Мусорная реформа: есть ли свет надежды в тоннеле проблем?

Член фракции КПРФ в Госсовете Татарстана Николай Атласов в авторской колонке
Член фракции КПРФ в Госсовете Татарстана Николай Атласов в авторской колонке,
написанной специально для KazanFirst, рассуждает о предстоящих громких баталиях
на тарифном фронте между компанией «РТ-Инвест» и республикой.

В Татарстане на мусорном фронте вновь перемены и, как обычно, не самые приятные: убрали главу одной из компаний – региональных операторов. Речь о Сергее Богатове из ООО «УК «ПЖКХ», которое отвечает за западную зону республики.

В ряде изданий Татарстана уже обсуждались вероятные мотивы этого решения. Но я сейчас не об этом. Независимо от истинных мотивов сам факт данной отставки является ярким отражением того кризиса, в котором оказалась мусорная отрасль Татарстана.  

Прошло более трех с половиной лет с начала мусорной реформы, а в республике до сих пор так ничего и не сделано. Переработка твердых коммунальных отходов как особое направление отрасли практически отсутствует. Есть определенные мощности сортировки, введенные в строй два десятка лет назад, и на этом, пожалуй, все.

Мусорная реформа: есть ли свет надежды в тоннеле проблем?

Если говорить о твердых коммунальных отходах, то существующие мощности по их переработке имеют локальное значение и никак не вписаны в территориальную схему обращения с отходами в Татарстане. Сбор и переработка в данном случае осуществляются небольшими частными компаниями, которые на свой страх и риск ведут бизнес без какой-либо поддержки. По этой причине выбираются в основном ликвидные фракции типа ПЭТ и металлов, которые в общем объеме образуемых ТКО составляют небольшую долю. Основная же масса бытовых отходов уходит на мусорные полигоны, которые большей частью находятся на грани исчерпания ресурса.

Ситуация с фактическим отсутствием в республике полноценной отрасли по переработке ТКО хорошо известна всем заинтересованным сторонам. О ней прекрасно осведомлено министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Татарстана, курирующее мусорную отрасль в республике. Впрочем, для Минстроя РТ «мусорка» – это «прилагательное» к строительной сфере, а потому большого интереса в выстраивании системной работы по развитию обращения с отходами данное министерство не испытывает. Три с половиной года назад оно провело на безальтернативной основе конкурсы по выборам региональных операторов, скинуло на них все проблемы и умыло руки.

Давно поднимаю вопрос о передаче сферы обращения с отходами в ведение министерства экологии и природных ресурсов Татарстана, по аналогии с федеральной структурой. Но никаких попыток рассмотреть его по существу не предпринимается: ведомственный интерес превалирует над здравым смыслом и логикой. Уж кому, как не чиновникам экологического министерства, заниматься вопросами переработки отходов, а также их захоронения. Мусор и полигоны – это к теме экологии, а не строительства. Тем более что в экологическом министерстве есть специалисты, способные вести эту тему. Благо, что в свое время именно министерство экологии занималось вопросами обращения с отходами.

В Татарстане в этом смысле сложилась странная ситуация. Курирует мусорную тему Минстрой, но когда возникали проблемы в сфере продвижения проекта мусоросжигательного завода (МСЗ), прежде всего в контексте вопросов обеспечения экологической безопасности, на первый план во взаимодействии с общественностью выходило Минэкологии. И возникало определенное непонимание – проблемный вопрос по теме МСЗ защищало ведомство, не имевшее на его решение реального влияния. Отсюда и проблема с доверием.

Мусорная реформа: есть ли свет надежды в тоннеле проблем?

Возвращаясь к теме ухода с должности гендиректора ООО «УК «ПЖКХ» Сергея Богатова, отмечу, что это решение совпало с кризисом строительства мусоросжигательного завода под Казанью. Есть ли в этом какая-то связь, судить не берусь. Но в настоящий момент тема МСЗ больше напоминает проект, реализация которого близка к провалу.

Премьер-министр Татарстана Алексей Песошин уже констатировал серьезные проблемы в реализации проекта МСЗ из-за западных санкций в отношении корпорации «Ростех» и его дочерних структур. Под санкции попала и компания «РТ-Инвест», отвечающая за строительство пяти МСЗ – четырех в Подмосковье и одного в Казани. И очень вероятно, что ни один из этих заводов построен не будет, так как разработчик технологии – компания «Хитачи Зосен Инова» – заблокировал поставку уже оплаченного оборудования. Все заявления представителей «РТ-Инвест», что вопрос решаемый, так как 80 процентов всего оборудования должно производиться в России, доверия не вызывают, поскольку импортироваться должны были критически важные компоненты, обеспечивающие контроль и безопасность всего проекта. А без этого проект МСЗ не способен заработать.

Эта ситуация показывает, насколько недальновидными оказались те, кто продвигал спорный во многих отношениях проект МСЗ, основанный на западных технологиях. Потрачено много средств, причем государственных, и все впустую. Теперь на память об этом под Казанью продолжает возводиться «коробка», которую так и непонятно, чем наполнять. И вместе с непостроенным мусоросжигательным заводом ушла в небытие красивая с виду концепция «переработки» отходов методом «энергетической утилизации». Теперь ничего не остается, как продолжать по старинке «утилизировать» отходы в землю. Потому что сильно понадеялись на мусоросжигание и совсем не думали о строительстве мощностей по реальной переработке отходов.

Но это еще не все. Когда в республике начинали реализовывать мусорную реформу, в рамках которой всю западную половину ее территории отдавали под проект мусоросжигания, а также обещали возведение мусоросортировочных мощностей и новых полигонов, понимали, что одними частными инвестициями этот вопрос не закроешь. Поэтому региональные операторы настаивали на резком повышении тарифов для населения и бизнеса. Для населения, конечно, рост оказался не таким резким, как ожидалось (хотя все равно значительным), поскольку власти опасались роста протестных настроений. Именно по этой причине республиканский Госкомитет по тарифам периодически остужал аппетиты регоператоров, мечтавших о чрезмерно завышенной тарифной нагрузке для населения. Но основную массу «инвестиционного» тарифа взвалили на юридических лиц, заставив их оплачивать услуги регоператоров по завышенным нормативам накопления ТКО. Теперь по прошествии более чем трех с половиной лет оказалось, что ни МСЗ, ни новых сортировок, ни новых полигонов в республике нет (напомню, МСЗ должны были построить к концу 2022 года), а завышенные тарифы сохраняются и имеют тенденцию к дальнейшему росту. И это не просто слова.

Мусорная реформа: есть ли свет надежды в тоннеле проблем?

Есть мнение, что смена гендиректора ООО «УК «ПЖКХ» произошла без согласования с руководством республики. Это означает, что в нынешних кризисных для себя условиях компания «РТ-Инвест» — инвестор проекта МСЗ – намерена искать дополнительные источники финансирования, так как даже разработка альтернативного проекта требует огромных инвестиций. А взять их можно только с населения.

Назначение на должность гендиректора ООО «УК «ПЖКХ» нового человека, не связанного с Татарстаном, — явный сигнал того, что регоператор в западной зоне РТ намерен действовать с меньшей оглядкой на власти республики в вопросах тарифной политики. Удастся ли Госкомитету РТ по тарифам сдерживать аппетиты регоператоров – еще вопрос. Вполне вероятно, что очень скоро нас ожидают громкие баталии на тарифном фронте. Ведь на место Сергея Богатова пришел менее сговорчивый топ-менеджер. «РТ-Инвест» терпит колоссальные убытки. И в такой ситуации интересы татарстанского населения для этой компании явно будут не в приоритете.      


Николай Атласов, депутат Государственного Совета Республики Татарстан, член фракции КПРФ


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *