Власти столицы РТ вынуждены признать, что ситуация с общественным транспортом только ухудшается. Это вызывает возмущение жителей. Но если повысить стоимость проезда, это приведет к «социальному взрыву». Мэр Казани Ильсур Метшин заявил, что денег нет, но чиновники будут искать дополнительное финансирование.
Состояние общественного транспорта — сейчас самая острая проблема Казани, заявил замруководителя городского исполкома Ильдар Шакиров, выступая с докладом перед местными депутатами. Чиновник подчеркнул, что «несмотря на все наши усилия, кризисные явления нарастают».
Шакиров отчитался, что на городских маршрутах работают девять транспортных предприятий, семь из которых являются частными. Еще шесть частных перевозчиков обанкротились за последние пять лет. Всего в городе сейчас 56 автобусных маршрутов (работают 606 автобусов), девять — трамвайных (на 87 трамваев), 10 — троллейбусных (36 единиц подвижного состава) и одна линия метро из 11 станций (обслуживают 15 составов электропоездов). В 2023 году транспорт Казани перевез 231,3 млн пассажиров. Это на 5% выше предыдущего года, но по-прежнему ниже допандемийного уровня 2019 года (-11%).
Количество жалоб пассажиров увеличилось на 70%
— Снижение пассажиропотока, рост цен на запчасти, дизельное и газовое топливо, значительный дефицит водительских и кондукторских кадров, инфляция и недополученные в полном объеме средства на перевозку льготников оказали негативное влияние на качество пассажирских перевозок общественным транспортом, — перечислил замглавы исполкома.
Ильдар Шакиров сообщил, что сейчас на линию выходят только 76% автобусов. Это вызывает «справедливое нарекание и недовольство» жителей. По его словам, с 2020 года количество жалоб выросло на 70%.
В первую очередь, заявил Шакиров, это дефицит кадров. В Казани не хватает 678 водителей и 621 кондуктора. Чиновник отметил «тяжелые условия труда и неконкурентную заработную плату». Водитель автобуса работает с 5 часов утра и до 23 часов ночи. При норме 160 это 220 часов в месяц. Это приводит к повышенной утомляемости и возникновению аварийных ситуаций. Средняя зарплата водителя автобуса — 110 тысяч рублей, троллейбуса — 84 тысячи, трамвая — 78. Но, по словам Шакирова, это «в разы ниже заработной платы водителей грузового транспорта и такси». Он также вспомнил советские годы, когда водитель автобуса получал в 2,5 раза больше, чем инженер.
Штрафы за безбилетный проезд могут увеличить почти в 10 раз
Шакиров привел опыт других крупных городов. Так, в Челябинске предлагают мотивационные выплаты в размере 500 тысяч рублей (если человек два года работает на предприятии и не допустит ни одной аварию). В Нижнем Новгороде увеличили уровень зарплаты водителей автобусов до 135 тысяч рублей.
— Считаю, что сегодня настало время применять подобные меры и в Казани. В этом вопросе просим помощи от республиканского правительства, — указал Шакиров, предложив также выдавать водителям квартиры по социальной ипотеке.
Еще Ильдар Шакиров предложил увеличить размер штрафов за безбилетный проезд с 300 рублей до 2500 рублей. Он считает, что такая мера повысит сознательность пассажиров. В Казани трамваи и троллейбусы переведены на бесконтактную форму оплаты проезда. В этом году начнут внедрение этой системы в автобусах.
Замглавы исполкома рассказал, что в июле в Казани сменили схему движения 10 автобусных маршрутов. Это позволило сократить выпуск подвижного состава на 60 единиц и уменьшить дефицит кадров на 120 водителей. Но теперь пассажиры жалуются, что им приходится делать много пересадок.
Обновления также требует инфраструктура наземного электротранспорта. Речь идет о порядка 5 млрд рублей. Срочно заменить нужно 32 км из 82 км контактной сети троллейбусов, 70 км из 132 км трамвайных путей. Также требуется обновить 207 изношенных автобусов.
Финансирование транспортной отрасли недостаточно, констатировал чиновник. Так, в соответствии с методикой Минтранса РФ затраты на общественный транспорт составляют 12,7 млрд рублей. Но только 8 млрд рублей покрываются билетной выручкой. Если переложить эти траты на перевозчиков, то стоимость проезда увеличится до 55 рублей.
Шакиров отметил, что в 2023 году на организацию пассажирских перевозок из бюджета выделили 2 млн рублей на пять лет. За один час работы перевозчикам выделяется 7–11 копеек при нормативной доплате за один час в 1 400 рублей.
Если ничего не делать — город встанет
Чиновник также похвалил брутто-контракты. В пример он привел Пермь и Волгоград. Там перевозчик получает фиксированную сумму за свою работу. Однако в Казани «перевозчики о таких мерах поддержки могут только мечтать».
Ильдар Шакиров также отметил, что в реконструкцию дорог в Казани было вложено 84 млрд рублей за последние пять лет, а в развитие общественного транспорта — только 8 млрд рублей.
— Мы в большинстве своем стоим в пробках на этих дорогах. Следовательно, ни о каком приоритете общественного транспорта пока и речи быть не может. Текущий тренд на рост автомобилизации и деградацию пассажирского транспорта при отсутствии изменений сохранится и приведет к тому, что город встанет и передвижения по нему будут крайне затруднены, — предупредил спикер.
На заседании Гордумы выступил директор центра транспортного моделирования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Александр Чеботарев.
— Озвученные цифры удручают. Они свидетельствуют о недостаточном внимании властей к развитию и совершенствованию общественного транспорта, — сказал он.
А если поднять проезд до 60 рублей?
Эксперт посоветовал брать примеры с Москвы, Санкт-Петербурга и даже с Перми, где в том числе используются брутто-контракты.
При этом Чеботарев предупредил, что повышать тарифы на общественном транспорте нельзя — это приведет к «еще большей социальной напряженности».
— Представьте, если поднять тариф до 60 рублей? Что это будет? Будет социальный взрыв, — предупредил он.
Эксперт констатировал, что окупаемость общественного транспорта — «утопичная история». Необходимо дополнительное финансирование, заявил он.
Денег нет, но будем развивать общественный транспорт
Мэр Казани Ильсур Метшин согласился, что «самоокупаемости у общественного транспорта нет». Однако он считает, что в сложившейся ситуации «нет крайних и виноватых».
— Есть 10 рублей, а задач каждый год у нас минимум на 15 рублей. Мы не навсегда решили эту проблему, сегодня она опять есть, — признал глава города.
Метшин посоветовал подготовить предложения и изучить лучшие практики вместе с транспортными предприятиями.
— Чтобы поднять это, нужны деньги, а их нет, но мы будем продолжать развивать общественный транспорт, — обещал мэр.
На сессии также выступил министр транспорта РТ Фарит Ханифов. Он заявил о необходимости регулирования предельной стоимости подвижного состава и увеличения конкуренции. Кроме того, он предложил стимулировать водителей, а также сделать ставку на автоматизацию. В этом году Казань получит 157 единиц транспорта.
— Город столкнулся с дефицитом кадров, вызванным неконкурентной зарплатой и переработками у водителей. Растут затраты на обслуживание возрастной техники. Как следствие — недовыпуск на линию подвижного состава и недовольство горожан. Рецепт известен — нужно больше денег. При этом есть конкретное видение, на что эти средства необходимо потратить (новые машины, рост зарплат, оптимизация сети и билетного меню). Будет ли план реализован, зависит не только от городских властей, — поделился своим мнением по итогам сессии депутат Казгордумы Алексей Серов.
Однако, по его словам, «из выступления министра также следовало, что брутто-контрактов Казань не получит».
Автор материала Кирилл Антонов
А теперь ситуация замкнутого круга,если не повысить проезд то обслуживание транспорта за свой счёт никто делать не станет,а цены растут. Бензин плюс каждый месяц на рубль взлетает. Но и за 100 рублей в одну сторону никто ездить не готов,проще такси вызывать будет опять же и снова пассажиропоток уменьшится.
Как я понимаю нас готовят к подорожанию проезда? Когда они нажрутся то уже?! Итак уже семьей ехать на такси — одинаково что и на городском автобусе. Или так пытаются в метро людей загнать? Но метро на квартала не ходит, чиновники в курсе?
Надоели — каждый год стонут что денег нет у них на автобусы. Может попробовать поискать куда они уходят, а не поднимать стоимость проезда каждый раз??
Я себе машину купила по причине того что не доверяю нашему общественному транспорту,водители хамло,автобусы уже на ладон дышат,мне спокойнее самой доехать на работу в уюте и комфорте!
Ну так и уберите всех частников с дорог в чем проблема?Будет и развитие и транспорт обслуживаться как положено…
Интересный у нас народ-татарстанские чиновники!!! Не могут решить транспортную проблему при таком бюджете РТ! Практически во всех городах миллиониках есть маршрутки частные. Что, нельзя а критически важных районах города типа Салават или Куйлюки организовать маршрутки??? Да запросто,сделать проезд без льгот в них и пусть в часы пик ездят… Правда здесь украсть у чиновников не получится,я так думаю!
Был такой уважаемый человек, ген.директор «Татавтотранс» Гилязов Ринат Риязович и он говорил»Государство должно возить своих рабочих». Получается, государства уже нет. Транспорт отдали на откуп жуликам, они проворовали и в итоге люди виноваты. Если бы платили 150 тысяч, там бы работали настоящие шофёры, а так за 40 тысяч и водители мигранты не хотят работать.
К слову, в Волгограде за рулём общественного транспорта нет ни одного мигранта. Новые электробусы, троллейбусы у которых в салоне работает кондиционер(на улице 29, в салоне 18 градусов) водят местные парни. Так что есть у кого учиться. Съездите.
Прочёл и задумался о мигрантах. Может, кто не знает, но по бюджетному законодательству 10% НДФЛ должно из зарплаты уходить в местный бюджет. Мигранты насколько знаю, этого не делают, там всё серые схемы в строительстве. Сколько их сейчас? Наверное, хотя бы, 20000 есть в Казани. Даже при зарплате в 30000 рублей можно было 60000 рублей ежемесячно собирать, но она же больше. За год уже 1200000 рублей. Это я по минимуму привёл пример. А если ещё добавить сколько идёт обналичивания, то цифры в разы возрастут. Это только по НДФЛ и напрямую связано с должностными лицами всех уровней.
Средняя скорость движения городского общественного транспорта в г. Казани, по данным разных источников составляет от 14 до 20 км. в час, что гораздо ниже скорости движения основного транспортного потока. С такой низкой скоростью общественный транспорт двигается в соответствии с графиком движения, который устанавливается персонально для водителя каждого транспортного средства. Для соблюдения графика водители общественного транспорта снижают скорость движения и стоят на остановках дольше чем это необходимо, скапливаясь, иногда по 3-4 транспортного средства, что создаёт помехи основному потоку, вынуждая его перестраиваться, для обгона медленно движущихся или объезда скопившихся на остановке транспортных средств.
Очевидно, что для перевозки одного и того же количества пассажиров при средней скорости движения 15-20 км. в час, транспортных средств, водителей и обслуживающего персонала потребуется в два раза больше чем при скорости движения 30-40 км. в час.
А давайте попросим Ильдара Шакирова организовать движение общественного транспорта со скоростью равной средней скорости движения основного транспортного потока. И тогда может хватит имеющихся ресурсов для обеспечения нормальной работы общественного транспорта и обойтись без повышения стоимости проезда?
Почему в Ижевске водители меняются в 15 часов и никто не жалуется что нет водителей. А в Казани работают сутками и их еще обманывают — конечно, водители будут убегать. Надо прокуратуре проверить систему графиков водителей. И Республика должна помогать транспорту и городскому, и районному. Не все экраны, сады да театры строить
С Шакировыми скоро вообще транспорта не будет в Казани. Работать это не доклады подготовленные клерками читать