанцию». Продавали на вынос, никаких сидячих мест. Мы все правила соблюдаем, потому что иначе нельзя.

— Как идет работа в условиях санкций ЕС? Пришлось ли повысить цены, сменить поставщиков?

— Цены повысить пришлось, остальное не изменилось. Мы работаем только с местными поставщиками, и поток посетителей остался прежним.

— Что ждет «Ак Батыр» в ближайшее время? Новые точки или, наоборот, закрытие нерентабельных кафе?

— У нас в Челнах достаточно точек. Если торговая точка нерентабельна, то смысла в каждом комплексе ставить такую нет. Вы могли заметить, что у нас очень много пекарен, почти в каждом комплексе, очередная новая легко может потеряться.

В начале апреля мы разобрали торговую точку на остановке «Райисполком». Она мешала архитектуре города, да и сейчас все торговые точки с остановок убирают.

«Мясо не то, потому что все технологии то голландские, то немецкие»

Выбрали новое место и уже получили разрешение на строительство бистро. Оно будет в 34-м комплексе. Это новый район, там много детей. А наши основные покупатели — дети, студенты и рабочие, поэтому ожидаем, что спрос там будет.


Авторы материала: Ангелина Самцова, Ксения Антонова


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *