«Будь у Татарстана национальный перевозчик, «Аэрофлот» так «нарядно» не зашел бы»

«Будь у Татарстана национальный перевозчик
Как смеются над РЖД и куда наши туристы летают чаще всего.

Гендиректор казанской компании по бронированию и продаже билетов AVT Азамат Сабиров рассказал KazanFirst о состоянии рынка, конкуренции, причинах краха авиакомпании «Татарстан» и свиной голове под дверью.

«Будь у Татарстана национальный перевозчик, «Аэрофлот» так «нарядно» не зашел бы»

— Азамат, расскажите, насколько активно сейчас развивается рынок продажи билетов? Нет ли оттока клиентов из-за стремительного перехода людей из офлайн в онлайн?

— Сегодня количество заказов билетов на сайтах выросло примерно на 20-25%. Очень много людей уходят в онлайн. Если пять лет назад онлайн занимал 20-25% рынка, то сейчас это уже 55-60%. Что касается «звонящих» и «приходящих» в офис: всегда будут те, кто выбирает сервис, потому что они привыкли к этому. В онлайне ты должен сам себя обслужить: разработать маршрут, найти подходящие билеты, стыковки. На это может уйти несколько дней. Кроме того, в данном случае у тебя нет никаких отсрочек по оплате, ты должен быть внимателен при заполнении всех форм. Никто из тех, кто покупает билеты онлайн, никогда не признается, что в процессе забыл что-то докупить или совершил ошибку, за которую впоследствии заплатил вдвойне. В офлайн сотрудник все сделает за тебя, пусть и придется заплатить за работу 10%. Также возникают проблемы с возвратом: на сайтах вам могут ответить через день-два, когда возврат уже в принципе не требуется, в организации возврат оформляется по договору.  

В свою очередь корпоративные клиенты никуда не делись, они останутся с нами. Онлайн ограничен покупкой до шести билетов, а есть компании, которые отправляют в поездки по 8-10 сотрудников. Тогда им нужно либо нанимать специального человека, либо обращаться к нам. В данном случае все процедуры в разы сложнее.

Сегодня онлайн-сектор условно можно поделить на две части. Первый — сектор b2c. Это привычные сайты для физических лиц: ты заходишь на них, заполняешь форму, деньги списались и до свидания. Второй — более сложный продукт платформы b2b для бизнеса: они очень персонифицированы, в них много лишних функций, они запрашивают огромное количество информации, вплоть до политики конфиденциальности организации и какие сотрудники каким классом летают. Все идет к тому, что даже бизнес скоро перейдет в онлайн. Время офлайна шаг за шагом уходит.

«Будь у Татарстана национальный перевозчик, «Аэрофлот» так «нарядно» не зашел бы»

— Татарстанцы выбирают авиа- или ж/д перевозки?

— Ж/д перевозки долгие. Ими пользуются аэрофобы, как мне кажется, или люди, у которых есть запас времени и им удобнее выехать из центра города и прибыть в центр города. В случае с самолетом время уходит на то, чтобы добраться до него и пройти все процедуры. 

Но сегодня некоторые компании, мне кажется, прикалываются над РЖД. Настолько, что стало выгоднее летать, чем ездить поездом. РЖД постоянно просят дотаций, увеличивают тарифы, а авиаперевозчики, наоборот, снижают цены. 

— Насколько развита в Казани система авиаперевозок?  

— Сетка прямых рейсов активно развивается как в Международном казанском аэропорту, так и в Бегишево. Достаточно актуальные рейсы, которые нам очень сильно помогли бы, — это Рим и Барселона. У нас есть интересный рейс во Франкфурт. Непонятно только, для чего. Куда интереснее был бы рейс в Мюнхен. Думаю, за это лето казанский аэропорт увеличит количество рейсов. У них была поездка на крупнейшую конференцию, где проведено очень много переговоров. 

Сейчас мы боремся за межрегиональные рейсы, потому что летать в Самару или в Уфу через Москву тяжело, а дороги у нас не как в Америке. Авиация, конечно, должна развиваться. К сожалению, у нас малую авиацию «задушили». Если бы этого не произошло, появилось бы много маленьких компаний с маленькими самолетами, которым было бы выгодно осуществлять межрегиональные рейсы. Сейчас все это режется и убивается.

«Будь у Татарстана национальный перевозчик, «Аэрофлот» так «нарядно» не зашел бы»

— С чем это связано?

— Это вопрос к Росавиации. Возможно, лоббируются интересы крупных корпораций. Потому что если будут мелкие авиакомпании, то для больших сократится число транзитных пассажиров. 

Очень жаль, что в 2007-м было принято, как я считаю, неправильное кадровое решение, с «горячей головы». Был сменен менеджмент компании «Татарстан». Это стало точкой отсчета, когда авиакомпания потеряла все будущее, а мы потеряли своего национального перевозчика. Если бы тогда не меняли руководство, то она стала бы по масштабам как S7, не меньше. Перспектива развития была хорошая. Потом была компания «Ак Барс Аэро». Тоже закрылись. Если бы в свое время был местный авиаперевозчик, возможно, «Аэрофлот» так «нарядно» к нам не зашел бы. 

— Можно заметить, что некоторые прямые рейсы из Казани достаточно дорогие. Почему, на ваш взгляд?

— Московский авиаузел, например, обслуживает три аэропорта. У Москвы есть контакт практически со всеми аэропортами в России, плюс агломерация московской области почти 20 миллионов человек, не считая гостей столицы. А на Татарстан с четырьмя миллионами населения — три международных аэропорта. При условии, что не все 4 миллиона человек летают каждый день. Мы единственный регион России, у которого два крупных международных аэропорта. Причем часть трафика забирает себе Бегишево, потому что в Казань не всем удобно лететь. Маленькая агломерация вокруг не дает достаточного трафика. Если авиакомпании понимают, что их прямой рейс не будет загружаться и окупаться, то они поднимают тарифы. Соответственно, ты оплачиваешь пустующие места. Я все равно не считаю, что у нас цены высокие на прямых рейсах, потому что ты платишь за комфорт. Туристы не понимают этого.

— Не сократилось ли число перелетов после ряда трагедий, связанных с крушением самолетов? Не появился ли у людей страх? 

— У россиян спрос на авиаперелеты и количество произошедших трагедий никак не связаны. Если завтра в какой-нибудь стране происходит какая-то ситуация, все туристы бегут оттуда, цены падают, а наши спокойно туда летят. Без проблем. Мне кажется, сейчас даже если в Сирии открыть отель на море, россияне туда полетят. В этом плане наш народ ничего не боится. 

«Будь у Татарстана национальный перевозчик, «Аэрофлот» так «нарядно» не зашел бы»

— Есть ли прямая связь между крупными социальными событиями в стране и их активностью в перелетах?

— Когда случился экономический кризис в 2008 году, все думали, что продажи упадут. Да, количество корпоративных поездок сократилось, но при этом увеличились туристические. Такое ощущение, что люди просто перестают вкладывать в бизнес, выжидают удобный момент и уезжают отдыхать. 

Во время скачков курса заметно вырос элитный сегмент, потому что этот сегмент всегда сидел в трех валютах. И когда курс рубля вырос в два раза, для них стоимость туров тоже упала в два раза. Тогда же в Казани все стали скупать элитные автомобили, очередь даже на них стояла. Все диву давались — как так? А люди просто хранили средства в валюте. 

Последние два года все нормализовалось. Прошлый год был вообще ударный. Народ активно путешествует. 

— Как сегодня обстоят дела с оформлением виз? Сначала возникли проблемы с США, теперь с Великобританией. 

— Жалко, конечно. Мы так долго накатывали направление США, чтобы люди туда ездили, и начались проблемы с визами. Но народ настолько хочет в Штаты, что готов ездить за визами в Казахстан и Грузию. Грузины уже сделали на этом хайп. Они получают туристов два раза: когда они приезжают сдавать документы на визу и когда получают саму визу. 

Если у людей возникает какая-то трудность с визами, это работает как запретный плод. Всем сразу же нужно ехать в эту страну. В свою очередь Британия так и останется популярной. Люди так и будут ездить туда учиться и отдыхать. Это дипломатическая политика, когда кому-то нужно набрать очки. Сейчас они там пошумят и перестанут. 

— Какие направления пользуются спросом у татарстанцев?

— Если брать поездки выходного дня, то это Сочи, Санкт-Петербург, Прага, Турция. По прямым рейсам — практически все направления. Очень хорошо идут Баку и Дубай. И, я так понимаю, что по недавно открывшемуся грузинскому рейсу глубина продаж уже три месяца. 

«Будь у Татарстана национальный перевозчик, «Аэрофлот» так «нарядно» не зашел бы»

Надо сказать, что после того, как начались ограничительные меры для вылетов, стали пользоваться популярностью наши курорты. Кабардино-Балкария, на Эльбрус народ ездит хорошо. В принципе развитие идет неплохо. Опять же Крым. Но у него проблема в том, как развивается отельная база. Сочи, конечно, съедает по качеству. И народ по привычке ездит туда. В принципе люди стали отходить от тупого пляжного отдыха. 

— Вы не только опытный бизнесмен, но и путешественник. Какие, на ваш взгляд, направления обязательны для посещения?

— Обязательные — это, конечно, Париж, Прага, Берлин, Барселона, Лиссабон, Тель-Авив. Если брать Россию, то это Петербург, Москва, Сочи, Абхазия, Крым. 

Вообще, людям надо пробовать альтернативные виды отдыха, а не только лежание на пляже. Ходить в кэмпинги, например.

— Когда вы только начинали работать в Татарстане, у вас было несколько офисов. Сколько осталось сейчас?

— Основной офис один. Мы поняли, что нам нет смысла наращивать сеть. Это связано с ростом онлайн-заказов, клиенты также могут заказать билеты по телефону. Мы идем к упрощению, чтобы люди не напрягались. Офисы — это уже прошлый век, люди перестали ходить пешком. Главное — доступ в интернет. 

— Насколько рынок продажи билетов насыщен и тяжело ли в нем работать? Несколько лет назад вы говорили, что некоторые компании играют не «по правилам». Как сегодня обстоит ситуация?

— Рынок высококонкурентный у b2c. У них сейчас сложная ситуация в плане ценообразования. Некоторые компании сделали хитрый ход, указав, что ниже цен, чем у них, на сайте нет нигде. Возникает вопрос: как ты можешь в онлайне быть лучше, чем прямые авиаперевозчики — «Аэрофлот» и S7, например. Но они как-то умудряются. Нас выбирают за сервис.

Мы уменьшились на розничном рынке, но увеличились на корпоративном и являемся одними из лидеров по объему. При том, что мы — полностью коммерческая компания, не «околобюджетная».

У нас есть коллеги: один — околобюджетный татарский бизнесмен, у других там банкиры какие-то инвестируют кучу денег. Мы же с партнером сделали так, что компания выросла сама. В одном из Телеграм-каналов припоминали моего дядю. Я посмеялся и сказал, что если бы человек с таким весом помогал мне, я бы, наверное, не авиабилетами занимался. Обзавелся бы свечным заводиком татарским. Все наши конкуренты, которые есть, пытаются примерно по такому же шаблону работать, что и мы. Многие даже пытались утащить наш персонал. «Околобюджетные» компании могут себе позволить скупать персонал. Но ничего, мы вырастили новых специалистов. 

Когда есть конкуренты, они тебя держат в тонусе. Конкуренция рождает качество. Я, конечно, понимаю, что если бы у конкурентов была ситуация такая же, как у нас, возможно, их бы и не было. Они работают все с серьезной поддержкой. Мы — самый чистый бизнес. Мне даже приятно конкурировать на уровне с ними, не отставая.

«Будь у Татарстана национальный перевозчик, «Аэрофлот» так «нарядно» не зашел бы»

— Вы открыто критикуете конкурентов, не боитесь резких высказываний. Не сказывается ли это на вашем бизнесе?

— Я и в лицо им это говорю. Один конкурент делал заказную статью, какие они хорошие, по нам проехался. А мне было приятно, что про нас вспоминают, ориентируются на нас. Мне ничего не стоит высказаться.

На компании никак не сказывается. А что они сделают? Будут демпинговать? Так они и так демпингуют.

— Свиные головы присылать…

— А, ну свиные головы если только. Хайп со свиной головой был хороший. Мне даже деловой партнер звонил спустя недели и спрашивал, не нужна ли мне помощь, предлагал свою охрану. Но я опять же порадовался, ведь человек не поленился взять коробку, напечатать мое имя-отчество, сходить за головой, денег потратить, в конце концов. Новость об этом перепечатывали все федеральные СМИ. Поэтому спасибо этому человеку за бесплатную рекламу. В принципе интересно живу.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: