«Не нужно опознаний, мы и так знаем, кто виноват»: в казанском суде из-за недоработок следствия разваливается дело о торговле правами в структуре ГИБДД

Порядка 30 свидетелей не могут опознать подозреваемых.
Порядка 30 свидетелей не могут опознать подозреваемых.

В наше время очень сложно поверить в святость сотрудников каких бы то ни было органов. Но это дело совсем не про святость: все-таки для функционирования судебной системы должным образом общественного порицания маловато — хорошо бы как минимум подкрепить уголовное преследование доказательствами. Но последние в данном случае пока работают не на руку обвинению.

Приволжский районный суд Казани рассматривает дело бывшего инспектора ГИБДД Шамиля Бикушева и его предполагаемого подельника юриста Ильнура Сиразетдинова почти полгода. Схема стара как мир: Бикушеву вменяется незаконная выдача водительских прав за взятки, а Сиразетдинову — посредничество в этом. По версии обвинения, которое представляет сотрудник прокуратуры Приволжского района Чулпан Шаетова, те, кому нужны были права на управление транспортными средствами дополнительных категорий, писали заявления об утере или краже своих старых прав. Бикушев вносил эти данные в информационную систему. После этого водители, не проходя обучение и не сдавая экзамен, получали права с дополнительными категориями.

«Не нужно опознаний, мы и так знаем, кто виноват»: в казанском суде из-за недоработок следствия разваливается дело о торговле правами в структуре ГИБДД

Коллега Бикушева — действующий сотрудник ГИБДД Ильнур Хуснутдинов рассказал в суде о несовершенстве системы. По сути, для того, чтобы добавить лишнюю категорию, технически достаточно просто поставить галочку в нужном месте — это никто не перепроверит. К тому же в теории под логином конкретного сотрудника может зайти любой другой, имеющий пароль от профиля. При этом федеральная и региональные базы ГИБДД между собой сообщаются: так что если права утеряны в одном месте, их можно восстановить в другом, предоставив недостоверную информацию.

Например, свидетель Иван Федотов рассказывает, что три раза терял права и столько же раз их восстанавливал. На четвертый раз при восстановлении была допущена ошибка: появились лишние категории «А» и «С». Сообщать об ошибке мужчина, конечно же, не стал — не пришлось даже никому платить за это. Правда, и эти права Федотов вскоре потерял.

С момента заведения уголовного дела оба подсудимых не признают свою вину. В деле более 130 эпизодов — в подсчете их количества сбиваются даже адвокаты. «Покупателям» прав документы аннулировали, а сами они теперь находятся в статусе свидетелей. На данный момент из почти сотни человек в суде допрошены около 30 (показания большинства из них оглашались). По словам адвоката Сиразетдинова Юрия Малышева, ни один из этих людей не опознал в суде ни Бикушева, ни Сиразетдинова. Многие не отрицают, что платили за права, просто не этим людям, а своим знакомым и друзьям, которые обещали «решить вопрос». При этом некоторые свидетели рассказывают, что в окне на выдаче прав сидели сотрудники женского пола. Более того, после задержания обоих подозреваемых следователи даже не проводили процедуру опознания на этапе предварительного расследования.

— Один из свидетелей Айдар Ахметов рассказал, что обратился к другу, который у него попросил за все про все 100 тысяч рублей. Он должен был подойти к определенной машине и пояснить, что он «от Коли». В этой машине у него никто денег не взял. При этом Ахметов не узнал в суде ни Серазетдинова, ни Бикушева. Он даже просил следователя показать подозреваемого вживую, чтобы опознать, но тот ответил: «Не нужно, мы и так знаем, кто виноват», — рассказывает Малышев.

По словам адвоката, есть ряд людей — это те «знакомые», которым свидетели передавали деньги, которые установлены следствием, но… даже не допрошены.

«Не нужно опознаний, мы и так знаем, кто виноват»: в казанском суде из-за недоработок следствия разваливается дело о торговле правами в структуре ГИБДД

В деле также имеется факт перечисления денег от Сиразетдинова на карточку жены Бикушева несколькими траншами на общую сумму 150 тысяч рублей. Элеонора Бикушева в суде пояснила, что это легко объясняется ее деятельностью. Женщина уже несколько лет владеет магазином одежды — когда-то она снимала помещение в ТЦ «Сувар Плаза», сейчас ушла на онлайн-площадки. Некоторые покупатели часто расплачивались переводом денег на карточку, поэтому супруга обвиняемого никаких имен при переводах и не запоминала.

— В моем магазине есть совершенно разные товары: от футболок за тысячу рублей до шуб за 200 и даже 900 тысяч рублей. Некоторые покупатели не могли оплатить покупку сразу, поэтому у нас действовала такая услуга: мы держали вещь у себя, а человек выплачивал сумму частями. Как только она погашалась, мы выдавали вещь — рассказывает Бикушева.

При этом она пользовалась карточками мужа и других близких родственников, на которые также перечисляли средства незнакомые люди и она сама, чтобы избежать комиссии за переводы.

Обвинение по этому делу настолько объемное, что его оглашение заняло два месяца. Сиразетдинов (хоть ему и вменяются более мягкие статьи) больше полугода до начала суда провел в СИЗО, только потом его выпустили под домашний арест. При этом Бикушев с самого начала находится под запретом определенных действий. Сколько ещё будет длиться следствие, никто не берется предсказывать. Заседания проводятся с интервалом в неделю — следующее состоится 21 декабря.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: