Есть ли смысл в экономических зонах регионального значения: поможет ли это развитию районов Татарстана?

Совет Дрожжановского района РТ просит Госсовет разрешить муниципалитетам создавать особые экономические зоны и самим устанавливать налоговый режим

Особая экономическая зона «Алабуга»

Никита Анисимов — Казань

В начале 2015 года, выступая на совместной коллегии минэкономики и минпромторга, президент Татарстана Рустам Минниханов обозначил свою позицию относительно строительства особых экономических зон (ОЭЗ): их должно быть меньше, но существующие площадки нужно сделать по-настоящему серьезными центрами развития промышленности и технологий.

Сейчас в республике заговорили об ином подходе к созданию ОЭЗ — зоны с особым режимом налогообложения предлагается в большом количестве создавать в разных районах республики, и за счет этого развивать муниципалитеты.

Разница в том, что теперь особые зоны хотят учреждать без участия федерального центра и преимущественно на деньги самих резидентов.

Что случилось

26 ноября в Госсовет РТ поступил законопроект «Об особых экономических зонах регионального уровня». Его внес Совет Дрожжановского района, где китайские инвесторы собираются строить цементный завод. В пояснительной записке сказано, что проект вносится для формирования благоприятного режима для инвестиций и ведения бизнеса. «Создание особых экономических зон регионального уровня позволит придать ускорение развитию муниципальных образований, расширить доходную базу бюджетов», — надеются авторы инициативы

«Я считаю, что федеральное правительство недооценивает их роль и значение. А такое количество зон, которое принято, тоже совершенно неправильно. 28 или 29 зон — это невозможно. Надо выбирать конкурентные площадки, и они станут точками роста», — заявил Минниханов на коллегии двух министерств.

Тогда он говорил об ОЭЗ федерального уровня — тех, которые строятся не в последнюю очередь при участии федеральных властей и управляются специальной компанией — «Российские экономические зоны».
Особая экономическая зона «Алабуга»

Федеральные и региональные

Что предложил Дрожжановский район? Говоря простым языком, власти района просят разрешить муниципалитетам учреждать собственные зоны и самим же устанавливать в них льготы по налогам. Инициаторами создания ОЭЗ в этом случае будут выступать муниципальные власти, а окончательное решение принимает комиссия при кабмине РТ. Управлять региональными особыми зонами, говорится в законопроекте, будут также исполкомы районов. В их функции будет входить помощь резидентам с составлением документов, мониторинг исполнения ими инвестиционных проектов и т.д.

Сами зоны, согласно проекту, могут быть четырех типов: производственного, агропромышленного, технико-внедренческого и рекреационно-туристического.

Строительство ОЭЗ в районах ляжет на плечи резидентов, но допускается и финансирование из «других источников, в том числе средств республиканского бюджета».

В законопроекте, внесенном в Госсовет, перечисляется несколько видов льгот, которые площадки регионального уровня смогут предлагать резидентам. Это снижение ставки по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество и транспортному налогу, субсидирование ставки по кредитам на осуществление проектов, субсидии на благоустройство производственных территорий и возмещение части затрат на оборудование.

Особые зоны федерального уровня, например, работающая в Татарстане «Алабуга», предлагает нулевой налог на имущество, землю и транспорт (в течение 10 лет), а также сниженный налог на прибыль.
 

За и против

Замысел администрации Дрожжановского района предельно понятен. В районах, большинство из которых не может похвастаться развитой социальной инфраструктурой и сферой обслуживания, создаются площадки, куда привлекается бизнес. Его приманивают сниженными налогами и другими видами поддержки. Бизнес вкладывает деньги в производство, и часть вырученных денег остается в муниципалитетах.

В короткой перспективе это дополнительный доход для районов, у которых сейчас зачастую не хватает денег и которые в той или иной степени дотируются из республиканского бюджета. В среднесрочной перспективе это может способствовать развитию инфраструктуры в муниципалитетах. А в глобальном смысле создание площадок регионального уровня, как рассчитывают власти, может способствовать появлению на рынке продукции местных производителей и развитию технологий. К тому же разместить производство на готовой площадке гораздо проще, чем оформлять кипу документов и разрешений на строительство — так, вероятно, считают авторы проекта. 
Есть ли смысл в экономических зонах регионального значения: поможет ли это развитию районов Татарстана?

Но на практике инициатива может натолкнуться на множество подводных камней, а ее реализация, вероятно, не будет такой уж гладкой. Во-первых, возможность финансирования региональных ОЭЗ из бюджета республики в большинстве случаев так и останется только возможностью — руководство Татарстана готово вкладывать деньги только в крупные проекты, действительно способствующие импортозамещению.

Во-вторых, даже с учетом имеющейся готовой производственной площадки, бизнес не станет налаживать производство там, где нет социальной инфраструктуры. Проще говоря, сначала нужно создать условия для проживания резидентов и их семей.

В третьих, ОЭЗ регионального уровня вряд ли могут привлечь серьезные компании — в лучшем случае там будут производиться товары для нужд более крупного бизнеса. Такие компании редко приносят новые технологии, поэтому говорить о технологическом развитии и создании высококвалифицированных рабочих мест, наверное, преждевременно. 

Что имеем

Пока в Татарстане две ОЭЗ федерального уровня — «Алабуа» и «Иннополис». Первая — площадью 4000 га — учреждена в 2005 году, сейчас там 47 резидентов. На территории зоны производятся автомобили и автокомпоненты, стройматериалы и товары массового потребления.

ОЭЗ «Иннополис» учреждена в 2012 году, и в настоящее время запущенных на полную мощность проектов там нет. В сентябре резидентом «Иннополиса» стал «Национальный центр информатизации» и компания Acronis. Заявленный объем инвестиций пяти первых компаний-резидентов превышает 2,4 млрд рублей

 

Понравился материал? Поделись в соцсетях
3 КОММЕНТАРИЯ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Читатель
однозначно, поможет) вперед Татарстан
0
0
Ответить

Я
Да мне кажется, там воровство сплошное будет и все, не нужно нам этого)
0
0
Ответить

Гриша
Налоги — компетенция федеральная. Всё надо согласовывать. А ещё есть армия, флот, старики, дети, учащиеся, инвалиды и больные. Ресурсы нужны всем.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite