Александр Чесноков, face2face: «Самый главный ресурс в бизнесе это не деньги, а люди»

Основатель первой в России коммуникационной площадки для бизнеса в интервью KazanFirst

Свой первый бизнес Александр Чесноков открыл еще студентом. Сегодня у него несколько компаний, работающих в разных сферах, а совсем недавно он открыл первый в России халяльный ресторан американской сети Subway. Эту идею Чеснокову рассказал один из участников другого его проекта — face2face — уникальной для России площадки, где бизнесмены знакомятся и общаются друг с другом. Предприниматель признается, что face2face для него сегодня главный бизнес. Он планирует объединить предпринимателей страны на основе самого простого — человеческого общения. О своих идеях и бизнесе он рассказал в интервью KazanFirst

— Расскажи как это произошло, что ты стал ресторатором и открыл халяльный Subway

— Subway — это американская сеть. У них есть стандарт входа в регион; они 15 лет работают по этому стандарту. Так сложились обстоятельства, что у одного человека была эта идея. Он понимал, что для Татарстана и Казани — это важно; это модно и вызывает доверие. Он вышел на Subway и предложил эту тему. В мире есть халяльный  Subway: та же Малайзия, тот же Лондон. Но в компании до последнего времени считали, что для России это не приоритет. Я познакомился с этим человеком на face2face предложил свою помощь.  Мы приложили усилия и через некоторое время стартанули.

— Как ты находишь людей для face2face?

— Face2face — это уже экспортная команда по созданию, проведению, реализации проектов и бизнес-ивентов. Это целая индустрия. Когда я начинал  face2face я уже видел, что проект  вырастет в компанию, которая будет на системной основе проводить эффективные и интересные бизнес-ивенты в более открытом формате. У нас теперь еще появилась фишка net working  face2face. В недрах нашей компании есть целое представление. Мы архитекторы бизнес-ивентов.

— Когда ты начинал face2face, это было решение социальной задачи, или это была сразу же бизнес-идея?

— Так получилось, что в момент создания и осмысления этого проекта я видел сразу две вещи. Это социальный ресурс — кадровый, идейный. Ведь у тебя есть возможность общаться с разными людьми… А общение — это идеи, это энергия, это кадры, это все… Но в то же время я уже тогда четко представлял, что это будет бизнесом. Не сразу, но будет. Потому, что потребности в этом есть как у малого и среднего бизнеса, так и у крупного.

Александр Чесноков, face2face: «Самый главный ресурс в бизнесе это не деньги, а люди»

— Почему есть потребность?

— Нет площадок, где постоянно собираются люди.

Потом, когда мы уже начали работать, мы поняли, что и контент можно менять. Сейчас мы уже проводим отраслевые мероприятия. Допустим, недавно провели face2face для автоиндустрии. Контент формировался уже специально для нее. Когда мы только собирали наш форум, у нас были строители, девелоперы, рестораторы. Я теперь сам ресторатор и понимаю, как мне важно знать, где и какое место сдается в аренду или продается. Я ищу места хорошие для своего бизнеса. А на стыке интересов людям интересно общаться.

— Как начинался проект face2face?

— Мы сейчас абстрагируемся от слова проект. Мы экспортная компания по проведению бизнес-мероприятий. Она объединяет 20 городов России. В каждом проведено как минимум по одному мероприятию, а в иных по 4-5 и даже по 8.

История очень банальная. В Казани есть такой проект —  Made in Kazan. Все о нем знают. Мне посчастливилось туда попасть. В течение трех дней ведущие бизнесмены читали лекции, вели семинары. Там были ведущие отечественные и международные спикеры… Порядка 700 человек из Казани — предприниматели, студенты, общественные деятельности. Люди, которым интересно что-то в этом мире познать, обучиться. Аудитория была интересной. Три дня мы писали лекции, общались. В итоге я там познакомился с 5-7 людьми. После мероприятия мы стали общаться. И все стали сходиться во мнении, что помимо лекций и ценной информации нам некогда пообщаться с новыми людьми. Просто узнать, кто рядом с тобой сидит плечом к плечу.

В этом месте собралось 700 пассионарных людей. Если со всеми познакомиться — это колоссальный ресурс для предпринимателя.

Как бизнесмен и общественный деятель я понимаю, что самый главный ресурс — это люди. Их идеи, мысли, чем они живут, чем питаются… Но такой площадки не было.

А незадолго до этого я уже понимал, вопрос объединения предпринимателей, студентов  в классическом понимании уже в прошлом. Ассоциации, союзы — все это уже не интересно. Я искал вариант бизнес-мероприятий на котором было бы 100% КПД. Ну если не 100%, то хотя бы 98%.

Если посмотреть на все классические презентации и мастер-классы, то они зависят от тренера — повезет, нет. У предпринимателей уже есть мнение, потому они редко ходят на форумы. Время ценно и не хочется тратить 5-6 часов на всякую ерунду. Сквозь эти размышления прорисовался наш проект. Нужно было создать такую площадку, чтобы люди могли общаться. Отсюда и networking. Родилась идея рассадить людей по линеечке, я придумал технологию, чтобы люди перемешались. Я разные варианты объединений видел. Кто-то видел участников за круглыми столами, кто-то хотел, чтобы они стояли.

Наша ценность в том, чтобы сформировать уже целостный проект, понять его динамику… Если бы ты хоть раз на  face2face побывал, ты бы понял, что там уже все структурировано. Это продуманное бизнес-мероприятие, в котором каждая минута направлена на развитие бизнеса. Там есть бизнес-паузы, мастер-классы, бизнес-вставки. Это комплексная площадка для развития предпринимательства. Опять же в основе всего лежит прямое человеческое общение. Все очень просто.

Александр Чесноков, face2face: «Самый главный ресурс в бизнесе это не деньги, а люди»

— Ты изучал западный опыт?  

— На Западе люди, прежде всего, приезжают на бизнес-форумы, чтобы познакомиться с другими людьми. Все остальное просто фон. Я пару раз на таких мероприятиях был и меня осенило: надо такое мероприятие организовать, где люди будут, прежде всего, общаться и вынесут оттуда 50-70 бизнес-контактов, а не какой-то буклет или какой-то навык. Это круто.

Мы, прежде всего, хотели собрать людей с Made in Kazan. Он прошел то-ли в апреле, то-ли в марте 2011 года, а первое свое мероприятие мы провели 21 мая 2011 года. Три года для бизнес-проекта довольно много.

В Казани на последний  face2face пришли 140 человек и ресурсы еще есть. Мы раньше проводили объединенные бизнес-форумы, на которые приглашали любых предпринимателей. Но стратегия такова, что многим направлениям экономики интересны лишь отраслевые встречи. Крупный и средний бизнес не придет просто пообщаться со стартапером. У нас четкое распределение отраслевых мероприятий. На базе этой технологии можно делать любые бизнес-ивенты.

Наша стратегическая цель — чтобы каждое деловое мероприятие в России содержало в себе блок бизнес-коммуникаций  face2face, то есть площадку для открытого общения. Нас уже просто приглашают на различные форумы. Мои  расчеты оправдались, это превратилось  в бизнес.

— А сама схема бизнеса какова?

— Тут несколько вариантов. Основа — это когда ты приходишь в крупную компанию и говоришь им, что собираешь на системной основе в 20 городах руководителей малого и среднего бизнеса, а  они платят за то, чтобы выйти на эту площадку. Вот и все. Опять же это упрощенный вариант. Есть компании, заинтересованные в этой площадке с точки зрения продвижения своих товаров и услуг.

Александр Чесноков, face2face: «Самый главный ресурс в бизнесе это не деньги, а люди»

— Как часто проходит  face2face?

— В рамках России 3-5 мероприятий в месяц. Я присутствую практически на всех, но компания растет. Я рад, что сформировалась серьезная команда. Я делегировал своим коллегам полномочия, чтобы они сами уже выезжали в города и могли быть самодостаточными организаторами.

На свое трехлетие в Москве и Санкт-Петербурге мы параллельно провели face2face. А 29 мая было мероприятие в Казани. Моя задача как лидера — создавать команду: сформировать и стимулировать ее на работу.

Люди в нашей команде видят в этом смысл жизни и делают его.  Мы перевели гуманитарную, казалось бы, сферу в технологический процесс. Я в свое время мемуаров Форда начитался. Он говорил, что любой жизненный процесс можно технологизировать: это касается и производственной и гуманитарной сфер. Я к этому и стремлюсь. Идеала не бывает, но я хочу, чтобы  face2face работала как фабрика по созданию и проведению бизнес-мероприятий в России, а может даже и в мире.

— Такие планы тоже есть?

— У нас уже есть запросы на проведение  face2face от иностранцев — в Германии, Венгрии… Это в планах, и мы прорабатываем.

Александр Чесноков, face2face: «Самый главный ресурс в бизнесе это не деньги, а люди»

— Я был на одном из мероприятий, организованном Минэкономики РТ — «Золотая сотня». Очень хорошо запомнил, как чиновники министерства сетовали, что правительство республики готово выделять большие деньги на развитие предпринимательства, но нет самих предпринимателей, нет людей. Можешь прокомментировать?

— Существует очень большой разрыв. Я бы назвал информационный  вакуум между тем, что создается на уровне государства и тем, в чем варится малый и средний бизнес.

Во-вторых, когда предприниматель начинает работать и двигаться, ему важно знать одну вещь. Он должен полагаться на свои силы, свои ресурсы, свою команду и не быть зависимым от чего-либо, в том числе не быть зависимым от государства. Если он всегда будет жить с надеждой на какие-то гранты субсидии, помощи — у него потеряется чувство страсти в бизнесе, чувство мотивации. Он должен сам генерировать идеи как создать и продать и так далее. Люди теряют интерес, понимая, что потратят больше времени, выбивая грант.

Мой ответ на эту проблему — устраивать открытые бизнес форумы по тем информациям, которые есть у государства. Не какие-то там привычные собрания, когда чиновники приезжают в район, собирают торгово-промышленную палату, сидят в президиуме. На такие встречи приходят каждый раз одни и те же люди, а вовлекать в эту работу надо больше масс.

— Каких масс?

— Общественные организации, бизнес структуры, даже те же СМИ. Вы СМИ, вы фильтруете всю информацию. То же министерство экономики, которое провело открытый большой форум «Золота сотня». Форум, подчеркиваю, а не просто там какую-то пресс-конференцию по грантам. Но предпринимателям было не интересно.

— Почему?  

— Как это готовилось? Очень быстро! Это разве подход? При всем уважении к министерствам и ведомствам… Это не подход. Сама идея классная. Они собрали людей, поблагодарили, но бизнесу нужно готовиться, бизнес нужно было предупредить. А с учетом их возможностей можно многое сделать.

Александр Чесноков, face2face: «Самый главный ресурс в бизнесе это не деньги, а люди»

— Государство сейчас хорошо поддерживает бизнес?

— Я считаю, что сейчас делается много. Программ много интересных у государства. Я на своем примере хочу благодарить государство, ведь во многом развитие и такой старт face2face получил благодаря гранту. Небольшой грант, конечно, но мы его получили, освоили. Теперь  все четко работает. Мы благодарны государству.

— Вы получили грант еще от Агенства инвестразвития? 

— Да. От АИР. Руководитель агентства Линар Якупов. Интересный очень человек. Я благодарю всевышнего, что мы познакомились, общались. У них в Челнах был инвестиционный форум. Они пригласили нас провести face2face. Правда не сказать, что там был благополучный опыт. Потому, что чиновники видят линейку, но не доходят до нее.

— Твое отношение к программам поддержки предпринимательства?

—  Я считаю, что программы по поддержке проектов нужно разрабатывать. Нужно делать это  на стыке таких сфер, как социальная и гуманитарная, производственная и социальная. Чтобы не только в производстве была поддержка, но в той же сфере услуг, в тех же торговых отношениях. Опять же бытовые услуги — в этом  нуждается город.

— Мы более менее знаем системные проблемы бизнеса, в которых виновато государство. Бюрократические процедуры сильно затянуты…  Мне интересно, с твоей точки зрения, в каких проблемах виноваты сами бизнесмены, чего им не хватает больше всего.

—  Об этом я много думал и всегда на первый взгляд выходит образованность самих владельцев бизнеса… Образованность в плане менеджмента, управления людьми. Сегодня у бизнеса не хватает образованности.

Александр Чесноков, face2face: «Самый главный ресурс в бизнесе это не деньги, а люди»

— В чем?

—  Например, во внутренних бизнес-процессах: та же бухгалтерия. Но опять же важно понять, почему быстро сдуваются люди. Почему плохо работают с другими людьми, с командами. Они не понимают, что в бизнесе важнее не прибыль и деньги, а люди, их благополучие. Бизнес должен, прежде всего, служить обществу, давать ему что-то, а уже потом остальное само собой приходит. Мне кажется, это главные наши проблемы.

И на уровне ментальности и на уровне образования и на уровне проработанности бизнес-идей. Эти проблемы не позволяют многим бизнесам перепрыгнуть в своей работе дальше трех лет.

Менеджмент, работа с людьми, образованность учредителей, закрытость к инновациям. Вот главные проблемы. Сейчас так много всего нового придумано, чтобы бизнес-процессы облегчать. Предприниматель постоянно должен быть в движении. Есть причины, зависимые от самого человека. Не собрал, не изучил, не поработал над собой, значит не поработал с командой,  с людьми… Исправлять это нужно. Быть открытым, работать, учиться, выезжать, смотреть, не лениться, много читать. Надо понять, что нужно много работать над собой. И государство должно проработать такие моменты, которые обучали бы бизнес, развивали бы.

— Как ты оцениваешь работу государства с предпринимателями в Татарстане?

— Проехав по России, я четко могу сказать, что далеко не во всех регионах есть хотя-бы более-менее собранные, реально действующие предпринимательские сообщества, ассоциации или союзы. В республике более менее налажены эти структуры или даже люди, которые служат своеобразным мостиком взаимодействия между государством и бизнесом.

А в некоторых регионах ничего такого нет; там вообще пропасть.

Пока не будет налажена система взаимодействия между властью и бизнесом, между муниципалитетами и бизнесом — не будет объективного понимания чего не хватает для активного развития бизнес-среды.

Опять же берешь газету, читаешь: вот, Путин приехал на IT-форум, Путин приехал на предпринимательский форум. Значит в проведении таких форумов есть потребность. Значит, бизнес маячкует и государство это понимает.

Александр Чесноков, face2face: «Самый главный ресурс в бизнесе это не деньги, а люди»

— Мы говорим сейчас об общих проблемах. Какие конкретные проблемы?  

— Для бизнеса есть банальные вещи. Например, это более дешевые деньги.

Возьмем тот же ресторанный бизнес… Будь в банке другие проценты, другие условия по открытию бизнеса по тем же франшизам. Все было бы по-другому. Много есть людей, которые хотят открыть бизнес по франшизе, я знаю таких. Для этого нужно 2-3-4 млн рублей. Но получив их под 25%  годовых,  посчитав бизнес-модель, ты понимаешь, что это очень тяжело… С учетом колебаний нашей экономики — люди уже останавливаются.

А будь деньги подешевле, я думаю, процент открытия бизнеса был бы другой. Даже невзирая на налоги.

Но опять же, если бизнесмен целостный, если он в голове проработал свою идею, если у него есть понимание, как работать правильно с персоналом, как работать с командами — его ничто не остановит. Итого есть четыре составляющих для успешного занятия бизнесом:

первое — осознанный импульс, для чего ты это делаешь,

второе — сама идея бизнеса,

третье — единомышленники, команда, люди, центр.

четвертое — это жгучее желание это реализовать.

Все остальное решается. Я могу уйти в тему понимания. Была бы идея, а она уже реализуется, надо только двигаться, двигаться, двигаться… По любому все материализуется.

За полтора года до открытия Subway я почему-то нашептывал себе «сабвэй, сабвэй, саювэй»… Вот так, все взаимосвязано. Что ты генерируешь в голове — то и будет. Денег нет? Чушь отвечу я, чушь. Людей нет?  Я всевышнему благодарен, что у меня никогда не было проблем с кадрами. Всегда приходили люди вовремя, когда я давал запрос, когда мне нужен человек для любой цели. Поэтому я работаю в сфере гуманитарной, в сфере услуг, поэтому не буду судить за производство…

— А деньги разве не так важны?

— Деньги нужны. Когда ты заходишь в бизнес ты их считаешь. Сколько тебе этот бизнес будет приносить. Сколько ты потратишь своего времени и сил и лет, когда ты будешь с него зарабатывать. Бизнес — это все равно деньги, инвестиции. Но я давно понял — если заморачиваться только о деньгах и заработке, то быстро сгоришь. Деньги — маленький этап мотивации. В бизнес надо закладывать больше смысла, чем просто зарабатывать. А когда ты делаешь бизнес, понимаешь, что поддерживаешь общество, у тебя еще команда вся такая замечательная как личности растут. Через бизнес развиваешь еще кого-то и это кайф. 

Казалось бы, даже в страшном сне мне не могло прийти в голову, что я стану ресторатором, но у меня зажглась идея открыть первый халяль «Сабвэй» в России. Потом пришла идея, что мы должны быть первыми в Казани, кто заведет у себя международные стандарты качества питания.

Александр Чесноков, face2face: «Самый главный ресурс в бизнесе это не деньги, а люди»

— У тебя есть видение, куда пойдет да  face2face?

— Видение конечно же есть. Face2face двигается к тому, что больше и больше приходит средний бизнес и выше. Более того, даже когда face2face только начиналось, я понимал, что  на каком-то этапе ко мне придет президент республики [Рустам Минниханов]. Придет министр экономики, человек, который от государства отвечает за развитие бизнеса. И не просто придет и выступит, а сядет за  face2face и 3-4 часа ответит на личные вопросы.

Face2face будет двигаться. Мы сейчас видим сеть площадок по всему миру.

Залог успеха любого бизнеса и любого социального проекта — надо заложить системность чего либо. Системность подачи информации, проведения мероприятий, проведения мастер-классов, выдачи кредитов. Если есть системность — она дает импульс и все остальное. Естественно есть направленность.. Мы видим, что на системной  основе face2face будет формировать сеть информационных площадок. Благодаря этому будет закладываться и взращиваться деловая среда городов и районов России. На системную основу будет приходить крупный бизнес. Здесь они будут находит подрядчиков, клиентов, партнеров. Face2face будет превращаться из разряда малого бизнеса в площадку коммуникационную для более крупного бизнеса, среднего бизнеса.

Я вижу, что начало face2face может стать этим мостиком между государством и бизнесом. Мы, например,  в Заинск ездили и в Нижнекамске свое мероприятие проводили. Там это воспринимается как глоток свежего воздуха. Во многих городах так.

— Вот придет на face2face президент и что ты ему скажешь?

— Я ничего не скажу, ему предприниматели скажут. Я передам лишь, что мы собрали людей, которые хотят рассказать о своих идеях, о своих мыслях по развитию республики, бизнеса.

Я хочу, чтобы он лично пришел. Почему на конференции, допустим, тяжело подойти к какому-то чиновнику? Потому, что подбегают сразу куча людей,  которые его затюкают. На наших встречах люди садятся как равные — хотя они из разных сфер и разных статусов. Мы приглашаем больше руководителей, директоров по развитию, разные люди приходят. Но когда они садятся в одну линеечку — они все равны.

Власти нужны идеи? Компании? Инвестиции в проекты? Нужны. Они же об этом говорят.. Так вот приди в такое бурное предпринимательское сообщество и там тебе столько закидают мыслями и идеями, что ты можешь уйти с багажом их.

Но пока государство до этого не созрело. На 75 форумах, где мы были, с приветственным словом выступали представители государства, но они и на две минуты не сели на face2face. Даже представители из крупного бизнеса не садятся.

Александр Чесноков, face2face: «Самый главный ресурс в бизнесе это не деньги, а люди»

— Вы изучаете результаты после проведения встреч?

— Мы аналитику проводим после мероприятий: через неделю, через месяц. Видим, что есть результат. От первого face2face прошло три года и он дает результат для компаний. Кому-то больше, кому-то меньше, но мы не бесполезны. Это не ради собственного пиара, ни ради зарабатывания денег… не могу сказать, что это супер-прибыльный проект, нам надо работать, чтобы это превратилось в стабильно зарабатывающий бизнес. Но люди нас благодарят и говорят, что после этих встреч у нас есть клиенты и конкретные заказы. Это каждый второй или каждый третий пишет и говорит. Вот это самая главная для нас победа.

— Что для тебя  занятие бизнесом?

— Я любой жизненный процесс рассматриваю как комплекс. Комплекс эмоций, комплекс суждений, комплекс интересов, бизнес для меня — это комплекс жизненных потребностей. Для меня не чуждо понимание того, что через свою деятельность я развиваю общество в котором живу, создаю рабочие места. В моих компаниях трудятся молодые люди, чуть помладше меня и они могут быть самодостаточными в этом мире. Это собственная социальная реализация. Это жизненный рост. Это творчество, в котором есть место служению.  Опять же, не афишируя, мы помогаем и детским домам и подшефным школам. Это важно для меня.  

— Как ты пришел в бизнес? Ты всегда работал на себя?

— В студенческие годы я работал в структуре профсоюза. Был заместителем и работал в этой сфере. Но это стык студенчества, общественности. А потом на 4-м курсе юрфака я открыл свой первый бизнес, который работает по сей день. 13 лет недавно справили. Занимается получением образования за рубежом.

Сейчас из всех бизнесов face2face для меня главный,  то чем я занимаюсь больше времени. Хотелось бы дать позыв, что у меня есть наработки и опыт в построении бизнес-сообществ. Я эксперт в понимании как можно построить бизнес сообщество. В городе или регионе. Как проводить мероприятия, чтобы не просто провели и все, а чтобы он дали импульс развитию бизнеса, объединение предпринимателям. Для меня всегда будет важным моментом социальное проектирование в бизнес-сообществе.

Александр Чесноков, face2face: «Самый главный ресурс в бизнесе это не деньги, а люди»

— Ты говорил про социальную сеть, это проект на будущее?

—Это тайна за семью замками, но ты должен понимать, что в конечном итоге все нужно объединять в онлайн. Мы слишком все углубились в интернет. Площадки наподобие face2face можно создавать подо все: в бизнесе, творчестве…В этой жизни не хватает живого человеческого общения. И все ринулись в социальные сети. Почему такое КПД у наших мероприятий? Участники не помнят когда они так много и открыто общались с людьми.

Мы не как в Европе или Америке. Если ты с визитками по мероприятию будешь ходить тебе скажут: «А, что ты там продвигаешь, иди отсюда».

Есть такое правило в нетворкинге — хочешь расширить сеть контактов — общайся с незнакомыми людьми. Но у нас это пока не воспринимается так легко, как на Западе. Хотя мы должны к этому двигаться. Общество открыто, когда социальные связи налажены, когда люди открыты друг другу. Людям потенциально интересно общаться друг с другом. Но понимая, что интернет уже в нашу жизнь вошел навсегда эти технологии можно использовать.У нас уже есть технологии и мы их разрабатываем, советуемся с серьезными людьми и процесс виден. Мы замкнем потом это все в российскую предпринимательскую социальную сеть. Подобных проектов пока ни у кого нет.

Алексей Тюрин 

Понравился материал? Поделись в соцсетях
4 КОММЕНТАРИЯ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Ренат
Саша Чесноков один из немногих предпринимателей кто делает свой бизнес в голове. Он молодец и пример для подражания
0
0
Ответить

Вадим
Чесноков — большой молодец. И интервью классное.
0
0
Ответить

Александр
Формат очень любопытный придумал, хорошо бы поучаствовать
0
0
Ответить

Антон
Чесноков – неудачник. Все его бизнесы закрылись. В 2019 году объявлен банкоротом. По состоянию на 2020 год работает обычным риэлтором. Сильно поседел и постарел
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite