Национальные историки рассказали о многочисленных альтернативах при создании Татарстана в начале 20 века

Все проекты были связаны так или иначе с объединением татар и башкир в одном большом регионе. Однако давнее напряжение между народами со времён российской империи, политические амбиции исторических деятелей не дали реализоваться этим проектам

Ильнур Ярхамов — Казань

История возникновения Республики Татарстан в начале 20 века имела множество альтернатив. Все они различным образом были переплетены с единением татарского и башкирского народов. Однако совместные проекты по созданию татаро-башкирского региона провалились. Об этом вчера рассказали на лекциях проекта «Акыл фабрикасы» (в переводе с татарского «фабрика знания/мудрости») ученые-историки в музее Истории государственности татар.

Попытка разобраться в таких альтернативах Татарстану, как штат «Идель-Урал», Татаро-башкирская советская республика, на первый взгляд, требовала от слушателя небольшой сноровки, начитанности и эрудированности. Однако выступления лекторов длились всего полчаса, не были перегружены кучей исторических имён и фамилий с датами. А подаваемые материалы дополняли друг друга и нисколько не утомляли. Лекторы то и дело переходили с татарского на русский и обратно. У собравшейся публики проблем с языком не было, все прекрасно друг друга понимали.

Проект «Акыл фабрикасы» организован Всемирным форумом татарской молодёжи, структура в составе Всемирного конгресса татар. Формат проекта — интересные лекции об истории и культуре татаркого народа. Вчерашнее собрание было второй публичной встречей. На первой обсуждались общие вопросы истории татар, но с туристической стороны.

Вчера были заявлены три лектора: директор истории имени Шигабутдина Марджани Академии наук РТ Рафаэль Хакимов, ассистент кафедры татароведения и тюркологии КФУ Ильдар Шафиков и зампредседателя ВФТМ и кандидат исторических наук Айрат Файзрахманов

Общий вывод, к которому удалось прийти всем трём учёным, — татарская нация одна из самых молодых, а татарской государственности и идентичности чуть более 100 лет.
Национальные историки рассказали о многочисленных альтернативах при создании Татарстана в начале 20 века

Между ТАССР и штатом «Идель Урал»

Хакимов начал свою речь с давнего своего тезиса, что татары — это народ с ментальностью государственников. По его словам, на протяжении всей своей истории предки татар создавали свои государства. Он перечислил Волжскую Булгарию и Золотую Орду, которые прочно сидят в сознании татар.

Татарский народ, считает лектор, стал нацией в конце XIX-начале XX веков. Тогда татары обзавелись своей литературной и общественной интеллигенцией, национальным образованием, журналами и газетами и политическими партиями.

Политические партии татар на рубеже веков сразу же сформировали запрос на государственность.

Тогда татарам было очень трудно определить границы своих территорий. «Если грубо говорить, то нынешняя территория России и есть территория, на которой татары всегда жили, формировались и развились», — рассказывал Хакимов.

Тогда среди татарской элиты возникли идеи о создании штата «Идель-Урал», куда входили бы нынешний Татарстан, Башкортостан и Оренбургская область. Эту идею не поддержали татары-большевики.

Более 100 лет назад полемика развязалась между Садри Максуди с Гаязом Исхаки с одной стороны и Мирсаидом Султангалиевым и Муллануром Вахитовым с другой.

Первые два отстаивали идею штата: Садри на общественно-политическом поприще, а Исхаки — на литературно-публицистическом. Султангалиев и Вахитов были близки к социализму, правда, первый был большевиком, а второй — нет. Оба хотели создать Татаро-башкирскую советскую республику.  

В целом, спор между ними разгорелся больше из-за содержания государственного образования: капитализм или социализм. Границы и территории их проектов совпадали, говорил Хакимов.

Но их планам помешал сбыться лидер башкирского национального движения Заки Валиди, он призвал башкир объединиться в отдельную от татар автономию.

Хакимов поясняет, что к разобщению татар и башкир приложили руку большевики из Москвы, тем более напряжение между народами всегда можно было легко создать. Большевики же просто боялись объединения двух народов, двух сильнейших в плане промышленности регионов в центре России.

«У нас различий с башкирами найти сложно, но происхождение у нас разное. Для меня понятно, что башкиры — это отатарившиеся угры», — считает лектор. По его словам, нынешний башкирский язык — один из редких говоров татарского языка.
Национальные историки рассказали о многочисленных альтернативах при создании Татарстана в начале 20 века

Между «турецкой», «татарской», «булгарской» и «мусульманской» идентичностями

Шафиков рассказал, что татары как народ к концу XIX века подошли с тремя разными национальными идентичностями. Во-первых, была прослойка мусульманских улемов, которая первоначально связывала себя с народом Волжской Булгарии более 1000 назад.

«Золотоордынская татарская» идентичность народу представилась более выигрышной, потому что связывала  казанских татар с касимовскими, крымскими, сибирскими, ногайцами и т.д. Отцом «татарской идентичности» Шафиков назвал мухтасиба Казани и шейха Накшбандийского тариката Шагибутдина Марджани.

До Марджани вместе существовала «мусульманская» идентичность. Народ себя определял как «халык», то есть простой люд, миряне (в противовес религиозным ученым улемам). Ни о каких булгарских или татарских идентичностях «халык» «в своих деревнях» и подумать не мог, считает Шафиков.

«Протурецкая» идентичность была на рубеже 19-20 веков у джадидистов. Лектор сообщает, что во всех сохранившихся изображениях и фотографиях джадидисты всегда носили на голове феску — национальный турецкий головной убор (тот же Максуди, например).

Разные идентичности тогда разделял практически разный язык. Улемы говорили на старо-татарском языке — смесь арабского, персидского и тюрки. «Халык, “мужиклар” же говорили на практически современном татарском языке», — говорил Шафиков.

Джадидисты же говорили на языке газеты «Тарджеман» — язык, наполненный тюркскими поволжско-крымскими конструкциями. От него сегодня произошёл современный турецкий язык, отмечал Шафиков. Из рядов джадидстов и появились татары-большевики и революционеры.

Лектор также отметил, что татары сыграли большую роль и в создании современного башкирского языка. Руку к этому приложил «филолог-татарин Закир Аюханов».

Между культурной и территориальной автономиями

По словам Файзрахманова, татары были одним из самых последних народов в разваливающейся Российской империи, кто задумался о создании своей территориально-национальной автономии.

Более-менее татары созрели к концу 1917 года, когда, собственно, и начали в обществе витать идеи о штате «Идель-Урал».

В 1917 году, когда Февральская революция уже отгремела, украинцы, латыши, литовцы, финны и другие народы уже озаботились созданием своих национальных республик.
Национальные историки рассказали о многочисленных альтернативах при создании Татарстана в начале 20 векаТатары даже и не думали как-то выходить из состава страны. Национальная элита взяла на себя ответственность за все мусульманские народы империи. Поэтому она создала в Госдуме мусульманскую фракцию депутатов.

Национальная элита считала, что татарам будет достаточно и национально-культурной автономии, что суть не в выходе из состава империи или в территории. В 1917 году начали формироваться органы власти национально-культурной автономии в области образования и религии.

Возможно, татары так бы и оставались удовлетворёнными национально-культурной автономией, но к концу 1917 года территориальной автономией обзавелись уже туркестанцы и южные башкиры (территория юга Башкортостана и севера Оренбургской области). Поэтому было принято решение перейти к территориальной автономии в виде штата «Идель-Урал», рассказывает Файзрахманов.

Он отмечает, что тогда сами башкиры разделились. Те, кто севернее, готовы были войти в состав «Идель-Урала», южные же хотели сохранить свою автономию, но только не быть вместе с татарами в одном регионе — проект «Малой Башкирии». 

1 марта 1918 года было объявлено об учреждении «Идель-Урала», но за считанные дни Учредительное собрание было разогнано большевиками. Создатели были оттеснены к Булаку, где создали Забулачную республику, которая просуществовала около двух недель.

Но молодую республику разогнали матросы и большевики под предводительством Султангалиева и Вахитова.

Они оба продолжили путь к объединению татар и башкир. В апреле 1918 года народный коммисар по делам национальностей Иосиф Сталин и Вахитов подписали постановление о создании Татаро-башкирской советской республики. Однако в ноябре 1919 года проект был свёрнут.

В марте 1920 года Татарстан благодаря такому политическому деятелю, как  Галимджан Шарафов, получил современные географические границы. Решение о присоединении территории к Татарстану принимались из принципа, если татары были представлены на ней более 50% (спорными  остались только территории нынешней западной Башкирии).

Султангалиев продолжал руководить новой республикой. Но когда в 1922 году окончательно сложился Советский Союз, он поднял вопрос, что Татарстан также должен стать союзной республикой. Этим он попал в немилость большевиской власти и был арестован в 1923 году, затем еще несколько раз повторно арестован, а в 1940 году расстрелян.

 

Понравился материал? Поделись в соцсетях
10 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Николай
Вообще постоянно муссируются слухи — а не присоединить бы к Татарстану Чувашию экономически дотационную
0
0
Ответить

Ольга
России сейчас не нужны сильные и большие регионы, у нас тут итак президент свой отдельный, хотя даже Чечня от него отказалась.
0
0
Ответить

Харис
Вообще идея объединить два сильных региона — хорошая, только борьба за власть дикая будет.
0
0
Ответить

Ахмад
Интересно очень написан текст, хороший такой экскурс в истории! Особенно правильно написанно, что татары молодой этнос, это действительно так.
0
0
Ответить

Башкир
Татары и башкиры никогда не будут вместе, не смешите меня
0
0
Ответить

Павел
И где были русские жители Казани и Татарстана в те года?
0
0
Ответить

Павлу
Что за глупый вопрос Павел ,что значит где были русские жители Казани в те года? Если вы про 19-20 век, то в Казани и были.
0
0
Ответить

Павел
Я в том смысле, что умалчивается роль русских в создании этих штатов и татаро-Башкирской республики. И вообще, Русские что, альтернативы не предлагали что ли?
0
0
Ответить

Сергей
Я не согласен с тем, что татары молодая нация. Татары -это древняя нация и назывались они булгарами. А название нации татарин- это искусственное . Когда существовала Булгарское гос-во ещё не знали даже слова- татарин. И государство было довольно развитым. И я считаю, не надо сегодняшним татарам забывать , что все-таки они вместе с чувашами наследники булгар.
0
0
Ответить

Малый Башкортостан
Татары уже никогда булграми себя не назовут
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite