КПРФ и национальный вопрос

19 октября состоялся пленум ЦК КПРФ по национальному вопросу
19 октября состоялся пленум ЦК КПРФ по национальному вопросу

19 октября состоялся пленум ЦК КПРФ по национальному вопросу. На нем с позиций марксизма-ленинизма была подвергнута резкой критике деятельность различных националистических организаций, угрожающих территориальной целостности России. За этим, как сообщается, последовало негласное решение федерального руководства КПРФ о необходимости очищения партии от тех ее членов, кто запятнал себя связями с национал-сепаратистами. Одной из первых жертв очистительного процесса должен стать руководитель ТРО КПРФ Хафиз Миргалимов, уже много лет тесно сотрудничающий с татарскими сепаратистами.

КПРФ и национальный вопрос 

То, что национальный вопрос стал темой последнего пленума ЦК КПРФ, далеко не случайно. Обострение межнациональных проблем, помноженное на межконфессиональные конфликты, становится одним из основных трендов не только общероссийской, но и мировой политики. Два десятилетия назад, вдохновленные распадом Советской империи, либеральные идеологи вслед за Фукуямой неизменно повторяли его тезис о «конце истории», подразумевая наступление эпохи бесконфликтного развития, в том числе и в сфере межнациональных отношений.

История, однако, опровергла эти радужные мечты. Советский Союз, который, как считают либералы, разрушился из-за непреодолимых межнациональных противоречий, с позиции нынешнего времени уже воспринимается если не образцом, то вполне приемлемой моделью позитивного сосуществования различных этнических групп. По крайней мере, при  всех минусах советского периода (сталинских репрессиях в отношении некоторых народов), КПСС в национальном вопросе, несмотря на различные колебания, в целом старалась выдерживать линию сбалансированного выравнивания интересов основных этнических групп. И даже разноуровневое федеративное устройство с его иерархией субъектов отражало не только издержки советской национальной политики (например, по вопросу обоснованности предоставления казахам союзной республики, а татарам – автономной), но также опиралось на рациональную основу. Ведь очевидно, что не было никакого смысла предоставлять территориям проживания, к примеру, северных народов статуса союзной республики, поскольку в досоветский период у них не было не только собственной государственности, но даже и письменной культуры.

КПРФ и национальный вопрос

По крайней мере, опыт постсоветского существования бывших народов СССР пока демонстрирует не столько успехи их развития в условиях долгожданной «свободы», сколько тенденции социально-экономической, политической и культурной деградации большинства из них. Появление собственных независимых государств не стало гарантией расцвета их культур, а только усилило самые худшие и архаичные элементы их традиционного уклада – феодальные нравы, социальную безответственность и высокомерие элит. Проекты этнических партократов о построении в отдельно взятых суверенных республиках еще одной «Швеции» – «Кувейта» – «Сингапура» так и остались розовыми мечтаниями. А постсоветское пространство заполонили независимые феодальные вотчины, построенные по племенному признаку (Узбекистан, Туркменистан, Киргизия и т.п.), никем не признанные или полупризнанные «бантустаны» (Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах), или же новые члены «цивилизованного европейского сообщества», взявшие на вооружение политику апартеида (Эстония, Латвия).  

Россия на этом фоне тоже не выглядит образцом межнационального согласия, хотя ее потери от распада СССР, на мой взгляд, все-таки меньше. Во многом потому, что даже в условиях масштабной деградации наша страна в силу своей относительной самодостаточности сохраняет значительный потенциал роста. Но этот потенциал может быть окончательно уничтожен не только благодаря проводимой либеральной политике «оптимизации» социальной сферы и производства, но и в результате неконтролируемого роста внешней и внутренней миграции и, как следствие,  усиления национализма.

Ответ КПРФ

Главным событием пленума ЦК КПРФ стал доклад Геннадия Зюганова. В своем выступлении лидер партии, опираясь на марксистскую методологию, дал собственный анализ истоков и причин усиления национализма в современной России.

КПРФ и национальный вопрос 

По его мнению, главные причины носят социально-экономический характер и являются результатом разрушения социальной системы, сформированной в эпоху СССР. Основными виновниками распада Советского государства являются его сознательные враги – «отцы перестройки» внутри страны и их союзники на Западе: 

«Три главных задачи решали противники власти Советов в годы «перестройки»: подорвать единый народнохозяйственный комплекс, возбудить антикоммунизм, посеять национальную рознь. Эти процессы всячески подпитывали те, кто жаждал уничтожения СССР. Результаты их деяний известны. Разрушение единой хозяйственной системы вызвало затяжной экономический кризис. Разгул антикоммунизма подвёл к запрету правящей партии, скреплявшей всю систему управления и обеспечивавшей целостность страны. Национальная рознь породила недоверие и конфликты между народами, способствовала разделу единого государства.»

КПРФ и национальный вопрос 

По мнению Зюганова, распад СССР осуществлялся в угоду интересам мирового финансового капитала, стремящегося к тотальной глобализации. Но следствием такой политики стало обострение противоречий между нациями «золотого миллиарда» и нациями остального мира (к числу последних относится и Россия), в результате чего мы наблюдаем масштабный рост национализма по всему миру. 

С данным тезисом трудно не согласиться, так как нынешний кризис обнажил противоречия даже внутри Евросоюза, вычеркнув из «золотого миллиарда» большинство стран Южной Европы. Последние, особенно греки, тут же стали «национализироваться», воскрешая в своем сознании германофобию эпохи Второй мировой войны. 

Говоря о национализме в нашей стране, Зюганов отметил:

«Национальный вопрос в современной России – это вопрос о межнациональных отношениях в обществе, раздираемом классовыми противоречиями…

Национализм рядится в самые разные одежды. Он выражается в этнической и религиозной формах. Но в любых проявлениях он буржуазен по своим идейным основам…     

Имперский Запад продолжает «холодную войну» против нас. Его стратеги учитывают, что Россия – многонациональная страна. В целях её ослабления используется как национализм местной буржуазии в национальных образованиях, так и русский национализм, способный подточить силы государствообразующей нации. Обе опасности грозят разрушить целостность страны. Этого и добивается мировой капитал, содействуя росту национал-сепаратизма в России. Технологии разжигания межэтнических войн отработаны задолго до так называемой «арабской весны». Методы провокаторов и сегодня работают на экспансию Запада.»

С последним тезисом сложно не согласиться. Лозунг радикальных русских националистов «Хватит кормить Кавказ!» и лозунги радикальных татарских националистов о независимости Татарстана – все это элементы одного процесса, направленного на разрушение единства России. Как показывает исторический опыт нашей страны, попытки некоторых русских националистов отделить «свое» от «чужого» неизменно приводят к разрушению ее территориального единства. Весьма кстати Зюганов вспомнил известного русского патриота Игоря Шафаревича, который своей поддержкой «независимости» России в 1991 году оказался в одном ряду с ее идейными врагами – прозападными либералами-русофобами. Многим в те годы казалось, что «освобождение» от советского «имперского» наследия создаст условия для свободного развития русской нации. Этого, как видим, не произошло. Теперь некоторым нашим русским «патриотам» не терпится продолжить эту политику, «освободив» Россию от якобы чуждых ей территорий Северного Кавказа, Сибири, Урала, обеспечивая тем самым окончательную деградацию населяющих ее народов.

КПРФ и национальный вопрос

В контексте этого Зюганов отметил:

«Сутью русского вопроса КПРФ считает сохранение русского народа в условиях системного кризиса. Сберечь русский народ – значит защитить его от трёх острейших угроз: физического вымирания и вырождения; культурной, духовно-нравственной деградации; потери национального суверенитета и утраты территориального единства страны…

Разрушая «русский мир», капитализм угрожает и другим народам России. Необходимо хорошо видеть то, что роднит сегодня аварца и осетина, татарина и бурята, карела и марийца, все народы России. Это их общая история, территориальное единство страны и необходимость сплочённой борьбы против угнетения. Успех этой борьбы немыслим без деятельного участия русского народа.».

Лидер КПРФ, отвергая национализм, призвал членов партии бороться с его приверженцами, в том числе в собственных рядах:

«Опасность активизации местного национализма трудно преувеличить. Сегодня его воинственность таит в себе угрозу размывания федерации. А от превращения России в конфедерацию до её распада – один шаг. В КПРФ нет уклонов к великорусскому или местному национализму. Но они присутствуют в массовом сознании, а потому встречаются и среди членов партии. Не замечать этого – невозможно, мириться – недопустимо.».

Одним из тяжелых последствий распада СССР Зюганов считает нынешнюю кризисную ситуацию в миграционной сфере, возникшую вследствие деградации и обнищания бывших союзных республик:

«Межнациональные проблемы сегодня – прямое следствие разрушения Советского Союза. Его целостный народно-хозяйственный комплекс работал так, что каждому находилось дело в родном краю. Люди имели возможность реализовать себя, не покидая свои дома и не разлучаясь со своими семьями. В дальние края представители разных народов отправлялись тогда, когда вместе делали общее дело. Когда шли в Советскую Армию защищать границы единой большой Родины. Когда развивали свою страну, строя Братск и Комсомольск-на-Амуре, поднимая целину, осваивая Север, прокладывая БАМ. Когда ехали в столицу единого государства прославлять свой народ достижениями в науке, литературе и искусстве.»

С учетом сказанного лидер КПРФ считает, что главным условием разрешения нынешних межнациональных противоречий является восстановление на современной основе советской социально-политической системы и Союзного государства:

«Всеми доступными средствами нам предстоит вести пропаганду идеи воссоздания Союзного государства. Объединение народов бывшего СССР – гарантия их независимого и успешного развития в глобальном мире. Мы поддержим все инициативы, нацеленные на создание единого экономического и культурного евразийского пространства. Будем способствовать укреплению Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана при сохранении равноправия его настоящих и будущих участников. Продолжим борьбу за образование прочного Союзного государства Белоруссии и России.»

Решения пленума – в жизнь

Результатом работы пленума стало постановление, в котором содержаться требования к партийным организациям и членам партии активизировать борьбу с различными проявлениями национализма и сепаратизма. На практике это означает жесткое неприятие каких-либо форм политического сотрудничества с теми организациями и лицами, деятельность которых направлена на разрушение территориального единства страны. Пресекаться должна и деятельность так называемых «национал-коммунистов» в рядах самой КПРФ, так как эти люди суть те же националисты, скрывающие свои взгляды под коммунистической риторикой.

КПРФ и национальный вопрос

Резонансным в русле этого стала инициатива КПРФ по принятию федерального закона, вводящего уголовную ответственность за призывы к изменению территориальной целостности России. Эта инициатива была официально озвучена 19 ноября в ходе встречи Зюганова с президентом России Путиным.

Лидер КПРФ заявил:

«Нас беспокоят заявления в СМИ и призывы отдать Кавказ, Сибирь, Арктику, поручить что-то осваивать. Мне кажется, что эти призывы кощунственны и преступны. Мы страну тысячу лет собирали, и такие слова являются не просто ошибкой, они преступны по своей сути.»

В ответ, как сообщают «Известия», Путин отреагировал сдержанной улыбкой.

А что же в Татарстане?

Татарстан стал одним из тех регионов, где курс КПРФ на борьбу с национализмом и сепаратизмом проявляется в наибольшей мере. При этом одним из главных объектов этой борьбы стал первый секретарь рескома ТРО КПРФ Хафиз Миргалимов.

 Товарищ Миргалимов в политических кругах республики уже давно воспринимается как союзник радикальных татарских националистов, ратующих за независимость Татарстана. Надо сказать, что свои контакты с активистами Всетатарского общественного центра и Союза татарской молодежи «Азатлык» он особо и не скрывает. Неоднократно представители данных организаций были участниками митингов и пикетов, организуемых татарстанскими коммунистами. И наоборот, сам Миргалимов несколько раз принимал участие в акциях татарских сепаратистов. При этом зачастую лидер ТРО КПРФ абсолютно не учитывал те лозунги, которые ими выдвигались.

Стоит отметить, что многие члены партии критиковали такую тактику, считая, что она дискредитирует КПРФ. Однако у Миргалимова на это, как правило, был один ответ: своими действиями он якобы расширяет круг политических союзников.

На первый взгляд, в такой логике нет ничего предосудительного. Если бы не одно НО: руководство КПРФ отнюдь не сейчас, а уже с 1990-х годов придерживается твердой линии на неприятие политических союзов с врагами России, к числу которых относятся и антироссийски настроенные татарские радикалы. Но Миргалимов, прекрасно зная об этом, продолжал гнуть свою линию, до тех пор, пока это не стало вызывать открытого возмущения у многих членов ТРО КПРФ. Некоторые из них считают, что упорное игнорирование Миргалимовым партийных установок (а это, кстати, есть нарушение партийной дисциплины) обусловлено его симпатиями идеям татарских сепаратистов. Иного разумного объяснения найти трудно.

КПРФ и национальный вопрос

Что же представляют собой идейные союзники товарища Миргалимова? Остановимся лишь на двух из них.

Наиль Набиуллин, председатель радикально-националистического Союза татарской молодежи «Азатлык». В последние годы является одним из организаторов ежегодных антироссийских шествий «День памяти», посвященных падению Казани в 1552 году.

Набиуллин сформировал своеобразный пантеон татарских национальных героев, среди которых сплошь лишь те, кто когда-то воевал с Русью или Россией, например, монголы Чингизхан и Батый, а также лидер антироссийского восстания середины XVIII века Батырша.

КПРФ и национальный вопрос

В 2011 году Набиуллин был одним из организаторов «Дня памяти», в ходе которого один из его соратников надел каску солдата НАТО с оскорбительной надписью «FUCK RUSSIA».

КПРФ и национальный вопрос

В августе 2012 года Набиуллин стал одним из организаторов митинга сторонников международной террористической организации «Хизбут-Тахрир», проведенного под лозунгом «защиты мусульман».

КПРФ и национальный вопрос

Среди участников всех этих мероприятий был заместитель председателя Союза татарской молодежи «Азатлык», сторонник радикального ислама Айрат Шакиров, известный своей неприязнью к России.

Последний весьма скандальный случай связан с выступлением Миргалимова 6 ноября на митинге татарских радикальных националистов. Здесь лидер ТРО КПРФ, уже чувствуя шатающееся под собой кресло, фактически братался с сепаратистами, словно ища у них поддержку.

КПРФ и национальный вопрос

Очень символично в этом смысле совместное фото Миргалимова с Набиуллиным, выставленное последним в сети с характерной подписью: «коммунисты и националисты вместе».

Куда уж дальше? Налицо полное идеологическое падение.

PS. В названиях советских исторических монографий, посвященных антибольшевистским силам в России в годы революции 1917 года и гражданской войны, была очень популярна начальная фраза: «Идейное банкротство…» , а далее следовало на выбор – октябристов, кадетов, эсеров, левых эсеров и т.п.  Так вот, братание лидера ТРО КПРФ с татарскими националистами является ярким символом идейного банкротства товарища Миргалимова.

 

Сергей Мезенцев 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *