Тимур Халиков: «Главное не перейти тонкую грань, когда Совет потребителей может моментально превратиться в лоббистскую структуру»

Ответственный секретарь Межотраслевого совета потребителей рассказал, почему президент «РЖД» Владимир Якунин обрушился с критикой системы общественного контроля за естественными монополиями

Ответственный секретарь Межотраслевого совета потребителей Тимур Халиков

Алексей Тюрин — Казань

Один из самых известных топ-менеджеров России — президент РАО «РЖД» Владимир Якунин на днях неожиданно обрушился с критикой системы общественного контроля за естественными монополиями. Выступая на Гайдаровском форуме, Якунин заявил, что недавно созданные Советы потребителей не вписываются в сложившуюся систему корпоративного аудита. Советы слишком активно проверяют финансовую и хозяйственную деятельность госкорпораций и вносят сумятицу в их работу.

Критика Якунина в значительной степени затрагивает Татарстан, потому что республика — одна из пилотных площадок, на которой отрабатываются новейшие методы общественного контроля за естественными монополиями.

Чтобы разобраться в ситуации, необходимо знать предысторию. Чуть меньше года назад — 28 февраля указом президента РТ Рустама Минниханова в Татарстане был создан Межотраслевой совет потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий.

Татарстан стал одним из трех пилотных регионов России, где были созданы подобные структуры (наряду с Красноярским краем и Архангельской областью).
Тимур Халиков: «Главное не перейти тонкую грань, когда Совет потребителей может моментально превратиться в лоббистскую структуру»
Президент РАО «РЖД» Владимир Якунин

Решение о создании в России Межотраслевых советов потребителей было принято по инициативе президента России Владимира Путина об организации общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий и формированием тарифов на их товары и услуги.

На региональном уровне Совет потребителей создается руководителем региона (в Татарстане, соответственно совет при президенте РТ). На федеральном уровне Советы потребителей работают при отраслевых правительственных комиссиях: по транспорту, связи, вопросам развития электроэнергетики. Эти комиссии возглавляет зампредседателя правительства РФ Аркадий Дворкович, считающийся одним из лидеров так называемого либерального крыла. Критика Якунина, одного из представителей патриотического лагеря российской элиты, несомненно, затрагивает работу Дворковича. С другой стороны, речь идет о методах независимого контроля за ростом тарифов и работой естественных монополий, от которых зависит повседневная жизнь россиян. О ситуации и работе Совета потребителей в Татарстане KazanFirst поговорил с ответственным секретарем Межотраслевого совета потребителей Тимуром Халиковым

— Как вы думаете, в чем  причина критики Якуниным системы общественного контроля за работой естественных монополий?

— Я полагаю, причина в механизмах организации деятельности Совета и доступа к информации о финансово-хозяйственной деятельности ОАО «РЖД». Речь шла о том, что появился новый орган, который в целом не подчиняется совету директоров, но при этом получил право доступа к важнейшим документам компании.

— То есть Якунин просто недоволен новой практикой?

— Смотрите, есть закрепленные законодательством и деловой практикой механизмы корпоративного управления в виде совета директоров. Совет потребителей по вопросам деятельности «РЖД» при правительственной комиссии по транспорту — это новая структура в системе. Федеральными нормативно-правовыми актами  закреплено, что сама инвестиционная программа естественных монополий и отчет об ее исполнении является открытым документом. Россияне платят деньги в форме тарифа, они должны знать, как они расходуются. Совет потребителей — это система общественного контроля; он имеет возможность погрузиться еще глубже в программу и запросить необходимые расчеты и обоснования и к мероприятиям и к планируемым средствам. Но при этом Совет потребителей не подчиняется организации, а подчиняется напрямую правительственной комиссии.
Тимур Халиков: «Главное не перейти тонкую грань, когда Совет потребителей может моментально превратиться в лоббистскую структуру»— То есть руководители так называемых естественных монополий встретили появление Советов в штыки?

— Нет, об этом речи не идет. Я знаю, что Владимир Иванович [Якунин] уделяет много внимания работе Совета потребителей. На его заседаниях регулярно присутствует топ-менеджмент «РЖД» и дочерних компаний, и к обсуждаемым вопросам всегда дается информация с необходимыми расчетами.

Чтобы в процессе работы Совета не возникало споров, в нем должны быть равно представлены все категории потребителей, профессиональное сообщество в лице экспертов. Это принципы его формирования. Я считаю, что главное – не перейти тонкую грань, когда Совет может моментально превратиться в лоббистскую структуру. Тогда, естественно, такие крупные монополии как «РЖД» четко разметят границы допустимого, за которые просто не дадут зайти членам Совета потребителей. А это — я уверен — приведет к угасанию этой работы.

— В Татарстане эта грань не пройдена?

— Не пройдена. Этому большое внимание уделял руководитель аппарата президента РТ Асгат Ахметович Сафаров. При формировании Межотраслевого совета потребителей в республике он много времени посвятил четкому соблюдению баланса представительства, чтобы были представлены все категории потребителей. В результате в Совет входят от руководителей крупнейших предприятий республики до представителей совета домовых комитетов города Казани.

— Удалось избежать конфликта с топ-менеджментом республиканских предприятий?

Мы пошли традиционным путем, используя практику, принятую в мире через механизмы взаимодействия с советом директоров естественных монополий.
Тимур Халиков: «Главное не перейти тонкую грань, когда Совет потребителей может моментально превратиться в лоббистскую структуру»Руководитель аппарата президента РТ Асгат Сафаров (справа)

— То есть?

— При участии Асгата Сафарова мы нашли поддержку у премьер-министра республики Ильдара Халикова и на данном этапе инициировали создание комитетов по инвестициям в советах директоров «Генерирующей компании», «Сетевой компании», «Татэнергосбыта» и ряде других предприятий. Затем решением Межотраслевого совета потребителей утвердили по два уполномоченных из состава совета, которые входят в эти комитеты и на площадке которых обсуждают все возникающие вопросы, связанные с формированием и реализацией инвестпрограммы и тарифами на услуги. Более того комитет по инвестициям совета директоров «Сетевой компании» возглавил независимый директор Алексей Михайлович Пахомов.

— При этом у Вас как у регионального совета потребителей есть доступ к документам и проектам рассматриваемым федеральным советом потребителей?

— Я хочу, чтобы вы поняли, что у нас в принципе не может быть противоречий между разными уровнями Совета потребителей при осуществлении общественного контроля за естественными монополиями. В тоже время, это не означает, что мы поверхностно подходим к вопросам взаимоотношения друг с другом. При формировании плана мероприятий, конечно же, мы настаиваем на тех приоритетах, которые считаем более важными.

— Например…

— Например, это вопрос инфраструктурной составляющей в тарифе «РЖД», формирование которого недостаточно прозрачно, и которое, кстати, в том числе сильно бьет на функционирование системы пригородного пассажирского железнодорожного сообщения. Совет потребителей «РЖД» считает в первую очередь надо разобраться с очередностью погрузки и перевозке груза. В самой «РЖД» так не считают. Здесь, кстати, я полностью согласен с Владимиром Ивановичем. Потому что считаю, вопрос погрузки-разгрузки — это сугубо хозяйственная деятельность компании.
Тимур Халиков: «Главное не перейти тонкую грань, когда Совет потребителей может моментально превратиться в лоббистскую структуру» Премьер-министр РТ Ильдар Халиков (в центре)

— А как местные естественные монополии реагируют на деятельность Межотраслевого совета  потребителей?

— Я вижу, что с пониманием они относятся. Особенно руководители предприятий. Во всем должно быть рациональное начало, если руководители видят, что мы не стремимся играть роль «инспекторов», а даем обоснованную  альтернативную точку зрения к стратегии развития предприятия, к инвестиционным планам, то и они буду конструктивно взаимодействовать. Но при этом нельзя забывать, что проекты и идеи естественных монополий реализуются за счет тарифа, поэтому потребители вправе знать, что платежи в виде тарифа идут на обоснованные и необходимые мероприятия.

— Конфликтов не было?

— Иногда встречается эмоциональное недопонимание предложений Совета, но это, как правило, со стороны руководителей среднего звена. Такое недопонимание в дальнейшем снимается.

— 15 августа прошлого года как раз Совет потребителей по вопросам деятельности «РЖД» одобрил результаты технологического и ценового аудита обоснования инвестиций в строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва-Казань». Вы тогда говорили, что сделан один из существенных шагов позволяющий утверждать, что «обратного пути для проекта теперь нет». Хотя поговаривали, что проект могут свернуть…

— Во-первых, тогда было необходимо оперативно провести рассмотрение результатов технологического и ценового аудита для того чтобы все необходимые мероприятия по подготовке проекта смогли попасть в инвестпрограмму «РЖД». А затем, с учетом одобрения непосредственно потребителями претендовать на средства ФНБ (Фонд национального благосостояния — KazanFirst). Такой же механизм ранее обкатывался на проекте модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей.

Во-вторых, в рамках Совета потребителей к анализу результатов технологического и ценового аудита было привлечено большое количество экспертов, рассмотрение проходило в несколько этапов. Учитывались все мнения и предложения к проекту, поэтому дорогого стоит сформированное таким количеством специалистов и экспертов единое мнение, которое выразилось в одобрении обоснования инвестиций в строительство ВСМ «Москва-Казань». И можно уверенно сказать, что Совет потребителей по вопросам деятельности «РЖД» по проекту магистрали отработал на высший балл. 

Я еще раз повторюсь, что сама идея Совета потребителей — это прекрасный механизм общественного контроля. Но если механизм неправильно настроить, то идею легко дискредитировать. В Татарстане у нас идет выстраивание слаженной работы.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
7 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Рустам
Якунину давно пора на покой, по мне так он крайне неэффективно последнее время работает
0
0
Ответить

Крот
АГА! старый РЖДешник недоволен тем ,что в денежные дела его вотчины полезли ,вы ещё вспомните как он сказал, что уволиться ,если его обяжут раскрыть сколько денег он получает!
0
0
Ответить

Бывалый
Железка в России убыточна! все старое ж/д пути, поезда, у моего приятеля помощника машиниста недавно пол провалился в вагоне, чуть ноги не лишился. Нужна тотальная модернизация отрасли!
0
0
Ответить

Тимур
Согласен ,с тобой Бывалый, лучше бы чем на ВСМ деньги клянчить привели в божеский вид .что уже есть. Железная дорога для России крайне важна, куда-то только на ней можно добраться
0
0
Ответить

Рамильен
как я понял такая штука должна быть создана и в газпроме, а газпром + ржд= капут этим советам потребителей, им противостоять сил Дворковича не хватит)))
0
0
Ответить

Артем
Контроля мало не бывает!
0
0
Ответить

Шакирова
Со стороны все просто. Старые кадры грамотные специалисты и разбрасываться ими означает,что РЖД постигнет участь Авиации. Это в нефтяной промышленности можно править балом,по причине того,что никто точно не знает ,сколько нефти скачали ,а заводы по их схеме поставок сразу сели на мель,там деньги нужно зарабатывать.В Японии кадрами не разбрасываются,может поэтому они впереди.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite