«В Китае уже создали огромный 3D принтер, который из бетона печатает малоэтажные дома»

Гендиректор «Инновации решения технологии» группы компаний ABS3D  Руслан Ханустаранов и управляющий партнер группы  Олег Спичкин в интервью KazanFirst

Гендиректор «Инновации решения технологии» группы компаний ABS3D  Руслан Ханустаранов и управляющий партнер группы Олег Спичкин в интервью KazanFirst рассказали, насколько динамично развиваются 3D-технологии, чего ждать от рынка в ближайшее время, почему в школы нельзя поставлять 3D-технику «гаражной» сборки и предложили альтернативу «Мейкертонам», проводимым частным технопарком «Навигатор кампус»

— Как начинался ваш бизнес?

Р.Х: Юридическое лицо мы зарегистрировали в феврале 2012 года. На тот момент я и мой партнер Ильдар Мукминов работали в сфере обычной печатной техники. Среди прочих мы работали с компанией 3D Systems, и нас зажгла идея 3D принтеров. Мы начали изучать рынок и решили развиваться в этом направлении. В июле 2012 года мы покинули свое предыдущее место работы, вышли как самостоятельная структура. На тот момент мы работали вдвоем, плюс у нас был еще один партнер, который занимался маркетингом. Первоначально мы вложили в свой проект 100 тысяч рублей, деньги ушли на покупку первого принтера. Мы ждали его из Америки как раз с февраля по июль. Когда он к нам приехал, мы разочаровались. Потому что принтер был сырой, в нем нужно было многое дорабатывать. Но мы упорные, изучили зарубежный опыт, доделали кое-что и заставили машину работать. Поняли, что тема все же интересная и перспективная, и начались первые продажи. Сильно тема выстрелила в январе-феврале 2013 года. В феврале у нас начались масштабные продажи. Сейчас мы занимаемся продажей крупной и мелкой техники. В 2013 году пришли к созданию группы компаний, потому что кроме продажи техники мы стали заниматься оказанием услуг. В 2013 году оборот группы компаний составил порядка 50 млн рублей. Сейчас мы оказываем услуги по 3D-моделированию, сканированию и изготовлению прототипов.

«В Китае уже создали огромный 3D принтер, который из бетона печатает малоэтажные дома»

О.С: Мы начинали в 2012 году как первый магазин в Поволжье, который занимался 3D оборудованием – сканеры, принтеры, расходные материалы. Рынок на тот момент это был практически пустой. Постепенно мы стали официальными дистрибьюторами, авторизованными дилерами и сервисным центром практически всех мировых и отечественных производителей 3D-оборудования. Мы тесно сотрудничаем с крупными зарубежными компаниями — 3D Systems, Makerbot Industries, Leafprog (Голландия), Felix Printers (Голландия), Tiertime Corporetion (UP) (КНР) и являемся давними партнерами, друзьями и в некоторых случаях даже соразработчиками наиболее ярких отечественных производителей – ООО «НПП ИИС ( Picaso 3D)» (Зеленоград), RGT (Printbox 3D) (Москва), RangeVision (Москва), SpaceMonkey Technologies (Gorilla) (Томск). Также общаемся с разработчиками новых видов оборудования из Санкт-Петербурга, Томска, Воронежа и других городов России и ближнего Зарубежья.

— С кем вы работаете?

О.С: Много с кем. Работаем со многими российскими промышленными предприятиями и конструкторскими бюро, в том числе по закрытым проектам. Это очень интересная тема. Особенно в направлении 3D моделирования и печати. Есть опыт поставок и обслуживания профессиональной и промышленной линейки 3D принтеров. Тут применяются уже другие технологии по сравнению с FDM (наиболее применяемая в персональной технике). Это технологии, позволяющие изготавливать прототипы из дисперсионных порошковых смесей металлов, сплавов, керамики, различных полимерных композитов, а также гипсовых смесей соответственно. Активно работаем также с фотополимерными принтерами, спрос на которые особо активен у ювелирной промышленности и стоматологии.

«В Китае уже создали огромный 3D принтер, который из бетона печатает малоэтажные дома»

Р.Х: Основные потребители нашей продукции – машиностроительные предприятия, конструкторские бюро, архитектурные компании, дизайнеры, ювелиры, постепенно приходят рекламщики.

– Насколько динамично развиваются 3D-технологии и чего ждать от рынка в ближайшее время?

Р.Х: Растет рынок спроса, технологии идут вперед, и мы скоро придем к тому, что большинство отраслей будет работать, соприкасаясь с 3D-технологиями. Например, в Китае уже создали огромный 3D принтер, который из бетона печатает малоэтажные дома, и сейчас этими зданиями застроены два или три квартала.

«В Китае уже создали огромный 3D принтер, который из бетона печатает малоэтажные дома»

О.С: Когда развиваешь этот бизнес и горишь идеей системного продвижения технологий, новых для Татарстана и даже России, несмотря на динамичное развитие их за рубежом, особенно  внимательно  следишь за региональным рынком. Сейчас возникла спорная ситуация. Известная голландская компания Ultimaker, которая успешно занимается 3D техникой, выставила в режиме open source (открытый доступ – KazanFirst) одну из своих первых, уже устаревших моделей 3D принтеров Ultimaker Original. Были выложены чертежи принтера, инструкция по сборке. Это простейший принтер, выточить детали и собрать который может любой желающий во всем мире. Более того, Ultimaker до сих пор продает наборы деталей для сборки этого принтера, комплект  стоит порядка 1200 евро. При этом активное клонирование данного продукта производится еще и в КНР по более бюджетным ценам.  Гарантия во всех случаях распространяется только на отдельные блоки и детали. Меня беспокоит, что на рынок планируется массовый выход подобной продукции.

«В Китае уже создали огромный 3D принтер, который из бетона печатает малоэтажные дома»

– Что в этом плохого?

О.С: Казалось бы, ничего. В Казани открылся технопарк «Навигатор кампус». У них появилась программа «мейкертон», по которой любой желающий может приобрести детали для 3D принтера и собрать его. Мейкертоны проходят, тема интересная и, судя по активной рекламе модераторов, проект планируют клонировать по всей России как франшизу. Но наступил момент, когда эта идея начала продвигаться в школы. Программу профинансировали из республиканского министерства образования, был оперативно организован и проведен тендер. Буквально на днях начнется тотальная сборка данных принтеров в 10 районах  республики.

Мы довольно тесно общаемся со школами и вузами по разным проектам. Более того, у нас есть две подшефные школы и IT-лицей, где с помощью интеграции 3D технологий мы обеспечиваем продвижение детских разработок и идей. К нам периодически поступают рекламации по поводу 3D принтеров «гаражной» (не заводской, непрофессиональной – KazanFirst) сборки. Даже поступило несколько обращений с просьбой провести ремонт вышедших из строя принтеров, вышедших из недр «Мейкертона» в разные периоды сборки. Когда потребитель использует это оборудование, возникают определенные системные проблемы.

«В Китае уже создали огромный 3D принтер, который из бетона печатает малоэтажные дома»

Р.Х: Недостатки у «гаражной» сборки продукта всегда будут налицо, поскольку используются неоригинальные комплектующие, так как люди постоянно пытаются удешевить себестоимость продукта. Не всегда для этого используются высококачественные материалы, как правило, они достаточно среднего уровня. Плюс многие детали, которые в 3D принтерах должны быть высокоточными, делаются в России. Но в нашей стране нет производства, которое могло бы делать эти детали на требуемом уровне – направляющие, шкифы, валы, движущие механизмы, сопла и так далее. Сильных нареканий к этой технике нет, но за счет того, что используются не всегда качественные комплектующие, возникают определенные проблемы в части калибровки, печати продукции. Надо учитывать, что этот проект был сделан не как самодостаточный качественный принтер, а именно как самостоятельный процесс сборки определенного технического устройства.

— Но в школах, наверно, не нужна высокоточная печать. Главное – чтобы дети чему-то учились?

О.С: Принтеры по программе «мейкертон» хороши для изучения процесса сборки. Но сборка ради сборки — сомнительная задача. Если школа рассчитывает в результате получить готовый надежный продукт для относительно качественной печати,  надежным сервисом и гарантированным обеспечением расходными материалами, то мы как признанные на отечественном рынке эксперты в данной области считаем, что в школы такую продукцию поставлять нельзя. Объясню почему. Не решен вопрос с расходными материалами. Насколько мы знаем, для программы «мейкертон» в школах приобретены экструдерные блоки под 3х мм пластик, а 3х мм пластик для печати сейчас практически не выпускают, поэтому наши школы столкнутся с очень большой проблемой. Кроме того, не поставлен вопрос обучения.

Мейкертон – это некий процесс по сборке принтера, который длится несколько часов. Исходя из нашего опыта работы со школьниками, могу сказать, чтобы продвигать эту тему в школах на постоянной основе, нужны хорошие и активные педагоги. Очень многое зависит от наставника в самой школе и квалифицированного обучения 3D моделированию, дизайну, работе с программным обеспечением и много другого. Собрать 3D принтер по блиц-схеме обучения по принципу «успеть за 7 часов» много ума не надо.

В ближайшее время мы официально представим наше экспертное мнение по этому вопросу минобразу РТ, хотя нашу позицию по этому вопросу мы выражали не раз. Причем  она сформировалась не как коммерческий спор и не конкурентная борьба на рынке. И если все-таки данные сборные комплекты и пойдут в татарстанские школы, то их надо не только обслуживать, но придется еще и грамотно и постоянно доводить до ума.

«В Китае уже создали огромный 3D принтер, который из бетона печатает малоэтажные дома»

— Пытались ли вы решить эти вопросы с представителями технопарка?

О.С: Мы не раз общались по этим вопросам с представителями «Навигатор кампус». У них есть своя позиция по данному вопросу, и основная идея этого проекта – это быстрая монетизация. Мейкертон в школах это, по большому счету, бизнес-проект, хоть и с налетом некой социальности.

— У вас есть свои предложения, как иначе можно реализовать подобный проект?

О.С: Можно развивать ЦМИТы (центр молодежного инновационного творчества – KazanFirst). Наша компания как раз арендует помещение рядом с казанским  ЦМИТом республики. Через нас также проходят дети, которые бесплатно здесь занимаются техническим творчеством. Существует комплексная программа по развитию ЦМИТ. И мое личное мнение, мейкертон внутри частного хардверного технопарка – это проект с привлечением и пополнением частного капитала.  Но мейкертон в школах более логично проводить в рамках республиканской программы развития ЦМИТов. Благо они есть почти в каждом районе республики.

Р.Х: Мейкертон оправдывает себя как коммерческий проект и франшиза. Человек понимает, что он покупает – процесс сборки и принтер собственноручного изготовления. В школах же все немного иначе. Процесс сборки — это хорошо и интересно, дети должны к этому приобщаться. Но за этим процессом сборки не оговаривается, как эта техника в дальнейшем будет жить в школе. Есть большая вероятность, что школа в процессе мейкертона приобретет очередной элемент интерьера, который никто не будет использовать. В мейкертоне не подразумевается последующее сопровождение техники.

«В Китае уже создали огромный 3D принтер, который из бетона печатает малоэтажные дома»

— В «Навигатор кампусе» считают, что дети сами смогут заниматься 3D-технологиями в школе, и для этого не обязательно нужен преподаватель…

Р.Х: Да, если школьник будет очень увлечен и погружен в тему, то он будет и дальше этим заниматься. Но по опыту работы со школьниками мы знаем, что этой увлеченности без должной поддержки со стороны педагога хватит, в лучшем случае, на несколько месяцев. Потом начнут возникать какие-то технические моменты, которые так или иначе надо решать и разбираться с ними. Ребенку будет сложно преодолеть этот момент без учителя, который будет его поддерживать. Для этого у организаторов должна быть продумана какая-то допрограмма, которая будет стимулировать детей. Какое-то дальнейшее сопровождение 3D принтеров должно быть, иначе эта программа не несет в себе ничего, кроме процесса сборки.

«В Китае уже создали огромный 3D принтер, который из бетона печатает малоэтажные дома»

— Ваша компания могла бы обеспечить последующее техническое сопровождение проекта?

О.С: Нам нет смысла обеспечивать техническое сопровождение «гаражной» сборки, которая сделана до нас из некачественных продуктов. Кроме того, наши партнеры – отечественные производители 3D оборудования – тоже обеспокоены тем, какой продукт продвигается в школы. Дело, повторюсь, не столько в конкуренции, сколько в заполнении этого рынка некачественной продукцией и последующей дискредитацией самой идеи и технологии в глазах потребителей, и, что особенно важно, детей

Р.Х: Тут даже опасения не за сам проект. Был такой период, когда из Китая поставляли не очень качественную 3D технику. Ее начали массово закупать, потому что китайская техника была очень дешевой. В итоге по рынку сложилось общее негативное мнение, что 3D техника плоха в принципе. Было очень сложно преодолеть этот барьер, когда мы убеждали пользователя, что техника хорошая и выполняет свои задачи. И тут мы можем снова попасть в такую ситуацию – если техника будет выдавать не тот результат, который ожидает пользователь, начнется тенденция, что техника плоха, не способна решить задачи, и этот рынок неинтересен. Произойдет дискредитация рынка в общем.

«В Китае уже создали огромный 3D принтер, который из бетона печатает малоэтажные дома»

— Вы сомневаетесь в надежности техники, которая создается на базе мейкертонов?

Р.Х: У любой высокотехнологической техники есть период обкатки. Сейчас произошел массовый заход 3D принтеров «гаражной» сборки на рынок, и по мере эксплуатации будут возникать минусы, которые необходимо дорабатывать. И уже стоит вопрос, насколько организаторы мейкертона или школы готовы к этому.

О.С: Когда на рынок запускается новый продукт, должно существовать некое экспертное сообщество, которое может дать грамотное заключение о плюсах, минусах и возможности использования продукта, в том числе и в школах. Должна быть продумана программа для использования подобной техники в школах с учетом региональной специфики. В экспертном совете должны присутствовать и технари, и методисты, и педагоги. Вплоть до пилотной «испытательной» площадки и целого ряда тестов на технике в различных режимах (нагрузки, надежность, прочность и пр.). Очень жаль, что такого формата исследования не проводились.

«В Китае уже создали огромный 3D принтер, который из бетона печатает малоэтажные дома»

— С другой стороны, происходит популяризация инженерии и 3D технологий, разве это плохо?

О.С: У одного из известных мировых производителей 3D оборудования есть слоган – «3D принтер в каждый дом». Я считаю, это в корне неверно, хотя мы этим занимаемся и нам выгодно, чтобы продажи росли. Но есть разные потребители – массовый и «умный». Мы работаем со всеми. Но сейчас наблюдаем тенденцию, что «умных» потребителей становится больше. Потребности потребителя растут – по качеству оборудования, сырью, расходным материалам. Тема развития этого в школах интересна, но нельзя развивать это наспех и тотально. Я считаю, должна пройти внутришкольная селекция из детей, которые интересуются не просто новыми технологиями. Они должны осознанно и по собственному желанию и интересу пройти какое-то обучение или ознакомление с технологией, понять, насколько им это интересно. И тут важна роль учителя. И не просто как дополнительная нагрузка. Если этого не будет, то 3D принтер будет присутствовать в школе лишь формально. И это превратится в некий красный уголок, который будут презентовать различным комиссиям.  

— Как вы работаете со школьниками?

О.С: Мы делаем для них различные модели или прототипы их проектов. Проекты разные – касаются энергосбережения, делаем много моделей, прототипов и игрушек. Организовываем экскурсии, занятия. Многим неинтересно или они испытывают временный интерес. Есть, кто загорается. И тут приходится «дорабатывать» с педагогами. Проблем много, но по-настоящему увлеченный ребенок в итоге – наша маленькая победа.

«В Китае уже создали огромный 3D принтер, который из бетона печатает малоэтажные дома»

– Не занимались поставкой оборудования в школы?

О.С: У нас есть опыт поставки оборудования в школы. Причем мы поставляли 3D оборудование не только в казанские и татарстанские школы, но и по всей России.  Несмотря на то, что Татарстан считается оплотом инноваций, проще было работать с российскими школами.

Р.Х: У нас патерналистская республика – пока сверху не дадут указаний, снизу делать не начинают. За прошлый год по образовательному направлению у нас в республике было реализовано 4 проекта, а, например, в Пензенской области – 12 проектов.

– Когда и каким образом вы начали поставлять оборудование в образовательные учреждения?

Р.Х: Идея выходить на образовательные учреждения у нас появилась, когда к нам начали обращаться школьные преподаватели. С каждым мы решали вопрос отдельно, смотря какой проект они  хотели реализовать в школе – подбирали технику, программное обеспечение. После этого комплектовались пакеты и искались пути, как сделать проект не таким затратным для школы. Как правило, эти проекты проходили через какие-то республиканские или российские гранты.

За время работы в Казани мы поставили 3 машины, по Татарстану порядка 10, по России — более 50. Треть от всех установленных устройств – это полный комплекс оборудования для 3D печати и сканирования.

«В Китае уже создали огромный 3D принтер, который из бетона печатает малоэтажные дома»

– Почему эта идея не получила дальнейшего развития?

О.С: Еще до появления школьного мейкертона, в конце 2013 года, мы предоставляли свое экспертное мнение правительству Татарстана. Сама идея, что школьники могут собирать 3D принтер, уносить его в школу и обучать других людей, была очень серьезно воспринята со стороны руководства республики. Сейчас интерес к активному продвижению этой техники возник спонтанно. Глубинное продвижение никто не продумал. Когда мы поняли, что это грозит определенным негативом со стороны школ, а он уже пошел, то мы решили об этом заявить, чтобы власти хотя бы об этом задумались.

Для поставки в школы мы делаем акцент на комплекты оборудования полного цикла – сканирование, печать, сервисное и гарантийное обслуживание, ПО, расходные материалы. Это техника фабричного производства, с определенными преимуществами в цене от производителей, а мы можем диктовать им цены поставки как одни из крупнейших дистрибьюторов их техники на российском рынке, лоббируя одновременно татарстанское образование.

«В Китае уже создали огромный 3D принтер, который из бетона печатает малоэтажные дома»

— На каких условиях будет предоставляться техника?

О.С: Это будет несколько дороже техники, поставляемой по программе мейкертон. Но есть несколько принципиальных моментов. Если министерство образования заинтересуют комплекты оборудования полного цикла, то возможно получить значительные скидки. Например, среднерыночная цена катушки пластика составляет порядка 1500 рублей за килограмм. Мы сами производим пластик в Китае и можем поставлять его за 800 рублей за килограмм. Причем мы гарантируем качество и своевременность предоставления.

Есть различные циклы оборудования, от разных производителей. В среднем на рынке такой комплекс оборудования будет стоить порядка 130 тысяч рублей. Мы можем добиться наиболее выгодных для республики условий и снизить эту цену до 100 тысяч. Но это будет уже совершенно иной качественный уровень оборудования, если сравнивать с продукцией мейкертона.

Р.Х: Нам не хочется, чтобы хорошая идея была потеряна из-за некачественной реализации. Если мейкертон успешно пройдет в Татарстане, его собираются масштабировать на Россию. И нам хочется, чтобы у детей, которые собрали 3D принтер, энергия технического творчества развивалась. Уже надоело поколение менеджеров, нужны технари. И хочется, чтобы этот проект действительно приносил пользу. Мы вышли с этим не потому, что у нас какой-то негатив к идее «Навигатор кампуса», идея классная на самом деле. Мы просто хотим, чтобы продукт был полным, завершенным и реализация проекта приносила радость.

Елена Орешина
Фото: Роман Хасаев
Понравился материал? Поделись в соцсетях
17 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Василь Закиев, Навигатор кампус
Вот что бывает когда люди не разобравшись в том, что мы делаем, начинают болтать. Такое ощущение, что нас считают дилетантами, когда у нашей команды пять лет опыта работы в сфере школьного образования, и в том числе три года работы с высокими технологиями. В школах и не только. В то время как герои статьи, по их же словам, только полтора года что-то делают на рынке. Профессионалы… 1. «Я считаю, должна пройти внутришкольная селекция из детей, которые интересуются не просто новыми технологиями. Они должны осознанно и по собственному желанию и интересу пройти какое-то обучение или ознакомление с технологией, понять, насколько им это интересно.» Герои статьи не в курсе, что был произведен отбор детей и школ, которые будут участвовать в мейкертонах. 2. «Нам нет смысла обеспечивать техническое сопровождение «гаражной» сборки, которая сделана до нас из некачественных продуктов», «Меня беспокоит, что на рынок планируется массовый выход подобной продукции.» Не стоит бояться своих же голословных утверждений. Детали бы закуплены самые качественные, пройдут любое тестирование. Эта модель принтера изначально предназначена для самостоятельной сборки (что отмечено в этом интервью) и от «гаражности» не теряет качества. «Даже поступило несколько обращений с просьбой провести ремонт вышедших из строя принтеров, вышедших из недр «Мейкертона» в разные периоды сборки» У нам было два обращения, которые удалось решить ДИСТАНЦИОННО, и одно потребовало доставки принтера в кампус. И это на 30 первых принтеров, собранных на мейкертонах первой генерации. Сейчас и опыта больше, и поставщики деталей качественнее. Всего 10% брака с первой партии – это лучший показатель среди российских принтеров. Если были какие-то еще обращения – давайте к нам. 3. «В мейкертоне не подразумевается последующее сопровождение техники.» Опять голословное утверждение. По условиям конкурса у нас – год гарантии на все принтеры. В мейкертоне подразумевается последующее сопровождение техники и ее обслуживание, в том числе поставка 3мм пластика, у которого есть неоспоримые преимущества перед 1,75. Странно, что профессионалы об это не знают, это открытая информация. 4. «Для этого у организаторов должна быть продумана какая-то допрограмма, которая будет стимулировать детей» Мы везде писали, что школьники регистрируются в специальной социальной сети, за счет чего они стимулируются печатать и улучшать свой принтер. И это уже сделано. 5. «Сейчас интерес к активному продвижению этой техники возник спонтанно. Глубинное продвижение никто не продумал» Исходя из написанного выше возникает ощущение, что это герои статьи что-то не продумали. Не говоря уж о том, что они не смогли даже обеспечить своевременный выход статьи. Мейкертоны уже прошли, а в статье они только «планируются».
0
0
Ответить

Ленар
Помоему они пытаются просто устранить конкурентов и продвигать свою продукцию.насчет обслуживания они не правы.Я участвовал в мейкертоне и я собрал принтер,когда мне нужна была помощь я спокойно приходил или писал , и мне помогали или даже давали детали.
0
0
Ответить

Сергей
После прочтения статьи, ощущение, что товарищам из «Инновации решения технологии» не дает покоя успешный старт «Майкертона».
0
0
Ответить

Руслан Ханустаранов
Доброго дня! Относительно того как отбирались школы это в сторону минобра посыл, по моему сугубо личному мнению проведено это было слишком сжато и с очень размытыми требованиями. Относительно своевременности статьи мы в принципе не планировали ее, нас попросили высказать свое мнение, мы собственно это и сделали, не более. Откровенного уничежения проекта высказано не было, да и цели такой не было. То что организаторы продумали те моменты о которых мы , ну честь им и хвала, «падаем вам в ноги и бьемся в истерическом экстазе, чернь пред Вами должна же раболепствовать по Вашему «. Относительно того что статьей мы кому то что пытаемся втюхать, мы сказали что есть альтернативные варианты с готовой техникой, не более того. Тут же мы не слова не сказали что тендер был вами проигран и перекупали вы его у победителя, только после того как на кампус жестко насел минобр республики. Относительно нашего и вашего опыта в сфере высокотехнологичных устройств мы работаем более 10 лет, в том числе и в гос тендерах, здесь было сказано что опыт именно с 3д техникой составляет более 1, 5лет. Тема кампуса повторюсь интересна и нам уже много раз предлагали запустить ее клон, но нам это не интересно не более того.
0
0
Ответить

Валерий
Полностью согласен! Статья похожа на читсый заказ. Вопросы высасываются из пальца. Фото жуткие — таким спецам как на фото я бы не доверился! Для тех кто собирает такие принтеры важно что это происходит под руководством знающих людей и только так происходит обучение. Готовая можель ничего не дает — нажал кнопку вышла фигурка. И конечно же вопрос цены — для знающего человека принтер за 100 и 50 тыс одинаков. Результат будет один. Да, могут быть поломки но это решаемо и разница в 50 тыс в любом случае окупится. Был у ребят в Кампусе — компетентные и открытые люди, которые знают толк и в Железе (Семен) и в том как грамотно сделать эти технологии доступными! Успехов «гаражным» разработкам! Только так рождается что-то новое и стоящее!
0
0
Ответить

Олег
Имеющий глаза да увидит. Если уж и заказывать статью, то совсем о другом. Цель ее — обратить внимание на обратную связь от потребителя на рынке. Это не реклама, не «обсер», не противостояние упаси, а мысли, основанные на фактах. Не таких уж частых, но системных. Навигатор-классное сообщество хотя бы только изза того, что оно альтернативное государственному создано из частного капитала. Что там внутри варится — не сомневаюсь тоже занятно. Но поймите одно — школы не испытательный полигон. А если и так, то ответственность будет нести Минобраз, а не Навигатор. Задача статьи-обратить внимание на отсутствие практического опыта в изучении последствий такого проекта как Мейкертон для школ. И не факт что он плох или неудачен. Давайте в наше ЖКХ поставим полк роботов снегоуборщиков или умные зубные щетки в армию… Можно, но хотя бы стоит попробовать изучить перед массовым вбросом. Чем школы то хуже. И это вопрос скорее не к Навигатору. Не им она адресована.
0
0
Ответить

Алексей
Что хотели сказать господа не понятно. Что означает «гаражная» сборка? В мире так много моделей принтеров которые выпускаются тысячными партиями? Вроде как ultimaker original признан самым точным и быстрым принтером и к тому же самая тиражируемая модель. Складываются ощущение что под красивыми фразами про «экспертное мнение», «гаражная сборка» и «обеспокоенность происходящем» скрывается элементарная зависть что кто-то сделал лучше чем вы, точнее просто — сделал.
0
0
Ответить

Юсупов Ленар
Главный + мейкертона в том , что там все объясняют , все становится понятно как работает и если обнаружится неладное можно самому постараться устранить.Если просто купить принтер то в этом просто так не разобраться.Принтер этот хорош тем , что детали можно спокойно найти или сделать , а с другими принтерами такого не прокатит. Тем более для школ многого не надо , самое главное , что есть хотя бы какой то принтер , причем не из самых дешевых.
0
0
Ответить

Меркулов
Те, кто не приемлет ни единого слова критики заслуживает большого подозрения.
0
0
Ответить

Мария
Это не интервью, а «ведро грязи», которое вылили на «МАЙКЕРТОН». Слышала о господах из «ИРТ» и была о них лучшего мнения, видно что у них яд плещет изо рта, а причина выхода статьи банальная греховная зависть. Олег, Руслан, а вы спите ночами после реализации проекта «МАЙКЕРТОН»?!
0
0
Ответить

Наумов Вячеслав
Собственный PR за счет критики конкурентов.
0
0
Ответить

Руслан Ханустаранов
Уважаемая Мария со сном у нас все в порядке. То какой смысл Вы уловили во всем этом многообразии букв, это лишь Ваше восприятие мира и этого интервью в частности. Если бы не нашяяд как Вы назвали нашу вполне приемлемую оценку на начальном этапе этого проекта для школ, он бы не стал столь законченым каким он сейчас является. Пусть нас сейчас многие считают завистниками и многие будут уже в нас лить грязь, но мы поспособствовали тому что этот проет получил больше чем просто сборку. Повторюсь нас спросили мнение, мы его огласили, и Как правильно заметил Уважаемый Василь есть временной разрыв в котором говорится лишь о планируемом мероприятии, а не как не о свершившемся. Уж если бы хотели полить на заказ грязью в виду каких то амбиций, то высасывали из пальца факты о завершенном мероприятии. За то как реализовано команде кампуса отдельный респект.
0
0
Ответить

Мария
Руслан, вы говорите, что поспособствовали тому, что этот проект получил больше, чем просто сборку? Боюсь спросить как поспособствовали? Этой болтовней и необоснованными обвинениями под соусом якобы экспертного мнения? Советников и экспертов в каждом деле у нас целая страна, а реально, какими действиями вы помогли? Никакими! Ваши обвинения в том, что «МАЙКЕРТОН» использует некачественные комплектующие — пусты и ничем не подкреплены. Вы сами это знаете и говорите. На месте бы «МАЙКЕРТОНа», я бы подала на вас иск за нарушение деловой репутации и клевету. Читала и плотно интересовалась проектом «МАЙКЕРТОН», хороший проект и все у них как надо. Оставьте ребят в покое со своими «экпертными мнениями». Если есть реальное желание помочь, то помогите делом.
0
0
Ответить

Руслан Ханустаранов
Речь не о проекте мейкертон в целом, а о нем для школ, так уж получилось что кто то решил оттраслировать наименование коммерческого проекта на школьный. Мы лично не имели ни каких претензий к тому кто это реализует, реализаторов и помимо кампуса много. то что они это сделали вызывает уважение. Речь была о подходе минобра республиканского и консультировали и вправляли мозги именно им, если все так транслировали на конкретного реализатора, ну тогда мы были не точны в формулировках.
0
0
Ответить

Рамиль
Уже всем понятно, что Навигатор Кампус шляпа. Быстрого рывка бюджетных денег не получилось, обещания Президенту РТ не выполнены, только голый пиар…. Олегу и Руслану делать нечего, зачем внимание обращать.
0
0
Ответить

Максим
Статья в целом действительно воспринимается как антимэйкертоновская и антинавигаторкампусная. Возможно неверно выбраны формулировки и акценты. На мой взгляд, проблема совсем не в качестве получающихся 3d принтеров и их дальнейшем сопровождении, или коммерческом интересе исполнителей, а в отсутствии некоей МЕТОДИКИ обучения, вплетенной в общий учебный процесс в школе. Именно наличие грамотной методики, в которой мэйкертон может быть лишь ОДНОЙ ИЗ составляющих, позволит достичь желаемого результата. Но это вопрос именно к Минобру, а никак не к уважаемым ребятам из Кампуса.
0
0
Ответить

Олег Петров
как они боятся конкуренции , жуть. Это не тот путь развития
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite