«Секонд-хенд — это особая философия»: что ищут казанцы в магазинах подержанной одежды?

Суммарный трафик на сайтах популярных досок объявлений и ресейл-платформ вырос в первом полугодии на 33% к прошлому году. Поговорили с владельцами казанских секонд-хендов и узнали
Суммарный трафик на сайтах популярных досок объявлений и ресейл-платформ вырос в
первом полугодии на 33% к прошлому году. Поговорили с владельцами казанских
секонд-хендов и узнали, как обстоят дела на рынке одежды, бывшей в употреблении.

В пресс-службе «Мегафона» заметили, что наибольший рост (в 10 раз!) демонстрируют специализированные платформы, которые специализируются на перепродаже определенной категории товаров — одежде именитых дизайнеров, брендовых сумках, обуви, аксессуарах или потребительской электронике. Такие платформы предлагают удобный сервис, в том числе доставку, и гарантируют качество товаров. Потребители шопинг на таких платформах находят более прозрачным и безопасным, чем покупки у незнакомых людей, поэтому доверие к таким площадкам растет. 

KazanFirst поговорил с владельцами секонд-хендов Казани, чтобы выяснить, повысился ли интерес к подержанным вещам и винтажу у жителей столицы Татарстана. 

Основатель секонд-хенда «Фильтр» Ильдар Габидуллин подтвердил, что в июле трафик действительно увеличился на 30%. Причем повысился спрос на вещи брендов, которые ушли с российского рынка. Габидуллин добавил, что, несмотря на дешевый евро, стоимость вещей не снизилась – виной всему проблемы с логистикой: доставка товара и услуги посредника подорожали в два раза. 

– Чаще всего покупают футболки, свитшоты, худи, рубашки. Штаны, обувь покупают реже. Очень хорошо покупали бейсболки, – перечислил Габидуллин.

Нам удалось связаться с владелицей знаменитого секонд-хенда на Парижской Коммуне Талией – ее магазин стал своеобразной Меккой для ценителей винтажа, многие туристы включают посещение этого магазина в свою культурную программу. 

По словам Талии, секонд-хенд – это особая философия, которую нужно постигать годами. Потребители секонд-хенда, по наблюдениям Талии, не одеваются в торговых центрах, потому что это сильно отличается от традиционного шопинга в сетевых магазинах, где вам предлагают готовые решения и продают вещи, которые носят все. Подбор одежды в секонд-хенде – это кардинально отличный процесс.

«Секонд-хенд – это особая философия»: что ищут казанцы в магазинах подержанной одежды?

– Вы должны из сотни, из тысячи вещей подобрать себе ту, которая нравится вам. Это не каждый может делать, для этого нужна квалификация и вкус. Это нарабатывается временем, – рассуждала Талия, вспоминая, как потребители масс-маркета после ухода крупных брендов одежды пытались ходить в секонд-хенд, но чувствовали себя там растерянными. Для того, чтобы уметь подобрать образ в секонд-хенде, нужна насмотренность и умение сочетать вещи, уверена Талия. 

Даже закупка товара в традиционном магазине и секонд-хенде на улице Парижской Коммуны отличаются – например, владельцы секонд-хенда уделяют большое внимание качеству пошива. Вещи закупаются только из натуральных тканей, в отличие от масс-маркета, где одежда продается, как правило, из синтетики, а изделия из шерсти, льна и кожи стоят больших денег. А еще одежда в секонд-хенде, как и современная мода, не имеет гендера – просторные рубашки и джинсы оверсайз могут одинаково подойти как девушкам, так и мужчинам. 

– Если вы купили хорошую вещь, то будете ее носить. А вот если вы сдуру купили что-то на распродаже и потому ни разу не надели, это говорит о том, что вещь вам не по душе. Поэтому вещи без признаков износа – это вещи, которые человек купил необдуманно. Опытные пользователи смотрят не на это. Они в тренде и ищут определенные брюки или блузку. Они могут найти брюки, которым 50 лет, но при этом они отлично выглядят. Им нравится носить вещи, которые старше их самих, – рассказала Талия. 

Цены в секонд-хенде более чем демократичные. Верхняя одежда хорошего качества стоит недорого – 1500-3500 за шерстяное пальто или тренч из хлопка. Изделия из натурального меха и кожи могут стоить 8-10 тысяч. Стоимость одежды начинается от 100 рублей.

Владелица магазина винтажных вещей призналась, что с началом энергетического кризиса в ЕС (откуда в основном завозится подержанная одежда) стало меньше товара – жизнь европейцев стала более дорогой, и они стали более бережливо относиться к своим вещам. И если раньше они не задумываясь обновляли гардероб, то сейчас задумываются, прежде чем покупать себе что-то новое и избавляться от старого. Все это усугубляется проблемами с логистикой, с накоплением грузов, которые не пропускает таможня.

– Есть большие проблемы в этом. Однако пока мы с ними справляемся, и я думаю, наши коллеги тоже, – выразила надежду Талия.

«Секонд-хенд – это особая философия»: что ищут казанцы в магазинах подержанной одежды?

Владелицы секонд-хенда «ШМОТОЧНАЯ» Анастасия и Ирина Сорокины заметили, что после ухода популярных брендов поток гостей в магазин немного увеличился. При этом именно на одежду этих брендов в секонд-хенде большого спроса нет. По словам сестер, покупатели «не смотрят на бренд, главное, чтобы вещь цепляла и хотелось ее носить».

— Мы показываем гостям винтажную одежду, одежду с историей. И хочется, чтобы больше людей пришли к разумному потреблению, хорошей одежде можно дать вторую жизнь! — сказали девушки. 

Они добавили, что одежду возят из Москвы, Санкт-Петербурга и Европы и сотрудничают со своими прежними поставщиками.

Основатель секонд-хенда «Одежда из Европы – Stock & Second Hand» Татьяна Афанасьева возит одежду люксового сегмента из Англии, Австралии, Канады и Германии. На этом рынке она уже 12 лет. Она сообщила, что в последние годы количество посетителей увеличилось, потому что люди увидели разницу между вещами, которые продаются в брендовых магазинах России и Европы. 

– Когда я начинала работать, я мониторила рынок, ходила по нашим магазинам, и таких вещей, которые приходили в мешках из Европы, я не видела. Те же бренды, но вещи – небо и земля как по качеству, так и по фасонам, по составу и пошиву тканей. Люди понимают, что незачем переплачивать за вещи плохого качества по завышенной цене, когда можно купить лучшее и за более низкую цену, – рассказала она. 

Покупатели в магазине Афанасьевой тоже абсолютно разные – кто-то ищет вещи из натурального льна и шелка, кто-то подбирает вещи, которые можно переделать, а кто-то ищет винтажные украшения и изделия из кожи. Кому-то нужна одежда «на выход», а кто-то ищет одежду на каждый день.

Владелица магазина также рассказала, как менялась мода. Раньше она привозила из Англии платья и классические женские костюмы. 

– За последние годы приоритеты у людей поменялись — девушки и женщины покупают и мужскую одежду, поэтому я стала возить больше мужских вещей, рубашки оверсайз, толстовки. Но в последнее время стали покупать платья, хотя два-три года их не покупали вообще, – поделилась Афанасьева.

«Секонд-хенд – это особая философия»: что ищут казанцы в магазинах подержанной одежды?

С началом сезона отпусков предпринимательница заметила снижение трафика, но ее магазин находится в центре Казани, поэтому туда часто заглядывают туристы.

Доктор технических наук, профессор кафедры материалов и технологий легкой промышленности КНИТУ-КХТИ Альбина Азанова согласилась, что тенденции роста интереса к б/у одежде действительно прослеживаются. С российского рынка уходят известные бренды, а в стране есть люди, которые привыкли носить одежду с лейблом известных марок. Либо публичная профессия, положение в обществе требуют от них одежды высокого качества люксовых брендов.

— С другой стороны, мы знаем факты, когда состоятельные и известные люди, возможно, испытывая  финансовые трудности, продают излишек брендовой одежды и аксессуары из коллекций прошлых сезонов. Однако для подавляющего большинства наших сограждан одежда дизайнерских брендов не является приоритетом хотя бы потому, что она им не по карману. Или есть другие приоритеты, интересы в жизни. А одежду западных брендов низкой ценовой категории (так называемый масс-маркет) вполне могут заменить наши отечественные — Zarina, Befree, Ostin, Love Republic, Твое, Gloria Jeans и другие, — говорит эксперт.

Она обратила внимание, что у людей сегодня, особенно молодых, меняется мышление. В прогрессивной части мира продвигаются идеи осознанного потребления, появляются апсайкл-бренды (апсайклинг – вторичное использование старой одежды. — Ред.). Дизайнеры переделывают старую одежду и с успехом продают ее. В России тоже есть бренды одежды, сумок, аксессуаров, которые позиционируют себя как апсайкл-бренды. Другое дело, что такая переделанная вещь будет стоить немалых денег, но Азанова думает, что это временная проблема. 

— Дело в том, что у нас это пока только зарождается, а в развитых европейских странах является трендом. Интересно, что в европейских странах, например, в Великобритании, сегодня очень популярны курсы декоративной штопки – выйти в заштопанной одежде там не является чем-то зазорным, даже наоборот — осознанно относиться к потреблению означает быть прогрессивным, ведь сейчас в моде бережное отношение к своей одежде. Уверена, что идеи осознанного потребления, апсайклинг, культура бережного отношения к одежде постепенно будут приживаться и в нашей стране, тем более в нынешних  условиях, — считает Азанова.

«Секонд-хенд – это особая философия»: что ищут казанцы в магазинах подержанной одежды?

Член фракции КПРФ в Госсовете РТ Николай Атласов призвал не удивляться растущему интересу татарстанцев к б/у одежде — чем ниже доходы, тем выше спрос на б/у изделия, в том числе одежду. Он обратил внимание и на другой аспект проблемы: уход западных брендов вызвал падение поставок на российский рынок люксовой брендовой одежды, в результате чего у некоторых потребителей возник спрос на люксовый секонд-хенд. 

— Эти две разноплановые тенденции, вызванные одной и той же причиной (санкции), лично у меня порождают разное отношение к ним. Если речь идет о людях, которые покупают секонд-хенд, чтобы сэкономить на расходах, то это понятно и оправданно. В этом случае преобладает мотив  купить добротную, хотя и поношенную одежду, потратив меньшие деньги. Но когда речь о сэконд-хенде в категории люксовых товаров, тут мотив иной — главное приобрести пусть и бэушную, но люксовую вещь. Я не осуждаю таких людей, но выражать сочувствие спешить не буду. Все-таки в данном случае речь не идет об удовлетворении первоочередных потребностей. Потому что покупают люксовую вещь для статуса. В обычной жизни обойтись без нее можно, — рассуждал Атласов. 

«Секонд-хенд – это особая философия»: что ищут казанцы в магазинах подержанной одежды?

И тут для покупателя б/у люксовой вещи возникает проблема, которую он сам может не замечать, добавил Атласов. Товары категории люкс — это про статус, и такие товары априори не могут быть бэушными. Если у тебя б/у люксовая вещь, то и статус твой, как бы это сказать, не совсем настоящий. Это погоня за мнимой ценностью, которая в силу своего бэушного статуса не обладает такой ценностью. На мой взгляд, если нет возможности приобрести люкс, лучше пользоваться товарами попроще, но новыми, а не бэушными.

Депутат Госсовета от ЛДПР  Эдуард Шарафиев считает, что санкции и вызванный ими уход западных брендов являются главной причиной роста ресейл-платформ, так как они вызывали определенный дефицит на отечественном рынке.  

По мнению политика, под видом новой этики покупателям навязывают моду на определенную этику поведения, чтобы увеличить объем продаж.

– Сегодня вам говорят, что покупать секонд-хенд полезно, потому что сохраняются ресурсы, что это и есть осознанное потребление. На самом же деле осознанное потребление в пользу природы и сокращения ресурсов — это когда вы сокращаете объем потребления. А что касается торговли секонд-хендом, в том числе люксовыми брендами, то это всего лишь активно развивающаяся ниша для торговли. Которая так же заинтересована в росте объемов продаж, как и любая другая, – сказал Шарафиев.

Парламентарий не думает, что наблюдающийся сейчас рост спроса на секонд-хенд является долгосрочной тенденцией. Санкции на многих российских потребителей оказали шоковое воздействие исчезновением целой группы товаров, прежде всего брендированных.

– Но покупатели адаптируются и ситуация нормализуется, спрос на брендовый секонд-хенд упадет частично от того, что его станут удовлетворять новые тренды, – резюмировал Шарафиев.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: