Игорь Григорьев: «Казань внесла огромный вклад в развитие отечественной космонавтики и ракетной промышленности. К сожалению, многие страницы этой славы малоизвестны»

Руководитель Центра аэрокосмического образования в интервью KazanFirst

Игорь  Григорьев, руководитель Центра аэрокосмического образования

Елена Орешина, Казань

Инженерные профессии, авиастроение, космос впервые со времен СССР снова набирают обороты. Дети занимаются авиа- и ракетным моделированием, родители спешно придумывают, как дать детям не гуманитарное, а техническое образование, а вузы рассчитывают на подрастающее поколение. Чтобы дети с ранних лет знали, что такое инженерия и как с ее помощью хорошо жить — в Казани открылся Центр аэрокосмического образования для 730 подростков. Его руководитель Игорь  Григорьев в интервью KazanFirst рассказал, чему будут обучать детей в Центре, почему интерес к инженерии лучше закладывать на школьной скамье и чем дети из Казани удивили профессоров из Московского авиаинститута.

— В октябре 2012 года в Казань приезжали глава Роскосмоса Олег Остапенко и Сергей Крикалев, он тогда был начальником центра подготовки космонавтов. При переговорах с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым они предложили создать в Казани школу с космическим уклоном. Школа №35 победила в конкурсе, и было решено, что Центр аэрокосмического образования надо делать именно здесь. У нас около полугода ушло на то, чтобы разобраться и выстроить концепцию и программу деятельности Центра, найти приемлемую форму его организации. Целенаправленная работа началась  с февраля 2014 года.

— Почему Казань?

— Конечно, вопрос было бы правильнее задать самому Остапенко. Мне кажется, что школа с космическим уклоном предлагалась разным регионам, но именно в Татарстане она нашла мощную поддержку в лице президента республики. И это не случайно. Казань это очень мощный центр – авиационного и космического образования, авиационного, производства. Наш город внес огромный вклад в развитии отечественной космонавтики и ракетной промышленности. К сожалению, многие страницы этой славы малоизвестны. Сейчас мы со школьниками видим одной из своих задач – исторический поиск в этом направлении и пропаганду достижений наших соотечественников. Даже тот факт, что отечественное ракетное двигателестроение начиналось именно в Казани знает не так много людей. А ведь именно у нас ученые Сергей Королев и Валентин Глушко открыли первую в стране кафедру ракетных двигателей. Совсем недавно мы совместно с музеем социалистического быта подробно поднимали тему образа первого космонавта и покорения космоса в сознании советских людей, историю визита Юрия Гагарина в Казань. У нас очень красивый город и одна из самых передовых республик.

Игорь Григорьев: «Казань внесла огромный вклад в развитие отечественной космонавтики и ракетной промышленности. К сожалению, многие страницы этой славы малоизвестны»

Образ Казани и Татарстана как двигателя аэрокосмической отрасли России, как места, где были сконцентрированы самые передовые достижения науки и техники,  добавил бы еще одну блестящую грань нашего облика.

— Обсуждалась ли идея открытия подобного центра до приезда в Казань Крикалева и Остапенко?

— Конечно же, идея создания такого центра появилась давно. С 1999 года существует детская организация «Космические разведчики», в которой отрабатывались многие идеи, положенные в основу центра аэрокосмического образования. Параллельно разрабатывалась и программа «Мир авиации» которая так же стала базовой для нашего центра.

— Вы сказали, что кроме школы №35 для реализации проекта рассматривались другие площадки. В чем состоял конкурс, и по каким параметрам победила эта школа?

— Честно говоря, в этом процессе я не участвовал, поэтому ничего конкретного я сказать не могу. Но насколько я понимаю, в конкурсе участвовали только новые школы.

 Игорь Григорьев: «Казань внесла огромный вклад в развитие отечественной космонавтики и ракетной промышленности. К сожалению, многие страницы этой славы малоизвестны»

— Центр будет работать в одной школе или будет расширяться?

— Центр изначально создается как базовая площадка для всех интересующихся космонавтикой и авиацией школьников города. Наши кружки по ракетному моделизму, по астрономии, наши авиационные и космические тренажеры доступны для всех желающих. Мы концентрируем хороших педагогов, людей с большим опытом работы в авиационно-космической области, качественное оборудование. Надеемся, что центр станет местом притяжения всех талантливых школьников, мечтающих о космосе, об авиации. В дальнейшем наработанные здесь методики можно будет распространять и в другие центры, и школы.

— По каким направлениям ведется обучение?

— Всего четыре блока – исследовательский, инженерно-технический, пилотирование и блок личностного развития.

Исследовательский блок включает в себя освоение детьми реальной исследовательской деятельности в таких областях как астрономия и астрофизика, экспериментальная физика, космический мониторинг, космическая биология и медицина, планетология (с геологией и спелеологией), история космонавтики.

Игорь Григорьев: «Казань внесла огромный вклад в развитие отечественной космонавтики и ракетной промышленности. К сожалению, многие страницы этой славы малоизвестны»

Астрономическое направление уже сейчас у нас неплохо оборудовано. У нас имеется мобильный планетарий для обучения, два достаточно мощных телескопа с диаметром зеркал в 20 см. Сейчас идет оснащение этих инструментов для серьезной исследовательской работы. В лаборатории космического мониторинга у нас имеется станция для приема со спутников снимков Земли. Сейчас осваиваем эту аппаратуру.

Очень интересный блок биологических исследований. Исследования наших школьников поддержал глава Роскосмоса, и нам уже удалось провести первые эксперименты на борту Международной космической станции (МКС). Под руководством учителя биологии Ксении  Кузьминой ученики вырастили салат «Батавия» и отправили его на МКС. Это был эксперимент по выращиванию растений в условии невесомости в замкнутой среде. Потом была поездка в Центр управления полетами, где ученики обсуждали с космонавтами результаты эксперимента. Сейчас готовятся новые эксперименты.

Инженерный блок по космической тематике представлен ракетным моделизмом. Мы делаем действующие модели ракет, причем разного размера, формата и вида. Ведется активная работа, например мы разработали целую программу по работе с водяными ракетами. Хотелось бы, чтобы ракетный моделизм стал как минимум так же популярен, как авиа- и автомоделизм. Водяные ракеты позволяют сделать его максимально простым и доступным – для запуска такой ракеты необходимы только вода, сжатый воздух, установка для запуска и моделирование корпуса ракеты из пластиковой бутылки. А летает такая конструкция ничуть не хуже, чем ракета с твердотопливным двигателем. В этом же блоке – радиосвязь. Причем мы взаимодействуем с татарстанским филиалом Российского общества радиолюбителей.

Игорь Григорьев: «Казань внесла огромный вклад в развитие отечественной космонавтики и ракетной промышленности. К сожалению, многие страницы этой славы малоизвестны»

Преподаватели Центра аэрокосмического образования и дети сдали на вторую радиолюбительскую категорию, каждому был присвоен свой позывной. В Центре у нас есть радиостанция. Мы проводим сеансы радиосвязи с другими радиолюбителями и готовимся в проведению сеансов радиосвязи с МКС.

— Насколько это реально сделать?

— Более чем реально. Пока есть небольшие технические проблемы, нам не хватает хорошей антенны. Но в принципе у космонавтов есть один из режимов работы, когда они ведут любительскую радиосвязь. Мы отслеживаем, где летит МКС, и когда она входит в зону возможной связи с нами, можно попытаться установить с ними контакт, сеанс связи в лучшем случае может длиться около 8 минут.

— Вы занимаетесь только ракетным моделированием?

— Нет, не только. Этим летом в очень перспективном лагере для школьников «Лифт в будущее» я проводил занятия по технологии Школы генеральных конструкторов в направлении Космонавтика. Там участвовали дети со всей России, в том числе и из нашего Центра. Мы делали различные проекты, сейчас продолжим их в Центре. 

Мы проанализировали с детьми современную космическую программу России, и пришли к выводу, что пока у России нет своих четких целей в освоении космоса. Мы все время пытаемся доказать другим, что мы лучше, сильнее и не потеряли приоритеты. А нужна целенаправленная программа освоения космоса, которая в том числе и стимулировала бы технологическое развитие, научные исследования.

Мы попробовали предложить свою программу, опирающуюся на цели, которые нужны России. Было решено, что основное направление – это создание поселения с космическим производством на Луне. Такое производство будет решать задачу дальнейшего освоения межпланетного пространства с помощью собранных там межпланетных космических кораблей.

Игорь Григорьев: «Казань внесла огромный вклад в развитие отечественной космонавтики и ракетной промышленности. К сожалению, многие страницы этой славы малоизвестны»

Мы решали следующие вопросы: насколько можно вырабатывать руду, как на солнечной энергии запустить работу печи для плавления, что должно быть в поселении, как наладить его функционирование и так далее. Причем это не простые фантазии, за этой разработкой стоят очень серьезные исследования. В смене, которая проходила в Подмосковье, мы разработали уникальный проект пилотируемого космического корабля. Мы сразу решили ориентироваться не только на пилотируемый полет на Марс, но и к Европе. Это очень интересный спутник Юпитера. Нам удалось решить проблемы двигателей, своим, очень необычным и перспективным образом. Проект такого корабля достаточно серьезен. Мы сделали все необходимые первоначальные расчеты и получили очень заманчивые решения. Но это не оторванная от жизни фантастика, а реальное предложение. Даже подобран уже существующий ядерный реактор, который нас устроил по мощности. В результате мы получили проект корабля, который позволит добраться не только до Марса, но и до остальных планет Солнечной системы и даже вылететь за ее пределы. Этот макет мы презентовали на выставке в Москве. На презентации присутствовали профессора МАИ (Московского авиационного института – KazanFirst). Если изначально они отнеслись к разработке скептично, то выслушав наши объяснения, профессора пришли к выводу, что этот проект вполне возможно воплотить в жизнь.

— То есть в принципе воплощение этого проекта реально?

— Можно работать в шаге ближайшего развития, над тем, что есть сейчас. Но если мы говорим о долгосрочной космической программе России – это планирование минимум на 30 лет, и мы должны закладывать то, что еще не разработано, но перспективно в будущем. В нашей разработке космического корабля закладывались именно перспективные решения. Конечно, это все будет трансформироваться. Но удивительно уже то, что когда мы объяснили экспертам заложенные принципиальные решения, они сами сказали – что это все достаточно реально и эффективно.

— Вы делаете только макеты, или модели тоже?

— Мы создаем и действующие модели, и макеты, которые призваны детально показать изображаемый предмет.

— Вы говорите о таких серьезных разработках. Какого возраста дети, которые этим занимаются?

— Все проекты, о которых я рассказываю, делаются детьми, которые давно этим занимаются. За год поднять детей до такого уровня невозможно. Поэтому это дети, которые пришли со мной из других организаций – лицея имени Лобачевского, из других школ, и преимущественно это старшеклассники.

В школе №35 мы начинаем работать с младшими классами. Это очень перспективно. По развитию, по уровню интереса, по разработкам сейчас семиклассники практически на уровне старших классов.

— «За год поднять детей до такого уровня невозможно». А сколько вы готовили этих старшеклассников, сколько с ними занимались?

— По-разному, но в среднем – два-три года. Сейчас на младшие классы будет уходить немного больше времени, потому что если эти дети приходили уже с какими-то базовыми знаниями, они уже сами занимались какими-то проектами и что-то соображают, то младшие классы придется обучать с нуля.

— Вернемся к блокам обучения. Что изучается в рамках блока пилотирования?

— Авиационным направлением занимается Иван Лямин. Сейчас мы устанавливаем тренажеры одноместного самолета и планера. В скором времени у нас появятся и тренажер пассажирского самолета и вертолета. Сейчас набираются группы, и начинается обучение.

Игорь Григорьев: «Казань внесла огромный вклад в развитие отечественной космонавтики и ракетной промышленности. К сожалению, многие страницы этой славы малоизвестны»

В рамках этого блока космонавтика будет представлена космическими тренажерами по пилотированию корабля «Союз» и «Буран». Кроме того, у нас имеется и психофизиологический тренажер, на котором ребята будут тренировать свой вестибулярный аппарат. Одними тренажерами наша подготовка не ограничивается. Создается юношеская планерная школа.

— Чем будут заниматься дети в блоке личностного развития?

— Уже 10 лет существует организация «Космические разведчики». Мы очень многое берем из скаутской методики, из пионерских направлений. Мы проводим различные экспедиции. Дети получают экспедиционную подготовку – учатся ставить палатки, основам выживания, скалолазанию, работе с картой. Получают подготовку по астрономии, физике, радиоэлектронике и радиосвязи, геологии и медицине. Проходят тренинги по работе в коллективе, развитию своих способностей. Не забывает и про патриотическую подготовку. В нынешнем году, помимо экспедиционной мы ввели парашютную подготовку. Дети работают в небольших группах-экипажах, есть своя символика, гимн, флаг и продуманные ритуалы. Так осуществляется работа центра по личностному развитию.

— Как все это будет встраиваться в учебную программу?

— В учебную программу все вышеперечисленное будет встраиваться очень медленно и осторожно, потому что в нее нельзя ничего встроить сходу, очень много согласований и правил. Сейчас мы говорим, прежде всего, о внешкольной подготовке. Центр аэрокосмического образования будет принимать детей в свободное от уроков время. Причем важно сделать Центр именно не внеурочным, а внешкольным. Это значит, что мы готовы принимать школьников со всей Казани, кому интересна космонавтика и авиация.

— Кто финансирует Центр?

— Мы участвуем в программе министерства образования РТ «Школа после уроков». В прошлом году выиграли два гранта 1,5 млн рублей и на эти деньги приобрели телескоп, планетарий, наборы по радиоэлектронике и робототехнике.

Игорь Григорьев: «Казань внесла огромный вклад в развитие отечественной космонавтики и ракетной промышленности. К сожалению, многие страницы этой славы малоизвестны»

Иван Лямин запустил в Татарстане программу «Мир авиации», по которой мы будем массово готовить пилотов и кадры для авиационно-космической промышленности. На эту программу было выделено 6 млн рублей и закуплено 6 авиатренажеров, которые были распределены по школам на конкурсной основе. Как ни странно, мы были единственной школой в Казани, которая подала заявку на этот конкурс. Работа на тренажере – это первый шаг к летной подготовке. В рамках этой же программы мы планируем открыть у нас планерную школу.

Дело в том, что пилотировать самолет могут только совершеннолетние. А в планерной школе могут обучаться дети с 14 лет. Уже разработаны планера, уже есть понимание, как он будут производиться и за счет каких средств, выделено место для аэродрома недалеко от поселка Вишневка. Там уже есть частный аэродром, рядом будет построена полоса для планеров.

Проблема с грантами, которые выделяет министерство и другие организации в том, что деньги выдаются под оборудование и категорически запрещено использовать эти деньги для приобретения материалов. То есть мы покупаем станок – а что дальше с ним делать? Сейчас материалы я покупаю на свои средства.

— Сколько на Центр выделено средств в целом?

— Сколько выделено и сколько мы получили это две разные суммы. В прошлом году мы выиграли грант на 1,5 млн рублей, в нынешнем году – на 4 млн.

Игорь Григорьев: «Казань внесла огромный вклад в развитие отечественной космонавтики и ракетной промышленности. К сожалению, многие страницы этой славы малоизвестны»

Мы намечаем плотное сотрудничество с КАИ, с КФУ. Сейчас прорабатываем программу, по которой казанские дети поедут в Москву на обучение в фирме, которая делает компьютеры для космической техники.

— Что получат на выходе школьники, которые прошли у вас обучение?

— Я пока не знаю, будем ли мы выдавать какие-то сертификаты тем, кто прошел обучение в Центре аэрокосмического образования. Наша главная задача – разжечь интерес детей к авиации, космосу, инженерии и саморазвитию. Нам важно, чтобы у самых талантливых к концу обучения в школе были уже какие-то наработки, проекты и успехи – чтобы вуз, в который они пойдут видел, что к ним идет заинтересованный в профессии человек, что такой ребенок перспективен.

— Где вы работали до Центра?

— Долгое время работал преподавателем в лицее имени Лобачевского. Но делом всей моей жизни было создание детской общественной организации по космонавтике.

Игорь Григорьев: «Казань внесла огромный вклад в развитие отечественной космонавтики и ракетной промышленности. К сожалению, многие страницы этой славы малоизвестны»

Мы тесно сотрудничаем с музеем естественной истории, музеем соцбыта. Организовываем совместные мероприятия.

— Сколько детей обучается в Центре сейчас? Возраст?

В Центре планируется обучать 730 детей по всем направлениям. Самый младший возраст – это пятиклассники.

— 2 сентября открылся Всероссийский инженерный фестиваль. Принимаете ли вы в нем участие? С какими проектами?

Фестиваль еще только набирает обороты. Мы стараемся участвовать во всех мероприятиях имеющих отношение к космонавтике и авиации, которые проводят Казанский авиационный институт и Казанский федеральный университет. Проекты сейчас готовятся, но говорить о них пока преждевременно. Для примера лишь назову проект автоматической станции для исследования Европы — спутника Юпитера. Это очень интересный спутник, исследование которого сулит немало открытий. НАСА готовит такой проект и мы хотели бы разработать ответный российский вариант.

Фото: Роман Хасаев

2 КОММЕНТАРИЯ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Павел
ГИП — божественный педагог и человек! Проверено поколениями, так сказать
0
0
Ответить

55
Судя по отсутствию комментов, инженерные специальности давно не котируются. Во власти сплошь лица с неопределенным тупеньким образованием. Зато все хотят, чтобы техника была на уровне, автомобили, отопление, освещение и прочие блага. Т. е. все, что проектируют инженеры. И космические аппараты тоже. Но зарплату инженерам норовят дать поменьше, а загнобить побольше.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite