Импортозамещение в чистом виде, как планировалось изначально, уже вряд ли возможно

О нем говорят уже второй год подряд. Однако пока идея, возведенная в ранг национальной, ищет разные способы воплощения. Цель, которая стояла изначально перед российскими производителями — занять освобождающиеся ниши из-за ухода зарубежных компаний, как показало время, далеко не самая главная

Александр Жидких — Набережные Челны

О нем говорят уже второй год подряд. Однако пока идея импортозамещения, возведенная в ранг национальной, ищет разные способы воплощения. Цель, которая стояла изначально перед российскими производителями, — занять освобождающиеся ниши из-за ухода зарубежных компаний, как показало время, далеко не самая главная.

Камский промышленный форум, прошедший недавно в Набережных Челнах, вновь породил дискуссию, что такое импортозамещение и в чем его главное предназначение. По логике, оно должно было стать толчком для российских производителей: крупного, малого и среднего бизнеса активно находить друг для друга пути взаимодействия.

Однако это оказалось сложным и болезненным и не всегда, как выяснилось, эффективным. Подсев однажды на импорт, многим крупным игрокам в различных сферах экономики не только России, но и Татарстана оказалось не под силу слезть с него в одночасье. Даже наоборот, уровень погружения в импорт только усиливается, поскольку аналогов западной продукции в нашей стране, увы, просто не оказалось.

Например, это заметно в агросекторе республики.
Импортозамещение в чистом виде, как планировалось изначально, уже вряд ли возможно
Крупные агрофирмы Татарстана, вынашивающие планы по усилению позиций на рынке, активно закупают импортное оборудование.

Крупное челнинское предприятие «Челны-Бройлер» потратило около 1,4 млрд для новой линии по переработке мяса птицы. В списке поставщиков оборудования одни иностранные компании из Италии, Франции и Германии: KarlSchnell, Handtmann, Guenther, Alpina, Travaglini, Webomatic и Bizerba. Новый завод будет оснащен инновационными термоформовочными линиями, автоматическими клипсаторами и инъекторами. Также на новом производстве будут установлены вакуумные куттеры, термокамеры и современное упаковочное отделение

В России просто нет своих производителей аналогичного оборудования, поэтому закупки импортного — мера вынужденная с колоссальными денежными вливаниями, без которых невозможно дальнейшее развитие.

По словам гендиректора «Челны-Бройлер» Дилшата Ситдикова, все вложения окупятся лишь к 2020 году, а само предприятие благодаря новым мощностям сможет войти в пятерку крупнейших федеральных производителей куриного мяса и куриных полуфабрикатов. Вполне очевидно, что продукция компании после таких инвестиций не сможет держаться на существующих сегодня ценах, за затраты, понесенные птицефабрикой, будет расплачиваться в конечном итоге своим рублем потребитель.
Импортозамещение в чистом виде, как планировалось изначально, уже вряд ли возможно

Вряд ли стоит ждать кардинальных изменений в российском автопроме, как в коммерческом, так и легковом. Ни челнинский «Камаз», ни тольяттинский «Автоваз» просто не готовы отказаться от зарубежных поставщиков автокомпонентов. Кстати одна из причин увольнения Бу Андерссона как раз и касалась в неспособности топ-менеджера «Автоваза» наладить тесный контакт с российскими поставщиками автокомпонентов.

Не сумев договориться, Андерссон завозил импортные комплектующие, что, конечно, значительно улучшило качество сборки автомобилей, но принесло убытков компании в 74 млрд рублей.

Призванный спасти положение Томас Мор вряд ли сходу сумеет изменить ситуацию в пользу российских поставщиков, ему, как и шведу, придется лавировать между интересами «Ростеха» и поставщиками, как российскими, так и зарубежными, и проводить более взвешенную кадровую политику, стараясь избегать массовых сокращений персонала. У шведского специалиста это получилось плохо, как с этой задачей справится Мор — дело ближайшего времени

Проблемы с приходом на конвейер российских поставщиков существуют и на «Камазе». Директор департамента маркетинга и процессов закупки «Камаза» Равиль Ибрагимов, выступая на Камском промышленном форуме назвал одну из главных проблем для поставщиков с российским паспортом — жесткие требования, которые «Камаз» предъявляет к своим партнерам. Чтобы войти в число поставщиков необходимо пройти несколько проверок, аудит, испытания изделий. На это уходит много времени, которого у российского производителя, организовавшего свое производство, нет. Зато все это есть у зарубежных компаний, у которых уже есть имя, полностью готова документация по каждому изделию и адаптация под нужды российских производителей автомобилей.
Импортозамещение в чистом виде, как планировалось изначально, уже вряд ли возможно

Впрочем, интегрированность отечественных изделий с зарубежными узлами и агрегатами, уже нашедшими применение в производстве коммерческих автомобилей, у российских производителей все же есть. Завод механических трансмиссий (входит в группу компаний «Ком»), который выпускает коробки отбора мощности, редукторы и раздаточные коробки, нашел способ сохранить свои позиции на «Камазе».

«Когда на “Камаз” пришла компания ZF со своими коробками передач, мы получили несколько заказов для разработки коробок отбора мощности, которые смогут работать с немецкими КПП. В результате заводу удалось разработать несколько хороших коробок отбора мощности, которые сочетаются с продукцией ZF», — рассказал начальник отдела продаж «Торгового дома КОМ» Айрат Хуснутдинов. Это не единственные позиции, которые компания смогла сохранить на Камском автозаводе, несмотря на приход многих поставщиков из-за рубежа. Востребованными остались и редукторы, и раздаточные коробки, которые компания смогла адаптировать к импортным узлам и агрегатам.

Самое удивительное в этой истории с импортозамещением — это поведение самих зарубежных компаний, которые несмотря на давление со стороны своих правительств, выдвинувших санкции против России, не особо торопились покинуть территорию нашей страны. Как говорил председатель комитета производителей автокомпонентов Ассоциации европейского бизнеса и коммерческий директор Johnson Matthey PLC Андрей Коссов импортозамещение не вызывает у них ассоциации опасений, поскольку многие зарубежные компании, занимающие активную позицию на российском рынке, имеют локализованные производства.

Поэтому импортозамещение в чистом виде, как планировалось изначально, уже вряд ли возможно. Зарубежные компании просто так не уйдут с российского рынка. Занять их нишу российским производителям придется только в конкурентной борьбе, как это принято в цивилизованных странах с развитой экономикой. 

Понравился материал? Поделись в соцсетях
3 КОММЕНТАРИЯ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Олег
Хахахахаах)))))) я так и знал) все слова, слова, словаааа.
0
0
Ответить

Алина
Жидких молодец, пишет все лучше и злободневнее.
0
0
Ответить

Орлята музишн
Импортозамещение полное в россии на мой взгляд возможно только лет через 15, в том виде в каком мы хотим его видеть
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite