Антон Куховаренко: «Замерять среднюю скорость по времени прохождения участка дороги — это единственный логичный метод для выявления нарушителей»

Антон Куховаренко: «Замерять среднюю скорость по времени прохождения участка дороги — это единственный логичный метод для выявления нарушителей»
Директор и основатель компании «Автодория» в интервью KazanFirst

Антон Куховаренко, основатель компании «Автодория»


Елена Орешина – Казань

 «Автодория» появилась в Казани в 2011 году. Тогда группа энтузиастов, вдохновленная идеей создать систему контроля скорости на автомобильных дорогах, начала работать как стартап в ИТ-парке. Спустя три года «Автодория» уже известный в России бренд, вызывающий восхищение властей и критику автомобилистов. Их идея проста — измерять среднюю скорость движения машин на достаточно длинных участках дороги. Такую систему невозможно обмануть или обойти (в отличие от радара, перед которым можно притормозить). Основатель компании Антон Куховаренко в беседе с KazanFirst утверждает, что ГИБДД на основе данных «Автодории» выносит штрафы в 90% случаях. Компания уже сотрудничает с 18 регионами России и каждые год предлагает новшества в системе.  «Автодория» теперь контролирует движение транспорта на автобусных полосах дороги, следит за пробками и способна выделять транзитный транспортный поток внутри городов.  Власти Татарстана в 2013 и 2014 годах заключили с «Автодорией» договоры более чем на 95 млн рублей. Куховаренко рассказал как «Автодория» достигла успеха в рекордные сроки, почему важно разместить стартап на известной площадке, а не в гараже и как научить водителей соблюдать скоростной режим

Антон Куховаренко: «Замерять среднюю скорость по времени прохождения участка дороги — это единственный логичный метод для выявления нарушителей»

— В 2011 году мы собрались, чтобы развивать системы безопасности дорожного движения, уже весной мы собрали первый прототип «Автодории», с этим прототипом пришли в бизнес-инкубатор ИТ-парка.

Там где-то за год, мы довели прототип до полноценного промышленного решения, провели сертификацию. Это был отдельный сложный и длительный процесс, потому что мы, по сути, предложили первую в России систему подобного рода.

Изначально мы собрались, чтобы сделать новую систему обеспечения безопасности на дорогах. Группу энтузиастов заразила идея – зачем измерять скорость радаром в одной точке, когда можно замерить время на въезде и выезде с участка дороги и вычислить скорость проезда этого участка. Соответственно мы побуждаем водителя соблюдать скоростной режим на всем пути следования, а не сбрасывать скорость непосредственно перед радаром, создавая риск возникновения ДТП, «90-60-90», как многие шутят.

Мы сразу собрали команду, в которую вошли программисты и «железячники», и уже к лету 2012 года у нас была первая сертифицированная промышленная модель. Дальше мы пробивались на рынок. Все шло тяжело, потому что это новый подход для России. Как все новое – вызывал противодействие, особенно у органов власти, потому что для применения нашей системы им нужно было выйти за рамки привычной и комфортной зоны и начать думать по-другому. Это тяжело. Впрочем, так себя ведут не только органы власти. Любого выведи за рамки привычного – и он будет сопротивляться.

Мы долго бились над продвижением. Отчасти с этим нам помог ИТ-парк.

Антон Куховаренко: «Замерять среднюю скорость по времени прохождения участка дороги — это единственный логичный метод для выявления нарушителей»

— И как вам это помогло?

— Сюда [в ИТ-парк] приезжает очень много делегаций, в том числе федеральных органов власти. У нас было несколько знаковых презентаций – главе Госавтоинспекции России [Виктору] Нилову и [вице-премьеру Игорю] Шувалову, который курирует вопросы безопасности дорожного движения при правительстве. Благодаря этим презентациям мы стали постоянными участниками правительственной комиссии БДД. Уже три года мы представляем инновации в сфере БДД на федеральном уровне, единственная молодая компания.

Решением первой комиссии стала реализация пилотного проекта «Автодории» в Татарстане. Республика заинтересовалась проектом. Признаться [начальник управления ГИБДД в Татарстане] Рифкат Минниханов интересуется инновациями и старается их применять в своем ведомстве, пробует что-то новое. Поэтому они активно подключились, во многом нам помогали.

Сначала мы многого не понимали – как подвести энергию, как разместить приборы на столбах. Это сейчас у нас большая команда, в которой есть и энергетики, и монтажники.

Антон Куховаренко: «Замерять среднюю скорость по времени прохождения участка дороги — это единственный логичный метод для выявления нарушителей»

— А сама идея у вас появилась только в 2011 году? Ведь подобные  системы контроля скорости есть в других странах, причем достаточно давно…

— Да, замерять на дорогах среднюю скорость по времени прохождения участка дороги придумали давно. Это единственный логичный метод для выявления нарушителей.

Только измерялось это иначе – стоял офицер с прибором, на котором есть тумблер. Офицер видит, что машина проехала определенную отметку – щелкает один тумблер. Когда машина проезжает вторую отметку – щелкает другой тумблер. И замеряется средняя скорость прохождения данного участка. Кстати, в США, насколько я знаю, этот метод используют до сих пор. Уровень доверия к полиции там, конечно, несравнимо выше, чем у нас.

Впервые в автоматический режим это было переведено в Великобритании в 1999 году. У них очень хорошая статистика по снижению смертности на участках, где установлена такая система контроля скорости. Наш опыт в Татарстане подтверждает эти данные. Нам кажется – это благодаря тому, что контроль на протяженных участках меняет отношение водителя к вождению и нарушениям. Водитель постепенно понимает, что проще везде ехать с нормальной скоростью, чем гадать, где именно ты влетишь на штраф.

Антон Куховаренко: «Замерять среднюю скорость по времени прохождения участка дороги — это единственный логичный метод для выявления нарушителей»

— Если говорить про саму систему – чем отличается первый прототип «Автодории» от сегодняшнего прибора?

— Наверно проще сказать, что не изменилось. Не изменилась идеология. Изначально задумывалось, что мы делаем независимые датчики с применением ГЛОНАСС и цифровой подписи. Датчики размещаются на дорогах, фотографируют машины, и данные с них собираются в Едином вычислительном центре. Который, в свою очередь, по-разному интерпретируя эти данные, может решать разные задачи. Первая задача – расчет средней скорости машины на участке и привлечение к административной ответственности при превышении скоростного режима. Другая задача – такие же датчики могут стоять на дороге и фиксировать, в каком ряду проехала машина. Например, если автомобиль проехал по автобусной полосе, при этом не являясь общественным транспортом или такси. В Татарстане как раз запускается эта система. Пока запущен только один этап, на днях мы получили подтверждение, что будем подключать и другие участки. При этом один и тот же датчик работает по разным задачам – фиксирует рядность и скорость.

Кроме штрафов система может работать как, например, «Яндекс. Пробки». В «Яндекс. Пробки» пользователь проезжает с включенным смартфоном участок дороги, программа зафиксировала, с какой скоростью ты его проехал – и отправила данные в систему. А у нас стоят приборы и фиксируют трафик, рассчитывают средние потоки. Сейчас мы можем оценить плотность и скорость потока на каждом участке.

У нас есть еще один проект, но мы его пока не запустили. Можно оценить, сколько людей проезжает транзитом через город, а сколько пользуется объездными дорогами. В принципе, таких задач может быть много.

Эту систему можно использовать и для розыска транспортных средств. По ходу того, как мы дорабатываем наш вычислительный центр, мы получаем все новые и новые функции. Мы постоянно совершенствуем систему.

Антон Куховаренко: «Замерять среднюю скорость по времени прохождения участка дороги — это единственный логичный метод для выявления нарушителей»

— Куда стекаются все эти данные?

— В ИТ-парк. Здесь стоит вычислительное оборудование «Автодории», сюда стекаются данные со всех приборов в Татарстане, из Ульяновска, Самары и всех регионов, где внедрена наша система, включая Ингушетию, Санкт-Петербург, Пензу и другие.

— Где запущена коммерческая эксплуатация «Автодории»?

— В Татарстане, Самаре, Пензе, Ульяновске и Московской области. Кроме того, есть ряд регионов, где проведены все необходимые подготовительные работы, и система вот-вот начнет свою работу. Всего система внедрена в 18 регионах России.

Антон Куховаренко: «Замерять среднюю скорость по времени прохождения участка дороги — это единственный логичный метод для выявления нарушителей»

— Куда данные идут из вашего дата-центра?

— Здесь, как только вычислительный центр фиксирует факт превышения порогового значения скорости, данные уходят в ГИБДД. А уже оттуда выписываются штрафы.

— Были ли проблемы с выстраиванием взаимодействия с ГИБДД?

— Проблемы есть всегда, но это скорее задачи, которые решаются. Работа продолжается, мы выстраиваем взаимоотношения дальше. Уже восемь регионов России выставляют штрафы по данным нашей системы – в республиках Татарстан, Ингушетия и Чечня, Самарской, Московской, Ульяновской, Рязанской и Пензенской областях.

— Расскажите подробнее про розыск транспортных средств?

— У нас разработано программное обеспечение, по сути – это интерфейсы на нашу базу данных. Они установлены в ГИБДД. Пока это нововведение работает в тестовом режиме. Датчики начали подключать в конце прошлого года, уже есть свой эффект.

Антон Куховаренко: «Замерять среднюю скорость по времени прохождения участка дороги — это единственный логичный метод для выявления нарушителей»

— Как система взаимодействует с «умными» светофорами?

— Зональный контроль скорости – лишь один из элементов интеллектуально-транспортной системы «Автодория». Уже сегодня мы также предлагаем функции розыска, мониторинга транспортных потоков и контроля рядности движения, которая особенно полезна в условиях тесного городского движения и связанной с ней необходимостью контроля автобусных полос.

«Автодория» способна взаимодействовать со светофорами при подключении последних к интеллектуально-транспортной системе. Уже сегодня мы способны осуществлять мониторинг транспортных потоков, анализировать интенсивность движения на тех или иных участках и предоставлять эти данные заказчику. Имея эти данные можно регулировать и условно ускорять, создавая «зеленый коридор», или замедлять определенные участки дороги.

Антон Куховаренко: «Замерять среднюю скорость по времени прохождения участка дороги — это единственный логичный метод для выявления нарушителей»

— Вы ведете для себя статистику – сколько штрафов выписано, сколько иных нарушений, сколько найдено ТС?

— У нас есть статистика по фиксации нарушений, ежемесячно мы готовим для республики большие отчеты. Но у нас нет данных, сколько по ним вынесено штрафов. Вообще у нас хороший показатель – из общего количества нарушений, данные о которых мы отправляем в ГИБДД, примерно по 90% случаев выносятся штрафы, то есть как брак отсеивается немного.

— Есть ли на рынке конкуренты для «Автодории»? В Подмосковье, например, это «Стрелки», но и эту систему заменяют на вашу…

— Не совсем так. Их не заменили, системы будут работать параллельно. Конкуренция бывает разная. Сертифицированных систем, подобных «Автодории» на российском рынке пока нет.

С другой стороны, мы все боремся за одни бюджеты безопасности дорожного движения, поэтому у нас в конкурентах – все производители приборов фотофиксации. На рынке в России есть 5-6 очень сильных игроков.

Антон Куховаренко: «Замерять среднюю скорость по времени прохождения участка дороги — это единственный логичный метод для выявления нарушителей»

— Долгое время водители возмущались, что неправомерно выставлять штрафы по средней скорости движения. Как решался этот вопрос? Были ли внесены какие-то поправки в законодательство?

— Это один из первых вопросов, которым мы озадачились. Изменения в текущее законодательство не потребовались, мы проанализировали закон еще в 2011 году, как только начали этим заниматься. После этого мы неоднократно подтверждали это на разных уровнях.

Стандартно претензия звучит так – в законодательстве нет понятия «средняя скорость». Обычно так говорят те, кто вообще не открывал Кодекс об административных правонарушениях. В КоАПе нет и понятия «мгновенная скорость». Там есть формулировка «превышение установленной на участке скорости движения транспортного средства». Конкретного способа доказательства превышения скорости в КоАПе и других актах не прописано. Единственное условие – система должна быть средством измерения утвержденного типа, то есть должна быть сертифицирована.

В «Автодории» словосочетание «средняя скорость» используется скорее для того, чтобы подчеркнуть отличия от радарных комплексов. У нас в сертификате прописано – «средство измерения скорости движения транспортного средства «Автодория».

Антон Куховаренко: «Замерять среднюю скорость по времени прохождения участка дороги — это единственный логичный метод для выявления нарушителей»

— Татарстан стал первым регионом, где была запущена «Автодория». Сейчас система охватывает всю республику?

— Сейчас в Татарстане установлено 230 датчиков. 104 из них в Казани, порядка 40 в Набережных Челнах, остальные распределены по трассам республики. Но, честно говоря, охвачены еще не все участки, на которых можно установить систему. «Автодория» пока слабо представлена на региональных трассах. А если учесть, что этих трасс по республике подавляющее количество – то работы еще непаханое поле.

Технические условия не всегда позволяют разместить приборы везде, где хотелось бы. Например, есть дорога Нижнекамск-Чистополь. Дорога очень опасная, там постоянно много аварий. Мы искали возможность поставить систему на этой трассе, но там нет света, туда невозможно протянуть электричество. Внедрение системы туда будет стоить столько, что никакие бюджеты не потянут установку комплекса.

Для того чтобы закрывать подобные участки можно будет использовать нашу новую систему, которая сейчас проходит завершающий этап сертификации. Сейчас «Автодория» работает только на прямолинейных участках. Новая система сможет работать на криволинейных участках. Расстояние между датчиками увеличится до десятков километров.

Кроме этого мы сейчас создаем полностью автономный прибор. К сожалению ни солнечные панели, ни ветро-генераторы в условиях Татарстана практически неприменимы. Мы снижаем энергопотребление нашего прибора. За счет этого он сможет работать от аккумуляторов несколько дней. Сейчас в  «Автодории» используются аккумуляторы, которые позволяют работать сутки от одной зарядки. Мы планируем увеличить время автономной работы прибора в несколько раз. Например, если менять аккумуляторы раз в неделю, это уже экономически оправдано. Благодаря этому мы придем на те участки, где раньше не было возможности разместить датчики.

Антон Куховаренко: «Замерять среднюю скорость по времени прохождения участка дороги — это единственный логичный метод для выявления нарушителей»

— На каком этапе эти разработки?

— Мы совершенствуем прибор по снижению энергопотребления. В принципе – выходим на завершающую стадию. По крайней мере, на необходимые нам показатели энерго эффективности мы почти вышли.

Но это будут не просто автономные датчики, это будет новый продукт. Потому что будет необходимо объезжать приборы, менять аккумуляторы. Возможно, это будет несколько дороже, чем наше стандартное предложение, но позволит разместить приборы практически на всех необходимых участках.

— Когда вы планируете отправить этот продукт на рынок?

— Мы планируем, что хотя бы в тестовом режиме мы запустим новые датчики уже в 2015 ходу.

— Из расположенных в Татарстане 230 датчиков «Автодории» все работают на выявление нарушений ПДД?

— Нет. Часть зон контроля используются для сбора статистической информации о транспортных потоках.

Антон Куховаренко: «Замерять среднюю скорость по времени прохождения участка дороги — это единственный логичный метод для выявления нарушителей»

— Сколько стоит один датчик «Автодории»?

— Цена зависит от региона. Базовая услуга стоит 35 000 рублей в месяц за один датчик. Заказчик за эти деньги получает прибор и обслуживание. Это цена на 2014 год. Так как доллар постоянно скачет, то цена, скорее всего, повысится.

— Вы сказали, что цена зависит от региона. Как эта цифра отличается, например, в Подмосковье?

— Там цена выше. Она повышается за счет дороговизны обслуживания в Подмосковье, масштабами региона. К тому же там интересуются дополнительными функциями наших приборов – контроль рядности движения, мониторинг транспортных потоков, розыск ТС, предобработка данных. В 35 000  рублей входит что-то одно – либо фиксация скорости, либо рядности. То есть мы продаем в базе одну функцию, с минимальной для нас прибылью, и потом наращиваем прибыль уже за счет введения новых функций на том же оборудовании.

Антон Куховаренко: «Замерять среднюю скорость по времени прохождения участка дороги — это единственный логичный метод для выявления нарушителей»

— А какие датчики стоят в Татарстане?

— Татарстан для нас родной регион, нас очень поддерживают и помогают развиваться – например, фиксация автобусной полосы была сделана по предложению Рифката Минниханова. Поэтому для республики мы держим минимальные цены, и многие функции внедряются здесь в пилотном варианте.

Например, мост Миллениум в Казани был первой зоной, где установили «Автодорию». Вторая зона – Сокуры. На этих участках мы отрабатывали функционал и эффективность системы. Миллениум был выбран потому что это удобная и близкая зона, а в Сокурах была очень тяжелая ситуация по авариям и высокая смертность. В Сокурах систему мы установили в 2012 году, штрафы выставляются с 2013. За это время – ни одной смерти. Мы гордимся этим результатом.

Антон Куховаренко: «Замерять среднюю скорость по времени прохождения участка дороги — это единственный логичный метод для выявления нарушителей»

— Сколько было инвестировано в проект на первоначальном этапе и какова сейчас прибыль компании?

— Я бы не хотел отвечать на этот вопрос. Мы зарабатываем деньги, но пока чувствуем себя не вполне уверенно. Это все, что я могу сказать.

— Где расположено производство «Автодории»?

— Производством мы занимаемся совместно с татарстанской компанией «Инфомат», в Казани. Мы занимаемся закупкой и подбором комплектующих. На их производственных мощностях собираем приборы. Если объемы производства вырастут и «Инфомат» не будет справляться, мы подберем еще одну производственную базу. Но пока они справляются.

— Где вы закупаете комплектующие, в России или за рубежом?

— У нас не военное производство, чтобы ограничиться только российскими комплектующими. Практически все закупаем за рубежом, отчасти, поэтому страдаем из-за скачков доллара, себестоимость датчиков повышается.

Антон Куховаренко: «Замерять среднюю скорость по времени прохождения участка дороги — это единственный логичный метод для выявления нарушителей»

— Как только на дорогах появляются новые радары – у нас тут же придумываются для них антирадары. Есть ли что-то подобное для «Автодории»?

— Мы сразу говорили, что антирадар в том понимании, как привыкли наши водители, для «Автодории» создать невозможно. Никакой антирадар при приближении к нашему датчику пищать не будет – от «Автодории» нет никакого излучения, реагировать не на что. Но поскольку наши приборы пока стационарны, можно собрать базу координат и просто знать, где они стоят.

Знаете, я понял, что к нам пришла слава, когда в рекламе антирадаров начали писать «Поддерживается «Автодория». Но я только приветствую появление таких устройств. Простые антирадары предупреждают о датчике, водитель снижает перед ним скорость, а потом снова разгоняется. В нашем случае водителя предупреждают о том, что он въезжает в зону контроля. И водитель вынужден соблюдать скоростной режим на протяжении всей зоны, длина которой иногда достигает нескольких километров. Пока самая длинная зона контроля – пять километров, она расположена в Ульяновске. Сейчас мы готовимся к размещению зоны длиной в восемь километров.

— А есть ли оптимальная длина зоны контроля?

— Пока оптимальна зона – в 1-2 километра. Ее достаточно для выявления нарушения и побуждения водителя соблюдать скоростной режим.

Антон Куховаренко: «Замерять среднюю скорость по времени прохождения участка дороги — это единственный логичный метод для выявления нарушителей»

— Многие связывают ваш успех сотрудничеством с компанией Startobaza, основателем которой является супруга главы минсвязи России Светлана Никифорова. В частности итогом этого сотрудничества указывают замену в Подмосковье системы «Стрелки» на комплекс «Автодория». Как вы можете это прокомментировать? В каком формате вы сотрудничаете с компанией Startobaza?

— Startobaza это один из наших инвесторов. Можно сказать, что это бизнес-ангел, который нашел нас на самом раннем этапе и действительно курирует нашу компанию. Мы очень плотно сотрудничаем, но я бы связал наш успех с ИТ-парком. Если бы мы придумали «Автодорию» и сидели в каком-нибудь гараже, где и когда мы смогли бы появиться перед главой ГИБДД? На него, наверно, можно было бы выйти, например, написать письмо. Я думаю, что в этом случае мы бы даже не получили ответ.

А мы стали резидентами ИТ-парка. И руководитель ГИБДД РФ приехал изучать систему «Автодория» по поручению главы МВД. Министр, в свою очередь, увидел нашу систему при очередном посещении ИТ-парка и, видимо, она его настолько впечатлила, что он дал поручение ее изучать. Точно так же я не представляю, как можно достучаться до Шувалова. А он приехал сюда – и тоже нас увидел.

Как я оказался на совещании по безопасности у [премьер-министра Дмитрия] Медведева? Просто он приехал в ИТ-парк и мы смогли показать свою систему ему.

Справка:

ООО «Автодория» зарегистрировано в Казани в июне 2011 года. Директором компании является Антон Куховаренко. Учредители: ООО «Стартобаза» (58%), ООО «Открытые решения» (30%), ООО «МаксимаТелеком» (12%). Уставной капитал компании 5 млн рублей.

Фото: Роман Хасаев

Comment section

Добавить комментарий

Войти: