Александр Александров: «Россия зажата в тисках Boeing и Airbus. Мы сегодня не имеем настоящего рынка»

55-й советский космонавт, дважды Герой Советского Союза в интервью KazanFirst

Елена Орешина, Казань

На открытие выставки «Авиакосмические технологии, современные материалы и оборудование» приехал космонавт Александр Александров. Он принял участие в ее  открытии, отметился на открытии памятника авиаконструктору Михаилу Симонову и посетил несколько крупных промышленных предприятий Казани. Космонавту уже 71 год, но он чувствует себя бодро и оценивает не только состояние современной авиакосмической отрасли, но и политическую обстановку. Он — дважды Герой Советского Союза — считает, что детей надо приучать к авиа моделированию с детского сада, правительство должно больше внимания уделять развитию авиакосмической отрасли, а Россия не должна бояться санкций Запада.

— Вы не первый раз приезжаете в Казань – что изменилось в городе, республике?

— Город стал краше. Вообще Татарстан радует своим уютом, порядком в городах. Что касается промышленного комплекса различных отраслей промышленности – авиационной, ракетной, космической и других – за два года я вижу подвижки, которые дают нам право сказать, что улучшается кооперация между предприятиями России.

Мы тут явно увидели, что обращено внимание правительства и руководителей крупных предприятий военно-промышленного комплекса на воспитание новых инженеров. Я считаю, что это нужно делать, начиная с детского сада. Интерес к технике, так же как к музыке, балету, к чему угодно, начинается сызмальства. В свои 4-5 лет маленькое поколение впитывает все знания, как губка.

А интерес проявляется. Я, например, своему внуку читаю книги про космос, галактики и планеты, и он с удовольствием рассказывает мне, где Луна, а где Марс. Мы не осознаем,  что дети все понимают и им все это можно закладывать.

Сдвиги хорошие, я с удовольствием приезжаю в Казань, мне здесь нравится.
Александр Александров: «Россия зажата в тисках Boeing и Airbus. Мы сегодня не имеем настоящего рынка»— Как вы думаете, актуальна ли эта выставка и можно ли с помощью таких экспозиций привлечь молодежь в авиакосмические сферы?

Выставка конечно актуальна. Сейчас нам нужно заниматься восстановлением ракетно-космической отрасли и военно-промышленного комплекса (ВПК). Наша авиация работает  на оборону и это очень важно, ведь раздаются голоса, что не нужна нам дальняя авиация, широкофюзеляжные самолеты… Людей надо воспитывать.

Даже те, кто отвечает за эту промышленность, сегодня не понимают толком как ее восстанавливать и развивать. Мы говорим о величайших проектах развития технологий, и высокотехнологичных процессов, например, «Сколково», а между тем у нас развалена экономика. Надо сначала восстановить экономику, а уже потом гнаться за технологиями. Сегодня у нас нет собственного авиастроения, гражданской авиации. Только в планах. В Украине, например, АН-2 не просто восстанавливают, а делают новые модели, АН-2М. Их предприятие продолжает жить и продает свои самолеты. Поэтому эта выставка позволяет не только объединяться предприятиям и делиться опытом. Она важна тем, что привлекает людей к проблемам авиации и показывает широким слоям населения сегодняшнее состояние отрасли.
Александр Александров: «Россия зажата в тисках Boeing и Airbus. Мы сегодня не имеем настоящего рынка»На нынешней выставке, например, присутствовал генеральный директор и основатель компании Arteres Жан-Франсуа Буассон. По его выступлению я чувствую — у них есть интерес чтобы получить нашу продукцию и предложить свою. Французов интересуют наши предприятия.

У нас же тоже не дремлют – я имею ввиду правительство, министерство промышленности и торговли России, Объединенную авиационную корпорацию. Намечаются очень серьезные связи, которые будут интересны многим. Не только в боевой авиации, но и авиации гражданского типа. Это очень важно, потому что сегодня Россия зажата в тисках таких больших фирм как Boeing и Airbus. Мы сегодня не имеем настоящего рынка. Этот рынок мы должны воссоздать, несмотря на то, что мы потеряли свои позиции в прошлые годы и компании, которые у нас занимаются воздушными перевозками, не способствуют тому, чтобы поднимать такие фирмы как «Ту» или «Су». А ведь они делают неплохие самолеты, например, Ту-204, Superjet 100. Они находят свою нишу, и международные контракты состоятся. Но впереди большая работа и нам действительно нужны кадры, для того, чтобы поднимать авиационную и ракетно-космическую отрасли.

— Что сейчас Россия может предложить в плане авиастроения?

— Михаил Симонов, который был гениальным конструктором в своей области, говорил – то, что сегодня сделано и было только-только разработано – это уже опоздало. Надо по-симоновски смотреть на тактико-технические данные новой конструкции, нового поколения, опережать время в своих разработках. И только такой подход может дать возможность предложить на рынок то, что мы можем сделать, а для этого надо поднимать промышленность.
Александр Александров: «Россия зажата в тисках Boeing и Airbus. Мы сегодня не имеем настоящего рынка»— Как санкции Запада сказываются на авиакосмической отрасли России?

— Я увидел первое воздействие санкций, когда «Добролет» приказал долго жить. Это действительно ударило по нашим людям. Я считаю, это отвратительно. Наш президент, Владимир Путин, заметил, что это неприлично, в цивилизованном обществе так не поступают: имея политические претензии давить экономические. Это нонсенс, грубость и наглость американского руководства, так же как и прогнувшихся европейцев.

— Насколько стоит их бояться?

Не стоит их бояться. У нас есть Симоновский самолет.

— Если говорить о конструкторах — есть ли сейчас молодая кровь, конструкторы, которые могут создать новый, конкурентоспособный самолет российского производства?

Их надо растить, готовых нет.  Нужны организации, которые будут не просто предлагать свои услуги, а курировать даже школьников. Школы юных космонавтов, юных авиаторов, техников – их должно быть больше. Я считаю, что привлечение молодежи — одна из важнейших задач. Пусть они не с бутылками пива на улице болтаются, а работают над какими-то интересными проектами. Ведь все мы, наше поколение и за нами идущее, воспитывались на авиамоделизме. Вот я лично занимался авиамоделями. И потом это сформировало интерес к технике и повлияло на выбор профессии. Думаю, такие выставки тоже помогают привлечь молодежь в эту отрасль – чтобы они не просто этому учились, а шли работать в этой отрасли.
Александр Александров: «Россия зажата в тисках Boeing и Airbus. Мы сегодня не имеем настоящего рынка»— Где и когда вы сами занимались авиамоделированием?

Еще в школьные годы. Начиная с 8 класса я строил планеры, модели самолетов с моторчиками. В те времена для этого были все условия. Как сейчас помню, в магазине «Пионер» купил самолетный двигатель МК-80, к нему прилагался винт, и сделал хордовую модель. Такой самолет летал по кругу; мы даже соревнования по этим полетам проводили. Года три я этим занимался, к 10 классу уже взрослый стал, читал книги больше. Реактивные двигатели самолетные, история авиации. По ракетам тогда не очень много книг было. Но, тем не менее, в 1959 году, я учился в 9 классе, мы сделали в школе конференцию для местных жителей по ракетно-космической тематике. Как устроена ракета, как она летает. Тогда уже первый спутник полетел и к ракетам был большой интерес. У меня даже грамота за эту конференцию осталась. Этот интерес проявился с самого начала. Потом у меня не было проблем с выбором профессии. Я хотел идти в авиацию, тогда Гагарин еще не летал, я не знал, что можно  быть космонавтом. Два интереса жили во мне параллельно, авиация и космос, и я практически всю жизнь проработал в этой отрасли.
Александр Александров: «Россия зажата в тисках Boeing и Airbus. Мы сегодня не имеем настоящего рынка»— В советское время всегда знали, кто у нас в космосе, космонавтов знали наперечет…

Да сегодня даже на наших предприятиях никто не может сказать точно, кто же сейчас в космосе. Это переоценка ценностей. Раньше полет в космос был настоящим событием. Сегодня, например, уже шесть человек одновременно находится на борту станции, таких экипажей в год минимум четыре. Лично я не вижу в таком количестве людей на орбите смысла, работать можно там и меньшим составом, но раз приняли межправительственное соглашение… Что касается переоценки – за последние 30-40 лет наша жизнь заметно изменилась. Стала более комфортной, появился выбор. Люди изменили приоритеты, стали ездить за границу. Космонавтика через призму жизни простого обывателя отходит на второй план.
Александр Александров: «Россия зажата в тисках Boeing и Airbus. Мы сегодня не имеем настоящего рынка» Есть другие профессии, которые интересны людям. Раньше школа отвечала за воспитание, обучение, знания. Сегодня школа говорит, что воспитывать ребенка должны дома. Это тоже играет свою роль. В школе не прививают любви к тому, что вокруг. Не прививают уважение к чужому труду. Мы стали безликими и похожими на другие страны. Вот Китай. Закрытая страна. Но у них невероятный дух патриотизма, который у нас уже утерян. Я не говорю, что у нас плохая молодежь. Они когда надо смогут оказать достойный отпор. Но все-таки, мы сегодня мало внимания уделяем развитию чувства патриотизма. Его не надо навязывать, агитировать. Надо просто научиться ценить жизнь и иметь чувство достоинства.

— Каким должен быть летчик и космонавт будущего?

Честным и трудолюбивым. Вот два качества, которые потом сформируют все остальное. Быть честным перед собой, близкими и другими людьми – и в жизни тебе все удастся. Стать хорошим хирургом, например, тоже непросто. Тем более, быть им. Ответственность за жизнь другого человека дисциплинирует, кует характер. Трудолюбие и упорство помогает в этом. Так же с летчиками и космонавтами: если ты поставил перед собой цель и не жалеешь сил для ее достижения – твое трудолюбие и честность тебе помогут.


Фото: Роман Хасаев

Понравился материал? Поделись в соцсетях
1 КОММЕНТАРИЙ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Олег
Убили последнее уважение к инженерам. Везде заправляют чьи-то родственнички-певцы и всякая шушара.. Технарей гнобят. Поэтому и падают ракеты со спутниками и самолеты.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite