В российских школах появятся тьюторы

Планируется, что наставники заменят классных руководителей

Министерство образования и науки РФ планирует с 2014 года ввести в российских школах новую штатную единицу — тьютор. Эти преподаватели-наставники будут помогать ученикам в школе и вне ее. 

Идея педагогов-наставников в российских школах не нова. В 2008 году в реестр должностей официально была введена должность «тьютор», однако дальше названия дело не пошло. Не были прописаны ни обязанности, ни квалификационные требования к новым школьным сотрудникам. Tutor в переводе с английского означает «домашний учитель, опекун». В Англии такой наставник прикрепляется к ученику сразу по прибытии в среднюю школу. И «ведет» его вплоть до поступления в высшее образовательное учреждение.

В российских школах появятся тьюторы

Сегодня для новой должности наконец-то нашли место в российской действительности. Планируется, что в наших школах тьютор возьмет на себя функции классного руководителя, оставив учителю его основную задачу — преподавать профильный предмет. Педагог будет курировать несколько классов одного возраста или создавать собственные группы.

В обязанности наставников будет входить индивидуальная работа с учениками, координация самостоятельных занятий школьника, помощь в выборе специализации и налаживание взаимоотношений с одноклассниками и учителями. Кроме того тьюторы будут должны подтягивать отстающих учеников.

Добрые, отзывчивые, мудрые тьюторы в российских школах — это вполне возможно, но и здесь есть свои преграды. «Одна из трудностей внедрения наставников – вырастить сильных тьюторов, — считает начальник Управления  образования и инноваций Центросоюза России Сергей Гиль — для этого надо три-четыре года».

По мнению нашего собеседника, главное —  найти и отобрать людей, готовых помогать другим в поисках и достижении своей цели. «Важно проработать программу тьюторства, привлечь туда грамотных, профессиональных классных руководителей, к которым тянутся дети», — объясняет Гиль.

По его словам, тьютор — это человек, который знает, как помочь ребенку прийти к конкретному результату. «Хороший тьютор должен сам пройти путь к успеху и, не навязывая собственный опыт, помочь ребенку достичь собственных побед, — говорит наш собеседник — тьютор – это не только педагог и наставник, но и психолог — он должен уметь выстраивать доверительную систему отношений с детьми». По его словам, классный руководитель сегодня — и организатор, и администратор, и педагог, и учитель. «Нововведение вызвано необходимостью создать в школах внятную единицу, которая будет заниматься именно воспитанием ребенка», — резюмирует Гиль.

Однако неопределенность термина «тьютор» в предложении Минобраза не позволяет составить полную картину, насколько это нужно российским школам. Директор Регионального общественного фонда поддержки молодежных инициатив «Фактор будущего» Ярослав Муравьев считает, что важно сразу понять, чего образование ждет от новых людей в школе. 

«Нужно выяснить, что в Минобрнауки понимают под «тьюторством» — говорит Муравьев —  если они действительно подразумевают наставников, которые призваны помочь найти ребенку свой путь – это, несомненно, мудро и правильно». По его мнению, тьюторы нужны, чтобы обучать и давать навыки, которые требуются успешному человеку. «Современная система образования настроена на то, чтобы давать знания, но она  не формирует жизненную позицию, — отметил директор фонда – важно, чтобы наставники могли помочь развить таланты и найти место в жизни».

В российских школах появятся тьюторы

«Тьютор, по сути, должен стать связующим звеном между образованием, жизнью и обучающимся», — подытожил Муравьев.

Елена Орешина

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite