Необразовательный процесс

KazanFirst о том
KazanFirst о том, действительно ли человеку необходимо образование в том виде, в
котором оно существует в России

Сэр Кен Робинсон – международный советник в области систем образования и инноваций в государственных организациях. Он ездит по всему миру с призывами устроить революцию не только в образовании, но и вообще в самой системе «популяризации» поголовного образования.

Смысл его выступлений сводится к одному: каждый человек талантлив, но для раскрытия человеческого таланта образование порой абсолютно не нужно. А иногда и вовсе оно становится причиной так и нераскрывшегося потенциала: многие люди живут без малейшего представления о том, в чем состоит их талант и есть ли он вообще.

Если опросить пятьдесят человек моих знакомых, то половина ответит, что они работают не по специальности. Другие двадцать скажут, что ненавидят свою работу. И лишь пятерка счастливчиков сможет с гордостью ответить, что их работа – не только способ заработать деньги, но это часть их жизни, без которой они не могут себя представить. Очень грустно осознавать то, что мои друзья и близкие пропускают работу не через себя, а мимо себя. Получается, что, как минимум 8 часов из 24 эти люди проводят впустую, не извлекая никакой пользы для собственного развития.
Необразовательный процесс

Вся наша жизнь идет по одному и тому же сценарию: рождение, детский сад, школа, институт, работа, семья, дети. И если что-то идет не «по тексту», то общество вокруг начинает суетиться – мутить вокруг тебя воду и всяческими способами подталкивать к тому, чтобы ты вновь вернулся в порочный круг, в «секту» приличных людей. Помнится, моей учительнице по математике было тридцать пять, и мы всем классом называли ее «старой девой». Мы, тринадцатилетние школьницы, придавали этому выражению такой пренебрежительный окрас, что мне до сих пор за него стыдно. Откуда нам было знать тогда, что «старая дева» теперь будет называться «карьеристкой», а рождение первого ребенка после тридцати уже ни у кого не будет вызывать сочувствия. Очень много меняется – экономические кризисы, спортивные чемпионы, даже президент делится своим креслом с премьер-министром. Единственное, что остается неизменным, наша уверенность в том, что образование есть успех, мы фактически одержимы этой идеей. Кульминация всей нашей жизни – поступление в университет.

О крахе российского образования не говорил разве что ленивый. О том, в чем разница между российскими и зарубежными ВУЗами, рассказала Анна Кудрявцева, менеджер по развитию бизнеса образовательной компании StudyLab, лицо Универсиады-2013.
Необразовательный процесс

— В британских университетах (так же как и в американских) не учат. Они не «заваливают» знаниями, как это принято делать в России. Там преподаватель — больше гид, который ведет тебя в хаосе академических данных. Сам студент должен определять свою зону интереса, а с преподавателем он уже общается на уровне более-менее понимающего и осведомленного человека. Если в России знания переходят от преподавателя к студенту, то там — сам студент изучает предмет (в его распоряжении — каждодневные газеты, журналы, и библиотеки, работающие 24 часа в сутки 7 дней в неделю). Преподаватель лишь курирует жизнь студента.

Анна знает, о чем говорит: будучи школьницей, она год провела в американской семье, на равных обучаясь в американской школе, а после окончания университета в России продолжила свое обучение в университете Экзетера, Великобритания.

— Не в обиду российским студентам, но первокурсники в России — дети. Это связано с тем, что у нас в стране паранойя: после школы — обязательно вуз. В то время как в США, Англии, до 20% выпускников школ берут так называемый gap year, чтобы попробовать себя в разной деятельности. Как ты можешь понять, какой у тебя талант, призвание, если ты топчешься на крошечном островке жизни? Выпускники школ менее связаны обязательством сделать выбор относительно будущей профессии. К тому же, на первом курсе еще можно сомневаться и изучать все что хочешь. Например, все студенты Гарварда на первом курсе могут изучать любые предметы и только на втором должны определяться.

Среднестатистический гражданин считает, что образование за рубежом может позволить себе только очень богатый человек. Однако отправить своего ребенка учиться в московский ВУЗ выходит не намного дороже, чем отправить его в Лондон, например.
Необразовательный процесс

— Обучение в Англии, — продолжает Анна, — не очень отличается от обучения в Московских вузах: 400-600 тысяч рублей в Москве против 700-800 тысяч в Англии. Проживание в Англии дешевле, так как такого дорогого жилья, как в Москве, мало где можно встретить. Учитывая новый опыт, новое качество жизни, многие семьи крепкого среднего (даже не высшего) класса сегодня выбирают обучение в Англии/США, как альтернативу Москве. Более того, я бы сказала, что семьи рассматривают США как судьбу, как новую жизнь на новом континенте. Англия — как временное пристанище. Частные школы Англии, конечно, это наверное, секретный инструмент M16.  Все настроено на то, чтобы человек в 18 был на 120% подготовлен к жизни. В 9 классе — обязательный курс «Искусство» (для развития творческого мышления, чувства эстетики), в 10 классе — обязательно кадетская подготовка. Обязательно спорт. Без спорта в принципе невозможно выйти из школы (причем, должно быть несколько спортов). — В сравнении с нашими российскими уроками физкультуры, где 45 минут занятие, из них 15 минут – перекличка, там обязательно есть так называемое community service — для развития чувства гражданской ответственности. У нас в РФ полностью умерло это чувство.

Ошибок в системе российского образования очень много: здесь первоклассник должен приходить в школу, уже умея читать, хотя обучать этому должен преподаватель. Здесь самое главное – пройти ЕГЭ, а не подтолкнуть ребенка к получению новых знаний и раскрытия всего потенциала его личности.  Наши школы учат избегать ошибок, вместо того, чтобы вдохновлять на исследования и эксперименты. В университетах более половины всех студентов учатся по тем специальностям, за которые согласились заплатить родители, бабушки и родственники. Никто не берет в расчет желания самого ребенка, который когда-то не смог заявить о своем таланте, и которому этот талант не помогли найти.
Необразовательный процесс

Есть много того, что изменилось за десятилетия, и эти изменения имеют колоссальное значение для всего человечества. Однако возникает ощущение, что все эти изменения прошли мимо российского общества — всё те же бюрократические болота во всем, что касается жизненно важных систем. Система образования сейчас работает таким образом, что мы учимся тому, чего не любим, для того, чтобы поступить в институт, чтобы получить ту специальность, по которой не будем работать ни дня, а если и найдем работу по специальности, то будем жутко ее ненавидеть и считать минуты до окончания рабочего времени. Замкнутый круг, из которого есть только один выход, — революция, которая ничего не изменит на уровне государства, зато изменит жизнь вашей семьи. Революция, в которой вы позволите вашему ребенку заявить о своих желаниях и разрешите ему самому быть за них ответственным.

Диана Садреева
Фото из открытых источников

 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *