Выставка «Коллективное сознательное»: неприятное искусство. Ценителям лёгкого треша она явно придётся по вкусу

В Национальной художественной галерее «Хазинэ» современные художники из 16 регионов страны решились на диалог с классикой

Ольга Гоголадзе — Казань

Лучше всего впечатления от этой выставки сформулировала студентка художественного училища, пока ждала своей очереди в гардеробе и болтала по телефону с бойфрендом. Она сказала: «Неприятное искусство». Жаль, что мы живём не в древней Спарте, где такая ёмкая и лаконичная характеристика не потребовала бы дополнительных объяснений. Но если бы журналистам платили за лаконичность, мы бы обнищали в силу природной болтливости.

Начнём с того, что само название «Коллективное сознательное. Диалоги с классикой» взято не с потолка. Все художники, работы которых можно увидеть на выставке, живут в разных городах и придерживаются самых разных взглядов. Некоторые давно переехали в Москву или Петербург и успешно работают в области современного искусства. Другие — аутентичные представители регионов, которые творят «на местах» и создают там культурную среду. Третьи активно и принципиально противостоят системе, являясь, однако, её любимым порождением. 
Выставка «Коллективное сознательное»: неприятное искусство. Ценителям лёгкого треша она явно придётся по вкусу
Большинство из них даже не знакомы, и уж тем более не получали от кураторов задание сотворить что-нибудь этакое на заданную тему. Единственное, что их объединяет  — это классическое образование и стипендия Творческого союза художников России. Однако, несмотря на кардинальные различия в стилях, технике, инструментарии и мировоззрении, их произведения словно склеены невидимой паутиной. 

Руководитель проекта Диана Мачулина целый год отбирала лучшие работы стипендиатов, задавая им один и тот же вопрос: «Что такое классика?». В итоге, из сотен заявленных картин, скульптур и фотографий осталось 92 экспоната. В четырёх огромных залах  — пейзажи (разумеется, без рам), портреты, натюрморты, фотографии, скульптуры из проволоки и старых микросхем, digital-art и графика. В этом винегрете все намешано так, как однажды готовила Лолита в программе «Смак», когда ее еще вел Макаревич. Она рвала листья салата огромными частями и бросала ее в посуду, где уже были орехи, чеснок, ананас и копченая курица. Поэтому консерваторы на выставке соседствуют с адептами гангста-рэпа, а язычники становятся арт-объектом.
Выставка «Коллективное сознательное»: неприятное искусство. Ценителям лёгкого треша она явно придётся по вкусу
Пожалуй, если бы кто-то смеха ради протащил с собой кусок казанского льда и поставил его в центре зала, его бы тоже фотографировали и обсуждали минут двадцать. Наверняка нашлись бы и ценители оставленной льдом лужи. 

Да что там, художник Ирина Дрозд вообще принесла сильно поношенную вставную челюсть в стаканчике. И, для пущей убедительности, поставила её подле картины из серии «Культурный эйджизм», на которой изображена старуха, одетая на манер зайчика Playboy.
Выставка «Коллективное сознательное»: неприятное искусство. Ценителям лёгкого треша она явно придётся по вкусу

Возраст в её случае явно пришёл один, забыв мудрость где-то в московском баре. Уже и в стакане вместо виски плавают зубы, и декольте давно мигрировало, а всё туда же. Самообман, доведённый до абсурда и поданный под классическим соусом — квинтэссенция современного искусства.

Рассказывать про остальных 20 художников, работы которых представлены на этой выставке, нет никакого смысла. Потому что рядом с каждым экспонатом кураторы заботливо разместили очень подробную аннотацию, которую настоятельно рекомендуют прочитать.
Выставка «Коллективное сознательное»: неприятное искусство. Ценителям лёгкого треша она явно придётся по вкусу
Скажу одно: на выставке действительно есть, что посмотреть. Пара-тройка работ искренне нравятся, многие вызывают не менее искреннюю брезгливость, про другие хочется пробурчать: «Занятно!». При этом, невозможно отделаться от ощущения, что всё создано неким коллективным разумом. Который, кажется, немного болен. Поэтому он непрерывно ведёт внутренний диалог с тем, что принято считать «нормальным» — с классикой. Он пытается вывернуть её наизнанку, искривляя привычное сквозь призму новой реальности. В которой иронично обыгрывать старое зачастую интереснее, чем создавать новое. Поэтому даже в самых ярких картинах нет света, за безобидными и знакомыми образами угадывается тень леденящего страха, а феминистские идеи внезапно оборачиваются «Домостроем».

Да, «Коллективное сознательное» — это «неприятное искусство», лучше не скажешь. Но кто решил, что оно непременно должно быть приятным? Эта экспозиция в «Хазине» вряд ли понравится тем, кто ждёт от арт-галереи «чтоб было красивенько». Зато ценителям лёгкого треша она явно придётся по вкусу.

Выставка продлится до 24 апреля
Адрес: Казань, Кремль, 3-й подъезд,

Национальная художественная галерея «Хазинэ».

Тел. для справок: 5678-043, 5678-058
Выставка «Коллективное сознательное»: неприятное искусство. Ценителям лёгкого треша она явно придётся по вкусу Выставка «Коллективное сознательное»: неприятное искусство. Ценителям лёгкого треша она явно придётся по вкусу Выставка «Коллективное сознательное»: неприятное искусство. Ценителям лёгкого треша она явно придётся по вкусу Выставка «Коллективное сознательное»: неприятное искусство. Ценителям лёгкого треша она явно придётся по вкусу Выставка «Коллективное сознательное»: неприятное искусство. Ценителям лёгкого треша она явно придётся по вкусу Выставка «Коллективное сознательное»: неприятное искусство. Ценителям лёгкого треша она явно придётся по вкусу Выставка «Коллективное сознательное»: неприятное искусство. Ценителям лёгкого треша она явно придётся по вкусу Выставка «Коллективное сознательное»: неприятное искусство. Ценителям лёгкого треша она явно придётся по вкусу

Понравился материал? Поделись в соцсетях
1 КОММЕНТАРИЙ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Руслан
Главная задача искусства — не оставить равнодушным. Заставить задуматься.. о чём угодно! Если человек проникся, значит создатели выставки составили её из правильных образцов. Это потом картины и скульптуры можно продавать. Искусство — первично.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite