Сергей Гиль: «Кто будет придумывать прорывные креативные решения в экономике? Только молодежь. Значит, нужно идти к ним и играть с ними»

Начальник управления образования и инноваций Центросоюза, один из разработчиков программы «Стратегическое развитие молодежи России» в интервью KazanFirst

Начальник управления образования и инноваций Центросоюза Сергей Гиль 

Алексей Тюрин — Казань

Первые шесть дней декабря в Казани пройдут школа и молодёжный форум  «Открытие талантов» и ЭКСПО «Мой город  Мой талант». Это масштабное мероприятие, открывающее уникальную республиканскую программу по стратегическому управлению талантами в Татарстане. Один из главных модераторов и организаторов форума Сергей Гиль, начальник управления образования и инноваций Центросоюза, рассказал в интервью KazanFirst об абсолютно новой технологии развития молодых людей и вовлечения их в современную экономику.

— Что начинается здесь — на площадке Международного информационного центра с 1 декабря?

— С 1 декабря запускаются те стартовые события государственной программы, которые должны стать точкой входа в работу эффективного сообщества профессионалов…

Сергей Гиль: «Кто будет придумывать прорывные креативные решения в экономике? Только молодежь. Значит, нужно идти к ним и играть с ними»

— Вы говорите о программе «Стратегическое управление талантами Республики Татарстан» на ближайшую пятилетку?

— Да. Дай бог, чтобы все написанное в этой программе случилось. Программа выделила 5 приоритетных позиций, которые имеют значение для эффективного управления талантами.

Первая — популяризация возможностей жизни в республике и в стране. С одной стороны, мы показываем, чем располагаем, с другой  как люди пользуются этим. Как у них получается достигать успехов.

Вторая  создание общих объединенных площадок, где основные игроки экономики и молодежь могли бы договариваться, в том числе и о пользовании ресурсами.

Существует система конкурсов и грантов, поддержки инициатив, у которых должен быть понятный годовой график. Где, с одной стороны, мы могли бы сказать, какие требования предъявляют к инициативам, а с другой  мы могли бы увидеть, что получилось в результате. Такие площадки во всем мире называются рынком, базаром, как угодно. И здесь такая же идея. Мы создаем колоссальное рыночное пространство для диалога молодежи, наставников, работодателей  потенциальных потребителей талантов в инновационных компаниях и родительской аудитории.

Сергей Гиль: «Кто будет придумывать прорывные креативные решения в экономике? Только молодежь. Значит, нужно идти к ним и играть с ними»

— А разве этого сейчас не существует?

— Сейчас это существует на разных площадках, но сквозного диалога нет, как нет консолидированной точки зрения на одну и ту же позицию.

Есть отдельный взгляд работодателей недовольных, что у молодежи завышенные требования к работе и зарплате. Есть недовольный взгляд родителей, которые всегда ищут лучшее. Есть очень высокие требования у молодежи, которая хочет за минимальные ресурсы получить максимальные возможности, а лучше все бесплатно, включая предпринимательство и бизнес. Есть инновационные институты развития, которые говорят: ребята, а кто же будет работать?

Третья позиция  развитие прорывных компетенций молодых людей. То есть тех умений, которые необходимы для жизни в 2025-м, 2035-м, 2040 годах.

— Разве этим не должна заниматься отрасль образования?

— Традиционное образование всегда запаздывает. Первые выпускники нынешнего стандарта образования (он стартовал в прошлом году) выйдут лишь в 2024 году. Поэтому нужны программы развития умений и компетенций, которые нужны для жизни здесь и сейчас.

Четвертая позиция  важен труд наставников. Тех, кто сумеет помочь молодому человеку сориентироваться и точно применить себя для достижения успеха. В этой связи возникает очень простой вопрос: слово успех  что означает?

Сергей Гиль: «Кто будет придумывать прорывные креативные решения в экономике? Только молодежь. Значит, нужно идти к ним и играть с ними»

— Наверное, это достижение социального статуса…

— Успех на языке человека, думающего о смысле жизни, означает только одно: вовремя успеть сделать то, что должен в жизни сделать.

В 15 лет ты должен сделать, что должен в 15 лет, а не в 25 или 30. А в 25 ты должен сделать то, что в 55 лет делать не надо.

Наставник  это тот человек, который научит не тому лучшему знанию, которым он сам располагает, а научит максимально эффективно и вовремя себя проявлять. Кому-то повезло с родителями или с учителями. Кому-то нет. Но должны быть рядом люди, которые смогут помочь.

— Вы говорите о целом социальном институте. Его надо создавать?

—  Этот институт должен быть неформальным. Люди для этого есть. Их нужно просто найти и пригласить их работать. Нужно договариваться с людьми, чтобы они вместе с тобой делали свое дело и были наставниками.

Приведу пример. Мне нравится немецкая система воспитания, она проще нашей. Есть в Германии город на границе бывших ГДР и СССР. В нем есть так называемая гезамтшуле. Там 2000 учеников. Школа непопулярная, потому что пыталась объединить все траектории развития детей. Здесь учатся одновременно дети из бедных и богатых семей, здесь есть и гимназия, и реальная школа. Но при этом в школе криминалитета — ноль. Хотя там учатся иммигранты и переселенцы.

На вопрос наших коллег, как вам это удалось, они отвечают: у нас есть институт консультантов. К примеру, консультант по наркотикам.

Дело в том, что в школы Германии психоактивные вещества приходят первыми. Запрещать их бесполезно, они продаются по неформальным каналам. Администрация школы  находит педагога, который имеет вес среди детей, к нему всегда обращаются. Педагогу предлагают получить соответствующее образование, дают полставки психолога в этой же школе. Он продолжает вести уроки и профессионально следит за детьми, предлагая помощь в случае чего. Этому консультанту запрещены контакты с полицией, поскольку он работает на доверии. При помощи таких связей у них там нет криминала. 

Вернемся к нашей программе. Пятая позиция — кадровый менеджмент в отношении тех самых молодых людей. Мы понимаем, что они реально крутые и у них самые классные результаты, и у них есть выбор: остаться или уехать. Им нужно предложить интересную рабочую площадку, перспективы и возможности. 

Молодежь должна общаться с наставниками. Здесь должна быть только одна раз в году площадка, где люди из разных сфер могли бы встречаться, перемешиваться и прокачивать две главные роли, которые им необходимы в жизни. Первая роль  я организатор своего собственного успеха, и вторая  я организатор своего собственного продюсирования и продвижения.

Сергей Гиль: «Кто будет придумывать прорывные креативные решения в экономике? Только молодежь. Значит, нужно идти к ним и играть с ними»

— В течение шести дней у вас будет событие, состоящее из нескольких мероприятий?

— С 1 по 6 декабря у нас будут проходить сразу три стартовых события. Первое  молодежная школа «Окрытие талантов». Это встреча ребят с достижениями в шести сферах развития талантов. Они прокачивают себя как организаторы, продюсеры собственного успеха. Получают программу на год и двигаются. Чтобы школа прошла блистательно, они должны познакомиться со всеми поставщиками, провайдерами и лидерами этих программ и проектов, которые действуют сегодня в сфере предпринимательства, в социальной сфере, в сфере культуры, науки, техники, в спорте и т.д. Тут возникает ЭКСПО «Мой город. Мой талант». Это, с одной стороны, площадка переговоров наших стажёров, участников школ с реальными лидерами сегодняшних проектов в Татарстане. У нас на площадке будет 84 проекта. Плюс к нам ещё приезжают проекты под эгидой Агентства стратегических инициатив.

Вторая позиция  на эту площадку приглашаются молодые ребята  участники школы талантов, чтобы создать галерею истории успеха.

Стажёры будут вместе со своими наставниками разрабатывать то, что у них получилось. У них будет отдельное пространство на ЭКСПО. Условно мы её называем «Галерея талантов». Там будет, с одной стороны, галерея, а с другой  проходить опрос «Что же является главным фактором для развития таланта?»

Первыми этот опрос пройдут участники стажёры. Они выберут 10 позиций. На основе этих 10 позиций они будут делать свою историю успеха. Затем на это пространство мы приглашаем почти 2000 посетителей из Татарстана, которые должны будут принять участие в этом опросе, поняв, что же является фактором развития таланта.

Таким образом, мы получим суммарное мнение населения о том, что мы сегодня понимаем под этим.

— Кто кроме стажеров будет участвовать?

— Много кто. К вам приезжают коллеги из Владивостока, из Барнаула, из Ижевска, из Ульяновска, из Красноярска, из Санкт-Петербурга и ещё приедет 50 соотечественников-татарстанцев со всей страны и мира.

Мы все вместе должны будем посмотреть на ключевые вопросы повестки дня про одарённость, про наставничество, про дуальное образование, про поддержку инициатив и про то, что происходит в науке, про таланты сегодня. Чтобы собралась экспертная команда не просто экспертов и спикеров, но и команда делателей и проектировщиков, которые могут по итогам этого форума участвовать в реализации программы в качестве её активных провайдеров.

Вопрос в том, чтобы найти всех этих людей, чтобы был баланс между спикерами и делателями.

Форум  это площадка, где мы формулируем предложения для республиканской власти о том, как нам наполнить программу очень толковыми действиями.

Сергей Гиль: «Кто будет придумывать прорывные креативные решения в экономике? Только молодежь. Значит, нужно идти к ним и играть с ними»

Я общался с философами из Аграрного университета. Вы не знаете, какие люди у вас работают. Потрясающий философ Фарида, к сожалению, не смогу произнести её отчество. Она пришла с темой, которая называется «Образовательная технология провокации инновации». А её коллега Ленар из Аграрного университета пришел с идеей развития сельской молодёжи в селе. Он гений, потому что он озабочен не городским школьником, чтобы давать реальные или надуманные проекты или ездить по олимпиадам, а он работает над темой, как сельских школьников вовлечь в процесс повышения своей собственной сельской территории при помощи их микропроектов.

Или замечательный преподаватель Данис из Альметьевского колледжа. Его технологическое решение, которое подготовлено для «Татнефти», одобрено компанией. Это сделал не институт, не университет, а колледж. Видите какая сила!

На форум приезжают специалисты по социальному проектированию. Это казалось бы очень простая тема. Все её знают, на самом деле в ней совершено гигантское количество ошибок, нужно очень быстро их осмыслить. Проект должен иметь очень точный предмет, если у проекта нет его, то это не проект, это гипотеза.

Поэтому приедет очень интересный Юрий Тюшев  руководитель петербургской школы социального проектирования. Приезжает Евгений Дубровин из Новосибирска  голос социального предпринимательства. Приезжает команда Агентства стратегических инициатив во главе с Робертом Уразовым. Это та команда, которая двигает проекты по стране, дальше пока ещё мы не увидели в Татарстане.

Приезжает команда проекта «Лифт в будущее», команда «Глобального образования». Приезжают коллеги по проблемам публичной истории и создания креативных пространств. Приезжает профессор Сабурова из Омска  ведущий историк-международник.

Приезжают интересные бизнес-тренеры, начиная от Ольги Кириенко из Новосибирска, чья компания так и называется  «Талант менеджмент», заканчивая Михаилом Егошиным, который целенаправленно занимается созданием креативных тем для пространств и городской среды. Приезжает Александр Гальчин  один из ведущих тренеров России по публичным коммуникациям. Приезжает тренер «Альфа-Банка» Светлана Синцова, которая занимается развитием индивидуальных программ для топов.

Они приезжают не для того, чтобы выступить с докладами  это принципиальное условие для участия в этом проекте. Они приезжают, чтобы в 2-3 дня максимально в проектной работе выстроить диалог, чтобы максимум татарстанских экспертов вовлеклись в работу и стали проектными командами в программе.

В итоге, в работе школы и ЭКСПО мы получаем мощную фокус-группу для понимания, сколько у нас в Татарстане сильных провайдеров, чтобы молодёжь шла к ним и максимально интегрировалась.

— Какие примеры проектов есть на ЭКСПО?

— Есть замечательный проект «Захоронение и увековечивание памятников погибшим героям в годы Великой Отечественной войны».

Сергей Гиль: «Кто будет придумывать прорывные креативные решения в экономике? Только молодежь. Значит, нужно идти к ним и играть с ними»

— Что делает такой проект на выставке?

— А где молодой человек должен научиться, что такое добро, а что такое зло? Вот там есть очень хороший ответ на этот вопрос: мы идём и заботимся о памятниках тем, кто погиб. Мы делаем совершенно незаметное, грязное, неприятное, местами несимпатичное дело. Но мы занимаемся тем, что мы сохраняем память, мы её уважаем, мы её восстанавливаем, и мы являемся её носителями.

Тот, кто два раза сходил на раскопки, тот больше бла-бла-бла про историю не говорит. Ты можешь быть блестящим дебатёром на политических площадках, ты можешь быть оратором, у тебя могут быть блистательные спичи или доклады. Но сходи разок, пособирай останки людей, захорони их, сделай хорошее человеческое дело. И всё станет понятно, как дела у тебя с талантом.

— Что такое молодежная школа?

Молодежная школа «Открытие талантов» — это этап стажировки. Вкусная, хотя и тяжеловатая образовательная технология, когда за 6 суток мы выстраиваем не традиционный тренинг, а стажировку, во время которой стажер отвечает, как он организовывает и продюсирует себя. Он отвечает за проведение классного глобального события, которое называется выставка «Мой город — мой талант», где он будет экспонировать себя, а самое главное  помогать его организовывать.

Молодежная школа  это пространство взаимоопыления идеями и связями ребят из разных творческих сфер. Они стыкуются во всех компетенциях, которые их беспокоят, а самое главное  они получают реальную практику закаливания себя и самопродюсирования. Они должны быть натренированными и готовыми к испытаниям. На выходе у наших 240 стажеров будет IQ-бал, форма общения талантливых молодых людей, пришедшая к нам с Красноярска. Нам разрешили ей пользоваться. Кроме 240 стажеров будет команда тренеров из 48 человек и команда экспертов из 32 человек.

Сергей Гиль: «Кто будет придумывать прорывные креативные решения в экономике? Только молодежь. Значит, нужно идти к ним и играть с ними»

— Как набирали стажеров в школу?

— Был объявлен открытый кастинг на участие в школе. Были разосланы письма во все организации, институты, сообщества Татарстана с соответствующим предложением. Всего было два критерия для отбора: возраст (14-30 лет) и подтвержденные достижения (победы в олимпиадах, конкурсах, защищенная диссертация, научные разработки и т.д.) Такая школа проводится в первый раз. Но она должна стать ежегодной. Со следующего года в школе должны появиться профильные тренеры из разных сфер.

— В мероприятии участвуют крупные работодатели. Им это зачем нужно?

— Ситуация на рынке становится невыносимой. Мы входим в ситуацию дефицита кадров. Самые перспективные предприятия давно построили гибкие модели кадрового развития. К примеру, я общался с сотрудниками Казанского вертолетного завода. У них построена мудрая работа даже с 7-классниками в различных школах. Директор предприятия [Вадим Лигай] поддерживает формат любого общения и любых экскурсий на предприятии.

Есть компании и предприятия, которые смотрят далеко. Например, «Татнефть», «Акбарсдевелопмент». Есть великолепные технологии дуального образования, которые реализует «Форд Соллерс».

— Вы говорите о них как об исключениях из правила…

— Предприятие видит в работнике трудовой ресурс, но кризис экономики показывает, что так просто к работникам относиться нельзя. Ведь другого ресурса для придумывания креативных решений кроме людей нет. И кто же будет придумывать их? Особенно сейчас, когда России нужна масштабная программа импортозамещения. Зарубежные эксперты. Нет! Это может быть только молодежь. Значит нужно идти к ним и играть с ними.

Сергей Гиль: «Кто будет придумывать прорывные креативные решения в экономике? Только молодежь. Значит, нужно идти к ним и играть с ними»

— А как молодежь участвует в этом сейчас?

— Молодежь входит в экономику по принципу — кто во что горазд. Состязание по этому принципу стимулируется разными игроками по-разному. Представьте, что рынок кадров  это рынок жилья. Кто на рынке заинтересован в повышении стоимости жилья? Продавцы. А в понижении  покупатели. Кто покупатель в экономике? Работодатели. А кто заинтересован в понижении стоимости труда? Вот она дилемма. Одни обвиняют других. Но глобальная экономика устроена таким образом, что можно вообще не устраиваться на работу, а зарабатывать фрилансом, официально не работая.

Сегодня ситуация на рынке складывается таким образом, что, с одной стороны, будет очень мощный технологический прорыв по линии создания промышленных парков  это перспектива. Поэтому будет сокращаться количество рабочих мест в основных сферах производства. Куда уйдет молодежь?

— В сферу услуг.

— Правильно. Будет расширяться гигантская сфера сервиса. Но ее нужно создавать, ее нет сейчас.

Сфера услуг у нас в России сегодня развивается только в элит-сегменте и в среднем сегменте. У нас, например, гостиницы, которые стоят 1500 рублей по умолчанию являются гостиницами не эконом-сегмента, а гостиницами, в которых лучше не жить. В то же время в Берлине можно снять за 1500 рублей гостиницу в центре города, причём двухкомнатную. Почему? Экономика у нас разная.

Получается, что для молодых людей сегодня открываются совершенно неожиданные перспективы  они даже, не открывая официального рабочего места, могут быть блестящими сервисниками. Вы можете по вечерам писать в газеты, зарабатывать гонорары, не будучи трудоустроенным.

Поэтому государство буквально недавно узаконило положение фрилансеров, и документ о дистанционном рабочем месте уже утверждён.

Сергей Гиль: «Кто будет придумывать прорывные креативные решения в экономике? Только молодежь. Значит, нужно идти к ним и играть с ними»

— Вы упомянули дуальное образование. Это что такое вообще? Мы возвращаемся к старому советскому опыту или это что-то новое?

— Дуальное образование — это часть вопроса о том, кто будет помогать молодому человеку прокачивать те компетентности, которые необходимы в реальной рыночной экономике.

Во-первых, во всех странах мира образование опаздывает от реальной экономики. Это не российская проблема, а общемировая. Поэтому все страны мира сегодня придумывают любые опережающие модели, чтобы максимально минимизировать расходы экономики в тот момент, когда в неё выходит выпускник техникума, колледжа или вуза. Оказывается, что он совершенно не готов к работе на предприятии.

Естественным образом минимизацией затрат и максимальной подготовкой работника для хорошего рабочего места является дуальное обучение. Это когда любое предприятие  высокотехнологическое, сервисное, бухгалтерия или парикмахерская  заходит в учебное заведение уже на первом курсе. Когда я, поступив на первый курс, сразу же погружаюсь в свою профессию.

— А это не поздно погружаться в свою профессию на первом курсе?

— На первом курсе с позиции профобразования не поздно. С позиции профориентации  поздно. Поэтому с 7 класса ребёнок должен пройти великолепные, блестящие профессиональные пробы, чтобы понять, что же у него лучше всего получается и в какую же сферу деятельности ему лучше всего стоит идти. Эта ниша ниже этажом.

Дуальное обучение сегодня возникает ровно как ответ на простой вопрос: как нам минимизировать несовпадение между тем, что работодателю нужны хорошие и подготовленные специалисты, а техникумы и колледжи сегодня выпускают в основном маломастеровитого человека, хотя и неплохо теоретически подготовленного?

Поэтому дуальное образование  это возвращение захода предприятий в стены колледжа. Вместе с ним меняем в учебных планах пропорцию 70%/30%, где 70  это практика, 30  это обучение в техникуме или в колледже. При этом половина в этих 30%  это ещё практические занятия.

— Я хочу понять, вы хотите вместе с предприятиями наладить канал связи с учебными заведениями?

— У предприятия доминирует экономическая логика. Оно всегда будет считать любые затраты и выгоды. Если предприятию крайне выгодно заполучить классную армию ребят, то у него есть простые варианты: либо купить их на рынке труда при помощи кадрового агентства, либо построить длинную технологию. Есть ещё вариант: заходить за своими работниками в техникумы и колледжи, значит, менять образовательные учреждения. Тут возникает другой вопрос: как техникум и колледж отреагирует на это?

К слову, в Татарстане очень толковые учебные заведения, они готовы к теме внедрения дуального образования. Но это дорога в две стороны одновременно.

Мы создаём площадку коммуникаций между молодёжью и предприятиями напрямую, минуя образовательную организацию. Мы говорим: «Друзья, найдите себя напрямую, найдите варианты сотрудничества». Мы же со своей стороны поможем создать и профессиональные пробы в рамках этой программы, диалоговые площадки, какие-то программы стажировки, но не вместо вас, а вместе с вами.

Сергей Гиль: «Кто будет придумывать прорывные креативные решения в экономике? Только молодежь. Значит, нужно идти к ним и играть с ними»

— У меня сложилось впечатление, что все мероприятие построено вокруг решения одной проблемы  оттока талантливой молодежи из Татарстана.

— Это не так. Когда ты вкладываешь какие-то ресурсы, ты спрашиваешь себя, туда ли они попадают. Поэтому сам по себе вопрос, что существует отток при очень серьезных вложениях в татарстанскую молодежь, это нормальная позиция любого руководителя, который интересуется вопросом эффективности вложений.

Но этот вопрос наталкивается на интересный феномен. Когда мы с сожалением понимаем, что в стране нет долговременных наблюдений за тем, что происходит с молодыми людьми, каким образом они вообще мигрируют по территории страны, каким образом они устраивают свою жизнь, как они вписываются в нее.

— Таких наблюдений нет вообще?

— У нас таких наблюдений мало. Потому возникают простые вопросы: куда ушли деньги, что мы вложили, что получили. Тут же возникает понимание, что инструментарий не был отработан для этого, и мы не все заметили. С этим связана острота постановки вопроса. 

Здесь интересен пример финнов  они очень жёстко говорят на своих конференциях: нас всего 4,5 млн человек в стране; мы живём в очень холодной и ресурснонеобеспеченной стране; у нас только снег и сосны; у нас очень мало света, поэтому мы дорожим каждым финном. Потому что каждый финн  это перспектива развития нашей экономики. Поэтому кем бы он не был  инвалидом, человеком с отклонениям или затруднениями  мы будем делать всё возможное, чтобы он был полезен себе и экономике. Чтобы он минимально тратил денег из нашего бюджета, а приносил себе пользу.У финнов получилась очень концентрированная позиция. Мне кажется, что мы тоже не настолько богаты людьми, чтобы просто ими разбрасываться. 

 Фото: Роман Хасаев

Понравился материал? Поделись в соцсетях
10 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Валерия
Так здорово, что есть люди, которые интересуются молодежью и думают о будущем!
0
0
Ответить

Старый динозавр
В последнее время очень много разговоров стало про инновации, прорывные проекты стартапы и прочее, но при этом стали забывать о таком слове, как модернизация. Модернизация тяжелой промышленности, которая сейчас находится не в лучшем состоянии. Какой креатив, какой прорыв? Заводы некоторые рассыпаются, а мы ударяемся в инновации никому не нужные, из нереального сектора. Всякие приложения для смартфонов, идеи для бизнеса. Измените мышление, экономика на непроивзодящей промышленности не будет расти!!!
0
0
Ответить

Рустам
Ну этот мужик вообще радует. Умеет стратегически мыслить
0
0
Ответить

Айрат
и явно не в России.. тут проекты губят на корню..
0
0
Ответить

Яна
Ой, да ладно, не стоит так обобщать … было бы так — был бы в нашей стране полный развал
0
0
Ответить

Максим
Яна, глянь на цены и подумай это полный развал или нет еще
0
0
Ответить

Дима
Говорит красиво, а как это будет на практике вопрос. Я закончил вуз 10 лет назад. Работу еле через знакомых нашел не по образованию. Вот вам и таланты)
0
0
Ответить

Ира
В России любят людьми разбрасываться
0
0
Ответить

Петр
А разве не хватит одной площадки на кторой смогут выстраиваться напротив друг другна работодатели и молодежь?
0
0
Ответить

Светлана
Талантище!!! И дело делает…продвигает…поднимает….
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite