Если бы не помощь государства, от которого «Камаз» получил почти 20 млрд рублей, убытки компании были бы гораздо больше

Компания получила 2,3 млрд рублей чистого убытка против 211 млн рублей прибыли в 2014 году

Дмитрий Ахмеров — Казань

97,5 млрд рублей заработал в прошлом году «Камаз» согласно Международным стандартам финансовой отчётности (МСФО). Компания продала 29 704 автомобиля, сообщила накануне пресс-служба предприятия.

В 2014 году компания получила 110,5 млрд рублей выручки и продала 38 644 автомобилей. Таким образом, выручка упала на 12%, а уровень продаж на треть

«Камаз» записал в доходы 12,2 млрд рублей, полученных от государства в виде субсидий.  В 2014  году госсубсидий было 13,1 млрд рублей, говорится в консолидированной отчетности автогиганта. Доход выразился в уменьшении себестоимости,  управленческих и финансовых расходов, часть субсидий вошла в прочие операционные доходы компании.

В этом году группа получит еще 2,8 млрд рублей субсидий причитающихся за 2015 год, обязательства по которым компания уже выполнила.  Если бы не госпомощь убыток «Камаза» был бы гораздо больше: в 2015 году по МСФО — 2,3 млрд рублей против 211 млн рублей прибыли в 2014 году.

В компании же считают, что повысили эффективность бизнеса: гендиректор «Камаза» Сергей Когогин, комментируя итоги года, говорил, что «за счёт различных управленческих, технических и технологических решений мы сэкономили свыше 17 млрд рублей».
Если бы не помощь государства, от которого «Камаз» получил почти 20 млрд рублей,  убытки компании были бы гораздо большеУбытки  не помешали «Камазу» увеличить вознаграждение (заработную  плату,  разовые  премии  и  прочие  выплаты)  членам совета директоров из 11 человек и правления из 8 человек. Выплаты с 76 млн рублей в 2014 году выросли до 84 млн рублей.  Сейчас максимальный бонус  топ-менеджерам за четыре года работы составляет 150 млн рублей.  Пресс-секретарь компании Олег Афанасьев ранее пояснял рост выплат увеличением «количества членов правления».

Еще «Камазу» помогло Министерство финансов России, с которым автозавод  в декабре заключил соглашение по так называемому «японскому займу». По нему, «Камаз» сможет выплачивать  заем  по фиксированному курсу японской йены к рублю, по ставке 11,82% годовых, кроме того автогигант признал доходы  в 2,2 млрд рублей от договоренностей с Минфином.

Японский заем

В прошлом году «Камаз» был должен Минфину 6,4 млрд рублей в японских иенах со сроком погашения в 2034 году, после переоценки из-за курсовой разницы сумма выросла на 2,5 млрд рублей. Автозавод был бы в прибыли, если бы не удорожание номинированного в иенах «японского» кредита из-за девальвации рубля, говорил в прошлом году, комментируя убытки 2014 года Афанасьев

Минфин обязался в 1996 году за счет средств федерального бюджета погашать кредит, предоставленный «Камазу» по соглашению 1995 года между Эксимбанком Японии и Внешэкономбанком  для оплаты контракта с японскими фирмами «Канемацукорпорейшн» и «Мицубиси хеви индастриз, лтд».  В 2005 году Минфин в суде взыскивал с автозавода 17,3 млрд японских иен по этому кредиту, тогда было заключено мировое соглашение.  Заем обеспечен залогами — это недвижимость на 1,2 млрд  рублей  и  52% акций дочерней компании «Камаз-Металлургия» на ту же сумму (по номинальной стоимости), говорится в консолидированной отчетности за прошлый год

Также государство просубсидировало процентные ставки по другим займам «Камаза» на 487 млн рублей.  Госкомпании тоже помогают «Камазу» —у группы на 20,3 млрд рублей долгосрочных контрактов на поставку им техники.

Бизнес в Казахстане

В мае прошлого  года «Камаз» продал бизнес по продажам автомобилей в Казахстане,  отчего получил убыток в 223 млн рублей, говорится в отчетности.

«Это лизинговая компания, бизнес в Казахстане остается», — пояснил KazanFirst Афанасьев.
Если бы не помощь государства, от которого «Камаз» получил почти 20 млрд рублей,  убытки компании были бы гораздо большеСитуация на казахстанском рынке сложная:  обвалился тенге, страна ввела утилизационный сбор на автомобили, от которого грузовики из России стали дороже.  «Но в этом году продажи “Камаза” в Казахстане останутся на уровне прошлого года (более 2000 грузовиков), у компании там сборочное производство, поэтому утилизационный сбор не влияет на продажи», — отмечает Афанасьев. 

Казахстан с Туркменистаном в прошлом году — самые крупные экспортные рынки для автогиганта. Например, грузовики «Камаза» занимают половину казахского рынка.

Поставки «Камаза» в СНГ сократились в прошлом году на 20% до 4200 машин, а экспорт в страны дальнего зарубежья вырос вдвое — до 1600 машин. «Мы переориентировались на дальнее зарубежье. У нас же было всегда 70% — СНГ, а 30% [дальнее зарубежье]. Это, я считаю, успех — переориентация экспорта», — говорил Когогин в конце марта.
Если бы не помощь государства, от которого «Камаз» получил почти 20 млрд рублей,  убытки компании были бы гораздо больше

Группа  «Камаз» имеет  доли  участия  в двух десятках  (на начало прошлого года — 17)  ассоциированных  компаниях  и  совместных предприятиях. В прошлом году «Камаз» купил 51% в ООО «Кран центр «КАМАЗ» (производство и реализация спецтехники),  18,87% акций ОАО «Тутаевский моторный завод», в мае проведена реорганизация СП ООО «ФКТ Рус» в форме присоединения к СП ООО «МБ Тракс Восток»

В марте российский рынок грузовиков оживился. Продажи впервые с апреля 2014 года выросли год к году на 19% до 2959 штук. Эксперты считают,  что рост временный — инвестиционный спрос в стране низкий, крупных инфраструктурных проектов мало: упали объемы строительства, розничных продаж, сократились грузоперевозки.  По их мнению,  благодаря господдержке рынок в лучшем случае останется на уровне не самого лучшего 2015 года

В этом году «Камаз» также ориентируется на прошлый год. Автозавод планирует продать 32 000 автомобилей, из них 25 000 — на российском рынке и 7000 — на рынках зарубежных стран.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
5 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Гений
При нынешнем курсе доллара экспорт 7000 грузовиков возможен, но если курс обвалится, то и грузовики станут никому не нужными.
0
0
Ответить

Алексей
И зачем Камазу нужна была эта йена, я не понимаю?
0
0
Ответить

Пётр
Не вижу проблем на самом деле, камаз бы сравнили с погибающим автовазом. Явно не в пользу автоваза было бы сравнение.
0
0
Ответить

Петрович
Это месть, месть, месть
0
0
Ответить

Сергей
ну если в татарстане проблем все больше …. представьте что в дотационных регионах которых в России куда больше чем доходных
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite