Дмитрий LIL-DEE Кудинов: «Если хочешь зарабатывать творчеством, про спокойную жизнь можешь забыть»

Один из самых известных в России граффити-райтеров рассказал в интервью KazanFirst, как превратить хобби в профессию

Дмитрий LIL-DEE Кудинов

Ольга Гоголадзе — Казань

Такими крутыми граффити, какие украшают фасады домов в Казани, могут похвастаться разве что пара городов в России. Эти рисунки можно увидеть в историческом центре города, где они смешивают воедино древность и современность. В спальных районах они превратили унылые многоэтажки в потрясающие арт-объекты, на которые сворачивают шеи все, кто впервые проезжает мимо.

Сейчас кажется диким, но всего этого могло и не быть, если бы не инициатива Дмитрия LIL-DEE Кудинова — граффити-райтера, идеолога крупнейшего в Европе фестиваля Like.It.Art, графического и промышленного дизайнера и, надо сказать, безумно интересного рассказчика. Поэтому на его лекции, как сделать хобби способом зарабатывать хорошие деньги собирается не меньше слушателей, чем на творческие встречи с известными писателями.
Дмитрий LIL-DEE Кудинов: «Если хочешь зарабатывать творчеством, про спокойную жизнь можешь забыть»
KazanFirst одной только лекции показалось мало, поэтому мы решили пообщаться с ним за чашечкой кофе в «Штабе» и узнать, как ему удалось стать всемирно известным художником, превратилась ли граффити в коммерцию и почему профессиональные райтеры могут забыть о размеренной жизни. 

— На своих лекциях ты рассказываешь, как превратить хобби в заработок. И это не абстрактные слова про «нужно верить в себя» или «идти к своей мечте», а конкретные советы собственном примере. Итак, с чего ты начинал?

— В школе мы с одноклассником, которого тоже зовут Дима, начали интересоваться граффити. Это подтолкнуло нас и на дружбу, и на совместное творчество, которым мы занимаемся с 2000 года. Даже не верится, что в этом году нашей команде double-d crew стукнуло 15 лет! Тогда мы жили в Нижнекамске, и первые два года выходили рисовать мелками на заборе городского долгостроя. Начинали в три часа ночи, чтобы люди увидели наши граффити по дороге на работу, ну и чтобы не было проблем с полицией. Это было очень сложно: постоянно заставлять себя просыпаться в два, чтобы в три уже рисовать, иногда тратя на это по семь часов. Но мы хотели набить руку, а для этого нужна постоянная практика. Только через два года мы смогли перейти на баллончики с краской и заявить о себе.
Дмитрий LIL-DEE Кудинов: «Если хочешь зарабатывать творчеством, про спокойную жизнь можешь забыть»
— Хорошо, рисовать научились. А что дальше? Как не остаться непризнанным гением?

— Тут надо быть больше, чем просто художником и начать задумываться о других вещах. Если  хочешь зарабатывать деньги, нужно ориентироваться на человека, который готов тебе заплатить. Первый коммерческий заказ мы получили в 2005 году от генерального директора [сети магазинов] «Сквозняк» в Нижнекамске. Влад тогда предоставил нам полную свободу творчества. Мы оформили для него четыре магазина и это стало настоящим откровением: мы поняли, можем получать за своё хобби деньги. А потом была Snickers-URБАNиЯ.

— Вас туда пригласили?
Дмитрий LIL-DEE Кудинов: «Если хочешь зарабатывать творчеством, про спокойную жизнь можешь забыть»
— Нет, мы сами отправили заявку. Это очень важно понимать: нельзя просто сидеть и ждать, когда тебя позовут, надо всегда проявлять инициативу. С 2005 года мы стали постоянно участвовать в этом фестивале, и уже со второго раза начали занимать призовые места. Мы подружились с Da Boogie Crew, и  URБАNиЯ для нас стала просто крутейшей тусовкой. Вообще, мы всегда старались выезжать на фестивали, поскольку в то время это было чуть ли не единственным способом показать свои граффити, увидеть работы крутых мастеров и пообщаться с ними в живую. Однажды, после побед в Казани и в Самаре, нас пригласили на «Муз-ТВ» на съёмки отчётного видео со Snickers-URБАNиЯ. Ректор вуза нас поддержал и командировал в Москву. Там мы познакомились с выдающимся человеком — Сергеем Громом, и до сих пор общаемся и работаем с ним. В нашем деле вообще очень важно дружить с людьми, которые так же горят своим творчеством.
Дмитрий LIL-DEE Кудинов: «Если хочешь зарабатывать творчеством, про спокойную жизнь можешь забыть»
— Что было дальше? В Нижнекамске, понятно, стало тесновато, и ты переехал в Казань?

— Да, и первое время я работал по специальности на заводе «Оргсинтез». Но быстро понял, что это не моё и ушёл в дизайн. Счастливыми путями я попал в студию интерактивных технологий ImCompany, когда она только зарождалась. У нас было отличное оборудование, но не было даже стульев! Мы сидели на коробках из-под «макинтошей». Нам давали свободу воли, потому что наш руководитель понимала, во что это может вырасти. Тогда и родилась идея провести в Казани граффити-фестиваль Like It.Art. Захотелось показать, что могут наши райтеры, но не местечково, а заявить об этом на мировом уровне. Мне, как рисующему и практикующему художнику важно было поддержать граффити-культуру, которая тогда чуть не оказалась на грани вымирания в России. Мероприятия в Нижнем, Барнауле, Самаре и Перми затухли, потому что прекратилось финансирование. Мы подошли с другой стороны: обозначили проблемы, которые есть в городской среде и показали, как можем подчеркнуть самобытность Казани перед Универсиадой. Городским властям эта идея понравилась, и они нас очень поддержали.
Дмитрий LIL-DEE Кудинов: «Если хочешь зарабатывать творчеством, про спокойную жизнь можешь забыть»— Почему фестиваль проводился всего всего один раз?

— На самом деле, планировали делать его снова, и многое уже было согласовано. Наша инициатива по-прежнему есть и будет, проект держат в уме. Потому что при относительно небольшом финансировании он создал Казани всемирную славу. Звёзды, которые участвовали в нём, никогда не собирались одновременно на одной площадке.

— Как вам удалось всех их пригласить?
 
— В этой культуре есть очень весомые личности, и мы позвали сначала их, а потом уже подтянулись остальные. Мы были знакомы с Александром Stan, который выпускает блог Urban Roots, где собраны самые интересные проекты. У него была некая база художников, и нам удалось заручиться его поддержкой. Подготовку к фестивалю мы организовали за полтора месяца. Все объекты были сделаны в рамках пяти дней. У нас там по многим параметрам были рекорды.

— Неужели обошлось без технических накладок?

— Как без этого? Был момент, когда мы согласовали все объекты и распределили их между художниками. Вдруг оказалось, что один из фасадов нужно подготовить заранее, потому —что прямо на кирпиче рисовать нельзя. Дали команду коммунальным службам, а они говорят: «Нет, мы это сделать не сможем». Приехал на конкурс немецкий райтер, которому достался этот объект, и он закрасил всё в один цвет за полдня. Вот что значит — профессионал, который понимает слово «надо». Иностранцы вообще оказались совсем не капризными. Больше всего проблем доставили московские ребята.
Дмитрий LIL-DEE Кудинов: «Если хочешь зарабатывать творчеством, про спокойную жизнь можешь забыть» — Масштабы тех работ до сих пор поражают. Когда граффити из формы протеста перешло в настоящее монументальное искусство?

— Художники-райтеры заменили тех монументалистов, которые работали в советское время. Начало этому виду искусства было положено в Мексике в революционные годы, потом оно перешло в инструмент советской пропаганды. Власти в Союзе понимали, какое сильное воздействие несут такие рисунки. Но после развала СССР наступило «затишье», и только в начале 2000-х это снова вернулось в Россию. Сейчас реактивные ребята делают монументальные фасады за 4-5 дней. Советские художники занимались этим всю жизнь. Причём, у них был целый штат помощников, а потом им выделяли квартиры. В наше время изменились инструменты, подход, сроки. Мы посмотрели, как рисуют парни из Польши, насколько спокойно они берутся за огромные масштабы работы, и поняли, что предела нет. 

— И после этого ты ушёл в свободное плаванье?

— Да, и новые проекты сами меня нашли, потому что Like It.Art дал мне очень много знакомств. Но в коммерческой работе, конечно, есть своя специфика: она ограничена рамками, и творчество перестаёт быть абстрактным. Ты можешь выбрать лишь инструмент осуществления задачи, но нужно всегда думать, что это даст клиенту. Многие делают дизайн ради дизайна, но в таком подходе нет развития. Конечно, если у тебя есть компенсация от государства за безработицу, ты можешь творить для себя, но рано или поздно ты умрёшь с голоду.
Дмитрий LIL-DEE Кудинов: «Если хочешь зарабатывать творчеством, про спокойную жизнь можешь забыть» — Как же быть с конкуренцией? И тем, что наглость города берёт? Нередко бездарности, которые умеют пиариться, зарабатывают больше скромных, но действительно талантливых людей.

— Да, такое постоянно происходит, но это временный эффект. Всё равно люди — не дураки. Нельзя недооценивать «сарафанное радио». Мы работаем и на своё имя, и на имидж наших заказчиков, поэтому те, кто хочет сорвать лёгкие деньги, исчезают так же быстро, как появляются. И у собственной скромности тоже должны быть границы. Самокритика —  незаменимая штука, она никогда не даст тебе зазвездиться. Но нельзя себя недооценивать и заморачиваться на идеале. Иначе ты умрёшь, а картина не будет закончена. Кроме того, надо очень чётко выбирать свой круг общения. Когда работаешь в одной команде с профессионалами, у тебя гораздо быстрее происходит качественный скачок.
Дмитрий LIL-DEE Кудинов: «Если хочешь зарабатывать творчеством, про спокойную жизнь можешь забыть»
— Именно по такому принципу создавалось «Первое граффити-агенство»?

— Да. В 2013 году, когда я поехал на биеннале в Москву, познакомился там с Сабиной Чагиной. От Андрея Abera и Морика поступило предложение войти в состав учредителей «Первого граффити-агенства». Мне такое и представить было сложно, потому что эти люди в тусовке просто боги. Сейчас мы живём в разных городах: Андрей — в Москве, Морик — между Прагой и Новосибирском, я в Казани, но это нам совершенно не мешает работать и дружить. Я директор по развитию и, можно сказать, «закрываю» всё Поволжье.

— Чем эта работа отличается от того, что вы делали раньше?

— С 2013 года мы создали огромное количество проектов федерального масштаба, а в прошлом году вышли на мировую арену. Работы художников выставлялись в Нью-Йорке и Сан-Франциско, мы делали объекты в Майами, Китае и Азии. Мы перешли в формат мурализма — монументальной живописи. Нас не останавливают масштабы и сроки: прошлом году мы с Васей LST за неделю оформили две стены общей площадью 360 кв. м на отреставрированной Старо-Татарской Слободе.
Дмитрий LIL-DEE Кудинов: «Если хочешь зарабатывать творчеством, про спокойную жизнь можешь забыть»— Вы вообще балуете Казань красивыми граффити. А другие города?

— В конце прошлого лета нам поступил заказ от департамента Московской области. В то время они занимались развитием и брендированием города Клин. Мы познакомились с советниками губернатора [Андрея Воробьева], и они сказали, что нужно сделать интеграцию городского бренда в инфраструктуру Клина. Всю неделю ездили в этот город, выбирали подходящие объекты, ведь холстом для нас являются здания. Город промышленный, там километры заводских заборов. Многие из предприятий не действующие, что только играло нам на руку. Мы разработали эскизы, причём, за очень короткий срок. На городском празднике их поставили на мольберты, и люди голосовали за рисунки, которые им больше нравятся. Поэтому жители Клина сразу стали считать их «своими», ведь они их сами выбрали, а не вынуждены были смириться со вкусом городской администрации. И уже в этом году мы реализовали один из больших объектов.

— Можно ли сказать, что граффити-культура коммерциализировалась и стала попсовой?

— Я скажу, что нет. Она так сильно развивается именно потому, что все люди в ней очень идеологические. Заработок — это вторичный фактор.
Дмитрий LIL-DEE Кудинов: «Если хочешь зарабатывать творчеством, про спокойную жизнь можешь забыть»
— Что должны знать молодые ребята, которые тоже рисуют, не хотят идти учиться на бухгалтера и мечтают зарабатывать своим творчеством?

— Надо понимать, что это очень сложный труд. «Первое граффити-агентство» — это художники, чьё имя давно стало знаком качества. Но никто из нас не сидит в тёплом офисе и не греет пятую точку.  Каждый из наших директоров делает всё своими руками и всегда сможет защитить свою работу. Если ты хочешь лежать на диване, иметь постоянную девушку, ходить в кино, спокойно и размеренно жить — то лучше не связываться с творческой работой. Я не знаю ни одного талантливого человека, который внезапно что-то сделал и получил признание. Все мы минимум 10 лет шли к тому уровню, который сейчас есть. Изо дня в день самоанализ, постоянная проба новых материалов и техник, расширение собственных рамок. Потому что когда мы начинали, этим увлекались почти все в нашем городе. А сейчас нас осталось трое.
Дмитрий LIL-DEE Кудинов: «Если хочешь зарабатывать творчеством, про спокойную жизнь можешь забыть»— Кстати, как вам с Димой удалось не перессориться за 15 лет?

—  Double-d crew — это всегда двойственность, мы умели разделять функции и зоны ответственности. BIG-DEE был менеджером, а я кем-то вроде арт-директора. То есть, я делал эскизы, а он договаривался. Наверно, потому мы и продержались так долго и до сих пор лучшие друзья.

Для ленивых или особо ярых приверженцев лаконичности, редакция KazanFirst решила сформулировать правила из этого интервью по пунктам. Итак, чтобы хобби стало профессией нужно:

1. Практиковаться как можно больше
2. Всегда проявлять инициативу
3. Заводить полезные знакомства
4. Чётко осознавать, куда ты движешься
5. Понимать свою целевую аудиторию
6. Самокритика в обязательном порядке
7. При этом, не давать перфекционизму завести тебя в дебри
8. Окружать себя профессионалами
9. Не бояться масштабных проектов
10. Чётко распределять обязанности, если работаешь в команде
11. И быть готовым к тому, что о спокойной размеренной жизни можно забыть, если хочешь зарабатывать творчеством
Дмитрий LIL-DEE Кудинов: «Если хочешь зарабатывать творчеством, про спокойную жизнь можешь забыть» Дмитрий LIL-DEE Кудинов: «Если хочешь зарабатывать творчеством, про спокойную жизнь можешь забыть»   


Понравился материал? Поделись в соцсетях
6 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Владимир
По-моему это самое настоящее вредительство, а вы ему еще пиар даете. Не всем знаете ли по душе творчество этих граффити-манов. Не превращайте города в гетто-районы Америки. И почему к нам все самое плохое что есть в этих так называемых цивилизованных странах прилипает как банный лист…
0
0
Ответить

Кот
Это искусство. А Вы, Владимир, нудный человек. К тому же, абсолютно некомпетентный. Только представьте мир без искусства. Брэдбери читали? И не стоит путать хорошие муралы с обычным страшным бомбингом или тэггингом.
1
0
Ответить

Коту
Если ты кот, то как тогда ты научился писать. Обычно вы только мяукать научились. Вас надо срочно занести в Красную книгу, как единственного кота, умеющего говорить и писать по человечески.
0
0
Ответить

Плод фантазий
Гетто — это по определению район города с неблагоприятным уровнем жизни, где вынуждены жить люди неимущие. Таковыми они становятся по ряду социальных, общественных и экономических причин. Граффити на стене не превращает благоприятный район в гетто Звенит там, где пусто
1
0
Ответить

Кот
Фффак. Я спалился. Хорошо что меня не существует.
0
0
Ответить

бу
Ну ********ь то он умеет! и не более
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite