Руслан Халилов: «Есть предположение, что к этой осени на рынке глянца не будет нескольких так называемых «крупняков»

Руслан Халилов: «Есть предположение
Генеральный директор фонда прямых инвестиций в интервью KazanFirst

Руслан Халилов возглавляет фонд прямых инвестиций с 2007 года. За это время фонд стал эффективным инструментом по поддержке различных проектов: от производственных до медийных, уверяет он. Халилов также является продюсером телеканалов ITV и «Майдан», глянцевого журнала «Светский» и генеральным директором частного индустриального парка «М7». В интервью KazanFirst он рассказал, как музыкальный канал может сохранить татарскую культуру, почему инвестированные за пять лет в ITV $2 млн начнут возвращаться только к концу 2014 года и зачем Татарстану нужен промышленный продуктовый парк

— Чем занимается «Фонд прямых инвестиций»?

— «Фонд Прямых Инвестиций» — это частная негосударственная компания, образованная в 2007 году. Мы занимаемся проработкой и реализацией интересных для инвестиций проектов – заводов, СМИ, IT-проектов, а также проектов в сфере строительства.

— Какими проектами сейчас занимается фонд?

— На сегодняшний день фонд ведет 12 проектов. Из них четыре в сфере промышленности, три средства массовой информации, две строительные компании, универсальную систему электронной торговли, рекламно-полиграфическую компанию и спортивную гоночную команду.

Индустриальный парк «М7» предназначен для размещения новых производств, здесь выстроена система складских и производственных площадей, оборудованных инженерными и информационными коммуникациями. Завод «Волжанин» – самый крупный завод в России по производству сварочного оборудования для полимерных труб всех типов, размеров и диаметров. Завод «Мультипласт» – предприятие по производству изделий из древесно-полимерного композита. Около двух недель назад мы запустили завод алюминиевых металлических конструкций – это производство инновационных навесных фасадов из алюминия. Мы будем конкурировать со всеми фасадными решениями, которые сейчас есть на рынке. Все заводы размещены на территории индустриального парка «М7».

Строительная компания «Капитал Строй» выполняет большой спектр работ в сфере проектирования и строительства, основными крупными проектами сейчас являются строительство на территории индустриального парка, в том числе и для резидентов «М7», и обслуживание завода «Казаньоргсинтез» по капитальному и техническому ремонту.

Компания «Профи Групп» занимается девелоперскими услугами. Мы помогаем людям, которые хотят вложиться в недвижимость – решаем вопросы  с дополнительным финансированием, подбираем партнеров и интересные инвестиционные решения в области недвижимости. Как юридическое лицо компания существует с 2004 года, направление недвижимости стали активно развивать с 2014 года в связи с большим количеством недвижимости в собственности.

Уже восемь лет на рынке успешно развивается IT-проект Onlinecontract. Это электронная торговая площадка, позволяющая проводить различные виды торговых процедур на продажу и покупку товаров и услуг в режиме реального времени. В прошлом году мы превысили товарооборот в денежном эквиваленте через нашу электронную площадку в 150 млрд рублей.

Руслан Халилов: «Есть предположение, что к этой осени на рынке глянца не будет нескольких так называемых «крупняков»

— Расскажите про СМИ

— Фонд курирует три средства массовой информации – телеканалы «ITV», «Майдан» и журнал «Светский».

ITV был организован для популяризации всех видов спорта, в том числе и любительских. Мы делали упор именно на команды и спортсменов из Татарстана. Последний год канал позиционирует себя как emotion channel, то есть канал положительных эмоций, а не только спорта.

«Майдан» – это музыкальный канал для поклонников татарской эстрады и татарских развлекательных телепередач. Канал вещает в спутниковых, кабельных и цифровых сетях, а также через интернет.

Журналом «Светский» мы занимаемся около трех лет. Наша аудитория – горожане, которые хотят быть в курсе происходящих событий, интересуются последними тенденциями бизнеса, IT, спорта и многого другого.

– Когда и как был создан
ITV?

— Мы начали свою работу с телекомпании ТВТ. Изначально мы хотели сделать инфоканал кабельного оператора ТВТ интересным, разбавить информацию о компании интересным контентом. Со временем решили организационные и юридические вопросы и в 2010 году запустили телеканал ITV. Тогда это было особо актуально ввиду предстоящей Универсиады. Сейчас телеканал вещает в общей сложности на 600 населенных пунктов. Нас смотрят в 634 тысячах квартирах. Совокупная аудитория около 1,8 млн зрителей по всей республике.

Руслан Халилов: «Есть предположение, что к этой осени на рынке глянца не будет нескольких так называемых «крупняков»

— Что вы транслируете сейчас?

— На ITV мы ведем прямые трансляции матчей, есть ТВ-передачи в прямом эфире. Если есть заказы – проводим трансляции, если их нет, то прямой эфир не запускается. Все же мы коммерческое ТВ. Также у нас есть 13 передач собственного производства.

— Как планируете развивать канал?

— В ближайшие полтора-два месяца мы собираемся реформировать канал. ITV приобретет новый вид, концепцию и идею. Мы планируем больше говорить о бизнесе. Когда республике было нужно больше говорить о спорте – мы это делали и популяризировали спорт. Сегодня ситуация изменилась. В Татарстане реализуется очень много экономических проектов – в промышленности, в IT, в инновациях. Так как ITV у нас сейчас позиционируется не столько как спортивный канал, сколько как emotion channel, изменить формат вещания будет проще. Мы планируем, что 50% контента будет на бизнес-тематику, 30% — о спорте и 20% – интертаймент.

Руслан Халилов: «Есть предположение, что к этой осени на рынке глянца не будет нескольких так называемых «крупняков»

— На чем зарабатываете?

— На рекламе. Фишка кабельного телеканала заключается в том, что стоимость одной секунды рекламного времени в десятки раз отличается от стоимости эфирного времени на эфирном ТВ, поэтому к нам охотно идут рекламодатели.

— Какова общая сумма инвестиций в ITV?

— За пять лет мы вложили в ITV порядка $2 млн.

— Окупаются ли сейчас затраты?

— Сейчас телеканал находится в инвестиционной фазе, как и было запланировано при запуске. К концу 2014 года начнется стадия возврата инвестиций.

— Айгуль Мирзаянова покинула пост генерального директора телеканала в прошлом году. Почему?

— С Айгуль Мирзаяновой у нас изначально была договоренность, что она приходит на ITV примерно на год. Когда она заняла пост гендиректора, на телеканале была реорганизована работа, и уже через два месяца у нас появились 20 передач собственного производства. Также Айгуль поставила коммерческую работу телеканала. Сейчас мы работаем в том формате и тоне, который она задала.

— Кто руководит телеканалом сейчас?

— Сейчас генеральный директор ITV Радик Исхаков, директор по телевещанию Светлана Спирина. Нам повезло, что после того, как Мирзаянова перешла от нас на другую работу, к нам пришла Светлана, потому что это тоже очень опытный и грамотный специалист.

Руслан Халилов: «Есть предположение, что к этой осени на рынке глянца не будет нескольких так называемых «крупняков»

— Когда был запущен телеканал «Майдан», и на кого он рассчитан?

— «Майдан» мы запускали после ITV, в 2011 году. Татарский музыкальный телеканал сразу нашел свою аудиторию и полюбился народу. Охват вещания телеканала – 300 городов, свыше 4,2 млн абонентов. Нас смотрят не только в Татарстане, но и по всей России.  Другого такого музыкального телеканала нет. Сравниться с нами может только ТНВ, но с ними у нас разные территории вещания и направленность.

— Планируете ли менять формат «Майдана»

— Существенно менять телеканал мы не планируем. Мы будем работать над контентом, картинкой, над созданием собственных телепередач, но в целом остаемся в сегменте музыкально-развлекательного ТВ.

Мы считаем, что глобальная государственная задача – сохранить язык и культуру Татарстана. Телеканал может в этом помочь. Поэтому мы планируем выстраивать сотрудничество с агентством «Татмедиа», правительством Татарстана и министерством культуры республики. Нам бы хотелось получить поддержку республики в реализации проектов, способствующих развитию культуры татарского народа.

Руслан Халилов: «Есть предположение, что к этой осени на рынке глянца не будет нескольких так называемых «крупняков»

— Какова общая сумма инвестиций в «Майдан»?

— За пять лет мы вложили в телеканал порядка $1 млн.

— Окупаются ли сейчас затраты на телеканал?

— «Майдан» также находится в инвестиционной фазе. Заканчивается она в начале 2015 года, как и было запланировано.

— На кого ориентирован журнал «Светский»?

— Наша аудитория – люди, которые хотят быть в курсе происходящих событий. 60% наших читателей — женщины, 40% – мужчины. Если говорить о возрасте аудитории, то 11% — это читатели в возрасте до 25 лет, 54% — читатели 26-44 лет, 32% – 45-54 года и 4% читателей старше 55 лет.

Название «Светский» говорит само за себя, мы всегда оставались в этом сегменте – освещали светскую хронику, писали о светских гаджетах, машинах и всевозможных новинках. Многие нас обвиняют, что мы пишем об одних и тех же светских персонах. Но если эти люди постоянно создают вокруг себя какой-то информационный шум и участвуют в светской жизни – это интересно читателю! Сейчас мы планируем расширить спектр освещаемых тем. Мы будем писать не только о местных «звездах», но и о тех, кто приезжает в Казань – музыканты, актеры, режиссеры, журналисты и так далее. Но все останется в рамках светской жизни.

— Вы значительно увеличили тираж в этом году. Сколько теперь стоит выпуск одного номера?

— Да. С 1 марта нынешнего года тираж журнала увеличился с 10 тысяч экземпляров до 50 тысяч. Мы поняли, что нашему рекламодателю необходимо получить наибольший эффект, и он готов за это платить. Выпускать журнал тиражом 5-10 тысяч экземпляров, как это делают наши конкуренты – это не очень эффективно для рекламодателей. Расходная часть на выпуск одного тиража ­– 2 млн рублей.

Руслан Халилов: «Есть предположение, что к этой осени на рынке глянца не будет нескольких так называемых «крупняков»

— За счет чего зарабатывает журнал?

— Реклама. Одна полоса у нас стоит 50 тысяч рублей. Скидок не делаем, потому что цена и так максимально снижена. На самом деле стоимость одной полосы – минимум 70 тысяч.

— Окупается ли журнал?

– На сегодняшний день, в связи с увеличением тиража, у нас запланирована трехмесячная инвестиционная фаза, после нее выйдет сдвоенный номер (июль-август), который уже будет в плюсе. С сентября снова идут одиночные номера, которые будут приносить прибыль.

— Насколько эффективна реклама в журнале?

– Очень хороший эффект от рекламы в нашем журнале получают компании, которые занимаются недвижимостью, ландшафтным дизайном и дизайнерские студии.

— Как распространяете?

— 40 тысяч экземпляров мы заносим людям домой, 10 тысяч распространяем в ресторанах, кафе, магазинах, отелях, ателье, салонах красоты и так далее.

«Светский» — единственный глянцевый журнал в Казани, который доставляется людям домой. Это 40 тысяч квартир из 300 с лишним тысяч во всем городе. Мы распространяем наш журнал там, где нам кажется, что реклама наших клиентов сработает.

— В конце марта мы писали материал, как в Набережных Челнах нераспечатанные пачки местных газет сразу из типографии попадают в переработку, минуя читателя. Уверены ли вы, что ваш журнал доходит до читателя? Как это контролируется?

— У нас есть специализированные компании, которые занимаются распространением журналов. У них отработана технология отчета перед заказчиком о распространении номера. В первую очередь – это фото. Фотографируется каждый подъезд, в почтовые ящики которого кладется журнал, и отчетные материалы потом направляются ответственному лицу в нашу компанию.

Я уверен, что глянец, который приносят на дом, никто не выкидывает. Все забирают его к себе домой. Это не только мои личные наблюдения, мы проводили опросы, и люди сказали, что забирают журналы с собой. Если бы «Светский» валялся на полу в подъездах, как нам иногда говорят, я бы никогда не дал напечатать на обложке свою фотографию. Публикацией на обложке я показал, что отвечаю за то, что «Светский» действительно забирают и читают.

Руслан Халилов: «Есть предположение, что к этой осени на рынке глянца не будет нескольких так называемых «крупняков»

— Вы поменяли тираж, планируете ли менять концепцию «Светского»?

— Мы постепенно переходим на освещение глобальной светской жизни, будем писать о происходящем в мире, в России, но основной упор все же будем делать на Казань. Новый номер «Светского» выйдет с эксклюзивным интервью Анджелины Джоли для нашего журнала. Мы получили официальное разрешение от ее директора для публикации фотографии Джоли в роли Малефисенты на обложке.

— В Казани остро ощущается дефицит кадров для медиаотрасли. Как вы с этим справляетесь?

— Сейчас мы не испытываем кадрового дефицита. Но мы планируем провести достаточно жесткий хедхантинг – мы будем забирать лучшие кадры из глянцевых журналов к себе в «Светский». Предложим хорошую зарплату и другую мотивацию, благо идея и финансовая модель позволяют нам это сделать. Мы намерены сделать «Светский» журналом №1 – с большим тиражом, с хорошим рекламным эффектом и самыми лучшими людьми в области продаж и в области журналистики.

— Кто ваши конкуренты?

— Основные наши конкуренты сегодня — это «Кураж» и «Собака». Причем, скорее, с точки зрения редакторского подхода. Мы воспринимаем их не столько как конкурентов, сколько как коллег, у которых можно чему-то научиться. «Кураж» и «Собака» — это те журналы, которые не закроются в ближайшее время. Но есть предположение, что к этой осени нескольких так называемых «крупняков» не будет на рынке глянца.

Руслан Халилов: «Есть предположение, что к этой осени на рынке глянца не будет нескольких так называемых «крупняков»

— Некоторое время главным редактором «Светского» была Диана Сафарова. Почему она ушла?

— Насколько я знаю, Диана Сафарова была основателем идеи журнала. Но когда три года назад мы приобретали этот журнал, единственным его владельцем был Рагде Сафин. Я с Дианой лично не знаком, поэтому ничего по поводу ее ухода сказать не могу. Но я смотрел архивные номера, и мне в них очень нравится подача материалов, статьи редактора и общий вид журнала. Сейчас директором журнала является Регина Духанина, главным редактором – Регина Калимуллина.

— У вас есть печатные и электронные СМИ. Собираетесь ли входить в сегмент  радиовещания или онлайн-изданий?

— Мы не заходили в сегмент интернет-изданий, потому что здесь есть безусловные лидеры – KazanFirst, «Бизнес-онлайн» и другие, поэтому открывать еще один подобный ресурс мы смысла не видим. Не планируем заниматься радио, потому что свято верим в то, что лучше всего работает визуальная информация – печатная и видео. Мы делаем ставку на визуализированный контент.

— Какие у вас планы по развитию медианаправления?

— Планируем запустить совместный проект с журналом «Эксперт» – «Эксперт-Татарстан».

Руслан Халилов: «Есть предположение, что к этой осени на рынке глянца не будет нескольких так называемых «крупняков»

— Как, когда и кем был задуман и разработан проект индустриального парка «М7»?

— Шесть лет назад «Фонд прямых инвестиций» начал реализовывать проект завода «Волжанин». Завод начал свою историю с небольшого промышленного участка на [улице] Абжалилова. Но мы решили развивать это направление более серьезно и стали искать место, где это можно реализовать. Мы потратили множество усилий на то, чтобы подобрать место для завода. То с электричеством не все вопросы решены, то с собственностью, то по каким-то причинам невозможно получить нормальное разрешение на работу от Ростехнадзора и санэпидстанции. Мы искали место для промышленной площадки и нашли его недалеко от поселка Новониколаевский на трассе М7. Нам понравилось это место. Там было два недостроенных промышленных ангара – мы их достроили и запустили производство.

Учитывая, что сейчас идет процесс индустриализации и развивается кластерный подход в республике и в России, мы задумали проект индустриального парка. Мы поняли, что, в принципе, можем все сделать на привлеченные кредитные деньги, и эта модель экономически эффективна с точки зрения бизнеса. Получилось так, что мы для государства решаем множество задач, которые сейчас возлагаются на [технопарк] «Химград», [особую экономическую зону] «Алабугу», нижнекамский кластер, КИП «Мастер» и так далее. У нас множество кластерных проектов, но они все сделаны на государственные деньги. «М7» сделан на частные деньги, и с его помощью решается вопрос налогов, энергопотребления, появляются новые рабочие места.

Родоначальником идеи создания индустриальных парков и именно нашего я бы назвал президента Татарстана Рустама Минниханова, когда он на общем собрании акционеров «Казаньоргсинтеза» заявил о необходимости увеличения переработки полимеров в регионе до 30%. Так возникла идея по созданию частного индустриального парка «М7», ориентированного на переработку полимеров.

Руслан Халилов: «Есть предположение, что к этой осени на рынке глянца не будет нескольких так называемых «крупняков»

— Какова общая сумма инвестиций в индустриальный парк, и когда планируете окупить проект?

— Общая инвестиционная составляющая «М7» 200 млн рублей — это привлеченные фондом прямых инвестиций под проект деньги. День окупаемости парка – день, когда туда зайдет последний резидент, конкретной даты нет.

— Сколько резидентов в «М7» сейчас, и сколько можете разместить?

— Общая площадь индустриального парка — 40 гектаров. 10 из них предназначены для размещения инженерных коммуникаций, 30 — для застройки. Пока у нас 13 резидентов. Мы рассчитывали, что всего на территории парка будут работать 30 предприятий, но, скорее всего, выйдет 23 – при этом парк будет заполнен.

У нас разместились те, кто реально хочет что-то сделать. Здесь серьезные ребята, которые в какой-то мере рискуют, но создают крупные производства, продукция которых будет пользоваться спросом. Здесь производство пластиковых сидений для стадионов, производство полимерной трубы небольшого диаметра, производство мебели, стеклосервис, производство специальных красок для дорог и многое другое.

— Какие услуги вы предоставляете резидентам?

— Мы предоставляем резидентам площадь под застройку и оказываем услуги как управляющая  компания. То есть мы выставляем резидентам счет-фактуру за уборку, охрану, водоснабжение, канализацию, освещение и так далее.

— Будет ли расширяться «М7»?

— Рядом с индустриальным парком мы планируем разместить «М7 логистик», большой логистический комплекс площадью 25 тысяч квадратных метров на 9 гектарах земли. Это будет склад, предназначенный для трейдеров и партнеров «Казаньоргсинтеза», которые будут им пользоваться на основе договоров аренды или купли-продажи. Мы планируем, что «М7 логистик» начнет работать уже зимой 2015 года. Сейчас ведется основная работа по согласованию с инвесторами нюансов бизнес-планирования и проектных решений.

— Планируете ли открыть еще площадки, подобные «М7»?

— Да, мы планируем открыть в республике еще несколько индустриальных парков.

Руслан Халилов: «Есть предположение, что к этой осени на рынке глянца не будет нескольких так называемых «крупняков»

— Какие еще проекты будете запускать в ближайшее время, кроме «М7 логистик»?

— Что касается производства, нам необходимо место в экологически чистом районе республики, где нет никакого производства, чтобы построить на 150 гектарах промышленный продуктовый парк. Татарстан находится в таком месте, где можно наладить производство продуктов, начиная с сырья и заканчивая готовой продукцией. Пищевую промышленность надо развивать, после советских времен она оказалась не в самом лучшем положении. Мы планируем начать этот проект в 2015 году. У нас уже есть несколько предложений по размещению. Однозначно необходимо место на трассе М7.

Будем реализовывать проект по улучшению внутреннего инвестиционного потенциала республики на базе «Фонда прямых инвестиций». 1 сентября сайт нашего фонда превратится в серьезный электронный банк авторов идей и заинтересовавшихся в этих идеях людей.

— Как вы пришли в фонд?

— Я закончил юридический факультет, остался учиться в аспирантуре. Параллельно с этим был управляющим сети магазинов «Электрофлот» в Казани, через некоторое время стал там директором. После этого мне поступило предложение от «Таифа» работать над проектом завода по строительству и производству полиэтиленовой пленки объемом 30 тысяч тонн в год, я занимался там этим. После перешел работать начальником отдела маркетинга на «Казаньоргсинтез». Уже потом был создан «Фонд прямых инвестиций». Мое личное кредо – самый лучший бизнес это тот, который ты делаешь лучше, чем другие. Для себя я понял, что пока лучше всего у меня получается работа в фонде, поэтому остаюсь здесь.

Елена Орешина

Фото: Егор Алеев

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *