Наталья Таркаева: «К сожалению, наша общественность никак не может понять, что между активностью в твиттере и работой в общественном совете – огромная разница»

Помощник министра экономики республики Татарстан, член правления Торгово-промышленной палаты РТ в интервью KazanFirst

Елена Орешина, Казань

В 2010 году Кабинетом министров Татарстана было принято постановление «Об общественном совете при министерстве (ведомстве) республики Татарстан». Сегодня в   республике существует уже более 40 общественных советов. Однако их члены  не проявляют особой активности, а предлагаемые советами инициативы нередко носят общий характер. Помощник министра экономики республики Татарстан, член правления Торгово-промышленной палаты РТ Наталья Таркаева в интервью KazanFirst рассказала, как можно повысить эффективность работы общественных советов, с какими проблемами они сталкиваются в своей работе и как ведомства реагируют на общественные инициативы.

— Что такое общественные советы и зачем они нужны?

Общественный совет – это одна из форм взаимодействия государства и общества, способ учета общественного мнения при принятии государственными органами решений в определенной сфере. Такие советы есть практически при каждом министерстве и ведомстве и во многих муниципальных образованиях. Советы различны по тематике – есть более широкие,  межотраслевые, есть более узкие, сфокусированные на конкретных вопросах. Например, при муниципалитетах есть общественные советы по вопросам предпринимательства, экологии и другие. Сразу уточню: здесь и далее общественным советом я называю любой совещенный орган с участием представителей общественности, это более широкое понятие, чем определение в упомянутом Вами Постановлении Кабмина 2010г.

Наталья Таркаева: «К сожалению, наша общественность никак не может понять, что между активностью в твиттере и работой в общественном совете – огромная разница»

— Кто может входить в состав общественного совета?

Из основных общих условий – граждане РФ, проживающие в Татарстане, как эксперты или представители какой-либо общественной организации. В любом варианте представители общественности составляют не менее 2/3 состава совета.  Например, в общественный совет по защите прав предпринимателей, и в координационный совет по развитию малого бизнеса входят представители предпринимательского сообщества, лица с активной гражданской позицией – которые призваны защищать права или продвигать какие-то нововведения, а так же где-то ограничивать деятельность государственных органов в нормотворчестве. Так же в работе этого совета принимают участие представители государственных органов в том числе прокуратуры и других надзорных органов.

— Какими законами регламентируется деятельность общественных советов?

В части малого и среднего бизнеса координационно-совещательные органы прописаны в Федеральном Законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В законе указан порядок создания общественного совета, состав. В принципе, этот документ может быть взят за основу для создания нормативной базы для создания других совещательных органов. На данный момент именно законами деятельность других общественных советов не регламентируется. Есть Постановление Правительства РТ еще 2010 года, в которое неоднократно вносились изменения, которое утверждает типовое положение об общественном совете при министерстве (ведомстве).

У каждого государственного органа, при котором есть какой-либо совещательный орган с участием общественности, есть положение об этой структуре, прописан регламент, состав, порядок ротации, периодичность проведения заседаний и различные организационные вопросы – где собираться, какими вопросами заниматься, кто отвечает за то, чтобы его собирать, каким образом это делается, кто ведет протокол и прочее.

Наталья Таркаева: «К сожалению, наша общественность никак не может понять, что между активностью в твиттере и работой в общественном совете – огромная разница»

— Если что-либо в деятельности общественного совета не соответствует регламенту, как это можно отследить?

Никто за общественными советами не следит. Соблюдение регламента дается на откуп членам совета. То есть член совета может сам сообщить о каком-то нарушении.

По большому счету, министерство начинает интересоваться общественным советом, когда ему требуется узнать общественное мнение по какому-то спорному вопросу. Считать, что министерства и ведомства постоянно думают, как собрать общественный совет и спросить мнение общественности на любую тему, несколько наивно. Чаще наоборот, общественность выступает с инициативами обсуждения того или иного вопроса. Намного реже у министерств возникает потребность обратиться к общественности и узнать ее мнение: все же у государственного органа свой образ мышления, внутри организация руководствуется своими нормативными документами, внутренними регламентами и привыкли мыслить несколько стереотипно. И в таких ситуациях иногда эффективнее спросить общественный совет.

— Как взаимодействуют федеральные и региональные общественные советы?

Часто у них пересекается состав. Если мы возьмем одну и ту же тематику, то крупные общественные объединения входят в различные комиссии на всех уровнях.

Наталья Таркаева: «К сожалению, наша общественность никак не может понять, что между активностью в твиттере и работой в общественном совете – огромная разница»

— Могут ли чиновники принимать участие в деятельности общественных советов?

Зависит от совета, от регламентирующих документов, но пропорциональное соотношение  общественников и чиновников должно соблюдаться. На самом деле создать общественный совет и не включить туда представителей государства тоже не совсем правильно. Общественный совет должен быть органом, который вырабатывает какие-то решения по проблемным вопросам. Вырабатывать решения не спросив уполномоченные на решение этих вопросов государственные органы и не уточнив, какие есть законодательные ограничения, неправильно. Эффективности в таком органе не будет. Надо ведь понимать, что надзорные органы конечно в какой-то мере ущемляют права предпринимателей, но с другой стороны они защищают права потребителей. И обсуждать что-то без учета прав третьих лиц, которые могут быть задеты этими решениями тоже не совсем верно. Если дать волю предпринимательскому сообществу, то они отменят все надзорные органы, а потребители, в свою очередь, этого не хотели бы. И этот тонкий баланс должен быть соблюден. Это достигается путем включения в состав комиссий представителей государственных органов, которые представляют заинтересованных лиц с другой стороны. Нельзя жить в обществе и быть свободным от него.

— Приглашаются ли к работе советов непрофильные чиновники?

Конечно. Есть органы, которые практически всегда имеют отношение к обсуждаемой проблеме. Остальных приглашают по мере необходимости. Их могут пригласить, чтобы они ответили на вопросы или даже выступили на определенную тему.

Как правило, состав совета стараются особо не расширять. По опыту могу сказать, что собрать на заседание больше 20 человек практически невозможно. Тем более что нужно понимать, что общественные советы – это некоторые экспертные сообщества, где членство личное. То есть не по должности, а персональное, и замены в экспертных сообществах не допускаются.

— Обязательны ли для министерств, ведомств и муниципалитетов к исполнению решения, которые принимают общественные советы?

— Все, что предлагают общественные советы, носит рекомендательный характер. Естественно, если министерство необоснованно отказывается принимать во внимание деятельность общественного совета, то в ход идут общественные механизмы – огласка, слушания и прочие. На любое обращение общественности у государственного органа должна быть взвешенная, аргументированная, подтвержденная позиция.

Наталья Таркаева: «К сожалению, наша общественность никак не может понять, что между активностью в твиттере и работой в общественном совете – огромная разница»

— Почему решение общественного совета может остаться нереализованным?

Много случаев, когда идеи, которые предлагаются, не так просто реализовать. Или под них надо внести много изменений, чтобы идею можно было как-то внедрить на практике. Или, например, в ближайшее время ожидается изменение федерального законодательства, и идею будет проще внедрить после этих изменений. Так же часто бывает, что количество усилий, которое надо потратить для реализации идеи, несоразмерно ожидаемому результату.

— Кто может быть главой совета?

По-разному. Все зависит от положения о совете. Он утверждается либо приказом министерства, либо постановлением кабинета министров. В постановлении утверждается членский состав. Глава совета избирается голосованием внутри сообщества, но это всегда представитель общественности.

— Какие инициативы в последнее время общественные советы вынесли на суждение министерств, и что было принято?

Чаще всего исполняется просветительско-разъясняющая функция таких собраний. Очень много случаев, когда представитель той или иной группы общественности задает какой-то вопрос из-за незнания предмета разговора или нормативной базы. В процессе работы общественных советов снимается очень много частных вопросов, когда на запросы общественности отвечают представители государственных органов.

Наталья Таркаева: «К сожалению, наша общественность никак не может понять, что между активностью в твиттере и работой в общественном совете – огромная разница»

— С какими проблемами сталкиваются общественные советы в работе?

На самом деле, одна из самых серьезных проблем – формирование повестки дня. Очень мало у кого из общественных деятелей есть сформулированные, общесистемные вопросы по какой-то тематике. Есть очень много частных и конкретных вопросов – кому-то не нравится, что около его магазина стоит знак, или что ему повысили тариф. По большому счету это не те вопросы, которые должны выноситься на обсуждение общественных советов. Они должны рассматривать вопросы, которые характерны для сегмента, сектора, отрасли.

— Как сделать работу общественных советов более эффективной?

Прежде всего, научиться формулировать вопросы для обсуждения. Сейчас это самая большая проблема всего взаимодействия экспертного сообщества.

Другая проблема заключается в том, что все хотят быть  членами общественных советов, но работать в них никто не хочет. А это работа. Не просто развлечение и бонус к твоей биографии. В экспертном сообществе надо работать. Рассматривать материалы, которые присылают, вносить предложения в эти материалы. Надо вносить предложения в повестку дня и иметь собственную позицию по вопросам, а не просто периодически где-то выступать. К сожалению, наша общественность никак не может понять, что между активностью в твиттере и работой в общественном совете – огромная разница.

Принято ругать министерства и ведомства, что они наплевательски относятся к общественным советам. Что они считают, что эти мероприятия для галочки. Да, такой подход до сих пор где-то встречается. Но общественные советы в республике не особо и стараются себя проявить.

Наталья Таркаева: «К сожалению, наша общественность никак не может понять, что между активностью в твиттере и работой в общественном совете – огромная разница»

— Но хоть какая-то работа проводится?

 Конечно, общественные советы вносят предложения, идеи. Но идеи эти зачастую неоформленные, сырые, не соответствуют законам. Смысл министерствам и ведомствам рассматривать подобные предложения? Обсуждение должно быть конструктивным. Отчасти решения не выносятся и не исполняются, потому что нечего принимать.

Простой пример – тарифы. Все говорят, что тарифы высокие, но начинаешь выяснять, откуда такое мнение – в ответ что-то типа «я много плачу, мне дорого», да, плохо конечно, но конструктива в такой постановке вопроса нет. В то же время представители ТПП, когда выходили с вопросами по тарифам, подошли к делу иначе. Они сделали раскладку тарифообразования по регионам ПФО, из которой было видно, что в Татарстане тарифы выше, чем в других регионах. Здесь есть, что обсуждать, есть база. Уже можно приглашать энергетиков, показывать им данные и задавать справедливый вопрос – почему так. Я должна отметить деятельность Торгово-промышленной палаты Татарстана – они выносят на обсуждение системные вопросы.

Чтобы общественные советы начали работать необходимо, чтобы члены этих общественных советов сами захотели работать.

— Где обычно собираются общественные советы?

По-разному. Совет при Кабинете Министров собирается в здании Кабинета Министров. Министерства, как правило, выделяют залы советам  при них. Так как у каждого органа есть график собственных мероприятий, предоставление зала необходимо согласовать заранее. Я не помню случаев, чтобы общественному совету отказались предоставить зал.

— Что дает членство в общественном совете?

Ничего. Что дает человеку активная гражданская позиция? Я всегда считала, что активная гражданская позиция это не способ стать заметным. Это внутренняя необходимость высказать свое мнение по общественно важным вопросам, если ты считаешь, что твое мнение может быть важным и может что-то изменить. Если это способ «засветиться» и потом куда-то избраться, это не активная гражданская позиция. Такой подход неплох в том случае, если от этого решаются какие-то проблемы, но это не совсем правильная цель. С другой стороны, учитывая общую ситуацию с инициативой, пусть будет хотя бы такая, чем вообще никакой. С моей точки зрения, целью работы в общественном совете должен быть не личный пиар, а изменение окружающей действительности к лучшему.

Фото: Роман Хасаев

Понравился материал? Поделись в соцсетях
7 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Марго
какая симпатичная женщина)
0
0
Ответить

Джей Катлер
Таркаева молодец. А она не замужем? Кто подскажет?
0
0
Ответить

читатель
Таркаева интересная. Отец у нее большой умница был. Жаль, что ушел так рано(
0
0
Ответить

Кирилл
Интересная статья, Таркаева- красивая,умная женщина!
0
0
Ответить

Михаил
Умничка!!! Как всегда… Джей, не замужем ;).. но понимаешь, что требует достойных ))
0
0
Ответить

Илья
Фотограф явно увлекся! Это не репортажка, а фотосессия. Влюбилси бедолага
0
0
Ответить

Сергей
А что сама она сделала кроме разговоров?..
1
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite