«Людей накручивают, говорят, что раздельный сбор отходов не решает задачи»

«Людей накручивают
Президент Татарстана ответил противникам МСЗ, рассказал, пойдет ли на выборы в
2020-м и напомнил управленцам ТАИФа о социальных обязательствах.

Президент Татарстана Рустам Минниханов провел традиционную предновогоднюю встречу с журналистами республиканских и федеральных СМИ. Выделяем главное. 

О работе СМИ

— Очень важно иметь контакты с прессой. Мы живем в другом мире, сами информационно подпитываемся, принимая те или иные наши решения. Нам надо активнее использовать медиасреду, чтобы рассказать о наших планах. Когда мы не можем сформулировать, что хотим, получаем гранату. Да, у нас работа в этой сфере выстроена, но появляющиеся новые направления требуют определенных навыков и знаний. 

Надо очень выверено доносить информацию. Сегодня много соцсетей, которые за свои слова вообще не отвечают. Важно, чтобы СМИ баланс удерживали, реагировали на те или иные вещи — лишнего не надо, лишь правдивую, объективную информацию. Своевременно реагировать на все фейки.

«Людей накручивают, говорят, что раздельный сбор отходов не решает задачи»

Какие программы реализуются

— Нужно инвестировать в те направления, которые улучшают качество жизни. Ремонт школ, садиков, поликлиник. Сейчас запускается программа — привести стационары к стандарту. Ну и порядка 50 республиканских программ реализуется. Большая программа «Наш двор» — она всегда была затратной, и мы ее понемножку решали. Более 6 700 дворов надо привести в порядок. Чтобы этот проект получился, около 50 миллиардов рублей необходимо за три года потратить на это направление. Если говорим о качестве жизни, то это капитальный ремонт жилья, обустройство общественной среды — парки, скверы. Но выпадающее звено — дворы. То есть если с освещением, отоплением все нормально [в подъездах], а выходишь во двор — негде посидеть пообщаться (тем же пожилым людям) или поиграть во дворе (детям).  То есть программа будет решать и асфальтовые задачи, и освещение, и по детским площадкам. Но мы еще будем обращаться к собственникам жилья, управляющим компаниям, чтобы они привлекали население для создания дополнительных комфортных условий. В Казани, Зеленодольске, Нижнекамске такие условия есть. На следующий год только затраты на дорожные работы оцениваем в 12 млрд рублей. Это надо тротуары, дорожки, внутридомовую территорию привести в надлежащий вид. 

Другие программы также будут реализовываться. Программа строительства жилья потребует возведения большего количества школ, садиков. Это если будет стабильная экономическая ситуация в стране. Мы регион-донор, самодостаточный. Субсидий, дотаций нет. Есть только федеральные средства, которые выделяются на какие-то задачи. А так мы крупные налогоплательщики. Наша экономика имеет такую структуру. Когда республиканские предприятия хорошо работают, то дивиденды позволяют дополнительно решать проблемы, вопросы, волнующие татарстанцев. Та же система «Народный контроль» — мы видим, сколько обращений, какие они. Мы их обобщаем — смотрим на реакцию людей. 

Следующий год для нас очень важный — отмечаем 100-летие ТАССР. Поколение за поколением создавало образовательный, экономический капитал, интеллектуальную среду. В рамках мероприятий нужно сделать знаковые шаги, которые останутся в памяти в столице и в других населенных пунктах. 

75-летие Победы. 1 300 участников в прошлом году было. Помню, на 50-летие, когда я работал главой Высокогорского района, только у нас в муниципалитете было 1 350 участников. К сожалению, количество ветеранов из года в год сокращается. Празднование этой даты — и дань уважения, и патриотическое воспитание. Только вдумайтесь, из 700 тысяч граждан республики, мобилизованных на войну, 350 тысяч не вернулось, многие вернулись с увечьями различными, проблемами со здоровьем. 600 тысяч мы потеряли во время голода 20-х годов XX века. 150 тысяч репрессированы. Более 1 миллиона человек за прошлый век потеряла республика за все эти события. Об этом надо говорить, знать, помнить. Хочется отметить наших старших товарищей, которые формировали нашу историю в Татарстане. Вот какой ценой досталось нам то, что сегодня у нас есть. 

Про голосование за выходной 31 декабря 

— На самом деле я не думал, что это так важно, а мои коллеги сказали, что важно. У меня в «Инстаграме» много подписчиков, это, наверное, и дало такой хороший результат: я сам удивился, что такой огромный процент проголосовавших. Мы поняли, что это на самом деле полезная форма, когда можно узнать настроение большинства. Но ничего не меняется — люди все равно свой день должны отработать. И я думаю, 28-го числа лучше отработать, чем 31-го. 31 декабря лучше быть дома, со своими семьями.

«Людей накручивают, говорят, что раздельный сбор отходов не решает задачи»

Что подарят татарстанцам 

— Примерно 2 000 объектов будут введены в предстоящем году. Больше, чем в этом. Четыре закрытых футбольных манежа. Конечно, постараемся ко Дню республики один-два, но это уж как команда справится. У нас сейчас идет работа в Дербышках, Юдино. Даже если сделаем 2 000 дворов там — это ли не подарок? Семь видов работ будут выполнены везде. Среди них асфальт, свет, скамейки, спортивные и мусорные площадки, озеленение. Двор будет достойный. Нацбиблиотеку завершим.

Нацпроекты в республике

— У нас есть по каждому направлению отдельный нацпроект, каждую неделю министр докладывает. Этот вопрос для нас очень важный. Это и дороги, и школы, и больницы, и производительность труда, и цифровые технологии. Я вот в Госсовете отвечаю за жилье и общественное пространство. Не знаю, как мы 120 млн квадратных метров жилья по стране должны построить, но президент такую задачу поставил. По республике план выполнен. Главное — нам не будет стыдно за нас.

Качество жизни, ее продолжительность — много медицинских критериев, конечно, и демография — в этом вопросе мы в яме. Хотя шесть-семь лет имели хорошую прибавку. Но мы первые в округе по качеству демографии. Мы большую программу делаем — это огромные средства федерального бюджета, субъектов. Если бы федералы на это не пошли, мы бы такие задачи на себя не смогли взять. Что идет во благо улучшения качества жизни людей — достойно уважения. Президент России Владимир Путин на себя такую задачу взял. Это, я считаю, очень сложная и амбициозная задача, она на контроле у главы государства.

«Людей накручивают, говорят, что раздельный сбор отходов не решает задачи»

Про завод по переработке мусора в Осиново

— Это же не от меня зависит. Я готов. Но, к сожалению, даже в европейских странах на это уходило до 15 лет, чтобы приучить людей. Задача решаемая. Мы в этом направлении движемся. Проблема не в сборе, а в утилизации мусора. Есть вторсырье, которое можно дальше использовать, — бумага, стекло, полимеры. А есть остальная часть. У нас 1 млн 600 тонн мусора — огромное количество. На Самосырово можем вместе проехать — посмотреть, что там творится. Вопрос: куда будем девать мусор? Могу сказать — выбросы завода по термической переработке отходов будут меньше десяти «КАМАЗов». В городах основная нагрузка на экологию — транспорт. Эта тема для России всегда больная, мы можем всю страну сделать свалкой. И в Татарстане земля есть еще. Но потом это изменить нельзя будет. Мир это прошел на примере Финляндии — страны с экологией №1 —  она пошла на термообработку мусора, ушла от полигонов. Прямо в микрорайонах там стоят заводы. А все, что можно, надо перерабатывать, остальное — утилизировать. Вообще, нам повезло — Подмосковье и мы попали [в эту программу]. Проект стоит 24-28 млрд рублей. Вот 500-1000 человек против, а 1,2 миллиона человек — они что думают в нашем мегаполисе, мы же у них не спросили. Мы гарантируем — экологический фон не изменится. У нас есть проектно-сметная документация, экспертиза экологическая, но пока мы международную — авторитетную экспертизу не сделали, разрешение не даем. То есть наш проект должен быть самым современным Противники завода же не слушают, настраивают людей, живущих там, что будет жизнь как в концлагере. Я понимаю этих людей — рядом с твоим домом появляется это… Я понимаю эмоции людей. Но их накручивают, говорят, что раздельный мусор не решает задачи. Он нужен. Мы должны все, что сожжем, в дальнейшем переработать — использовать. А ведь будет современный завод — мы будем соблюдать все экологические нормы. Неужели я враг своей республике, столице? То, что мы сейчас делаем, — это только во благо будет. Думаю, после того, как мы сделаем международную экспертизу, я встречусь с теми, у кого будут вопросы по этой теме. 

Вот говорят, Минниханова — в отставку, но от этого же мусора меньше не будет. Нам надо работать по тем источникам, выбросам, которые реально загрязняют атмосферу. Все новые проекты строятся по самым жестким требованиям.

Перепись поможет показать актуальную картину

— Если не ошибаюсь, 100-120 тысяч человек у нас прирост. Количество жителей за счет демографии растет. Думаю, по переписи еще больше. Качественно понимать кто, как — скорее всего это важный государственный акт, который дает полную информацию. У нас Алексей Валерьевич [Песошин] (премьер-министр Татарстана. — Ред.) возглавляет комиссию, мы к этому готовы. Пока тьфу-тьфу, у нас скоро показатели должны дойти до 4 миллионов жителей Татарстана.

Важнейшие события новейшей истории 

— Вообще, все, что произошло, взять не 10, а 20 лет, —  ликвидация ветхого жилья, например, — это был немножко космос, но мы справились. Вот смотрите. Казань была средним городом. Но в 2005 году, когда мы подготовились к 1000-летию, после этого появилась идея сделать республику более узнаваемой. И вот 2013 год — все перекопано, люди жалуются, но наступила Универсиада — и все другое, все заработало, спортивные объекты готовы. То есть эти два события дали сильный толчок в развитии Казани. У нас очень много воды — набережные. Большая работа идет по программе экологической. Сделали город более комфортным, чистым. Наш город будет еще краше и лучше. Но надо развивать и бизнес, современные технологии, образовательные центры, высшие школы. Без большой экономики эти вопросы невозможно решить. Есть планы развития офисной Казани. Обсуждается вопрос газового завода с «Газпромом», «Сибуром», развития авиационного завода, вертолетного. В Казани мероприятия поставили на поток — это хорошо. Мы меняемся, но надо дальше работать. Решаем заниматься полилингвальными школами. Качество образования — самый главный вопрос. Те технологии, которые отработаны в системе образования, мы будем и дальше использовать.

«Людей накручивают, говорят, что раздельный сбор отходов не решает задачи»

Выборы-2020

— Я не могу выдвигать себя в президенты, нет у меня таких полномочий. С женой посоветуюсь (смеется). А если серьезно, то это для республики важно, кто первое лицо. Еще мой срок — девять месяцев. Доработать вот этот срок хорошо, а дальше подумаем.

Санкции мешают, но отношения с западными партнерами сохраняем

— Политические амбиции политиков перекладываются на различные геополитические вещи, экономические. Это очень плохо. Но мы сохраним свои отношения и с европейскими странами, и с США. У нас разногласие лишь по ряду вопросов на политическом уровне, на экономическом его нет. Другое дело, некоторые из них ограничены санкциями, хотя отношения у нас остались, продолжаем общаться. Немножко дискомфорт, не очень приятно, но не смертельно. Мы ждем, что все эти политические разногласия найдут решение. Расширяем отношения с Китаем, Турцией, арабскими странами, Средней Азией (Казахстан, Туркменистан, Узбекистан). На региональном уровне мы эти вещи не сильно ощущаем. Санкции влияют, но мы находим других партнеров, другие решения.

Газоперерабатывающий завод и добыча нефти

— Технологически и технически проект проработан на уровне «Газпрома». Достаточно большая вероятность. Тем более мы заинтересованы в этом проекте. Представьте, некоторые месторождения имеют сжиженный газ, который идет по цене газа. Если этот газ на всем месторождении собрать и через одну трубу пропустить, то это выгодно для страны, для «Газпрома». В этом мы занимаем активную позицию.  

Что касается добычи нефти, то с нашей стороны решение — нарастить на уровне 36-37 млн. Можем и на 40 выйти. Все будет зависеть от договоренностей на высшем уровне. У нас более поздняя разработка, более сложные участки, но у нас есть и технологии, поэтому вопросы решаемы. «Татнефть» работает в Туркменистане, рассматриваем работу в Узбекистане, Казахстане, в Ненецком округе неплохие месторождения. По 2019 году ресурсная база (прирост) — 45 млн тонн. Ресурсная база растет больше, чем добываем. Основная часть в республике и за пределами.

«Людей накручивают, говорят, что раздельный сбор отходов не решает задачи»

Про Нижнекамск и ТАИФ, который должен вспомнить про социальные обязательства

— В Нижнекамске много сделано республикой. Мы были на ТАНЕКО. Все договоренности по поддержке городских проектов реализованы. Другое дело — группа компаний «ТАИФ» — у нас к ним вопросы есть, по ряду направлений они ограничили участие в соцпроектах, ссылаясь на финансовое положение. Думаю, там идет смена поколений. ТАИФ много тоже сделали, в частности, по Лебяжьему. Но последний год у нас к ним есть вопросы. Мы в диалоге с ними. А что касается «Татнефти», она не только в Альметьевске, но и во всех районах принимает участие.

Стратегия развития татар

— Документ готов. Но, как и любой документ, он идеальным не будет. Стратегию надо дополнять, дорабатывать. Мы привлекаем туда специалистов. Это должен быть документ, который устроит большую часть людей, захватит основные задачи, которые нам нужно решить.

«Рубин» достиг дна, пора подниматься 

— Я, как и вы, — болельщик «Рубина». И у меня огромные ожидания. К сожалению, не сложилось пока. Тут и кадровые перестановки еще… Но я не принимал участия. «Рубин» — это наша команда. И все равно — впереди она, внизу. Мы ждем, что новые изменения, решения дадут позитивное движение. То, что выбрали тренера, — считаю, это опытный тренер. А что касается республики — поддержим. Главное — для клуба чтобы было хорошо. Болельщики сейчас разочарованы, но после каждого падения — а я думаю, что это уже дно, — будет подъем. Будем болеть всей душой.

«Людей накручивают, говорят, что раздельный сбор отходов не решает задачи»

Блогеры должны быть независимыми от власти 

— Социальные эксперименты, которые проводят блогеры, и острые темы, поднимаемые ими, очень важны. То, что вы их раскрываете для нас, — очень полезно. Нам тоже важно получить объективную информацию. Это непопулярные вещи, но они обнажают социальные проблемы. Мы же реагируем на это. 

Вообще, важно работать с молодежью. Я считаю, что мы плохо это делаем. Школа сегодня нацелена только на ЕГЭ. У них нет других задач. Никакого воспитания, никакого патриотизма. Вузы тоже слишком свободные. 

У нас есть категория молодежи, которая под флагом ходит, а основная часть не у дел. Нам надо найти возможности дойти до каждого. А пока мы ими не занимаемся, они предоставлены сами себе. И социальные, негативные вещи быстро усваиваются ими. Тем более все они в социальных сетях. 

Но я не хочу, чтобы это была ручная, прикормленная организация, которая работает с молодежью. Она потом будет штамповать то, что скажут. Другое дело — быть в диалоге, но не при министерстве. Вы как только будете с правительством — вас будут ненавидеть. Для министра вы будете хороший, а для ваших коллег нет. [Дамир] Фаттахов (министр по делам молодежи Татарстана. — Ред.) начнет давать вам команды: сделай вот так, вот это. Вы (блогеры. — Ред.) — свободные люди. 

Вот знаете, в чем наша проблема? Мы, к сожалению, умеем себе создавать некую комфортную среду. У нас есть наши сторонники, нам комфортно с ними. Вот объекты социальной защиты, там работают люди, и они обслуживают наших жителей, которые для соцзащиты, и что они делают? Они больше себя обслуживают, чем людей. Дальше вот молодежные наши движения. Сколько процентов вовлечены в них? Ну 5-10%, а 90% на улице никому ненужные. Нам надо изменить наше отношение к своей работе. 

Фаттахов молодец — собрал на День молодежи в Речном порту тех, которые не имеют ничего общего с нами. Это нормально. И не надо иметь общего. Обратить внимание на них. Им ничего от нас не надо. Просто если мы что-то для них сделаем, думаю, это будет хорошо.

Вся проблема в том, что есть некие такие ручные, управляемые движения, когда президент приедет, выставят. Все это немножко показуха. Надо работать немножко по-другому. Когда научимся не на показуху, будет хорошо. Каждый министр рассказывает на коллегиях, какой он молодец. Он не расскажет то, что не сделал, какие в его отрасли проблемы. Мы любим говорить о своих успехах. 

Мы должны вот эту категорию, не те, кто в министерство прибежал, — они уже есть. Нам надо дойти до тех людей, которые никому не нужны. Посмотреть, как сделать, чтобы им комфортно было. Не надо, чтобы они нас любили. И это их вопрос — любить или не любить. Но это же наши жители Татарстана, это наши люди. 

«Людей накручивают, говорят, что раздельный сбор отходов не решает задачи»

Работать главой намного лучше, чем министром 

— Глава — полноценный руководитель своей территории. Он должен выстроить отношения и с руководством, и со своим населением. Когда я работал, в день минимум два раза в Казань приезжал, мне близко было. На Высокой Горе работал. Никогда не жаловался. Работал. И сорока республиканских программ не было, все надо было самим делать. Если тебе эта работа не нравится — не работай. Никто не заставляет, чтобы я работал президентом. Или я работал главой. Президент Шаймиев мне доверил район. Мне очень нравилось. Вы представляете, это самый такой уровень. Вот здесь мы с людьми не работаем. Мы работаем с подчиненными. Вот главы работают с людьми. У них есть поселение, они знают всю ситуацию. Как можно сказать, что у него нет никаких полномочий? У него все полномочия. Если кто-то хочет продолжить свою судьбу с госслужбой, нигде нет такого полезного места работы, как глава района. Это маленькое государство, где все есть. 

Если от главы района я слышу, что никаких полномочий нет у него, это просто он сам никакой человек. Тебе дали удочку — лови рыбу, если не можешь — это уже твои проблемы.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *