«Парки Казани — это дореволюционный подарок. Но они находятся на уровне 80-х годов, мы так и не вылезли оттуда»
Кажется, что в Год парков и скверов Татарстан переосмысливает свое наследие — городскую среду, которая кардинально изменилась за последние десятилетия, но парадоксальным образом осталась архаично-советской. Казанский краевед Леонид Абрамов в интервью KazanFirst рассказывает об истории казанских парков. Почти все они были заложены еще в позапрошлом столетии. Парки Казани — это дореволюционный подарок, говорит он
Казанский краевед Леонид Абрамов
Глеб Лихачев — Казань
Кажется, что в Год парков и скверов Татарстан переосмысливает свое наследие — городскую среду, которая кардинально изменилась за последние десятилетия, но парадоксальным образом осталась архаично-советской. Казанский краевед Леонид Абрамов в интервью KazanFirst рассказывает об истории казанских парков. Почти все они были заложены еще в позапрошлом столетии. Парки Казани — это дореволюционный подарок, говорит он
— История казанских парков — двухсотлетняя. До этого, в XVII веке в России вообще не было понятия «парк». То есть, были парки, но царские, боярские. Первый общественный парк, который возник в Казани в начале XIXвека — Чёрное озеро. А частные парки в Казани появились еще в XVIII веке. Один из самых известных — парк Чемезовых. Находился он в Школьном переулке, который сейчас называется Катановским. Этот парк упоминает Сергей Аксаков в автобиографическом рассказе «Собирание бабочек». Он там охотился сачком — в то время это была популярно. В парке Чемезовых была установлена скульптура Ричарда Львиное сердце. Там прогуливались цесаревичи, будущие императоры, в том числе Александр I. Парк был достаточно известный, и поблизости также находилось несколько частных парков, некоторые существуют до сих пор. Парк Ворожцова —современный «Эрмитаж» — тоже был частным парком. Осокина роща, на Шарной горе, это там, где КГАСУ —этот парк не дошел до нашего времени. Лядской садик тоже раньше был частным, принадлежал генералу Лецкому. Он стал общественнымв 1870-х. Кстати, это десятилетие стало переломным — в это время в Казани открылось очень много парков.
— С чем это связано?
— Наверное, чтобы не было роста каких-то антиполитических, народовольческих настроений. Молодая публика тогда была очень агрессивной,студенты постоянно бунтовали. До этого прошли реформы, было освобождено крестьянство. Оно ринулось в города, города стали расти, как на дрожжах. Появилась публика разночинная, совершенно другого разлива. До этого было дворянство, купечество, все чинно, благородно, а потом появилось понятие «новые люди».Начиналось брожение. Надо было как-то организовать эту публику, предложить что-то новое. Начали вводить в строй новые парки, выкупать частные парки, в том числе Лядскойсад. Его решили облагородить. Парк «Русская Швейцария», старинное место гуляний, тоже облагородили, он был открыт в 1870-е. Державинский садик тогда же был открыт, Панаевский сад. Последний был одним из самых известных парков. Все они располагались рядышком, в дворянской, привилегированной части — там жила «белая публика», что называется. Если купцы — то первой гильдии. Единственный парк, который располагался на удалении — сад Тальквиста. Он находился в Адмиралтейской слободе. Там жила несколько другая публика. Адмиралтейка была проходным двором, там были пристани, крутилось достаточно много народа, немало было приезжего люда.
— Что в те времена располагалось в парках?
— Это были места увеселений. Не как сейчас — просто прогуляться. Люди туда приходили на долгое время. Скажем, на «Черном озере» был ресторан «Китай». Оркестранты были, павильоны фотографий Вяткиной. Устанавливались карусели, зимой — катки. Весьма разнообразный спектр развлечений. Державинский сад был элитным, платным. Праздношатающейся публике туда ходить было нельзя. В Панаевском располагался театр Панаева, и он был популярным. Там, кстати, начинал Федор Шаляпин. В 17 лет он впервые выступил там в роли жандарма, но сконфузился и убежал — был такой эпизод. Панаевский сад был демократичным, предназначался для широкой аудитории. Туда ходили много студентов. Известный режиссер Петр Медведев держал антрепризу,туда приезжал итальянский цирк. Это было знаменитое увеселительное место. Вообще, дворяне Панаевы очень многое сделали для культуры России. Панаевский сад основал Лиодор Панаев, а его брат Валериан основал Зимний театр в Санкт-Петербурге, и он, причем, тоже стал очень популярным. Мало чем уступал Панаевскому Эрмитаж – там тоже был театр, ресторан.
О парке Горького можно рассказывать отдельно, причем много. У него есть бородатая предыстория. Там были восточные предместья Казани. В эту часть города казанцы выбирались на Троицкие гуляния. Изначально они проходили в Нееловой роще, на месте современного Суворовского училища, до этого — Родионовскийинститут благородных девиц. После того, как его основали, гуляния передвинулись в Госпитальную рощу, а потом расположились на месте современного парка. Там, кстати, были губернаторские летние дачи, и губернатор Шипов открыл там первый воксал. Это забытое ныне явление, оно не прижилось в России. Если переводить на современный язык, воксал — это развлекательный комплекс, там были бильярдные, кафе. Этот воксал существовал на месте санатория «Казанский». Он просуществовал лет десять-пятнадцать, после чего его упразднили. Парк открыли официально в 1870-х годах, там был небольшой театр-ракушка, играли оркестранты, было несколько трактиров. Известный аптекарь Грахе открыл в парке первый бювет, он разливал там сельтерские воды.
Потихоньку «Русская Швейцария» стала набирать популярность. Уже в начале XX века, в 1909 году, там прошла крупная международная выставка — на пространстве, где сейчас находится «Корстон», вплоть до Арского кладбища. В ней участвовали крупные российские компании, земства, ведомства, купцы. Там, во второй раз в Казани, в небо поднялся самолет нашего знаменитого авиатора Васильева. Некоторые павильоны после выставки сохранялись вплоть до 60-х годов. В дальнейшем парк Горького, конечно, испохабили. Эта большевистская традиция, заимствованная со времен французской революции. Они организовали на Марсовом Поле в Петербургезахоронение героев революции, в Казани тоже по примеру похоронили расстрелянных белочехами в августе 1918 года, потом в 1920прихоранивали писателей и работников НКВД. В 34-м году началась реконструкция парка —в то время началась мемориализация памяти Горького, причем при жизни. Для большевиков это было нормальное явление. И «Русскую Швейцарию» переименовали в парк имени Горького, улицу Лядскую – в Горького, был открыт музей и т.д.
Международная выставка в парке «Русская Швейцария». 1909 год
— Как назначение парков поменялось в советские годы?
— Они стали более массовыми. В парках начали проводиться спортивные состязания, устраивались забеги, соответственно, в парке Горького был открыт стадион «Трудовые резервы». Парк пользовался большой популярностью у лыжников. Там было колесо обозрения, кривые зеркала и множество аттракционов. Туда ходила вся Казань. Построили даже канатную дорогу, но она оказалась с дефектом, и проработала короткое время. Однако многие ее помнят. В советские годы в парке Горького был построен большой летний театр. Его историю еще надо покопать. Он, скорее всего, существовал с 30-х по 50-е. В 60-е он не зашел — сгорел или был разобран. Также была большая детская площадка – база тихого отдыха, позже там стали собираться шахматисты уже самостийно. Выступали чтецы, оркестры (это старинная еще дореволюционная традиция). Была биллиардная, ресторан «Лето», перед оврагами – дискотека-дансинг, внизу – пляж, а до революции на том же месте — купальни.
Летний театр в парке Горького. 1930-е
Что касается Ленинского садика, его история началась довольно поздно. На его месте раньше располагалась Николаевская площадь. Она была разбита после пожара 1842 года — Казань тогда сгорела, и губернатор Шипов решил организовать торговую площадь, в честь Николая, который выделил большие средства на восстановление города. Туда казанцы приезжали за елками, там были бакалейные лавки, балаганы Яшки Мамонова, которые мальчиком посещал Шаляпин. Тогда же он решил стать как Яшка Мамонов.В 1890 году там решили организовать международную выставку. Все экспонаты оттуда пошли в городской музей. После выставки решили разбить на этом месте Николаевский сквер. Там же в 1894 году Казанское общество водоснабжения открыло фонтан, самый старинный у нас. Он до сих пор сохранился. В советские годы парк был реконструирован — там построили лестницу, сквер продолжался наверх, туда, где сейчас второй корпус Казанского университета. Вверху находился кинотеатр.
Международная выставка на Николаевской площади. 1890 год
Был еще Театральный садик, на месте современного Госсовета. Часть этого парка еще читается, там сейчас есть небольшой скверик. Но о нем, честно говоря, мало что известно.
В советское время стали появляться новые микрорайоны. Соцгород — детище начала 30-х годов. Тогда же, в 1934 годуКазмашстрой создал парк «Крылья Советов». Это парк совершенно советский, с фигурами, входной группой, роскошной центральной аллеей, не имеющий ничего общего с дореволюционной эпохой.В советские годы в парках также появились тиры и парашютные вышки. Для комсомольца считалось хорошим тоном стать ворошиловским стрелком или с парашюта прыгнуть — «все выше, и выше, и выше». Такая вышка была в парке Петрова, который тоже не имеет ничего общего с дореволюционным периодом. Довольно хорошая, кстати. Большая жалость, что она не сохранилась. Сейчас к советской эпохе у нас только начали обращаться, после того, как многое из советского стало разрушаться..
Театральная площадь. Слева Державинский сад
— У меня складывается впечатление, что по сравнению с дореволюционным и советским периодами количество и качество парков в Казани принципиально не изменилось.
— Ненамного — отдельные парки исчезли. Парки Казани — это дореволюционный подарок, да. Казанские парки находятся на уровне 80-х годов, мы так и не вылезли оттуда. Что, допустим, парк Горького? Это липовые аллеи обычные. Это автохтоны, они всегда там росли. Недавно там сделали реконструкцию — она неплохая, рядовая. Можно что-то поинтереснее придумать, у нас публика уже избалованная. Взять хотя бы московский опыт. Взять когорту человек, которая за это отвечает и может что-то сделать, свозить их в Москву. По-хорошему, нужно поездить — в Германию съездить, в Копенгаген. Казань, по умолчанию, третья столица России. В плане туризма мы за три года поменялись в хорошую сторону, нас знают. К нам стали ездить. Если озадачиться созданием хорошего паркового пространства, оно будет популярно не только у казанцев. В 90-е у нас произошло преломление чисто психологическое. У нас было советское общество, потом нам дали под дых, мы перестали быть советскими, стали какими-то постсоветскими, другими. Тогда у нас была своя парковая культура. Сейчас ее нет. В парках теперь, в основном, прогуливаются мамочки с детьми и молодежь. Пенсионеров почти вообще нет. Советские пенсионеры были активнее почему-то. Их надо как-то привлекать. Парк — это открытое пространство, свежий воздух, движение. Надо заставлять людей двигаться, это уже хорошо. Ну и немного смысла нового появляется — это важно. Люди ходят, общаются между собой, появляются новые знакомства, возможности новых коммуникаций. Не думаю, что у нас возникнет что-то сверхновое, но можно занести на нашу почву что-то, что уже апробировано. Каток в парке «Черное озеро»