«Жить на берегу - это слишком скучно»

Единственная на Волге женщина-капитан судна делится секретами профессии.    

Представьте, что прямо сейчас вы находитесь на борту корабля или теплохода, вам предстоит совершить многодневный круиз и вы в ожидании самого приятного отдыха среди неописуемых пейзажей. Нет-нет да временами вам встречаются красивые и сильные матросы. От их статного вида ваше спокойствие под защитой. Но что бы вы почувствовали, если узнали, что капитан вашего судна - женщина? И не думайте, что такого не бывает. Удивительное совсем рядом. 

Популярным в Казани теплоходом «Борис Полевой» управляет Ирина Портнягина. Уникальности случаю добавляет ещё и то, что на сегодня она единственная женщина на всю реку Волгу, занимающая высшую должность на судне. 

Несмотря на занятость, она согласилась дать интервью журналисту KazanFirst и рассказать о том, как стала капитаном, почему это было ожидаемо и особенностях работы на речном транспорте.

- Ирина Валерьевна, скажите, правда ли, что на всю реку Волгу вы единственная женщина, кто занимает должность капитана судна? 

- Да, правда. Женщин с такой же должностью на Волге больше нет. Но есть девушки-судоводители, первые, вторые и третьи штурманы. 

- Каково это - быть женщиной-капитаном? 

- Я не могу ответить на этот вопрос. Потому что в другой профессии себя не пробовала. 

- Ни разу? 

- Я преподавала в речном училище, возможно, и в этом году буду преподавать спецпредметы. Это все. 

- Почему вы выбрали такую необычную для женщины профессию? 

- Мой папа тоже был капитаном пассажирских тогда ещё пароходов. Последнее его судно называлось «Джамбул». Я всё свое детство провела вместе с родителями на реке. И в том, что выбрала именно эту профессию, не было ничего удивительного. Сказать честно, я жила несколько лет на берегу. Мне показалось это слишком скучным. 

- Как к вашему решению отнеслись родители? 

- Мама была против, наверное, боялась. Потому что знала, что это за работа, сама трудилась рядом с папой. Раньше я хотела стать учителем русского языка и литературы, она была бы рада этому. А папа поддержал меня. Даже ходил к начальнику пароходства, чтобы меня взяли в училище. Мой год поступления был последним, когда в Уфимское командное речное училище на обучение брали девушек. В то время на все четыре курса нас было 40, а на моем - всего лишь две девушки. После училища поступила в Московскую государственную академию водного транспорта. 

- Сколько лет вы управляете судном в ранге капитана? 

- Дипломированным капитаном я стала в 2009 году. А на должности с 2010-го. Мой первый опыт в роли капитана случился на теплоходе «В. М. Зайцев». 

- А помните свой первый выход на большую воду? 

- В 1988 году я пришла на практику рулевым на теплоход «Киселев», сейчас он называется «Башкортостан». 

- То есть вам пришлось перейти с одного судна на другое? 

- Да. 

- Как вообще происходит распределение специалистов по судам? 

- Каждая компания пароходства самостоятельно готовит для себя штат сотрудников. В зависимости от того, сколько судов имеет компания, она набирает нужное для себя количество человек. Вот приходят ребята на практику рулевыми, а на следующий год хотят вернуться сюда уже штурманами. Естественно, если в этом заинтересована ещё и компания, человеку предоставят возможность обучиться и вернуться. 

- На «Борисе Полевом» тоже есть практиканты? 

- Да, 16 человек из Уфимского и Волгоградского речных училищ. У нас такие есть всегда. Они занимают штатные места в качестве рулевого и моториста. Эти парни молодцы. Быстро учатся и хорошо выполняют свою работу. 

- Ирина Валерьевна, о самолетах говорят, что это самый безопасный вид транспорта. По-вашему, на каком месте в этом топе находятся теплоходы? 

- Теплоходы - это довольно безопасный транспорт, в то же время какой богатый на приятные пейзажи!

- А на вашей памяти не было никаких чрезвычайных ситуаций? 

- Нет, и не дай бог, чтобы были. Лишь однажды, помнится мне, не смогли разойтись два теплохода, но там обошлось без человеческих жертв. 

- Кто ваши помощники? 

- На нашем теплоходе трудятся более 30 человек. 

- Каким образом набирается эта команда? 

- Она набирается с весны, до начала сезона. А сезон у нас, по данным статистики последних лет, стартует в начале июня и заканчивается в конце августа. Этот рейс для нас уже 12, в этой навигации крайний. Кто-то остается с нами от самого начала до самого конца. Некоторые не срабатываются, некоторым не нравится, некоторые по личным обстоятельствам не задерживаются на теплоходе. 

- Наверняка сложно совмещать жизнь на суше и на воде? 

- Как вам сказать, мне не сложно. Тяжело, если человек семейный. Но мы стараемся регулировать этот вопрос. 

- У вас есть время на отдых? 

- Каждые четыре часа мы несем вахту. Поэтому отдыхаем только между ними. 

- Ирина Валерьевна, по ходу пребывания на борту теплохода у меня появилось несколько отреченных вопросов. На пути из Нижнего Новгорода в Ярославль мы опоздали. Сказали, из-за того, что задержались в шлюзе. Как это объясняется? 

- Простыми словами, шлюз - это проход через плотину. То есть, например, сейчас мы идем по водохранилищу, а внизу река. Чтобы судоходство не останавливалось, мы проходим через шлюзовые камеры. Мы заходим в эту камеру, нас опускают, и мы идем дальше по уровню воды той, что в реке. До этого мы докладываем шлюзовым диспетчерам, что мы готовы к дальнейшему движению и все приборы у нас в порядке. Диспетчерская служба определяет все наше движение. В тот день мы действительно задержались в камере, так как была очередь. К тому же были плохие погодные условия. О них нам докладывают постоянно. Был шторм, но допуск по ветру у нас был. И судно вместо заложенных 16 км/ч шло со скоростью 13 км/ч. Наши механики молодцы. Когда мы вышли из Городецка, у нас было опоздание на 3,5 часа (к следующему после Ярославля городу теплоход прибыл вовремя. - Ред.). 

- Как вам удается придерживаться нужного направления даже в плохих погодных условиях? 

- Мы ориентируемся по приборам и навигационной обстановке. Есть и электронная карта. Спутники передают наши данные в ближайший диспетчерский пункт.

- Могут ли из-за нашего опоздания отбиться от графика и другие суда? 

- Были такие случаи: если, например, мы в 14:00 отходим от одного причала Казани, то к этому же времени к городу подходит другой трехпалубный теплоход, к тому же причалу. И его необходимо освободить. Это единственное. А по остальным пунктам у нас таких накладок не было. Расписание есть расписание, в нем весь заложенный километраж. 

- Еще мне стало интересно: как на протяжении длительных круизов на теплоходе происходит обеспечение продуктами?

- В некоторых городах, где у нас запланирована стоянка, происходит закупка скоропортящихся продуктов. 

- А как в теплоход приходит питьевая вода? 

- Мы берем воду из реки, и она проходит специальную обработку озоном. Система очищает воду в несколько этапов. И только потом вода подается как питьевая.  

Понравился материал? Поделись в соцсетях
8 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Имя или псевдоним
Вообще, корабль и теплоход это разные категории) Это все равно что заявить: вы находитесь или в Казани или в России)
0
0
Ответить

Айсылу
На Борисе Полевом проходил в свое время фестиваль Алтын калэм) Добрые и веселые времена.
0
0
Ответить

Имя или псевдоним
Не смогли разойтись видимо было столкновение? Рулевой видимо практикант
0
0
Ответить

Федор
Сарынь на кичку!!!
0
0
Ответить

Ильяс
А что про лоцию не спросил, журналист? Насколько форватер изменился? Сколько судов затопленных с 1917 года лежит напротив В.Услона и села Печищи? Какие мели есть на середине Волги. Вроде середина, а глубина 0,5 метра
0
0
Ответить

Алина
Когда вижу круизные теплоходы, сразу вспоминаю Булгарию. Вечная память погибшим. Много детей. И вопро возникает: а кто и как принимал теплоход, который я вижу?
0
0
Ответить

Всеволод
Это скорее исключение из правил. Потому что в критической ситуации мозг женщины и мужчины работает по-разному. Это физиология и ничего с этим не поделать.
0
0
Ответить

Всеволоду:
@Всеволод В гражданской авиации сегодня женщин очень много. Причем не штурманы и диспетчеры, а первые пилоты и КВС.
2
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite