Националистические движения в Татарстане: что между ними общего?

KazanFirst о двух непримиримых лагерях
KazanFirst о двух непримиримых лагерях

В Татарстане представлено два активных националистических движения: русское и татарское. И, несмотря на, казалось бы, противоположные цели они все же имеют больше общих черт, нежели различий.

Начнем с того, что два лагеря националистов переживают сейчас нелегкие времена. Число их сторонников из года в год снижается. Особенно это наглядно видно на акциях, проводимых ими в Казани, где с трудом собираются несколько человек и порой даже некому подержать плакаты.

Националистические движения в Татарстане:  что между ними общего?

Похожи они и в том, что в новых для себя условиях пытаются найти способы сохранить себя в публичной политике. Поэтому неслучайно, что татарские националисты вопреки здравой логике и инстинкту самосохранения объединяются с исламистами, а русские националисты пытаются влиться в околополитические и сомнительные организации, например, такие как альтернативный Общероссийский народный фронт.

У каждого из лагеря есть и свои «сакральные» мероприятия, проведение которых являются для них идеей фикс. У одних – это «День памяти взятия Казани», у других – «Русский марш».

Можно сказать, что оба этих мероприятия подводят своеобразную черту под деятельностью двух националистических движений за год и являются для их участников чем-то вроде «выхода в свет». И «День памяти взятия Казани», и «Русский марш» провокационны по своей сути и ничего кроме деструктивной составляющей не несут.

Надо отметить, что в татарском и русском националистическом движении постепенно проходит смена поколений. На смену Рафису Кашапову и Фаузие Байрамовой приходят Наиль Набиуллин и Айрат Шакиров, вместо Александра Салагаева и Михаила Щеглова – Витольд Филиппов и Михаил Шаров.


Националистические движения в Татарстане:  что между ними общего?
Вообще, обращает на себя внимание и изменение риторики у националистов. Например, татарские националисты из СТМ «Азатлык» и ВТОЦ напрочь забыли о защите татарского народа и сменили свои традиционные лозунги на религиозные – «в защиту мусульман».

Кстати, как утверждают информированные источники, татарские националисты получают финансовую подпитку от исламистов, в том числе за организацию уличных акций против «нападок на ислам в России», под которыми имеется в виду, например, осуждение за экстремизм Рустема Сафина – экс имама скандально известной мечети «Аль-Ихлас», обвиненного в связях с террористической организацией «Хизб ут-Тахрир».

В этой связи совсем не удивительно, что подготовка ко «Дню памяти взятия Казани» в этом году у них началась с пикетов «в защиту Ислама» и против притеснения мусульман.

Что касается противоположного лагеря, то тут также произошли изменения. Скажем, русские националисты в последнее время сконцентрировали своё внимание на модной и, как поговаривают, прибыльной нынче теме борьбы с педофилией.

При этом для русских националистов, похоже, именно борьба становится основным лейтмотивом действий. Они борются с педофилами, мигрантами и продолжают бороться против обязательного преподавания татарского языка в учебных заведениях республики.
Националистические движения в Татарстане:  что между ними общего?
Надо сказать, что националистические движения Татарстана лишены конструктивизма и позитивизма. Во многом они имеют радикальную природу и в основном привлекают в свои ряды необустроенную и агрессивную молодёжь. Если взглянуть на состав националистов, и в особенности их лидеров, то мы там практически не обнаружим людей, которые бы действительно работали во благо общества, часть из них вообще не трудоустроена. Поэтому по большей части для них национализм стал хлебом, благодаря которому они и живут.

Однако опасность заключается совсем в другом. Сегодня националистическое движение подвержено внутренним изменениям, результатом которых становится его трансформация в самые радикальные формы. Русский национализм вытесняется неонацизмом и фашизмом, а татарский – радикальным исламом.

В этих условиях умеренный национализм, который по сути своей направлен на созидание и сохранение, к сожалению, постепенно подменяется опасным для общества принципом межличностной идентификации: «свой – чужой», не предполагающего никаких компромиссов и уступок, а, следовательно, в потенциале способной стать фактором дестабилизации ситуации в республике.

Олег Власов

 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: