«Экономические потребности у молодежи выходят на первый план»

«Экономические потребности у молодежи выходят на первый план»
Рост закредитованности людей до 29 лет влияет на их политический выбор.

С 2019 года в Татарстане начинается трехлетний электоральный цикл. В этом году пройдут голосования в Госсовет РТ, в следующем — выборы президента республики, а в 2021 году — выборы в Госдуму. Какие сегодня ценности у молодёжи и что может стимулировать в ближайшее время эту категорию избирателей участвовать в той или иной форме политического процесса России, в интервью KazanFirst рассказывает гендиректор АНО «Платформа электоральных технологий» Альберт Карпов.  

«Экономические потребности у молодежи выходят на первый план»

— Какие ценности сегодня у современной молодежи? 

— Экономические ценности молодых людей сегодня приобретают большее значение, чем у их же сверстников пару лет назад. Для такого вывода есть предпосылки. Если говорить о России, в декабре 2018 года Государственная дума совместно с Корпоративным университетом Сбербанка и Московским государственным юридическим университетом имени Кутафина проводила форум молодых депутатов и специалистов под названием «Стратегии развития. Вызов молодым». В рамках части своего выступления глава Сбербанка Герман Греф отметил, что в России растет количество молодежи, использующей кредитные продукты банков. И если сравнивать с 2012 годом, то показатель 2018 года в два раза выше. Что касается Татарстана, то здесь исследования АНО «Платформа электоральных технологий» показывают, что количество молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет, положительно относящихся к кредитам, растет в геометрической прогрессии. 

Здесь есть две очевидные причины. Кредитные деньги становятся всё доступнее и доступнее. Уверен, вам тоже приходят SMS-уведомления от банков с предложением о так называемом предодобренном кредите. Для людей это в новинку, особенно для молодых, и этим банки уверенно завлекают.

— В чем особенность такого положения? 

— Такой статус-кво — причина для беспокойства. Безусловно, кредиты дают экономический рост для государства и возможность человеку приобрести то, на что лично у него нет всей суммы. Но, во-первых, в образовательной программе России отсутствует как фундаментальный предмет «финансовая грамотность». И в школах и в вузах. Что такое кредитный договор? Какие в нем условия? Как их можно самому идентифицировать? В чем, как правило, выгода банка, когда он вам дает в долг деньги? Что выигрывает от кредита человек? Какие банковские продукты можно использовать при условии, что у тебя есть стабильная работа и доход, а какие банковские продукты использовать не рекомендуется?

По всем этим вещам сегодня молодежь надо просвещать. Есть частные инициативы: онлайн-курсы, методические материалы, депутатские уроки. Но в этом вопросе требуется системный подход. 

«Экономические потребности у молодежи выходят на первый план»

— Сегодня уже принято говорить о молодежи как о сформировавшемся участнике политических событий в России. Мы видим, что молодежь собирается на протестных митингах, мы видим, что музыкальные группы молодежи преследуются правоохранительными органами и так далее. Как у молодежи коррелируется закредитованность и протестность?

— Коррелировать закредитованность и протестность сложно. У каждого свои формы выражения недовольства и запросов к власти. 

Когда молодой человек берет кредит, то он, в моем понимании, всё же планирует его отдать. Он строит планы. Уверен, что экономическое положение молодежи оказывает сильнейшее влияние на формулирование ее политического запроса к власти. Если у человека есть кредит, значит, ему нужна стабильность. И не только стабильность, но и рост. Ведь возвращать нужно большую сумму, чем взял, значит, и возможности для заработка должны расти.

Молодежь — это значимый политический фактор и у нас в Татарстане. У нас ближайшие избирательные циклы — единый день голосования — 2019, 2020 и 2021 годы. Тот, кому сегодня 16 лет, через два года будет впервые голосовать и по списку и по округу на выборы в Госдуму — эту социальную группу тоже не стоит забывать — в возрасте 16-17 лет насчитывается более 71 тысячи молодых граждан. 

«Экономические потребности у молодежи выходят на первый план»

У нас в республике молодых людей 18-24 лет — более 270 тысяч, 25-29 лет — 319 тысяч. То есть в сумме у нас получается более 664 тысяч молодых людей. От общего числа избирателей республики — 2,9 миллиона человек, это почти 23%. 

— Может ли быть у молодежи запрос на справедливость? 

— Не могу об этом судить. Но молодежь на самом деле очень практична. Задумывались ли вы в 16 лет, что вам нужно личное жилье? А сегодняшняя молодежь думает. Всё-таки категория «справедливость» очень абстрактна сама по себе. 

Мы в прошлом году проводили исследование. Определили задачи узнать экономические ценности татарстанской молодежи. На первом месте все три категории, которых мы опрашивали (16-17 лет, 18-24 лет, 25-29), поставили необходимость в жилье — 51, 81 и 92% соответственно. То есть, обучаясь в вузе, молодой человек уже задумывается, где он будет жить. Это ведь значит, что растет важность и потребность личного пространства. И эти группы будут к этой ценности стремиться. На втором месте по популярности — электротехника, затем одежда, а на последнем месте — личное авто. 

«Экономические потребности у молодежи выходят на первый план»

Также мы исследовали страхи молодежи. Первое и второе место разделили «рост цент на продукты и товары» и «снижение доходов». Затем на третьем месте расположился страх ухудшения экологии. Любопытно, но беспорядки внутри страны и возможные военные действия молодежь не очень пугают, не говоря уж о конфликтах в семье. 

Вообще, я считаю, что появление практичных потребностей у молодежи — это очень здорово, потому что чем конкретнее потребность, тем конкретнее запросы к действующей власти. 

— Как отражаются сегодняшние ценности молодежи на установке пойти в вуз и получить высшее образование?

— Сложно нормально совмещать учебу и зарабатывание денег. Экономические потребности выходят вперед, а статусные потребности и обязательства перед родителями, то есть получение высшего образования, уходят на второй план. 

«Экономические потребности у молодежи выходят на первый план»

В то же время, по данным HeadHunter, сегодня больше молодых людей стали отказываться от неоплачиваемой практики. То есть сейчас, когда на работу приходит молодой человек и ему заявляют, что ему месяц-второй надо поработать бесплатно, то далеко не каждый на это соглашается. 

— Как себя должны вести кандидаты в депутаты в Госсовет, в Госдуму? 

— Если в своей агитации кандидаты будут говорить о личной экономике, то молодежь эти вопросы будут «цеплять». В ближайшие три электоральных цикла точно. Важно не забывать, что молодежь — самая «легкая на подъем» электоральная группа, которая присутствует во всех избирательных округах. Безусловную актуальность этот вопрос имеет в избирательных округах в границах города и с городской территорией. 

«Экономические потребности у молодежи выходят на первый план»

— Все это скажется на явке?

— Убежден, что в этих циклах очень многое будет зависеть именно от кандидатов. То, насколько они смогут заинтересовать своей программой молодых людей, в каких формах эта программа будет представлена. Опираться на данные экзитполов по возрастным группам в данном случае сложно (они имеют высокую погрешность), но в положительную динамику явки в этих циклах искренне верю. Сейчас мы фиксируем, что если отсчитывать выборы с 2014 года, то, по данным экзитполов, есть тенденция роста активности на голосованиях у категории молодежи 18-24 лет, в то же время падает активность граждан 25-29 лет.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *