«Жить на берегу — это слишком скучно»

«Жить на берегу - это слишком скучно»
Единственная на Волге женщина-капитан судна делится секретами профессии.

Представьте, что прямо сейчас вы находитесь на борту корабля или теплохода, вам предстоит совершить многодневный круиз и вы в ожидании самого приятного отдыха среди неописуемых пейзажей. Нет-нет да временами вам встречаются красивые и сильные матросы. От их статного вида ваше спокойствие под защитой. Но что бы вы почувствовали, если узнали, что капитан вашего судна — женщина? И не думайте, что такого не бывает. Удивительное совсем рядом. 

Популярным в Казани теплоходом «Борис Полевой» управляет Ирина Портнягина. Уникальности случаю добавляет ещё и то, что на сегодня она единственная женщина на всю реку Волгу, занимающая высшую должность на судне. 

«Жить на берегу - это слишком скучно»

Несмотря на занятость, она согласилась дать интервью журналисту KazanFirst и рассказать о том, как стала капитаном, почему это было ожидаемо и особенностях работы на речном транспорте.

— Ирина Валерьевна, скажите, правда ли, что на всю реку Волгу вы единственная женщина, кто занимает должность капитана судна? 

— Да, правда. Женщин с такой же должностью на Волге больше нет. Но есть девушки-судоводители, первые, вторые и третьи штурманы. 

— Каково это — быть женщиной-капитаном? 

— Я не могу ответить на этот вопрос. Потому что в другой профессии себя не пробовала. 

— Ни разу? 

— Я преподавала в речном училище, возможно, и в этом году буду преподавать спецпредметы. Это все. 

— Почему вы выбрали такую необычную для женщины профессию? 

— Мой папа тоже был капитаном пассажирских тогда ещё пароходов. Последнее его судно называлось «Джамбул». Я всё свое детство провела вместе с родителями на реке. И в том, что выбрала именно эту профессию, не было ничего удивительного. Сказать честно, я жила несколько лет на берегу. Мне показалось это слишком скучным. 

«Жить на берегу - это слишком скучно»

— Как к вашему решению отнеслись родители? 

— Мама была против, наверное, боялась. Потому что знала, что это за работа, сама трудилась рядом с папой. Раньше я хотела стать учителем русского языка и литературы, она была бы рада этому. А папа поддержал меня. Даже ходил к начальнику пароходства, чтобы меня взяли в училище. Мой год поступления был последним, когда в Уфимское командное речное училище на обучение брали девушек. В то время на все четыре курса нас было 40, а на моем — всего лишь две девушки. После училища поступила в Московскую государственную академию водного транспорта. 

— Сколько лет вы управляете судном в ранге капитана? 

— Дипломированным капитаном я стала в 2009 году. А на должности с 2010-го. Мой первый опыт в роли капитана случился на теплоходе «В. М. Зайцев». 

— А помните свой первый выход на большую воду? 

— В 1988 году я пришла на практику рулевым на теплоход «Киселев», сейчас он называется «Башкортостан». 

— То есть вам пришлось перейти с одного судна на другое? 

— Да. 

«Жить на берегу - это слишком скучно»

— Как вообще происходит распределение специалистов по судам? 

— Каждая компания пароходства самостоятельно готовит для себя штат сотрудников. В зависимости от того, сколько судов имеет компания, она набирает нужное для себя количество человек. Вот приходят ребята на практику рулевыми, а на следующий год хотят вернуться сюда уже штурманами. Естественно, если в этом заинтересована ещё и компания, человеку предоставят возможность обучиться и вернуться. 

— На «Борисе Полевом» тоже есть практиканты? 

— Да, 16 человек из Уфимского и Волгоградского речных училищ. У нас такие есть всегда. Они занимают штатные места в качестве рулевого и моториста. Эти парни молодцы. Быстро учатся и хорошо выполняют свою работу. 

— Ирина Валерьевна, о самолетах говорят, что это самый безопасный вид транспорта. По-вашему, на каком месте в этом топе находятся теплоходы? 

— Теплоходы — это довольно безопасный транспорт, в то же время какой богатый на приятные пейзажи!

— А на вашей памяти не было никаких чрезвычайных ситуаций? 

— Нет, и не дай бог, чтобы были. Лишь однажды, помнится мне, не смогли разойтись два теплохода, но там обошлось без человеческих жертв. 

— Кто ваши помощники? 

— На нашем теплоходе трудятся более 30 человек. 

«Жить на берегу - это слишком скучно»

— Каким образом набирается эта команда? 

— Она набирается с весны, до начала сезона. А сезон у нас, по данным статистики последних лет, стартует в начале июня и заканчивается в конце августа. Этот рейс для нас уже 12, в этой навигации крайний. Кто-то остается с нами от самого начала до самого конца. Некоторые не срабатываются, некоторым не нравится, некоторые по личным обстоятельствам не задерживаются на теплоходе. 

— Наверняка сложно совмещать жизнь на суше и на воде? 

— Как вам сказать, мне не сложно. Тяжело, если человек семейный. Но мы стараемся регулировать этот вопрос. 

— У вас есть время на отдых? 

— Каждые четыре часа мы несем вахту. Поэтому отдыхаем только между ними. 

— Ирина Валерьевна, по ходу пребывания на борту теплохода у меня появилось несколько отреченных вопросов. На пути из Нижнего Новгорода в Ярославль мы опоздали. Сказали, из-за того, что задержались в шлюзе. Как это объясняется? 

— Простыми словами, шлюз — это проход через плотину. То есть, например, сейчас мы идем по водохранилищу, а внизу река. Чтобы судоходство не останавливалось, мы проходим через шлюзовые камеры. Мы заходим в эту камеру, нас опускают, и мы идем дальше по уровню воды той, что в реке. До этого мы докладываем шлюзовым диспетчерам, что мы готовы к дальнейшему движению и все приборы у нас в порядке. Диспетчерская служба определяет все наше движение. В тот день мы действительно задержались в камере, так как была очередь. К тому же были плохие погодные условия. О них нам докладывают постоянно. Был шторм, но допуск по ветру у нас был. И судно вместо заложенных 16 км/ч шло со скоростью 13 км/ч. Наши механики молодцы. Когда мы вышли из Городецка, у нас было опоздание на 3,5 часа (к следующему после Ярославля городу теплоход прибыл вовремя. — Ред.). 

«Жить на берегу - это слишком скучно»

— Как вам удается придерживаться нужного направления даже в плохих погодных условиях? 

— Мы ориентируемся по приборам и навигационной обстановке. Есть и электронная карта. Спутники передают наши данные в ближайший диспетчерский пункт.

— Могут ли из-за нашего опоздания отбиться от графика и другие суда? 

— Были такие случаи: если, например, мы в 14:00 отходим от одного причала Казани, то к этому же времени к городу подходит другой трехпалубный теплоход, к тому же причалу. И его необходимо освободить. Это единственное. А по остальным пунктам у нас таких накладок не было. Расписание есть расписание, в нем весь заложенный километраж. 

— Еще мне стало интересно: как на протяжении длительных круизов на теплоходе происходит обеспечение продуктами?

— В некоторых городах, где у нас запланирована стоянка, происходит закупка скоропортящихся продуктов. 

— А как в теплоход приходит питьевая вода? 

— Мы берем воду из реки, и она проходит специальную обработку озоном. Система очищает воду в несколько этапов. И только потом вода подается как питьевая.  

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *