Ярослава Пулинович: «Я бы не хотела познакомиться с героями своих пьес»

Один из самых молодых драматургов России рассказала в эксклюзивном интервью KazanFirst, что объединяет её персонажей и почему каждый режиссёр имеет право на ошибку

Ольга Гоголадзе — Казань

Решительно невозможно представить молодежную театральную лабораторию «Город АРТ подготовка» без Ярославы Пулинович. Правда, эту красивую девушку большинство участников форума принимает за начинающую актрису, и все искренне удивляются, узнав, что она известный драматург, чьи пьесы ставят в десятках театров России и Европы, а сценарии уже трижды экранизировали.

Естественно, эскизы по произведениям Ярославы — неотъемлемая часть каждой казанской лаборатории, а обсуждения материала с драматургом — всегда приятный бонус для актёров и зрителей. В этом году она презентовала новую пьесу — «Хор Харона», актёрская читка которой вызвала настоящий ажиотаж в «Углу». На показе фильма «Я не вернусь» эстонского режиссёра Ильмара Раага по сценарию Пулинович и вовсе было яблоку негде упасть.

Упустить такую уникальную собеседницу, как Ярослава, мы просто не могли. В эксклюзивном интервью KazanFirst она рассказала, почему не хотела бы познакомиться с героями собственных произведений и почему каждый режиссёр имеет право на ошибку.
Ярослава Пулинович: «Я бы не хотела познакомиться с героями своих пьес»

— Вам всего 27 лет. Наверное, вы один из самых молодых драматургов в России?

— Пока да, но скоро это закончится, мне же однажды стукнет 40 (смеется). Конечно, раньше бывало такое: в театре ждут взрослую, полную, умудрённую опытом женщину, а приезжает молоденькая девушка. Хотя сейчас, в эпоху интернета, большинство знает, как я выгляжу.

— Когда вы начали писать свои первые произведения?

— Довольно рано, лет в восемь. Это были стихи и небольшие рассказы.

— Вы тогда могли представить, что станете известным на всю страну драматургом?

— Нет, я об этом не думала. Но поступила в театральный институт к Николаю Владимировичу Коляде и почти сразу начала писать пьесы. Так и закрутилось.

— Не мечтали стать актрисой? Или вас привлекали именно тексты?

— Я не очень знала, кем хочу быть. Поступала на актёрский факультет, на втором туре «срезалась», а параллельно подавала документы к Коляде. И туда прошла, что замечательно.
Ярослава Пулинович: «Я бы не хотела познакомиться с героями своих пьес»

— Ваши родители нормально отнеслись к тому, что вы решили стать драматургом? Не говорили, мол, какое ещё творчество, иди учиться на бухгалтера?

— Нет, они очень поддержали мой выбор. Мои мама с папой всю жизнь были журналистами, поэтому работа со словом для них всегда на первом месте.

— Как вообще живут драматурги? Вы ходите на работу или творите где-нибудь на террасе за чашечкой кофе?

— Я живу в Екатеринбурге, пишу дома. Когда речь идёт о заранее обговорённом с продюсером/заказчиком/театром проекте, то он рождается из договорённостей, а не от нахлынувшего вдохновения. У таких заказов обычно конкретные сроки, поэтому я работаю плотно. Когда я пишу для себя, то делаю это, когда хочется. Позволяю себе расслабиться, подумать, растянуть написание пьесы.

— Значит, этим можно зарабатывать на жизнь?

— Если ты занимаешь прочные позиции в профессии — да, вполне. Сейчас, например, мне предложил совместный проект «Современник». До этого постоянно были заказы от различных театров.
Ярослава Пулинович: «Я бы не хотела познакомиться с героями своих пьес»

— В вашей среде есть конкуренция? Или драматургов так мало, что каждый на вес золота?

Возможно, но я этого не чувствую. Драматург — это очень одиночная профессия. Наверное, в любой творческой среде есть завистники, которые не желают тебе добра. Но с большей частью моих признанных и знаменитых коллег мы в прекрасных отношениях.

— Ваши пьесы ставят и на Урале, и в Саратове, и в Казани, и в Европе, и в Америке. Как вас находят режиссёры?

— Всё просто, есть конкурсы и фестивали  «Евразия», «Дебют», и шорт-листы всегда смотрят режиссёры, которые ищут новые тексты. Сейчас я уже не участвую в конкурсах, но есть ряд театральных деятелей, с которыми мы давно сотрудничаем, и я напрямую посылаю им свои пьесы.

— Вы ревностно относитесь к материалу или же отпускаете произведения в «свободное плаванье»?

— Я спокойно отношусь. Конечно, бывает грустно, когда что-то не получается или выходит хуже, чем я ожидала. С другой стороны, режиссёр — такой же художник, который имеет право на ошибку и на собственное видение, поэтому я склонна доверять. Не могу сказать, что сильно разочаровывалась когда-либо. Не получилось, и бог с ним.

— На ваш взгляд, почему театры так любят пьесы Ярославы Пулинович? Какой посыл их «цепляет»?

— Думаю, мои произведения — про сегодня. Я всегда стараюсь вывести на страницы своих пьес очень современного героя.
Ярослава Пулинович: «Я бы не хотела познакомиться с героями своих пьес»

— Какую пьесу (не только свою) вы можете назвать удачной? Есть критерии?

— Она должна нравиться, задевать за живое, не оставлять зрителя равнодушным. А темы, по сути, уже многие тысячи лет не меняются: любовь, одиночество, поиск смысла своего существования, отношения между людьми. Всегда интересно смотреть за развитием человека, за тем, как он меняется. Драматургия — это всегда боль и конфликт.

— Есть черта, которая объединет всех ваших персонажей?

— Они очень разные: это и 16-летняя девочка из детдома, и обаятельный мажор, и 50-летняя бизнесвумен, и 98-летний старик, переживший блокаду. Но, думаю, их всех объединяет внутреннее одиночество. Потому что я сама очень одинокий человек.

— Где вы находите своих героев?

— Они повсюду, их можно везде увидеть. Нужно только соединить в одном персонаже черты разных людей.
Ярослава Пулинович: «Я бы не хотела познакомиться с героями своих пьес»

— С кем из них вы бы хотели познакомиться в живую?

— Ни с кем! Это было бы достаточно тяжёлое и неприятное знакомство, потому что я вырисовываю своих героев со всеми недостатками, комплексами, положительными и отрицательными чертами характера. Я их слишком хорошо знаю и понимаю, что это за люди.

— Вы верите в людей? В то, что они способны меняться к лучшему?

— Человечество как вид? Тенденции наблюдаются очень слабые, но они есть. Думаю, всё возможно. А каждый конкретный человек, я уверена, может стать лучше.

— Помните свою первую пьесу, которую поставили в театре?

— Конечно, это была «Наташина мечта». С подачи Олега Лоевского режиссёр Дмитрий Егоров поставил её в Саратовском театре юного зрителя. Я была очень этому рада.

— Ваше имя часто связывают с Олегом Лоевским. Как вы познакомились?

— Он мой ментор и, пожалуй, духовный учитель. Мы с ним познакомились в Екатеринбурге на творческой лаборатории. Сейчас мы очень дружим и часто пересекаемся на подобных мероприятиях.
Ярослава Пулинович: «Я бы не хотела познакомиться с героями своих пьес»

— Вы с Олегом Соломоновичем — частые гости в Казани и участвуете в «АРТ-Подготовке» с её первых дней. Как вы считаете, такие проекты важны для театра в целом?

— Конечно! Это новые режиссёры, которых не знает город. Новые тексты, которые не знают зрители. Свои, «родные» артисты, у которых есть возможность что-то придумать в очень сжатые сроки. Как говорит Лоевский: «За три дня актёр не успевает распределить штампы». И многие артисты потом говорят: «Мы словно вернулись в студенческие годы, когда репетировали по ночам и нужно было что-то быстро сделать. И это очень сильно будоражит кровь». А для зрителей это очень хороший повод познакомиться с современной драматургией.

Что касается лабораторий именно в Казани, рост очевиден. Когда мы приезжали в самый первый раз, не было никаких площадок. А в этом году появился «Угол». Здесь удивительная атмосфера, живая энергия! В Екатеринбурге нет такого места. Хочется верить, что с каждым днём «Угол» будет становиться всё лучше.

— В этом году гости лаборатории смогли увидеть фильм «Я не вернусь», снятый по вашему сценарию. Расскажите, как вы его создавали.

— Меня преследовал сон, в котором я попадаю в школу в достаточно взрослом возрасте. Из него выросла история о девушке, которая снова возвращается в свои 14 лет. Я написала сценарий, и его заметил продюсер фильма. Но он сказал, что нужно кое-что переписать. Я это сделала, и за фильм взялась кинокомпания СТВ. Это был очень долгий процесс, подготовка длилась два года. Снимали и в Петербурге, и в Казахстане, но большую часть в Беларуси, потому что там это дешевле. Правда, возникла проблема: мы долго не могли найти раздолбанную русскую дорогу.
Ярослава Пулинович: «Я бы не хотела познакомиться с героями своих пьес»

— Вы довольны экранизацией?

— Да! Это третий фильм по моему произведению, и он мне нравится больше всех. Более того, Вика Лобачёва, исполнительница роли Кристины, действительно из детского дома. И когда закончились съёмки, все актёры разъехались по своим городам, а Вика отправилась обратно в приют… 

— Где вам больше нравится работать: в театре или кино?

— В театре, конечно. Кино — это такая непонятная территория, где правит продюсер, где есть жёсткие договорённости и сроки. Всё это очень дорого и чётко просчитывается. Поэтому  сложно повернуть историю в ту или другую сторону. Театр — территория свободы. Можно на трёх стульях с двумя ширмами всё переиграть в одну ночь и сделать абсолютно иначе. Потом снова переделать. И никто к тебе не придёт и не скажет: «нет, знаешь, что-то ты заигралась. Это уже не пять съёмочных дней.»

Поэтому степень условности в театра мне нравится гораздо больше, можно придумать тысячи решений одной сцены. Спектакль — живая вещь, его невозможно дважды сыграть одинаково. А фильм… конечно, если он получился хорошо, то никто уже не накосячит, не забудет текст, ничего плохого не случится. Но именно возможные ошибки и придают шарм театру.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite