Композитор и дирижер Айрат Ишмуратов: «В Канаде играл в подземных переходах и зарабатывал 3500 долларов»

Один из самых востребованных татарстанских исполнителей за рубежом в интервью KazanFirst

Ольга Гоголадзе, Казань

На открытие сезона оркестра La Primavera я как всегда опоздала. Когда забежала в зал, со сцены уже лилась удивительная, сказочная музыка, которая захватила всё внимание буквально с первых же нот. В голове сразу возникли образы фей, зачарованных полянок в волшебном лесу, прекрасных принцесс и чудесных замков. Некоторое время даже казалось, что я уже слышала эти мелодии в каком-то фильме вроде «Малефисенты» или «Рапунцель». В общем, первое знакомство с творчеством композитора и дирижёра Айрата Ишмуратова оказалось более чем приятным. Ведь именно он в тот день стоял за пультом камерного оркестра.

Композитор и дирижер Айрат Ишмуратов: «В Канаде играл в подземных переходах и зарабатывал 3500 долларов»

Айрат Ишмуратов родился в Казани и окончил здесь консерваторию, но известность и признание получил в Канаде, куда вместе с женой уехал учиться конце 1990-х. Сейчас он один из самых востребованных татарстанских исполнителей за рубежом, постоянно гастролирует по всему миру как солист и дирижёр,  а заказы на его музыку расписаны на два года вперёд. При этом в его плотном графике Казань никогда не остаётся обделённой. В этот раз играл концерт вместе со своей женой Эльвирой Мисбаховой — одной из самых лучших альтисток в Канаде. Даже самый невосприимчивый к прекрасному человек увидел бы, какое взаимопонимание происходит между ними на сцене, как тонко Эльвира чувствует все нюансы и оттенки звука, и то, какая нежность окружает эту пару. Когда закончилось первое отделение, дирижёр и альтистка так трогательно обнялись, что все лица в зале невольно расплылись в счастливых улыбках.

После концерта композитор в эксклюзивном интервью Enter рассказал о том, как прославиться в Канаде, и почему его произведения до сих пор не звучат в Голливуде.

— У вас очень тонкая манера дирижировать оркестром, просто хрустальная. Вы специально этого добивались?

— Нет, просто я так чувствую. К тому же, если оркестр тебя понимает, там и делать ничего не нужно, можно одними бровями дирижировать. Как La Primavera, например. Основной костяк из них я знаю уже лет 20. 

— Первое отделение вы играли со своей женой. Как вам работается вместе? 
— Сложно. И конфликты возникают, бывает, и ругаемся. Но, в основном, стараемся держаться профессионально. Есть какие-то личные обиды, а есть сцена. И я считаю её лучшим исполнителем моих произведений для альта, лучше неё пока никто не сыграл. Поэтому мы всегда с удовольствием сотрудничаем. Хотя и знаем, что будет непросто, но результат налицо.

— А как достичь такого взаимопонимания? Вы чётко разделяете работу и дом, либо у вас идёт постоянный творческий процесс и обсуждение программы?

— Зависит от настроения! У нас нет такого: встаём утром — начинаем разговаривать о музыке. Как получится. К тому же, и времени-то особо нет. Она работает в шести оркестрах, поэтому не всегда удаётся даже репетицию вдвоём организовать.

Композитор и дирижер Айрат Ишмуратов: «В Канаде играл в подземных переходах и зарабатывал 3500 долларов»

— Вы ведь сами играете на кларнете. Когда вы только познакомились, успехи друг друга сыграли какую-то роль?

— Мы познакомились в Казанской консерватории 20 лет назад. Я знал, что она очень «крепкая» альтистка, а я был не самым последним кларнетистом. Вообще, уровень мастерства студентов можно было очень просто определить: те, кто играл хорошо, быстро устраивались на работу. Я с первого курса работал в оперном театре, а она сразу же «села» в La Primavera. Поэтому нам было не трудно заметить и оценить друг друга. А потом я решил уехать в Канаду, и, слава Богу, она меня поддержала. Если бы она отказалась, это был бы катаклизм в моей жизни, не знаю, что бы я тогда делал. 

— У вас вообще удивительная история любви. Жена поехала за вами в Канаду, а там вам первое время пришлось играть в подземных переходах, чтобы заработать на жизнь. И вы смогли преодолеть все эти испытания и остаться вместе. Как вам это удалось?

— Секретов тут нет, мне, наверно, просто повезло. Были и серьёзные склоки, мы раз десять чуть не развелись. Мы обычные люди и оба отдаём себе отчёт в собственном несовершенстве. И у нас есть огромное, глубочайшее уважение друг к другу и как к музыкантам, и как к личностям. Ну и любовь, конечно! Одно могу сказать с уверенностью: мы прошли через всё. Тем более, как вы правильно заметили, жизнь в эмиграции усложняет отношения в троекратном размере. Одно дело, когда живёшь в родном городе, где друзья, семья и работа. И совсем другое, когда оказываешься в другой стране, где у тебя ничего нет, денег нет. Приходилось выкручиваться! Мы каждый день по пять часов играли на улице. Каждый день в течение четырёх лет! 

Композитор и дирижер Айрат Ишмуратов: «В Канаде играл в подземных переходах и зарабатывал 3500 долларов»

— Кстати, а сколько в Монреале зарабатывают уличные музыканты?

— В те времена мы зарабатывали очень хорошо! За час-полтора получалось 100 долларов, а в месяц выходило не меньше 3500 долларов. Этого абсолютно хватало, чтобы заплатить за квартиру, машину и учёбу.

— А почему вы не устроились в какой-нибудь оркестр?

— Пока были студентами, мы не имели права работать. Мы не могли даже пройти прослушивание в оркестр или музыкальный коллектив. Потом мы получили дипломы и канадское гражданство, выиграли конкурс, сели в оркестр. Я стал дирижёром, сейчас пишу музыку.

— Что это за произведения?

— Например, в мае мне нужно сдать оперу по рассказам Достоевского. Называться будет «По поводу мокрого снега». Автор либретто — Игорь Овадис, он адаптировал произведения великого классика. Это будет очень интересная, саркастическая опера на французском языке. 

— А музыку для сказок пишете? 

— Да! Я очень люблю книгу Туве Яссен «Шляпа волшебника» — это сказка про муми-троллей. Я написал музыку к этому произведению, и мы поставили её в Монреале. Это было очень интересно! К сожалению, владельцы прав на эту сказку практически запретили мне её исполнять. Только с их личного разрешения и за большие деньги. К сожалению, так устроены современные авторские права.

— Почему вы не выходите на киностудии? Как получилось, что ваши произведения до сих пор не звучат в Голливуде? Думаю, они идеально подошли бы для фильмов в стиле фэнтези. 

— Это не так просто! Таких, как я, очень много. Да и, честно говоря, я не занимался этим вопросом. Мне многие говорят, что моя музыка подошла бы для фильмов. Надо бы податься в кино, конечно. Там платят раз в 15 больше, чем обычным музыкантам (смеется). Может быть, когда-нибудь…

Композитор и дирижер Айрат Ишмуратов: «В Канаде играл в подземных переходах и зарабатывал 3500 долларов»

— Неужели в Канаде такая конкуренция?

— Да, очень большая. Туда приезжает огромное количество талантливых эмигрантов со всего мира. Некоторые просто звери, очень напористые, которые хотят работать и добиваться успеха. Мы же все ехали туда за лучшей жизнью. А канадцы более спокойные, не такие трудолюбивые. Бывает, из Москвы приезжают такие кадры, что одним махом вышибают половину местного оркестра. Жизнь в музыке — она такая. 

— Вы собираетесь создать какой-нибудь необычный проект в Татарстане?

— Пока никто не предлагал, если будет что-то интересное — обязательно сделаю! Но каждый раз, когда я сюда приезжаю, всегда ищу возможность с кем-то посотрудничать. Казань вообще мой любимый город, мне нравится здесь бывать и исполнять музыку. Последние три года, когда я работал с оперным театром, летал сюда по пять раз в год. 

— Вы сейчас видите, как Казань с каждым годом преображается. Не возникает мысли вернуться насовсем?

— Нет, мой дом уже там. Дети там родились, ходят в школу, это их родина. И Канаду я за эти годы очень полюбил. Эта страна дала мне возможность состояться в профессии, достойно жить и работать. Здесь до недавнего времени жизнь музыкантов была очень сложной. Сейчас, с приходом Александра Сладковского, многое изменилось. Он сильно поднял стандарт для всех. Кто-то надломился, кто-то выдержал и встал на ноги. А в оркестре стали получать серьёзную зарплату. Когда я уезжал, музыканты зарабатывали 150 долларов в месяц.

Композитор и дирижер Айрат Ишмуратов: «В Канаде играл в подземных переходах и зарабатывал 3500 долларов»
— Кстати, а дочки у вас интересуются музыкой?

— Пока непонятно. Старшая поиграла год на фортепиано, но не втянулась. А младшей ещё 6 лет, мы не хотим форсировать события.

— И наконец, хочется спросить: когда вы снова к нам приедете?

— Сразу, как только «нарисуется» что-нибудь интересное.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite