«Молодые семьи распадаются, потому что родители не ищут детям супругов»

Взрослые обязаны дать ребенку образование и устроить ему свадьбу.

Общество 09:21 / 8 сентября
5

По данным республиканского Института семьи и демографии, среди причин развода мужчины и женщины на четвёртом месте стоит «вмешательство родственников в дела семьи», то есть 19,3%. На первом месте располагается причина «не сошлись характерами» (38,6%), на втором - супружеская неверность (26,7%), на третьем - алкоголизм (23,5%). 

Как правило, супруги к родственникам, из-за которых разрушилась семья, относят своих родителей. При этом причину в родственниках видят семьи, чей доход как ниже среднего уровня, так и выше. Страдают богатые и бедные, по 20,4 и 20% соответственно. Имам мечети «Гаиля» Рустам хазрат Хайруллин в интервью KazanFirst рассказывает, какую роль должны играть родители супругов в делах молодой семьи.

- Как должны относиться родственники к молодой, только-только создавшейся семье? Как нужно выстраивать отношения между мужем и тещей, между женой и свекровью? 

- Сейчас есть большая проблема, связанная вообще с жизнью в мегаполисе, - родители о намерении детей провести никах узнают последними. Если обратиться к истории татар, то всегда, испокон веков, когда дети были маленькими, родители уже вокруг присматривались, у каких родителей какие дети - у кого дочери, у кого сыновья. Они старались уже в детском возрасте подбирать пары для своих детей. 

Можно, конечно, возразить, что тогда таким образом детей насильно выдавали замуж или женили. Но мы исторически знаем, что по исламу насильно выдавать замуж или женить нельзя. Это запрещено. Насильный никах не считается действительным. Поэтому вряд ли было много таких случаев. Всё равно родители в процессе создания молодой семьи играли основную скрипку.

Родители своему сыну или дочери плохую партию не хотят, стараются угодить, понимая, что иначе сын или дочь будет мучиться всю жизнь в браке.

Сегодня же, в современном мире, живя в мегаполисе, родители узнают о никахе детей в самую последнюю очередь. Сын говорит: «Әнием, познакомься, это моя будущая жена», а дочь: «Вот это мой мужчина, я без него жить не могу и хочу от него детей».

Сегодня мы со своих плеч скидываем ответственность за создание семьи наших детей. Поэтому молодежь вынуждена искать себе пару где-то в клубах, какая, например, есть при нашей мечети, в каких-то службах знакомств. Мы видим людей, кому далеко за 30 лет, а они до сих пор незамужние или неженатые. У людей такого возраста уже появляются страхи в вопросе подбора своей половины. Хотя на самом деле этого не сделали их родители. 

Поэтому когда мы, родители, в первую очередь уже после никаха наших детей, начинаем высказываться, что жена сына не так готовит, не так смотрит, не так за ним ухаживает, или когда, наоборот, говорим, что жених не подходит нашей дочери, в этом нет вины наших детей. В этом виноваты мы, родители, потому что мы не сыграли свою главную роль в выборе супруга нашему ребенку. 

Раз уж молодые прочитали никах, то не надо портить жизнь детям, не надо их подталкивать, чтобы они развелись. Развод - это шрам на всю жизнь. Раз дети вместе живут, то мы, будучи родителями, должны наверстывать то, что мы упустили в свое время. 

Те, у кого ещё дети растут, уважаемые родители, помните, что женить и выдавать замуж - это наша обязанность. Ни друзья, ни подруги, ни интернет, ни клуб не обязаны это делать, а только родители. Есть масса способов в руках родителей: через тех же свах, других родственников, знакомых, но подбирайте. Родители своих детей знают лучше, чем кто-либо. 

Возможно, и в таком случае родители могут включить в себе некую форму эгоизма. Тогда они начинают для своих дочерей искать очень богатых женихов, с социально высоким уровнем или ищут невесток с богатым приданым. В таком случае по исламу Пророк Мухаммад учит, чтобы никах читался между молодыми, которые из равных социальных групп, чтобы никто не был богаче или беднее, чтобы все были друг другу равны. Иначе мы только навредим дочери или сыну.

- Какие есть традиции у татар, которые бы определяли, как нужно относиться родственникам к молодоженам? 

- У татар есть хорошая национальная традиция на никахе или на свадьбе. Когда за праздничным столом делят гуся, то хвостик дают мамам. Таким образом, мамам как бы хотят дать понять, как они должны вести себя по отношению к молодой семье. Ведь в дела семьи, как правило, вмешиваются именно мамы супругов, а не отцы. Поэтому во время никаха я говорю молодым напутствующие слова, что счастье родителей в их языках, языках детей. У мусульман есть один из больших грехов - гайбат. Он значит, что кто-то где-то что-то услышал и пересказывает это, не удостоверившись, правда это или нет. Я советую молодым, чтобы они то, что происходит у себя дома, на улицу никогда не выносили. 

Скажем, невестка пожаловалась маме, что мужу суп не понравился, он его не доел или что он поздно с работы пришел. Молодые горячи, эмоциональны - как поругались, так и через пять минут помирятся. Но мама такое отношение к своей дочери со стороны жениха очень долго не простит и будет помнить. Мама с первой жалобы дочери на мужа превратится для него в тещу. И это не вина мамы или отца, просто они ради дочери, готовы сделать всё, даже морально сожрать мужа, чтоб только защитить её. А любая жалоба сына на невестку превратит маму в свекровь. Любая мама своего сына растила, кормила, ночами не спала и не кушала, а тут какая-то невестка не угождает сыну. Поэтому конфликта не избежать.

А родителям я хочу посоветовать вспомнить свою молодость, когда у них самих были проблемы со своими родителями, со своими тещами и свекровями. Родители, ваши дети - это ваши же копии, они повторяют вас один в один. Молодые тоже могут не слышать родителей, сделать по-своему. Молодые должны помнить простое татарское слово «ярар», то есть «ладно». Вот хотят родители, чтобы молодые поступили каким-то образом, пусть скажут «ярар». Так они покажут, что и родителей выслушали, и у самих мам сердце останется целым, не будет чувства ненужности детям. Ну а дети пусть сделают по-своему. Да, наши дети должны сделать те же ошибки, что и их родители. 

Поэтому в том, что причиной разводов становится вмешательство родителей, виновата и сама молодежь, готовая жаловаться на своих супругов в любой трудной ситуации. Ну а родители просто готовы порвать любого, от кого их детям плохо. 

- Что делать родителям, когда всё же у детей не получается выдерживать, что вот-вот их заключенный брак распадется? И вообще, дело ли родителей спасать семьи их детей, если те никак не могут ужиться? 

- Родители должны проявлять свою мудрость. Даже у меня в молодости был похожий случай, когда я пришел за советом к отцу. Я ему заявил, что больше не могу жить вместе со своей женой, что нужно расставаться. Мой отец тогда стукнул по столу и сказал, что у меня есть дочь, что я взял в жены чью-то дочь. И теперь я несу не только за себя ответственность, но и за них. 

К сожалению, много таких случаев, когда дочь берет телефон и жалуется маме на мужа. А мама в порыве гнева на зятя и жалости к дочери говорит ей: «Кызым, кайт» («Дочь, возвращайся»). После этих слов к дочери в 99% случаях семья точно не сохранится. 

Поэтому родители, как бы вы ни относились к невестке или к жениху, - это выбор вашей дочери или сына. Уважайте этот выбор, ровно как и свой выбор, сделанный вами в молодости. 

Взрослым необходимо сделать всё, чтобы сохранить брак своих детей. Если надо, то где-то поступиться своим «я», своим характером, чтобы их внуки жили, росли с обоими родителями, чтобы внуки не росли сиротами при живых родителях. 

Был у нас такой случай. Молодые прочитали никах, невеста забеременела. Но через какое-то время молодые пришли и говорят, что расстаются. Жених говорит, что жена во время беременности изменилась, стала отвратительно готовить. И тут же мама жениха поддакивает, обвиняет невестку в том, что та ничего не умеет готовить. На всё это невестка мне отвечает, что у неё просто токсикоз начался, что изменились ощущения вкуса, что она готовит ровно то, что получается готовить. Тут на самом деле нужно было маме одернуть сына, объяснить ему, вспомнить себя, как ей было тяжело, когда она была беременна. 

- До никаха или свадьбы молодые так выстраивают между собой отношения, что скрывают свои сущности. Он показывает себя ей так, каким хочет казаться. И она видит в нем только то, что хочет видеть. То же самое и со стороны невесты. То есть оба надевают друг на друга по две маски. И вот наступает семейная жизнь, все расслабляются, перестают напрягаться, чтобы выставлять себя каким-то образом. Как правило, супруги узнают друг друга с неожиданных и внезапных сторон, что нередко становится причиной для ссор, конфликтов и разводов, другими словами, так обнаруживается причина «не сошлись характерами». Что делать в такой ситуации?   

- У меня есть два ответа на ваш вопрос. Начну с того, что в исламе считается греховным сожительство без никаха. Мне, например, говорят на такие замечания, почему дети без никаха живут: «Хазрат, пусть наши дети без никаха поживут, узнают друг друга получше. Не хотим никах. А вдруг не сойдутся характерами!?». Из моих личных наблюдений, такие молодые вместе сожительствуют пять лет, возможно, все свои маски уже сняли, притерлись характерами. Но стоит им только прочесть никах или сыграть свадьбу - всё! Молодые обнаруживают, что всё же не сошлись характерами. 

Во-вторых, в таких разводах по причине «не сошлись характерами» даже не молодежь чаще всего бывает виновата. Молодые влюбляются, на нем и на ней розовые очки. Даже если он или она решатся раскрыть все свои темные и негативные качества, захочет ли это увидеть противоположная сторона!? Они просто друг друга очень любят.  

Вот здесь и необходимо подключаться родители. Они должны смотреть трезвыми глазами на молодых, пропустить супруга или супругу дочери или сына через свой сканер. Родители должны обратить внимание на родственников будущего мужа или жены своего ребенка, разузнать семь их поколений родственников. «Не сошлись характерами» - это не вина молодых. Это вина родителей, которые вовремя не смогли своему сыну или дочери объяснить последствия, которые будут от их выбора. 

- Другими словами, родители должны отрезвлять молодых от их любовного опьянения? 

- Да.  Я ещё хочу объяснить молодым: «гаиля» с арабского переводится не только как «семья». В это понятие ещё вкладывают слово «щит». То есть молодые вместе находятся за «одним щитом». «Гаиля» с арабского также переводится как «совет». Даже в мелких вещах, как, например, какой хлеб купить, молодые обязательно должны советоваться. В некотором смысле «гаиля» - это тоже работа, бизнес, хозяйство, которое надо вести, воспитывать детей. Поэтому при создании семьи нужно руководствоваться трезвым взглядом на своего избранника.  

КОММЕНТАРИИ (4)
Рогнеда Карловна
"Взрослые должны делать все, чтобы сохранить брак своих детей" чего, чего? Если женились, то уже сами взромслые, а если еще дети, то жениться не надо, рано. И так у молодежи везде родители виноваты, а тут еще и браки им сохраняй. Нет уж, раз женились, начинаем писю называть членом, и сами, сами...
3
ОТВЕТИТЬ
Валя
Вопрос имаму что случилось с той злобной свекровью у которой хватило жестокости катить бочку и травить беременную невестку невкусной готовкой? Брак сохранился ? Как по мне то за таких выходить не надо , если он сам себе не в состоянии жрачку приготовить при беременной жене. И к мамке все доносит
1
ОТВЕТИТЬ
Валя
Женщина это не обслуживающий персонал . Если она беременна и только родила то у неё вообще нет сил на быт . Свекровки заткнитесь поэтому
2
ОТВЕТИТЬ
Ангел
Очень возмутил отрывок про то, как с беременной хотят развестись и мать мужа подзуживает . Милочка , эта девушка носит под сердцем твоего внука или внучку , а ты ей такие треволнения устраиваешь и ни капельки не жалеешь . Такой свекрови после родов надо запретить видеться с ребёнком. Не заслужила она хорошего .
2
ОТВЕТИТЬ
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

«Нельзя питать иллюзию, что в необустроенную деревню приедет молодой имам»

Что нужно знать, чтобы стать имамом мечети в Татарстане.

Общество 08:19 / 13 августа
5

В Татарстане насчитывается около 1 500 мечетей. Все они были в основном построены во время религиозного возрождения в республике. Раньше люди возводили мечети, не особо задумываясь о вопросах их содержания. Поэтому сегодня 50 мечетей в республике не имеют своих постоянных имамов. Тем не менее у 15% приходов имамы старше 80 лет, а у более 50% - старше 60. 

Тем временем ежегодно Российский исламский институт в Казани выпускает около 300 молодых специалистов. Что их ждет, если они решат возглавить мечеть, какая сегодня зарплата у имамов и какую системную проблему решает духовенство Татарстана? Об этом в интервью KazanFirst рассказал ректор Болгарской исламской академии и Российского исламского института Рафик Мухаметшин.   

- Как сегодня выглядит путь у человека, который решил стать имамом мечети и достиг своей цели?

- У всех этот путь индивидуальный. Нельзя сказать, что есть какие-то общепринятые для этого нормы. У нас в стране 85 Духовных управлений мусульман. Не все они поддерживают контакты между собой. Не все эти духовные управления поддерживают отношения с исламскими учебными заведениями. Какие-то централизованные мусульманские организации не особо хотят, чтоб у них работали выпускники каких-то учебных заведений. Здесь очень много факторов накладывается, поэтому не так просто вывести единую схему того, как стать имамом мечети. 

- Но давайте попробуем. 

- Если мы возьмем выпускника школы, то он поступает учиться к нам - в Российский исламский университет или в одно из мусульманских учебных заведений России, где и готовят имамов. В принципе за четыре года в вузах они получают уровень бакалавриата, а в медресе за три года так же получают неплохие богословские знания. Для выпускников исламских учебных заведений, если они хорошо учились, если у них правильная мотивация (в смысле если они готовы служить своей религии), есть возможности для трудоустройства. 

В исламские учебные заведения все приходят с четко определенными целями в жизни. Поэтому после его окончания, естественно, не все пойдут работать имамами. Тем более у имама, особенно в деревне, нет стабильной зарплаты, нет системы социальной защиты и т. д.

У нас в вузе нет проблемы с трудоустройством наших выпускников религиозного направления. Кстати, в нашем Российском исламском институте около 60% студентов из других регионов страны, из Татарстана только около 40%. У нас в вузе представлены учащиеся из 45 субъектов России. Поэтому на самом деле наш вуз является федеральным учебным заведением, у нас учатся практически из всей Центральной России. Поэтому в основном все централизованные религиозные организации, а также отдельные мечети к нам обращаются за кадрами для своих приходов. Есть разные предложения: имам городской мечети с приличной зарплатой, имам сельской мечети с неопределенной зарплатой, имам мечети, которую строят меценаты, готовые содержать имама, и т. д.

В принципе в России сегодня около 80 учебных мусульманских заведений. Этого, я думаю, достаточно для подготовки кадров для 8 000 мечетей России. Из них больше 10 - это вузы и медресе. У нас в Татарстане девять медресе. В Центральной России не так много медресе - всего около 10. У нас теоретически есть учебные заведения, где можно обучать имамов. 

- Значит, проблем с мечетями у будущих имамов нет?         

- Вопрос заключается в том, что на самом деле не хватает имамов в небольших населенных пунктах. В Татарстане эта проблема тоже есть, несмотря на то, что у нас девять медресе и два вуза. Мы уже давно могли бы решить проблему подготовки кадров - у нас вместе с заочниками учится около 3 000 человек, выпуск - около 300 человек. Но в силу многих причин, в первую очередь из-за неопределенности в зарплате и отсутствия каких-либо форм социальной защиты, не все выпускники идут работать имамами. Поэтому проблема обеспечения кадрами в мусульманских приходах должна иметь четкие ориентиры. Это комплексная проблема. 

- Объясните подробнее, в чем вы видите эту проблему? 

- Учебные заведения могут выпускать сколько угодно высокопрофессиональных специалистов, но если им ДУМ и в мечетях не предлагают достойные условия, они уйдут в другие сферы. В ДУМ РТ сейчас мы пытаемся ввести системную работу в этом направлении. У нас 1 500 мечетей. Мы имеем детальную картину по ним: где она расположена, есть ли имам и сколько ему лет, какое у него образование, есть ли в населенном пункте другая мечеть, школа, медресе и детский сад, сколько человек из этого населенного пункта очно или заочно обучается в религиозных учебных заведениях. У нас около 15% имамов старше 80 лет. А около 50% - старше 60. Им надо готовить достойную замену. Это не только и не столько задачи медресе и вузов. Это касается и ДУМ РТ, мухтасибатов на местах, самого прихода. Не только учебное заведение, но и они должны планировать ротацию кадров, из своих населенных пунктов должны молодежь отправить учиться в религиозные учебные заведения, чтобы они, получив знания, вернулись домой. 

Нельзя питать иллюзию о том, что в деревню, которая не имеет никакой перспективы, приедет молодой имам и организует полноценную работу. Если он и приедет, то вряд ли там долго продержится в силу тех же объективных причин: быт, зарплата, отсутствие школы, детского сада и так далее. Есть у нас в Татарстане 50 условных населенных пунктов, которые зимой пустуют, только летом там появляются дачники. Но мечети в свое время там построили. Как их содержать и обеспечить имамами, вопрос так же непростой.


Наша справка 

Мухтасибаты - административная единица деления по районам Республики Татарстан. Сегодня в республике насчитывается 45 районов, которые практически совпадают с официальным районированием Татарстана (43 района).  Мухтасибы возглавляют имамы-мухтасибы, которые координируют деятельность всех имамов мечетей, располагающихся в границах их мухтасибов. 


- Какие есть механизмы поддержки имамов? 

- В последние годы появляются программы поддержки молодых и сельских имамов. Например, Фонд поддержки исламской науки, культуры и образования централизованным ДУМ выделяет более 200 миллионов рублей на поддержку приходов и имамов.  В этом году, так же через этот Фонд, Совет по исламскому образованию России запустил грантовую программу по поддержке преподавателей и выпускников исламских учебных заведений. 18 миллионов рублей на конкурсной основе распределяются среди 100 победителей.

- Как у вас выстроена работа с мусульманскими общинами, которые решили построить мечеть в своей местности?

- Вопрос строительства мечетей сегодня тоже требует серьезного подхода. В 90-е годы во время религиозного подъема мечети строились без особого согласования с местными ДУМ. Сегодня к этой проблеме необходимо серьезно подойти со всех сторон: целесообразность мечети в данном населенном пункте, если уже существующие здесь пустуют или не полностью заполняются, есть ли соответствующий проект, отвечающий всем нормам шариата, предусмотрено ли жилье для будущего имама и место для обучения детей и взрослых в примечетных курсах. Если эти вопросы не решены, то необходимо приходу или меценату, желающему взяться строить эту мечеть, все это напомнить. Эти проблемы в любом случае появятся позже.  

- Что вообще значит мечеть в жизни мусульманина? Может ли мусульманская община обойтись и без неё? 

- Функции мечети очень широкие. Это не просто место для совершения молитвы. В дореволюционный период мечеть была центром махалли. И сегодня она должна выполнять широкие просветительские функции. Например, в Татарстане в 800 мечетях работают примечетные курсы, 30 000 человек получают знания по основам ислама. В этом году мы в 10 мечетях как пилотный проект запустили программу «Без татарлар», где помимо знаний основ ислама учащихся обучают основам татарского языка и истории. Этот проект мы уже в течение 10 лет реализовали в Российском исламском институте. Он пользуется огромной популярностью. 

- Кем для мечети является имам помимо того, что он стоит впереди во время молитвы и является примером при исполнении мусульманских ритуалов? Достаточно ли одного религиозного деятеля на одну мечеть?

- Имам, по сути, является организатором всей работы мечети и махалли. От интеллектуальных и организаторских возможностей имама многое зависит в этой местности, особенно в деревнях, где нет выбора места для посещения пятничной молитвы, учебного заведения. В деревнях настоящий имам - это и проповедник, и организатор работы по религиозно-просветительской деятельности, и психолог, и мусульманский судья, и медиатор, регулирующий какие-то семейные и бытовые конфликты.

КОММЕНТАРИИ (8)
Влад
НИ Имамов,НИ священников нам не надо. Их и так тут пруд пруди. Лучше в райцентрах построить обсерватории, по минимуму пусть даже оснащенные, да и учителей побольше. Тогда уровень жизни, и её качество значительно повысятся. Будет прорыв. А с ЗАО ДУМ РТ и с ЗАО РПЦ будет все как и сейчас, отсталость России многовековая. Мрак будет, грязь и нищета поголовная.
-1
ОТВЕТИТЬ
Руслан
С одной стороны вы рассуждаете правильно, то что хотите развития районов, но людям, в особенности татарстанцам нужна религиозная поддержка. А деньги на строительство обсерваторий наверное нужно выдернуть у некоторых зажравшихся чинуш, которые никакой пользы не приносят районам, в отличие от Имамов...
7
Влад
Научных, статистических данных о какой либо пользе от имамов и тому подобных для населения нет.И даже наоборот, там где больше религия (одна или две)представлена на конкретной территории, тем там беднее и замордованнее живут ее жители,на потеху власть имущим безропотно радуясь,всегда довольствуясь малым. Чинуши и имамы здесь они как две головы одной змеи,всегда поддержат друг друга и выдуманных их же предщественниками богов. В соседнем селе например, имам есть (и сотни лет были они там), а асфальта нет и газ не у всех. В США, например в Калифорнии, нет ни тех ни других, а есть там ВСЕ!!! ... Тут всегда власть и рада,любое действие в поддержку власти (самой себя!), выдать, представить за действие, решение в поддержку народа. Не ведитесь на это!
0
ОТВЕТИТЬ
МАНСУР
имамы да и сами мечети превратились в попрошаек .на улицах стоят люди с протянутыми руками точно так же и имамы и мечети городов сел это те же самые попрошайки Зайдите в любую мечеть что там увидите в первую очередь ящик для пожертвований даже внутрь не надо заходить ящик ждет уже вас на пороге некоторые прозорливые имамы вытаскивают этот ящик на улицу некоторые ставят в автовогзалах на рынках и т.д. это и есть протянутоя рука попрошайки .Во многом виноваты сами Имамы по то му что ничего не хотят делять бездельники даже на намазах их нет .В нашем городе на утренний намаз из пяти мечетей приходит на намаз только имам одной мечети по тому что сам ее построил в остальных 4 мечетях имамов на утреннем намазе нет они спят И конечно ДУМЕр тоже не хочет ни как менять ситуацию те же самые не хотят работать .И еще одно имамы как царьки у себя в мечетях ни кокого контроля за ними нет творят что хотят а вернее вообще не хотят ничего делать
8
ОТВЕТИТЬ
Нур
Ассаляму 'аляйкум. А женщина может быть имамом?
4
ОТВЕТИТЬ
Андрей
Влад не прав. США очень религиозная страна, она была основана религиозными фанатиками-колонистами. Во всех вузах есть теологические кафедры. Просто посмотрите соц.опросы про США. И при этом США богатая страна!
0
ОТВЕТИТЬ
Андрей
Бавария самая религиозная из земель ФРГ, и при этом самая богатая. А вот атеистический север Германии, пруссаки самые бедные! Примеров можно привести много. Влад, вы выросли на советских штампах и живете в своей реальности.
0
ОТВЕТИТЬ
Влад
Андрей, демогогией не надо заниматься. В США и в ФРГ множество религий, и не одна из них НЕ ЯВЛЯЕТСЯ официально и навечно утвержденной доминирующей, исключительной и поддерживаемой государством, другим в ущерб. А по факту здесь в России одна, официально и полуофициально и призванна служить для охраны культа несменяемого вождя,царя и т.п. Там, в свободных странах руководству можно быть и не верующими(яркий последний пример Испания),а быть например геями или лесбиянками,и не ходить под телекамеры в строго определенную церковь, выражая этим ей (и только ей) открытую поддержку (крестясь при этом иногда ЛЕВОЙ РУКОЙ). А Бавария и Штаты являются богатыми вовсе не потому что там много верующих(кстати по статистике количество верующих в Европе падает и церкви закрываются), а благодаря своему труду, развитым экономическим отношениям,свободному предпринимательству, работающим законам и сменяемой, избираемой власти. Ну конечно и народ там посмелее будет, не дает себя иметь, бастует и митингует - постоянно. Вы, например что-то, когда-нибудь, слышали о забастовке в Казани? А может быть сами бастовали или собираетесь это сделать?
0
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
самое читаемое
самое читаемое
наверх