Новый сезон в театре имени Качалова открыла легендарная пьеса Бомарше

«Женитьбу Фигаро» из Испании перенесли не то в зазеркалье, не то в оранжерею, не то во дворец Снежной Королевы. Она оказалась вне пространства и времени, где ей и место

Ольга Гоголадзе — Казань

«Коль мысли черные к тебе придут,

Откупори шампанского бутылку.

Иль перечти „Женитьбу Фигаро“»

Так советовал Александр Сергеевич Пушкин и был, как всегда, прав. На то он и гений. Но в кризис чёрные мысли приходят так часто, что и спиться недолго. Поэтому на помощь приходит Александр Яковлевич Славутский с новёхонькой, с иголочки, постановкой бессмертной комедии Бомарше в театре имени Качалова. Это игристый, полусладкий спектакль с густой пеной из белых кружев, который действительно помогает забыть на несколько часов о курсе евро, санкциях и даже о том, что зима близко. На этом можно было бы закончить, но нет.
Новый сезон в театре имени Качалова открыла легендарная пьеса Бомарше

Пьеса «Безумный день, или Женитьба Фигаро» настолько легендарна, что о ней самой впору ставить спектакль. Её первое авторское чтение в 1779 году слушал сам Людовик XVI в Версале и остался крайне недоволен. Зато российской императрице Екатерине II произведение настолько понравилось, что она предложила Бомарше предоставить текст для постановки на петербургской сцене. С тех пор «Женитьбу» так часто ставили в театрах и экранизировали, что придумать нетривиальное прочтение становится настоящим вызовом для современных режиссёров

В Качаловском проблему решили изящно: перенесли историю из Испании не то в зазеркалье, не то в оранжерею, не то во дворец Снежной Королевы. Она оказалась вне пространства и времени, где ей и место. Ведь за прошедшие века никуда не исчезли как произвол властьимущих, так и внутреннее одиночество каждого человека вкупе с потребностью любить и быть любимым.
Новый сезон в театре имени Качалова открыла легендарная пьеса Бомарше
Удивительные декорации из стекла и ажурного металла создал Александр Патраков, не обойдя своим вниманием даже мельчайшие детали. Хрустальные столы, стулья, клавесин и даже деревья, казалось, должны звенеть от легчайшего прикосновения. Стены как дымка, туман, иллюзия, способная рассеяться в один миг. Легко поверить, что в таком хрупком дворце при всём желании не получится скрыть тайну, а любые интриги мгновенно становятся прозрачными. 

Ещё одним подарком для визуалов стали костюмы, придуманные и шедеврально воплощённые в жизнь Рустамом Исхаковым. Дизайнер уже работал с Качаловским над «Мышеловкой», но в этот раз он превзошёл сам себя. Каждый наряд — настоящее произведение искусства, которое становится всё более сложным и затейливым в зависимости от социального статуса героя. Самые замысловатые, богато расшитые кружевом, серебром и белыми камнями — у графа Альмавива (Илья Петров) и графини Розины (Елена Ряшина). Попроще, но очень стильные — у Фигаро (Илья Славутский) и его возлюбленной Сюзанны (Ксения Храмова). Массовка одета совсем лаконично, но тоже в бело-молочно-бежевой гамме. Зато старательно молодящаяся ключница Марселина (Светлана Романова) похожа на взорвавшийся свадебный торт.
Новый сезон в театре имени Качалова открыла легендарная пьеса Бомарше
Но, главное, дизайнер отошёл от стандартных для «Фигаро» буфов на рукавах, мужчин в лосинах и напудренных париков. Раз действие вне времени, то и в костюмах — эклектика, в которой смешались все стили, начиная с рококко, продолжая стимпанком и заканчивая милитари. Я же теперь не могу спокойно спать, зная, что все эти белоснежно-кремовые плащи, жакеты и сюртуки будут пылиться в гардеробной театра, и надевать их будут только на сцену. Считаю это кощунством — такая красота должна быть и на улицах города. Увы, Рустам сказал, что даже не думал о создании подобной коллекции для своего бутика.

Однако, на праздничность спектакля работает не только визуальная составляющая. Артисты много поют и танцуют под живую музыку, невольно заставляя вспомнить советскую версию «Трёх мушкетёров». Именно хореография периодически возвращает зрителей из зазеркалья туда, где разворачивается действие комедии — в Андалуссию, родину Фламенко. Казалось, ещё немного и графиня Розина скажет: «Испанка я иль нет?».
Новый сезон в театре имени Качалова открыла легендарная пьеса Бомарше
И всё же, в этом весёлом, масочном, местами карикатурном спектакле всё время проскакивают едкие нотки сатиры. О том, что ум — помеха государственной карьере, ведь там своего добивается лишь посредственность. Или что брак — самое шуточное из всех серьёзных дел. Достаточно вспомнить депутата Мизулину и посмотреть статистику разводов,  чтобы понять: за 200 лет ничего не изменилось.

Зато и правда в пьесе раз за разом торжествует. Вечно пьяный садовник Антонио (Марат Голубев) буквально швыряет её всем в лицо, не считаясь с чинами и титулами. Он бесит, раздражает, рушит все хитроумные козни, но вызывает самую искреннюю симпатию. А заодно доказывает, что вовсе не обязательно плести паутину из вранья, чтобы быть в фаворе.
Новый сезон в театре имени Качалова открыла легендарная пьеса Бомарше
Новый сезон в театре имени Качалова открыла легендарная пьеса Бомарше Новый сезон в театре имени Качалова открыла легендарная пьеса Бомарше
Новый сезон в театре имени Качалова открыла легендарная пьеса Бомарше

Понравился материал? Поделись в соцсетях
2 КОММЕНТАРИЯ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Маргарита
Это было просто потрясающе! До сих пор трясутся руки и ноги от восторга! Столько впечатлений!!!Обожаемый театр, любимые актеры! !!
0
0
Ответить

Иван
Странно, очень странно…. Автор понимает разницу между пьесой и спектаклем? Пьеса — это текст, ей нельзя открыть сезон. Сезон открывает СПЕКТАКЛЬ.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite