Рената Дорофеева: «Все мечтают быть дизайнерами, но шить одежду никто не хочет»

Самый перспективный казанский дизайнер рассказала в интервью KazanFirst о проблемах российской фэшн-индустрии

Ольга Гоголадзе, Казань

Рената Дорофеева всегда казалась мне дочерью преуспевающего казанского бизнесмена, которая однажды решила стать дизайнером одежды. Глядя на эту нежную, беззаботную девушку, постоянную гостью светских мероприятий, очень легко представить, как любящий отец дал ей миллион на новое увлечение. Мол, чем бы дитя ни тешилось. Только Рената, в отличие от большинства молодых российских модельеров, оказалась невероятно талантливой. Её коллекции напоминают прохладный майский день, когда сирень уже расцвела, но солнце ещё не греет в полную силу. Они словно отражение самого дизайнера  — необычные, элегантные и с «изюминкой». Недаром Рената почти всегда появляется в обществе в платьях, которые создала сама. И только во время интервью я узнала, что она всего добилась без посторонней помощи. Рената Дорофеева оказалась self-made woman в самом классическом понимании. Мы побеседовали с ней о проблемах российской фэшн-индустрии и о том, как женственность помогает открыть любые двери

Рената Дорофеева: «Все мечтают быть дизайнерами, но шить одежду никто не хочет»

— Для начала задам самый ожидаемый вопрос: когда ты решила стать дизайнером?
— Давно, ещё на втором курсе экономического факультета КГУ. Очень хотелось интересной, красивой одежды, а найти в магазинах такую я не могла. Поэтому стала придумывать её сама. Наверно, это было в генах: моя мама всегда умела шить, а прабабушка даже создавала мужские костюмы — это одно из самых сложных изделий. Она славилась своим мастерством среди знакомых, но это было, скорее, хобби. А у меня любимое дело переросло в некое занятие — не могу пока назвать это бизнесом, потому что это пока только старт, но он дан.

У тебя даже было собственное ателье «Гардероб», насколько я знаю. Как ты его открыла, родители помогли?
— Нет, я очень много работала, копила деньги, чтобы его открыть. Тогда цена вопроса составляла 150 тысяч рублей — это затраты на небольшое помещение и промышленное оборудование. Мама работала в моём ателье, а папы у меня не было.

Рената Дорофеева: «Все мечтают быть дизайнерами, но шить одежду никто не хочет»

Ничего себе! Ты, скорее, производишь впечатление казанской Киры Пластининой… А почему ателье закрылось?
—  Из-за нехватки профессиональных кадров. У меня работали достойные портные с безупречным мастерством. Те, кто не дотягивал до этого уровня, просто не подходили под мои стандарты. Потому что для меня необходимо, чтобы внутри платье выглядело так же идеально, как и снаружи. Но эту важность чувствуют не все. И через некоторое время я столкнулась с проблемой: мы могли отшивать максимум 16 вещей в месяц — причём, если я сама тоже сидела за швейной машинкой. И это был предел, на который мы были способны в изначальном составе.

Но ведь многие хотели у тебя работать?
— Да, и я пыталась набрать людей. Но пока проходил этот «кастинг», они испортили несколько вещей моим клиентам. Поэтому пришлось отказаться от найма дополнительных портных, потому что без обучения это невозможно. А на обучение нет времени, ведь каждый месяц нужно платить за аренду помещения и налоги. И они просто сжирают те часы, которые можно было бы потратить на то, чтобы «подтянуть» других сотрудниц. Однажды я осознала, что та сумма, которую мы зарабатывали — это «потолок». При том, что возможности были: и около 50 клиентов, которые постоянно хотят что-то сшить, и запись у нас была на два месяца вперёд. Но, понимая, что придётся круглый год работать без выходных, а выручка будет одинаковой, я пришла к выводу, что нет смысла держать ателье.

Рената Дорофеева: «Все мечтают быть дизайнерами, но шить одежду никто не хочет»
 
Неужели у нас такой дефицит кадров в этой сфере?  
— Сейчас профессиональная швея — на вес золота. Проблема в том, что у нас престиж работы портного сведён к нулю. Вот представьте: девочка умеет шить, хочет получить соответствующую профессию, и куда ей поступать? В «технарь». И как её теперь назовут? Увы, «пэтэушницей». Я прекрасно помню, что когда я училась в школе, попасть в ПТУ означало поставить крест на своей жизни. А ведь профессиональные училища — это кладезь мастеров! Но сейчас там неблагоприятная среда. Из-за этого страдает вся лёгкая промышленность России. У нас нет хороших швей. Все идут в парикмахеры, мастера по маникюру, любую другую сферу. А средний возраст закройщика порядка 45-50 лет. И если не начать срочно что-то предпринимать, через 10 лет никого не останется. В перспективе на 5 лет портной, который умеет сам кроить, будет получать очень хорошие деньги. Даже сейчас он может зарабатывать порядка 30-40 тысяч рублей в месяц. Но у молодёжи нет понимания, насколько это востребованная профессия.

Как ты работаешь сейчас, когда ателье закрылось? 
— Я решила создавать готовую одежду, коллекции, и сейчас направляю все свои силы на их развитие и продвижение. Сейчас я нахожусь в поиске производств. Потому что предыдущую коллекцию мы делали в частных ателье и в производственных цехах. Последние отказались шить мои вещи дальше, потому что им было тяжело. Они привыкли делать обычные толстовки, им проще не заморачиваться. Зато теперь я понимаю, какими критериями должно обладать производство, которое будет шить мою одежду. К сожалению, в Казани такого нет. Буду искать цех в Москве, а какие-то вещи буду шить дома самостоятельно.

Рената Дорофеева: «Все мечтают быть дизайнерами, но шить одежду никто не хочет»

Если ты перенесёшь производство, то и одежда подорожает?
— Я, конечно, не планирую увеличивать ценник в разы, но пока не знаю, как получится.

Твои вещи представлены на сайте и в соцсетях. А хочется примерить, потрогать, посмотреть в живую. Где это можно сделать?
— Хороший вопрос! Сейчас вся коллекция в Питере. Буквально неделю назад я ездила туда Made wish market, чтобы познакомиться с петербургской публикой и показать им свои наряды. На маркете были стилисты, которые перевоплощали людей: делали причёску, макияж и подбирали им одежду. И они вообще не отходили от моей стойки! Постоянно кому-то предлагали вещи из моей коллекции. Девушки видели себя в новом образе и, довольные, уходили с покупками. А в последний день этой питерской командировки мы встретились с директором одного из концепт-сторов. И он, посмотрев мою коллекцию, сразу предложил стать представителем. Мы заключили с ними договор буквально за час до отправления  поезда! Сейчас он каждую неделю присылает отчёты о продажах, мы уже делали дополнительную поставку. В общем, будем с ними работать. А ещё в планах Москва и Екатеринбург.

Рената Дорофеева: «Все мечтают быть дизайнерами, но шить одежду никто не хочет»

В чём секрет такого успеха, как ты думаешь?
— Думаю, в женственности, которая тонкой линией проходит во всех моих нарядах. Я всегда сначала вижу образ одежды, потом могу нарисовать его на бумаге и воплотить в жизнь. Ведь я умею и кроить, и шить, и постоянно этому обучаюсь — мне часто дарят книги по искусной отделке. В одной из них есть все секреты модных домов: кто как обрабатывает разные ткани, каким образом можно создать ту или иную деталь. Прочитала — сразу применила на практике. И по таким книгам я всегда училась. Сейчас моей «визитной карточкой» стали кейпы. Почему они всех так привлекают? Потому что кейп имитирует мужской пиджак, накинутый на хрупкие женские плечи. И за счёт того, что появляется эта хрупкость, отворяются все двери: тебя всегда пропустят вперёд, помогут в любой ситуации. Мужчины чувствуют: идёт девушка, и её можно сразу отличить в море андрогинных образов, которые сейчас так популярны, к сожалению, в масс-маркете.

Я знаю, что ты собираешься регистрировать бренд «Рената Дорофеева». Не боишься, что на Западе он будет достаточно труднопроизносимым?
— Ничего страшного! Есть такой бренд Proenza Schouler, так они даже делали такую акцию: просили прохожих прочитать их название. Но это вовсе не мешают бренду быть успешным.

Рената Дорофеева: «Все мечтают быть дизайнерами, но шить одежду никто не хочет»

А когда мы увидим в магазинах футболки с принтами нашего города, которые ты показывала на выставке «I love Kazan»?
— Сейчас мы ведём переговоры о создании дополнительной коллекции. Я ходила на три гранта с этим проектом, но везде он «не с руки». Дело в том, что люди, принимающие такие решения, далеки от моды и не понимают, что это будет продаваться. И не важно, что коллекцию разобрали в считанные дни, и она полностью окупила затраты. Мне не доверяют, потому что я молодая девочка, мне всего 25. Им проще отдать грант мужчине за сорок, который делает чак-чак и у которого трое детей. Но я всё равно не теряю надежды.

Какими ещё проектами ты сейчас занимаешься?
— Разрабатываю новую линию домашней одежды: это кружевные пеньюары, шёлковые пижамы. Смотрится безумно красиво! Когда ко мне приходят гости и видят меня в чём-то подобном, они просто замирают на пороге на какое-то время. И эти ошеломлённые взгляды стоят того, чтобы за 5500 рублей купить такую пижаму. Пусть это будет подарок: можно скинуться с друзьями и подарить ту вещь, которую сама себе не купишь, потому что у нас вообще нет культуры домашней одежды. А ведь для замужних девушек это должно быть первоочерёдной задачей. Разве можно допускать, чтобы твой мужчина видел тебя в застиранном халате и с култышкой? Кто ты вообще в таком виде? Перед любимыми нужно всегда быть красивой.

Рената Дорофеева: «Все мечтают быть дизайнерами, но шить одежду никто не хочет»

Дома — в кружевах, а на люди — только в продуманном до мелочах образе?
— Стараюсь, но бывает, в джинсах и с хвостиком бегаю по делам. А если внезапно выясняется, что после трудного дня предстоит какой-то выход в свет, меня спасает красная помада, которую я всегда ношу с собой в сумочке. Или помада черничного цвета — хорошая альтернатива красной. Эти цвета любой look помогают сделать вечерним.

А что из себя представляет рабочий день дизайнера?
— Одинаковых дней почти не бывает. Но встаю я всегда рано. Потом обязательно делаю зарядку, потому что она настраивает на рабочий лад. Потом завтрак — и все запланированные звонки. Дальше всегда по-разному: один день  это пошив-крой, другой — встречи с клиентами, создание эскизов, подбор материалов, третий — съёмки для журналов или для клиентов, четвёртый — шоппинг-сопровождение, и так далее.

Ты и стилистом работаешь?
— Да, и, что удивительно, многие из моих клиентов — мужчины. Потому что это очень экономит их время. Им не интересно ходить по магазинам, подбирать одежду — они решают другие, глобальные задачи. Так что мы за день покупаем весь гардероб на сезон или на год. Это занимает часа четыре, и он счастлив, потому что у него есть, что надеть на любой случай жизни, в соответствии с его стилем. Один молодой человек недавно сказал: «Знаешь, я устал, но я добрый. Обычно хожу по магазинам и злюсь, потому что ничего нет. А с тобой всё есть!». Мне даже жёны доверяют своих мужей, чтобы я подобрала им гардероб. Потому что нередко они капризничают, когда ходят по магазинам со своей женщиной. А со стилистом они себя капризно не ведут. Соглашаются, не спорят и всегда довольны.

Рената Дорофеева: «Все мечтают быть дизайнерами, но шить одежду никто не хочет»

А сколько это стоит, если не секрет?
— Полторы тысячи в час. Некоторые считают, что это чересчур, но за меньшую сумму бессмысленно работать. Потому что подобрать гардероб грамотно — это невероятная умственная работа. Зато клиенткам все окружающие делают комплименты в тот же день, как только увидят в новом образе.

Как тебе удаётся совмещать в себе столько профессий: и дизайнер, и портной, и стилист, и менеджер? Ведь приходится в одиночку решать так много вопросов.
— Да, бывает тяжело. Но я не могу сказать, что это борьба. Всё, что я хочу, обязательно появляется, но в своё время. Когда что-то не получается, я не расстраиваюсь, потому что знаю: всё, что нужно — будет. Значит, сейчас нужно обратить внимание на другое дело.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
7 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Поющий в крыжовнике
Блин, в стране одни дизайнеры да блогеры, работать на заводе некому. Дизайнерами экономику не поднять. Всех на рудники блин и на заводы, в сельское хозяйство отправить!
-1
0
Ответить

Иван
Стильная девушка!)
-1
0
Ответить

Яна
Ну супер-девушка! Просто пример для подражания.
1
0
Ответить

Рита
У нее красивые модели, очень женственные, как и она сама. Правда выглядить она старше своих лет
-1
0
Ответить

Олег
Поющий в крыжовнике, она не просто дизайнер, она организатор рабочих мест, занятости. Она создает прибавочный продукт, а это очень важно для экономики, за которую вы так ратуете. Вы наверное очень не разбираетесь в хозяйстве, раз думаете, что рабочие в рудниках вытащат страну из кризиса
3
0
Ответить

Онаним
Фото где две девушки седят прям ваще огонь!
0
0
Ответить

Мартин
Конечно эта девушка Рената будет нахваливать 30-40 тысяч,сами хотят платить этим швеям намного меньше.Все эти такие вот «дизайнеры» занимаются этим,потому что больше ничего не могут,они просто зря коптят Землю.
-1
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite