«Создать с нуля импортные аналоги за год-два невозможно»

Обсудили с экспертами
Обсудили с экспертами, так ли плохо закупать аналоги европейских элементов у
дружественных соседей и почему импортозамещением нужно было заниматься гораздо
раньше.

О низких темпах импортозамещения и впадании в зависимость от доступных зарубежных технологий заявил генеральный директор АО «ПОЗиС», председатель ТРС ООО «Союз машиностроителей России» Радик Хасанов во время своего доклада на Татарстанском машиностроительном форуме.  Дело в том, что многие элементы на данный момент можно заменить только на комплектующие небрендовых китайских производителей (качество которых остается тайной) или приобрести путем параллельного импорта. К тому же это ведет к зависимости от «дружественных» стран, хотя мы едва отошли от западных технологий.

– Опять-таки мы вроде бы уходим от зависимости от Европы, а переходим в зависимость от Китая, Турции. Говорим, что импортозамещение, а тащим из Китая. Это не импортозамещение, ничего подобного! – негодовал спикер. 

Вместо того, чтобы поддерживать недавно созданные инжиниринговые компании, инвестиции следует направлять на развитие инжиниринга в уже существующие компании и поднимать престиж профессии инженера. 

Он также обратил внимание, что существующая система закупок вовсе не стимулирует отечественное машиностроение. Хасанов считает, что там не стремятся закупать качественное, а стремятся покупать дешевое. Закон о госзакупках давно требует корректировки. 

Зарубежные компании не дают пробиться российским из-за большого опыта и компетенций. Но это не значит, что российские разработки плохие – они постоянно работают над расширением своих компетенций. Хасанов подчеркнул, что именно отечественным компаниям должен оказываться приоритет.  

Развитием замещения нужно было заниматься в предыдущие годы, пока на это были деньги

Так почему же российская продукция не выдерживает конкуренции с зарубежной? Эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Валерий Емельянов дает на это простой ответ – в первую очередь потому, что в России последние 30 лет не занимались целенаправленно созданием замещающих производств. В ряде случаев в этом не было смысла, поскольку производить вообще всю номенклатуру от гаек и болтов до сотни оттенков краски слишком дорого и нерентабельно.

– Сегодня все компании в мире специализируются на очень узких и специфических товарах, которые они стараются производить для всего мира сразу, — тогда это действительно выгодно. Китай — это скорее исключение, но это особенности местного рынка. Он очень емкий и переживал до недавнего времени быструю индустриализацию, поэтому там созданы производственные линии для любой маломальской мелочи, – рассказал эксперт.

Основным конкурентным преимуществом зарубежной продукции остается ее невысокая цена. Причина заключается в массовости выпуска: если в России деталь купит 4-5 заводов в количестве нескольких сотен тысяч штук, то Китай поставляет миллионами только внутри своего рынка, плюс он может отправлять товары по всему миру.

– Это эффект экономии на масштабе. Чтобы его достигнуть, нужно иметь большой рынок сбыта либо у себя дома, либо в соседних странах. Желательно с морскими портами: по морю перевозка обходится дешевле. Россия «заперта» на континенте, незамерзающих портов мало, да и отношения с соседями уже не те, железные дороги в сторону Китая перегружены углем и сталью — там некуда грузить готовые товары, да и нет вагонов в нужном объеме. Если коротко: у Китая и Турции на это ушли десятилетия. У многих стран, которые тоже пытались, так ничего не вышло, – пояснил аналитик.

«Создать с нуля импортные аналоги за год-два невозможно»

Темпы импортозамещения в России низкие, потому что на бумаге для отечественных производителей нет преференций. Объективно у российских производителей сейчас очень узкий выбор поставщиков. 

– Причина понятна: мы не торгуем с развитой частью мира, а это более половины мирового производства. Остается Китай и другие периферийные страны. Если искусственно ограничить ввоз компонентов из Китая и Турции, например, поставив условие, что нужно обязательно более 50% местных товаров, то поставщики просто начнут ввозить те же самые компоненты, но под другими документами. Будут те же самые китайские, но прошедшие «очистку» на российских складах, чтобы создать видимость производства. Причина в том, что создать с нуля импортные аналоги за год-два невозможно, – пояснил Емельянов.

Когда речь идет о сокращении импорта в пользу собственного производства, невольно вспоминается СССР с его тотальным дефицитом товаров. Однако эксперт уверен, что дефицита не случится, но импорт станет еще дороже из-за многоходовой системы поставок. 

– Развитием замещения нужно было заниматься в предыдущие годы, пока на это были деньги и для нас были открыты внешние рынки. Плюс нужны люди. На обучение целого поколения специалистов уходит около 10-15 лет (со школы до обретения профессии), – сказал экономист.

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов к проблемам отечественного машиностроения отнес непростую ситуацию в экономике, рост стоимости используемых предприятиями товаров и услуг, резкие колебания курсов валют. Влияет на финансовое положение предприятий и высокая стоимость заемных средств и жесткие условия их получения. 

– Важным фактором является снижение интереса к работе в отрасли. Это относится как к рабочим, так и инженерным специальностям, а также старение персонала. Сказывается и конкуренция с производителями из других стран — у них больший опыт и меньшая стоимость продукции, – сказал аналитик. 

«Минпром РФ во главе с Денисом Мантуровым больше говорят, чем реально что-то делают»

Член фракции КПРФ в Госсовете РТ Николай Атласов считает, что критика Хасанова в целом оправданна. В вопросах замены западных комплектующих Минпром предпочитает идти по более простому пути – подмены китайскими комплектующими, которые зачастую не соответствуют качеству. 

– Но в некотором смысле такая политика объяснима – Минпрому необходимо оперативно решать вопросы замещения, а наладить в короткий срок производство собственных комплектующих по широкой номенклатуре изделий невозможно, для этого необходимо время. Но комплектующие нужны сейчас, чтобы не останавливать работу предприятий. Так что китайский импорт, как и турецкий, с учетом ситуативных потребностей оправдан, – пояснил политик. 

А вот то, что министерство промышленности и торговли РФ во главе с Денисом Мантуровым больше говорят, чем реально что-то делают, – это вопрос, требующий отдельного обсуждения. Для полноценного импортозамещения необходимы системные решения, способные изменить ситуацию к лучшему, уверен Атласов. Именно поэтому и назрело предложение об изменении законодательства о закупках в пользу отечественных производителей, что позволит быстрее двигаться в сторону технологического суверенитета.   

– Правда, и здесь есть свои подводные камни. Мы не можем резко изменить условия на нашем рынке, ограничив поставки той же китайской и турецкой продукции. Ведь в условиях санкций эти две страны имеют ключевое значение для экономики России с точки зрения выживания. Именно через эти страны идет параллельный импорт. Так что нашим властям приходится выбирать не из лучших решений, а наименее худшее, – заметил политик. 

«Создать с нуля импортные аналоги за год-два невозможно»

Атласов предложил альтернативные инструменты, с помощью которых можно стимулировать политику импортозамещения. Например, через развитие рублевого кредитования. 

– У нас до сих пор этот механизм не работает, так как рубль продолжает функционировать как часть долларовой системы. Надо выводить рубль из долларовой системы, превращать его в кредитный инструмент и насыщать рынок дешевыми рублями для развития отечественного производства. Наличие дешевого рублевого кредита позволит создавать условия и для развития производств, и для НИОКР, в результате чего и будет осуществляться реальное импортозамещение, – предложил парламентарий. 

Главная проблема — в государственном подходе к обеспечению государственной же безопасности

Первый секретарь комитета регионального отделения партии «Коммунисты России» в Республике Татарстан Альфред Валиев согласился с Хасановым в части обеспечения технологического суверенитета – он, как считает политик, необходим как воздух. 

– Но такая ситуация не вчера сложилась – либералы, такие как Чубайс, забивая гроб в крышку коммунизма, за тридцать лет распилили огромное число заводов на металлолом, а что не смогли – растащили по офшорам или украли на этапе инвестиций. Так что ситуация действительно непростая, – сказал Валиев.

Но и говорить, что в России совсем ничего не производят или не делают в этом плане, политик считает неверным. К примеру, в Татарстане промышленность, бизнес и наука активно работают над импортозамещением как и в плане товаров гражданского назначения, так и для военного, а лидер республики держит большинство таких проектов на личном контроле. 

– Другое дело, что, несмотря на разгром станкостроения в России, базовые возможности к производству всего необходимого, в том числе, сохранены, за исключением электронных компонентов: микропроцессоров, микросхем и прочих транзисторов. И нам сегодня крайне необходимо использовать и собственный советский опыт, и опыт КНР, и опыт Ирана, чтобы выжить в этой новой экономической войне, – подчеркнул коммунист. 

В нынешней ситуации нет ничего зазорного в сотрудничестве с Китаем, Турцией и другими странами в закрытии текущих потребностей – Валиев напомнил, что Иосиф Сталин поначалу тоже покупал заводы у немцев, пока в СССР не научились строить свои. И в области отечественного станкостроения, и в области производства основных компонентов микроэлектроники (в первую очередь для оборонного и производственного комплекса) у России хорошие перспективы и возможности. 

«Создать с нуля импортные аналоги за год-два невозможно»

– Поэтому вижу главную проблему не в наличии инновационных центров на конкретном предприятии – это хотя и важный, но частный интерес, а в государственном подходе к обеспечению государственной же безопасности. Государственная воля, усиленная государственной идеологией, – вот ключ к успеху. Национализировать крупнейшие компании по добыче и переработке ресурсов, заменить Мантурова, прямо причастного к развалу отечественного станкостроения и микроэлектроники, на более государственного и компетентного человека, произвести масштабные кадровые чистки забронзовевших и покрывшихся мхом, ввести уголовную ответственность с полной конфискацией для чиновников из Правительства и сотрудников из контролирующих их органов, по чьей вине или умыслу был нанесен ущерб обороноспособности страны, – рассуждал Валиев.

Политик предложил направлять средства, предназначенные на выплату дивидендов акционерам крупнейших банков, на закупку и производство станков, копирование технологий, постройку заводов, обучение кадров, социальную поддержку населения и увеличение зарплат. При этом на каждом этапе должен осуществляться строгий государственный контроль и учет за расходованием средств. По параллельному импорту в страну необходимо ввозить не «все, что душа пожелает», а только самое необходимое. 

– И все сразу наладится и с госзакупками, и с разработками, и с качеством выпускаемой продукции, и с ее количеством. И с дефицитом не будет никаких проблем, тем более что сегодня достоверно известно – в позднем СССР дефицит был организован искусственно. К тому же в самом крайнем случае, примерно как сейчас, лучше иметь дефицит ста сортов колбасы, чем боеприпасов и вооружения, – резюмировал Валиев.

«Сегодня каждый мечтает стать айтишником, а слесарями, наладчиками и операторами станков не хочет быть никто»

А вот руководитель центра разработки бизнес-планов «Позитив Консалтинг» Ирек Галямов высказал противоположную точку зрения. Рассуждая о проблемах машиностроительного кластера, он обратил внимание на высокую налоговую нагрузку предприятий, административное давление в виде проверок надзорных органов и проблемы со сбытом. 

Он также заметил, что в сфере инжиниринга прослеживается тенденция к старению персонала. В отрасли практически не проводится работа по привлечению молодежи, нет практики наставничества, как следствие — преемственности знаний. 

– Создалась ситуация, когда проблемы производства в машиностроительном кластере нужно решать, а квалифицированных кадров нет, а учебные заведения не работают в связке с производственными комплексами или это делается для галочки. Нет привлечения молодежи на производство, – поделился собеседник.

«Создать с нуля импортные аналоги за год-два невозможно»

В 90-е был бум популярности профессии юриста, экономиста. Сейчас в моде IТ – вся молодежь стремится стать айтишниками, а слесарями, наладчиками и операторами станков не хочет быть никто. Требуется поднимать престиж профессии на государственном уровне, уверен эксперт. 

Проблемы со сбытом Галямов объяснил низкой репутацией российского продукта. Во времена СССР производили «на века» – отечественная продукция служила десятки лет. При нынешней политике товары имеют очень короткий жизненный цикл, они производятся с расчетом, что через 3-4 года техника выйдет из строя и нужно будет покупать новую. Но и это поправимо, уверен Галямов. Когда-то считалось, что товары из Китая плохого качества, но страна смогла изменить мнение о своих товарах и доказать, что производит высококачественные вещи. 

– Производственный рынок сейчас такой, что нужно конкурировать качеством, ведь именно оно необходимо потребителю, – резюмировал эксперт.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: