Сергей Иванов: «Россияне будут путешествовать короче, но чаще, появится тенденция для самостоятельных путешествий внутри страны»

Председатель госкомитета РТ по туризму рассказал о развитии рынка и планах привлечь в Татарстан 3 млн туристов

Сергей Иванов, председатель госкомитета Татарстана по туризму  


Ян Гордеев, Казань

Председатель государственного комитета РТ по туризму Сергей Иванов уверен, что внешние санкции против России, спад в экономике и уход с рынка крупных туроператоров может раскрыть внутренние резервы для развития туризма. Он считает, что россияне теперь будут путешествовать короче, но чаще, и обратят внимание на прекрасные города России. Иванов очень рассчитывает привлечь в Татарстан индивидуальных туристов. И сетует на упадок в инфраструктуре и несговорчивость федеральных транспортных компаний — эти проблемы он хочет решить, привлекая к ним внимание федеральных властей. Он с воодушевлением рассказывает о планах работы и с большим оптимизмом смотрит на нынешнюю, в общем-то, тревожную ситуацию

— В этом году Татарстан планирует принять 1,8 млн туристов. Выполняется план?

— Да, планка 1,8 млн туристов, это ночующих. Мы надеемся, что план будет выполнен. По крайней мере, мы прилагаем все усилия для этого. Сейчас у нас есть данные за первый квартал 2014 года – 366 тысяч туристов. Первый квартал самый низкий по посещаемости. В 2013 году за аналогичный период Татарстан посетило на 30% меньше туристов.

По первому и второму кварталу выводы делать нельзя. Итоговая цифра получается по результатам четырех кварталов и фактически мы ее получим только в конце апреля 2015 года.

Сергей Иванов: «Россияне будут путешествовать короче, но чаще, появится тенденция для самостоятельных путешествий внутри страны»

— 1,8 млн — это люди, которые приехали сюда и переночевали хотя бы одну ночь?

— Да. Люди, которые приехали на день и в тот же день уехали, не попадают в эту статистику. Они считаются не туристами, а экскурсантами. Сумма по экскурсантам за 2013 год составила порядка 450 тысяч человек – они приехали на водном виде транспорта, посетили аквапарк без ночевки. Суммируются эти две категории экскурсантов. Цифра достаточно честная, потому что эти две категории не пересекаются.

— К 2020 году планка поставлена в 3,6 млн туристов. А в 2015 году? Хочется понять динамику.

— Очень многое будет зависеть от экономической и политической ситуации в стране, сколько денег будет оставаться у наших жителей на путешествия. Но при реализации программы мы должны удерживать рост на уровне не менее 14% в год. Это серьезный показатель.

Сергей Иванов: «Россияне будут путешествовать короче, но чаще, появится тенденция для самостоятельных путешествий внутри страны»

— Мне кажется, вы попали в очень сложную ситуацию. Был организован Госкомитет по туризму, но начался спад в экономике и в туристической отрасли,  лоукостер «Добролет» попал под санкции, разорились несколько туристических компаний… Хотя, например, туроператоры говорят, что крах туристических компаний может положительно сказаться на развитии внутреннего туризма. Как вы сейчас оцениваете ситуацию – она сложная или есть скрытые резервы?

— Мне кажется, сложившаяся ситуация дает для нас скрытые резервы. Что касается внутреннего туризма, то здесь ситуация очень хорошая. Ввели ограничение на выезд за рубеж сотрудников наших силовых структур и чиновников. Безусловно, какая-то часть людей поедет на черноморский берег. Но не у всех отпуск в теплое время года. Поэтому часть людей, которая будет получать отпуск в межсезонье и зимой, будут искать возможности для отдыха внутри страны. Я уверен, что многие из них выберут Казань и Татарстан. В данном случае мы получим дополнительный спрос.

Крах туристических компаний ведет к увеличению недоверия к организованным путешествиям. Люди потеряли деньги, потратив их на путевки, и не улетели. Их потребность в отдыхе осталась неудовлетворенной. И, соответственно, мне кажется, что у них будет желание поехать куда-то внутри страны, пусть не на две недели, но хоть 3-5 дней провести в России с гарантированным переездом, проживанием и так далее. В данном случае для российских туристов предложение приехать в Казань и Татарстан будет выглядеть более надежным, чем организованный отдых в зарубежных странах.

— Еще в следующем году будет Чемпионат мира по водным видам спорта…

— Это, конечно, глобальное событие, которое практически на месяц заполнит Казань спортсменами, гостями, участниками этого события. С конца июля по конец августа Казань будет полна туристов, это будет мегасобытие.

Сергей Иванов: «Россияне будут путешествовать короче, но чаще, появится тенденция для самостоятельных путешествий внутри страны»

— Сколько вы ожидаете гостей на Чемпионат?

— Ночующих людей будет порядка 20 тысяч человек, тех же, кто приедет без ночевки может быть до 100 тысяч.

— А как было во время Универсиады?

— За время проведения Универсиады Казань посетили ночующих и не ночующих порядка 150 тысяч человек. В принципе цифра сопоставимая.

— Город к этому готов; хватит ли ресурсов, которые были наработаны к Универсиаде-2013?

— Нет, так говорить  нельзя. События отличаются друг от друга. Сейчас в Татарстане и в Казани идет серьезная подготовка. Наша задача, чтобы гостиничная и туристическая инфраструктура были готовы. Соответственно, это качество обслуживания, наличие информационных материалов, ориентирующей информации, элементарно наличие английского меню в кафе и ресторанах. То есть все те вещи, которые позволяют человеку почувствовать себя в городе комфортно, как туристу. Плюс это бесперебойное предоставление экскурсионных услуг, чтобы люди могли побывать не только в Казани, но и смогли добраться до Свияжска, Болгара, Елабуги, других наших достопримечательностей.

Сергей Иванов: «Россияне будут путешествовать короче, но чаще, появится тенденция для самостоятельных путешествий внутри страны»

— У нас произошло «трагическое» событие – уход лоукостера «Добролета». Он не успел прийти и уже ушел. Теоретически это может как-то сказаться на ваших планах по привлечению туристов?

— Конечно, сказывается. Пусть это не восполнило бы всей потребности. Любой дополнительный рейс из любого города России, а тем более из такого города как Москва, увеличивает предложение на туристическом рынке. Поэтому уход «Добролета» скажется, причем скажется негативно. «Добролет» предлагал услуги лоукостера. А для туристов чем ниже цена и чем больше рейсов, тем интереснее направление.

— Это правда, что вы вели переговоры с компаниями «S7», «Utair» о снижении цен? Какие аргументы вы выдвигали?

— Да. Я говорил, что они могут поставить дополнительные рейсы, могут увеличить частоту рейса.

— Чем они мотивировали отказ?

— Для чего им снижать цены, если загрузка на рейсах очень хорошая и билеты продаются по хорошим ценам.

— Вы не испытываете сейчас затруднений с кадрами? Хватает ли водителей, которые обслуживают туристов? К Универсиаде было такое затруднение.

—В данный момент определяются транспортные потребности для гостей и участников.

Сергей Иванов: «Россияне будут путешествовать короче, но чаще, появится тенденция для самостоятельных путешествий внутри страны»

— А как с гостиничным фондом, номеров хватает? Я иногда разговариваю с отельерами и они сетуют на  перенасыщение города отелями определенного класса. Не хватает дешевых отелей. Это правда или нет?

— Мне кажется, что сейчас предложение на гостиничном рынке Казани очень сбалансированное. Есть и недорогие отели, хостелы, есть среднее ценовое предложение и есть отели «пять звезд». Предложение распределено примерно равномерно. Я бы не хотел говорить, что у нас не хватает дешевых гостиниц. Гостиницы наоборот жалуются, что Казани приходится держать низкие цены, потому что большая конкуренция между отелями. Но определенная недозагруженность гостиниц есть. Ситуация улучшится в сентябре-октябре, когда начнется период деловой активности.

Кстати говоря, мы проводили совещание с отелями и выяснили, что в августе загрузка в гостиницах в период выходных дней была порядка 80%, а в будние дни – 30-40%. То есть то, с чем мы боролись последние три года, низкой загрузкой гостиниц в выходные дни – ситуация развернулась с точностью наоборот. Но в сентябре все выровняется.

— То есть люди из других городов просто приезжают в Казань отдохнуть на выходные?

— Да.

Сергей Иванов: «Россияне будут путешествовать короче, но чаще, появится тенденция для самостоятельных путешествий внутри страны»

— Это наверно связано с Универсиадой больше?

— Здесь все вместе. Универсиада, конечно, стала мощным информационным импульсом. Люди посмотрели красивый город, объекты, качественные съемки спортивных соревнований. После этого было очень много позитивных отзывов от тех людей, которые побывали в Казани. Конечно, люди после такого к нам поехали. Плюс в этом году были соревнования — Кубок мира по хай-дайвингу. Вы сами видели, какие были ракурсы, трансляция была захватывающая. Люди слышат очень много позитивных отзывов, люди видят новости, которые выходят, люди читают блоги и все остальное – естественно у них возникает желание приехать в Казань. 

— Вы совсем недавно представили новую программу по развитию туризма до 2020 года. Прежняя, насколько я помню, была рассчитана до 2016 года. Программа была заменена или переработана? Это как-то связано с появлением госкомитета?

— Безусловно. Появилась структура, которая отвечает за туризм. Программа на самом деле была переработана. Там появились новые направления, такие как работа со сферой гостеприимства. Это повышение качества услуг, предоставляемых на объектах туристической индустрии, программа повышения качества линейного персонала, программа внедрения программ контроля качества на гостиничных объектах, на  предприятиях общественного питания. Это повышение качества работы экскурсоводов, их информированности. Также появилось направление – разработка туристско-рекреационного кластера. Это создание новых инвестиционных проектов в сфере туризма и их развитие, то есть все, что связано с вложением в капитальную инфраструктуру.

Сергей Иванов: «Россияне будут путешествовать короче, но чаще, появится тенденция для самостоятельных путешествий внутри страны»

— По старой программе финансирование было больше, чем сейчас. Но вы говорили, что с 2013 года фактически республиканский бюджет ее не исполнял, были только текущие затраты.

— Да. С 2013 года программа финансировалась только в текущем режиме. И это тоже была одна из причин, по которым было необходимо здраво пересмотреть возможности бюджета и возможности софинансирования этой программы со стороны внебюджетных источников. Поэтому программа было переработана.

— Объем финансирования новой программы 1,8 млрд рублей, из них 1 млрд из бюджета Татарстана, 2,9 млн из бюджета муниципалитетов и 761 млн из внебюджетных источников. Речь идет об инвесторах?

— Речь идет об инвесторах, о туристических организациях, которые софинансируют мероприятия нашей программы.

— Куда они будут вкладывать эти деньги?

— Возможностей много. Это и строительство новых объектов, это совместное участие в продвижении республики, это мероприятия по привлечению туристов на территорию Татарстана и за пределы республики. Здесь масса направлений. Практически по  каждой задаче есть софинансирование со стороны внебюджетных организаций.

—У нас правительство активно занимается привлечением инвесторов, в том числе иностранных. Они приходят в туристическую отрасль?

— В туристическую отрасль Татарстана приходят наши — российские и татарстанские инвесторы. Даже международные отели, по сути дела, не инвестируют сами. Есть российский инвестор, который строит объект и международная сеть управляет этим объектом. Как чистые иностранные инвестиции это рассматривать нельзя. Такая практика по всей России. Тем не менее, это тоже нам выгодно, потому что они инвестируют нематериальные активы — технологии управления, стандарты качества, бренды и так далее.

Сергей Иванов: «Россияне будут путешествовать короче, но чаще, появится тенденция для самостоятельных путешествий внутри страны»

— Есть опасность, что из-за спада в экономике эти цифры в программе могут быть пересмотрены?

— Конечно. Мы верим в хорошее будущее, но ситуация может меняться вне зависимости от нас. Но при прочих равных я считаю, что та ситуация, в которой сейчас находится Россия из-за санкций, это шанс не только для производителей российских  товаров, это шанс и для производителей российских услуг, в том числе и для производителей услуг сферы туризма. Я считаю, что появится явная тенденция для самостоятельных путешествий внутри страны. Во-вторых, люди будут путешествовать короче, но чаще и будут выбирать для отдыха направления, которые более интересны и наиболее удобны, которые предлагают спектр развлечений.

— Я читал программу – в ней говорится о разработке логотипа, брендбука – зачем это надо?

— Для того, чтобы создавать дополнительную стоимость товара или услуги, любому из них требуется сильный бренд.

— По-моему, Татарстан уже сильный бренд, разве нет?

— Безусловно, это бренд, причем очень сильный. Другой вопрос, что в каждой конкретной области необходимо донести до потребителя ценность этого бренда в разрезе потребляемой услуги. То есть что ценно с точки зрения туриста при поездке в Татарстан. Мы должны очень четко это сформировать, чтобы человек это понимал. И постараться, чтобы он выбрал именно Татарстан.

— Каким образом вы будете это продвигать?

—Реклама, полиграфия, интернет – все те вещи, которые оказывают воздействие  на потребителей. Технология продвижения туристических услуг ничем не отличается от продвижения обычного товара, зубного или стирального порошка.

Сергей Иванов: «Россияне будут путешествовать короче, но чаще, появится тенденция для самостоятельных путешествий внутри страны»

— В программе я также увидел такой термин как «повышение лояльности местных жителей». Местные жители не любят туристов?

— Ситуации бывают  разные. Мы сами, когда путешествуем, часто отмечаем, что где-то очень гостеприимные жители – они идут на контакт, помогают и так далее. Это дает дополнительные бонусы, плюсы той стране или региону, куда мы едем. Поэтому нам важно чтобы люди, которые приезжают в Татарстан, понимали, что им здесь рады, их ждут, им готовы помочь. Само собой это все равно не происходит. Это проблема в целом России – наша страна занимает далеко не самую лидирующую позицию по отношению местных жителей к туристам. Для многих туристы представляют неудобство – мешают на улицах, в кафе и так далее. Здесь очень важно, чтобы люди понимали, что каждый приехавший турист это дополнительный доход в бюджет республики. Отсюда социальные программы, социальные льготы и все остальное. И важно, чтобы наши люди были гостеприимны на 150%. Тем более, что в крови нашего народа это есть – традиции восточного гостеприимства есть, нам их не надо прививать, надо просто про них не забывать.

— Я работаю в центре города, и каждый день хожу по Баумана. Там выступают артисты из Южной Америки. Я иногда пытаюсь смотреть на это глазами туриста – вот я приезжаю в Татарстан, северный форпост ислама, столицу татарского народа – и я вижу индейцев из Южной Америки. Это немного меня удивляет. Где местный колорит?

— Согласен. Но здесь две стороны медали. Первая – я считаю, что Казань космополитичный город. И в данном случае наличие разных культур, народов добавляет определенной открытости городу. С другой стороны кончено жалко, что не выступают такие наши коллективы – татарские или русские.

— Я видел, что очень колоритные татарские коллективы выступают в речном порту.

— Да, они работаютна встрече теплоходов, но пока не готовы просто выйти на улицу и петь и танцевать. Я думаю, что со временем этих иностранцев заменят наши национальные артисты.

Сергей Иванов: «Россияне будут путешествовать короче, но чаще, появится тенденция для самостоятельных путешествий внутри страны»

— Расскажите про Чистополь. Туда ведь недавно приезжал министр культуры России Владимир Мединский, иговорил про какой-тот проект, связанный с Чистополем. Появится новая туристическая точка…

— У Чистополя огромный туристический потенциал, который в последнее время просто не использовался. Были другие приоритеты в развитии города и района. Но потенциал колоссальный. Не меньше, чем потенциал Елабуги и других татарстанских городов. На сегодняшний момент в Чистополе сформирован литературный музей-заповедник. Очень правильно сформирована концепция этого музея – литературная. Во время Великой отечественной войны в Чистополь был эвакуирован весь Союз писателей СССР. Там практически каждый уголок, каждая улица связаны с именем того или иного советского писателя. Поэтому создание на его территории такого литературного музея  будет иметь колоссальные перспективы.

— По деньгам госкомитет с этим проектом никак не пересекается?

— Нет, по деньгам не пересекаемся. Наша задача сделать все, чтобы на территории Чистополя туристу было комфортно с точки зрения вышеперечисленных параметров – навигация, полиграфическая продукция, удобство. Чтобы информация об этом городе была на российском и международном рынке, чтобы он был включен в туристические  маршруты, чтобы там появлялся новый туристический продукт.

— Хочу уточнить – какие полномочия у Госкомитета по туризму? Это не контрольный орган?

— Это не контрольный орган. В нашем положении очень четко написано, что одна из наших основных функций – это координация деятельности республиканских министерств и ведомств, направленных на улучшение и развитие туристической сферы и туристической индустрии. Потому что многие вопросы лежат в ведомстве министерства культуры, министерства транспорта, министерства строительства, министерства образования и так далее.

Сергей Иванов: «Россияне будут путешествовать короче, но чаще, появится тенденция для самостоятельных путешествий внутри страны»

— Насколько вы можете влиять на них?

— Поскольку у нас в положении это записано, у нас такие полномочия есть. Соответственно, пользуясь своими полномочиями, мы можем осуществлять их координацию именно в вопросах развития сферы туризма.

— На встрече с журналистами вы сказали, что развитию туризма мешает неразвитая инфраструктура. Недавно я был в Свияжске, а потом возвращался в Казань на очень старом теплоходе, который нас долго вез, внутри него старая советская обивка, жесткие неудобные сидения, он скрипел и еле шел. Каким образом вы можете повлиять на изменения в этой сфере?

— Вы сейчас назвали одну из самых главных задач, которую нам необходимо решить. Дело в том, что на федеральном уровне сейчас нет программ, которые позволяют строить речные пассажирские суда в регионах. Таких программ нет по линии министерства транспорта, так же нет таких программ и в сфере туризма. Поэтому наша задача – чтобы на республиканском уровне были прияты те решения, которые, в конечном счете, приведут к появлению таких судов. Любым путем – концессии, лизинга или прямого субсидирования. Мы понимаем, что для сферы туризма такие суда жизненно необходимы.

— К тому же у нас есть  Зеленодольский судостроительный завод…

— О чем и речь. Просто механизмы могут быть разными.Это в прямой зоне ответственности министерства транспорта. Но у них есть первоочередные задачи – перевезти наших жителей, обеспечить транспортную доступность поселков и населенных пунктов. Наша же задача, чтобы туристов на чем-то перевозили. Поэтому мы совместно должны решить этот вопрос..

Сергей Иванов: «Россияне будут путешествовать короче, но чаще, появится тенденция для самостоятельных путешествий внутри страны»

— Каковы перспективы появления этой программы?

— Я думаю перспективы очень хорошие. Надеюсь, что в ближайшее время соответствующие решения будут приняты.

— В каком сейчас состоянии речной транспорт?

—На сегодняшний день количество скоростных судов – два. Но они друг друга заменяют, поэтому фактически одно. Прогулочных судов практически нет – это два-три теплохода, которые достались нам с советских времен. Прогулочных теплоходов, которые доставляли бы туристов из Казани в Свияжск, тоже практически нет. А Волга – это наш основной ресурс.

— Больше всего меня поразило другое. Мы приехали в речной порт рано утром в субботу, там стоит огромная очередь. Когда я подошел к кассе, мне сказали, что билеты закончились. Потом оказалось, что билет в Свияжск надо покупать за сутки. То есть потребность есть, Свияжск стал очень популярен, но мешает отсутствие транспорта.

— Да, это проблема! Ее надо решать в первую очередь. Мы добились того, чтобы билеты можно было приобрести через интернет. Но объективно судов не хватает, чтобы перевезти всех желающих. Мы уже обсуждали эту проблему на уровне премьер-министра[Ильдара Халикова], президента[Рустама Минниханова]. Просто у республики не всегда есть возможности самостоятельно решить эту проблему. Это вопрос, который необходимо решать на  федеральном уровне, сейчас такая же ситуация по всей России – парк судов морально устарел, суда не строятся и даже не проектируются . Хотя водные артерии и играют огромную роль для нашей страны. Для некоторых регионов это вообще вопрос выживания.

Сергей Иванов: «Россияне будут путешествовать короче, но чаще, появится тенденция для самостоятельных путешествий внутри страны»

—  По основным видам транспорта в Татарстане ситуация более-менее нормальная?

— Автобусная ситуация нормальная. С железнодорожным транспортом я считаю не очень. Сейчас наш естественный монополист РЖД. Они воспринимают пассажирские перевозки как убыточную и дотируемуюсферу и везде об этом открыто заявляют. Но, тем не менее, для развития туризма, особенно внутри страны, железнодорожные перевозки играют очень важную роль. Практика работы, стиль работы РЖД с туристическими компаниями подталкивает к тому, чтобы они не работали с РЖД в плане перевозки туристов. Это старые вагоны, цены выше, чем при регулярных перевозках, масса административных барьеров, отсутствие адекватной ценовой политики. Это федеральная проблема. Да, мы ее не решим на уровне республике, но говорить об этом надо, потому что альтернативы нет. Инфраструктура есть, великолепные вокзалы, но сами перевозки оставляют желать лучшего. По авиаперевозкам мы с вами уже поговорили.

— У нас же есть «Ак Барс Аэро»?

— У «Ак Барс Аэро» привсей их загрузке, парк самолетов и вместимость самолетов не очень большие. Те миллионы и тысячи, о которых мы говорим, они просто физически не перевезут.

— То есть «Ак Барс Аэро» здесь не помощник, я правильно понимаю?

— Он частичный помощник, но он не ключ к решению проблемы. Ключ к решению проблемы это все же железнодорожные перевозки и увеличение авиаперевозок на бортах большей вместимости.

Сергей Иванов: «Россияне будут путешествовать короче, но чаще, появится тенденция для самостоятельных путешествий внутри страны»

— Хочу понять ситуацию – вроде бы есть планы, хорошие и амбициозные. Но с другой стороны есть очень серьезные препоны, в том числе по инфраструктуре. Тем не менее, вы очень оптимистичны. Но  ведь с каждым годом ведь будет становиться все хуже –суда будут стареть, цены будут расти. 

— Поэтому нам необходимо сформировать сильный бренд, нам необходимо постоянно поддерживать интерес к Татарстану, как к туристическому направлению. Как я уже сказал, очень большое внимание мы сейчас уделяем индивидуальным туристам. Наша задача, чтобы индивидуальный турист (по крайней мере, российский) мог сюда приехать очень легко, на любом виде транспорта. Кстати, по итогам августа мы понимаем, что доля индивидуальных туристов превышает половину. Наша задача, чтобы им было очень комфортно, чтобы не было проблем с приобретением экскурсий, с посещением музеев и других объектов, с питанием, проживанием. Те проблемы, которые я назвал они, наверно, будут всегда.

— Я не знаю, как это связано с появлением Госкомитета по туризму, но сейчас появилось очень много фестивалей – в Болгаре, в Свияжске. Вы к этому приложили руку или оно само собой сложилось?

— Фестиваль в Болгаре проходил при нашей поддержке. Организатором выступалцентр исторической реконструкции, некоммерческое партнерство «Сулица». Президент [Татарстана Рустам Минниханов]оказал ему поддержку, в том числе и финансовую. Идея бродила уже давно. Ребята пришли к нам в прошлом году и презентовали этот проект, когда мы проводили конкурс среди организаций на разработку проектов социальной значимости в сфере туризма, Но тогда они планировали проведение фестиваля на другой площадке. Вместе мы решили, что местом проведения фестиваля станет Болгарский музей заповедник. И в этом году его реализовали.

— Каков эффект?

— Эффект очень хороший, особенно для первого фестиваля. За два дня его посетило порядка 14 тысяч человек, это очень большая цифра. Что самое приятное, в первый день фестиваля, я сам там был, в районе десяти часов вечера там находилось около двух с половиной  тысяч человек, которые остались на вечернюю программу.  И на следующий день продолжались бои, все было по-честному. Единственное, мечи были не заточены, а все остальное было по-настоящему.

Что касается Свияжска, то в данном случае это инициатива Свияжского музея. Мы их поддерживаем с проведениемСвияжской масленицы. Так же в этом году у них будет День свияжской ухи. Подобные акции привлекают внимание.

Вообще события сейчас играют очень серьезную мотивационную роль в плане туризма. Люди часто едут на какое-то конкретное мероприятие, поэтому чем насыщеннее событийный календарь в регионе, тем больше у него конкурентных преимуществ.

Сергей Иванов: «Россияне будут путешествовать короче, но чаще, появится тенденция для самостоятельных путешествий внутри страны»

— Какие еще мероприятия планируются?

— Пока наверно не будем озвучивать планы. Но на следующий год у нас есть несколько мероприятий в Казани и Свияжске.

— Болгар, Свияжск, Чистополь… Какие еще есть точки с нераскрытым туристическим потенциалом?

— У нас очень активно развивается город Тетюши. Кроме этого большой потенциал у Лаишевского, Арского, Верхнеуслонского,Спасского, Камскоустьинского, Мамадышского районов. Они обладают потенциалом, но многие районы не готовы пока к тому, чтобы предоставить конкурентоспособный туристический продукт. Этот переход требует организационных усилий и финансовых вложений.

— Это все упирается в деньги?

— Где-то в деньги, где-то в кадры, где-то в организационную составляющую.

— А что сделать с кадрами?

— Их надо готовить, обучать и тренировать. Когда человек родился на этой земле, он ее ценит, то у него намного выше мотивация. Поэтому лучше не привлекать специалистов, а взращивать их. Люди хотят работать.

— Какова средняя зарплата в отрасли? Например, у экскурсоводов? Мне кажется, это очень привлекательная отрасль.

— Есть разные специальности. Зарплата того же  экскурсовода зависит от его качества, загрузки. В принципе, я думаю, что они получают неплохие деньги. Как минимум – зарплата не ниже средней по городу.

— Вы с вузами не сотрудничаете?

— Сотрудничаем. Более того, мы в этом году будем сами частично субсидировать обучение экскурсоводческому делу людей со знанием иностранных языков. У нас нет проблем с русским языком, чуть хуже с английским языком и беда со всеми остальными.

— Какой иностранный язык, помимо английского, востребован?

— Нам нужен немецкий, итальянский, китайский, арабский. Пусть это будет два-три человека, но они должны быть. Мы будем привлекать людей, которые уже хорошо владеют  языком, и будем их обучать  основам экскурсоводческого дела.

— Сотрудник вашего комитета нам рассказал, что сейчас туроператоры Татарстана очень плотно работают по заявкам с федеральными коллегами, а их цель – выйти на китайских туроператоров и привлекать китайцев. В этом отношении Казань, мне кажется, может быть для них привлекательна.

— Мы сейчас плотно работаем с китайским рынком, у нас серьезные планы. Рынок большой, сложный, не всегда сильно доходный, потому что средний китайский турист – это не сильно богатый турист. Но учитывая их количество этот рынок один из самых перспективных. Уверен, что результаты будут уже в следующем сезоне.

— Что вам удалось сделать в этом сезоне?

— Для нас самой большой удачей стало, что мы благодаря информационной работе, вхождению в несколько федеральных проектов, в том числе по школьному туризму – по которому к нам приедет порядка одной тысячи школьников со всех регионов России – и в том числе по инфоработе внутри Татарстана, таким образом,стимулировали  внутренний туристический поток. Наши жители еще активней стали ездить по нашим достопримечательностям. Плюс жители соседних регионов стали активно приезжать, понимая, зачем они едут – посмотрев новости, почитав блоги и так далее. Поэтому сейчас нам надо работать на опережение, информировать о предстоящих мероприятиях. В туризме очень важно анонсировать. Плюс мы провели несколько совместных акций с гостиницами и ресторанами по созданию комплексного продукта. Сейчас  действует акция, что если люди ночуют в Казани три ночи и более, они получают скидку 40% на проживание.

Сергей Иванов: «Россияне будут путешествовать короче, но чаще, появится тенденция для самостоятельных путешествий внутри страны»

— Это была идея гостиниц?

— Это была совместная идея. После того, как мы провели встречу с ними, определили их загрузку – была предложена эта идея. Комплексные программы очень комфортны, туристам это нравится. Наша задача, чтобы у людей постоянно была новые предложения по отдыху в Казани, и они знали о предстоящих мероприятиях.

— Расскажите подробнее о школьниках?

— Это программа, которую реализует Минкульт России. Программа по развитию школьного туризма. В этом году Татарстан стал одним из шести маршрутов, по которым школьники будут путешествовать. Минкульт оплачивает пребывание на месте, транспорт оплачивается за счет отправляющего региона – регион сам определяет бюджетные это средства, деньги родителей или спонсоров. В этом году 960 человек приедут в Татарстан. Первые группы начали ездить уже в августе. Программа будет действовать до конца года. Плюс наши школьники из Татарстана посетят города в России.

— Я заметил, что вы сейчас очень активно развиваете работу в сети. Расскажите подробнее об этом

— Сейчас в туризме интернет – это инструмент номер один. Поэтому там надо быть во всех формах. Мы всегда думаем, как сделать, чтобы была не просто реклама, а пиар. Работа в соцсетях, вовлечение людей в конкурсы — повышает узнаваемость, лояльность и так далее. Это важно, и мы это понимаем.

— Вы планируете разрабатывать мобильные приложения – что именно, зачем?

— Недавно мы презентовали автогид. Планируем к концу году запустить его в виде мобильного приложения. На днях выходит российский путеводительTopTripTip«Путешествие по России», где будет вкладка о Татарстане. Мы сделали автопутеводитель, потому что очень много людей приезжают на личном транспорте. Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали на машинах, потому что дороги в Татарстане хорошие, посмотреть есть что.

Сергей Иванов: «Россияне будут путешествовать короче, но чаще, появится тенденция для самостоятельных путешествий внутри страны»

— Духовное управление мусульман разрабатывает сейчас бренд «Татарстан – северный форпост ислама». Вы никак не сотрудничаете по этому поводу?

— У нас проходят совместные совещания, но эту информацию я слышу от вас впервые. Но на самом деле мусульманская тема очень сильная. Если мы сможем донести информацию до мусульман России и мира, что Татарстан — это комфортная территория для путешествия туристов, исповедующих ислам, это очень большой рынок. Если будет такой имидж, это будет здорово.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
1 КОММЕНТАРИЙ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Вован
да ладно: арабы к нам не приезжают почти, им экскурсовод-мусульманин нуженн
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite