Марат Бариев: «Нужно вводить пожизненную дисквалификацию спортсменов после первой же положительной допинг-пробы»

FNR_7226
Депутат Госдумы от Татарстана, 1-й зампредседателя комитета по физической
культуре, спорту и делам молодежи, член исполкома Олимпийского комитета России в
интервью KazanFirst

Беседовала Кристина Иванова 

Введение уголовной ответственности за склонение к употреблению допинга и пожизненное отлучение от большого спорта принимавших запрещенные препараты атлетов — так видит свои ближайшие депутатские перспективы Марат Бариев. В интервью KazanFirst депутат Госдумы от Татарстана, 1-й зампредседателя комитета по физической культуре, спорту и делам молодежи, член исполкома Олимпийского комитета России также признал, что проблема допинга в стране существует. Он опасается, что недоброжелатели могут поставить под сомнение право проведения в России ЧМ-2018 по футболу.

— Начнем с Олимпиады в Рио. Вы недавно должны были вернуться из Бразилии…

— Я в итоге не ездил на Игры-2016. В связи с предвыборными делами [президент Татарстана] Рустам Нургалиевич [Минниханов] нас, кандидатов [от «Единой России»] собрал и сказал, что надо много работать, ездить. Вот сегодня суббота (интервью проходило 20 августа), а я уже побывал в одном районе, а после нашего общения уезжаю в другой. Подготовка к выборам идет активно, надо встречаться с избирателями.

— Но вы наверняка следите за Олимпийскими играми как болельщик, член исполкома ОКР.

— Да, сегодня волейболисты просто убили (проиграли бразильцам в полуфинале Игр в трех сетах — KazanFirst). Безвольно проиграли, обидно.

FNR_7226

Любопытно — в сложившейся вокруг нашей сборной ситуации российская команда выступает успешно, а татарстанские спортсмены в Рио провалились. Действующий чемпион мира, татарстанский стрелок Василий Мосин стал лишь 13-м.

На фоне всего этого давления, скандалов российская сборная выступает успешно. Думаю, после Олимпиады мы еще узнаем подробнее, насколько давление было сильно. Сейчас обо всем не говорят, некоторые вещи и до спортсменов, и до публики не доводят, но по отдельным эпизодам мы это видим и чувствуем. Чего стоят только освистывания некоторых российских спортсменов трибунами. Удивляет, как по ходу Игр меняют решения: взять ту же [Дарью] Клишину (единственная российская легкоатлета, допущенная до Игр — KazanFirst).

Cовсем беспрецедентное решение, что в период Олимпиады в Рио стали вытаскивать старые пробы с предыдущих Игр 2008 и 2012 годов и тут же объявлять о дисквалификациях и лишении медалей. Это можно было сделать и до Олимпийских игр или на неделю позже. Но это уже политика. На мой взгляд, это делается специально, чтобы усилить антироссийское давление, выбить наших спортсменов и спортивных руководителей из седла.

FNR_7257

Я боюсь, что и наша [Елена] Мигунова (татарстанская легкоатлетка, серебряный призер Олимпийских игр в Пекине — KazanFirst) пострадает после недавних заявлений, что российскую эстафетную сборную 4х400 метров лишат наград. К сожалению, и Мигунова, и Татарстан могут лишиться этой олимпийской медали 2008 года. Хотя личной вины Мигуновой в этом никакой нет — речь идет о положительной допинг-пробе Капачинской.

А причина безмедального выступления татарстанских представителей в Рио… Ну, тут анализ еще только предстоит. Кто до сегодняшней ночи знал, что волейболисты, в составе которых выступают пять зенитовцев Казани, не попадут в финал?

— Предпосылки к этому после результатов выступления в Мировой лиге были…

— Сигналы были, но все равно казалось, что российские волейболисты дойдут до финала. Самое тревожное — свою игру не показали. Чувствовалось какое-то безволие. Глаза горели только у «самого молодого», капитана сборной [Сергея] Тетюхина.

FNR_7202

Самым обидным выступлением среди татарстанцев был результат Василия Мосина. Никто не предполагал, что он так выступит, в том числе и он сам. Главная причина — давление, которое он ощущал, чувствовал ответственность, психологически не справился с возложенной на него нагрузкой. С другой стороны, Мосин — опытнейший спортсмен, участник уже четвертой Олимпиады, кому тогда как не ему справляться с психологической нагрузкой.

— Наверное, не менее обидной была ситуация с велогонщиком Ильнуром Закариным, которого все же допустили до участия в Рио, однако всего за сутки до старта?

— В этой ситуации была недоработка тренерского штаба и руководства федерации. Как только было озвучено решение о недопуске до Игр, они сразу отстегнули Закарина от сборной и оставили в Татарстане. Было уже понятно отсутствие желания бороться. Я сам с Закариным и его тренером пока не разговаривал, но ходит информация, что Ильнур сразу хотел подать апелляцию, но его вынудили не подавать ее или отозвать. Та же Юлия Ефимова до последнего верила, акклиматизировалась в Рио, находилась там и показала хороший результат. В случае с Закариным виноват уже не спортсмен, а его команда, которая работает с ним и такое допустила.

FNR_7183

С одной стороны, остальные татарстанцы не провалились, но могли выступить успешнее. Тот же [пловец из Бугульмы Александр] Красных выступил в личном первенстве в силу своих возможностей, пройдя в финал. Мы-то рассчитывали, что он попадет в призы в составе российской эстафеты. Но в результате всех этих скандалов кого-то из пловцов не допустили до Игр вообще, кого-то допустили на месте, практически в день начала Олимпиады. Все это сказалось на результате.

— На ваш взгляд, масштабы допинговой проблемы в России соизмеримы с теми, о которых говорит мировая общественность?

— Эти проблемы есть, и они большие. Конечно, есть политизация этого вопроса, предвзятое отношение со стороны антироссийских сил, которые воспользовались этим поводом. Но что скрывать — допинг у нас есть, был. Мы сами привели и способствовали тому, что эту проблему так массированно и масштабно раскрутили. Надеюсь, сейчас уже эта проблема существует не в таких масштабах, и будут приняты меры, чтобы этого вообще не было.

— Какие конкретные шаги последуют после создания антидопинговой комиссии?

— Эта комиссия и будет вырабатывать решения по дальнейшим действиям. Сейчас существуют достаточно большие и подробные программы антидопинговой работы. Они есть в каждой федерации, просто эти программы мало работали и не реализовывались в полной мере или были просто на бумаге. Отсюда такой результат.

FNR_7144

Прежде всего, нужна профилактическая работа, начиная с детской школы. Нужно внушать детям, что допинг запрещен, это предательство спорта, морали, спортивных принципов, вред здоровью. Когда мы поняли, что такое наркотик, то тут же начали бороться с ним. Надо так же всем миром бороться с допингом. А не так, как мы относились к этой проблеме до прошлого года: «Ну обнаружили! Ну бывает, и другие применяют — мы не больше не меньше». Но жизнь то показывает, что наши все же больше применяют, раз наших больше ловят.

Во-вторых, нужен антидопинговый контроль внутри страны. Сейчас он у нас практически отсутствует. Антидопинговая лаборатория закрыта, РУСАДА лишена лицензии, по сути, у нас нет контролирующего органа в этой сфере. Я допускаю, что в регионах употребление допинга есть, чтобы получить высокие спортивные результаты вместе с тем, что к нему прилагается.

— Разная информация ходила, в том числе о перспективе введения уголовной ответственности за склонение к допингу. Вы верите в реальность принятия такого закона в России?

— Когда я говорю о контроле, то подразумеваю комплекс мер. В том числе уголовную ответственность. В прошлом году такой законодательной инициативе сопротивлялись все, еще до допинг-скандала. Весной этого года кто-то молчал, кто-то поддерживал, когда мы вносили этот законопроект с Ильдаром Гильмутдиновым. Сейчас, я думаю, он будет поддержан безусловно.

FNR_7134

— Он подразумевает уголовную ответственность за склонение к употреблению допинга? Какие еще санкции предлагаются?

— Законопроект предполагает для склоняющих к допингу отстранение от должности на определенный срок, большие штрафы, до 500 000 рублей. А если это применяется в отношении несовершеннолетних спортсменов или группы лиц, по сговору либо неоднократно, то предусмотрена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы.

— Для самих спортсменов, употребляющих допинг?

— Для них ответственность и так уже есть в существующем Административном кодексе, законе «О спорте». Но я всегда говорю, что не спортсмен главный виновник, а его окружение. Спортсмен здесь последняя ступень. Конечно, он виноват, он глотает препарат или колет, но в 90% случаев инициатором выступает не он.

— То есть в случае переизбрания депутатом Госдумы РФ вы снова будете вносить этот законопроект?

— Мы будем добиваться его принятия. Он уже внесен и рассмотрен в первом чтении.

Мы также говорим и еще об одном положении — пожизненной дисквалификации спортсменов и окружающих после первой же положительной пробы. У нас практически не было сторонников в этом вопросе. Но на днях на пресс-конференции Елена Исинбаева, новый член МОК, выступила с этой идеей. Она выступает за то, чтобы пожизненно дисквалифицировать спортсмена в случае обнаружения допинга. Я считаю, что это сильная профилактическая мера. Она, может быть, не только жесткая, но и жестокая. Нельзя исключить, что кто-то может пострадать случайно или от сговора. Зато это будет мощнейшее оружие. Каждый спортсмен, начиная с юного возраста, будет знать: если его допинг-проба даст положительный результат, он и его тренер сразу будут лишены возможности заниматься своим любимым делом. Это очень жесткое ограничение. Это нужно принимать или на уровне закона, или в другой форме.

FNR_7182

— С другой стороны, про ту же татарстанскую пловчиху Яну Мартынову, дисквалифицированную за допинг на четыре года, говорят, что причиной могли быть вещества в шашлыке, который она ела во внесоревновательный период…

— Я говорю, что нельзя исключать таких случаев. Но значит, не ешь шашлык где не попадя. Спортсмен знает, что в незнакомой еде может быть какой-то препарат, где-то что-то могут подлить или подсыпать. Значит, если спортсмен нацелен на результат, он должен себя контролировать во всем.

— Недавно в продажу поступили билеты на Чемпионат мира по керлингу в Казани. Но при этом МОК ранее рекомендовал не проводить в России крупные спортивные турниры по зимним видам спорта. Не зря готовимся?

— Я на днях встречался с руководителем дирекции спортивных и социальных проектов Азатом Кадыровым и главой федерации керлинга России Дмитрием Свищевым. Они ведут плановую подготовку к турниру, несмотря на рекомендации МОК. Пока прямых указаний от международной федерации, что Россия не будет проводить казанский чемпионат мира, нет. Так что мы совершенно справедливо ведем подготовку у турниру. Может быть, после Олимпиады санкции в этой сфере будут сняты. Во всяком случае, организаторы в Татарстане готовятся к турниру, чтобы не получилось, как с Закариным.

FNR_7243

— Насколько реально не провести в России футбольный мундиаль 2018 года?

— У тех, кто в прошлом году начал всю эту смуту в сфере спорта, конечной целью было лишить Россию права проведение Чемпионата мира по футболу. Целью было именно не отстранение легкоатлетов и даже не ситуация с Рио, а именно ЧМ-2018. С Олимпийскими играми у наших оппонентов планы провалились — так что я не думаю, что они так легко и просто сдадутся. Думаю, они будут продолжать нас дискредитировать и вновь поставят вопрос о проведении чемпионата мира в России. Но мы стали опытнее, умнее, привлекли специалистов, потому что надо работать на опережение. Но то, что ВАДА (Всемирное антидопинговое агентство — KazanFirst) поручила ФИФА расследовать деятельность члена исполкома ФИФА [Виталия] Мутко, еще ряд таких заявлений, и то, что у [главы ВАДА Ричарда] Макларена будет вторая часть доклада, говорят о том, что они просто так не угомонятся. Надо действовать на опережение, готовить ответные меры, показывать свои зубы, отстаивать свои права, а не ждать, когда гром грянет.

— Какие могут быть приняты меры на опережение?

— Если мы знаем, что у нас есть какие-то проблемы, надо самим их обозначить, заявить, что мы знаем и приняли меры, и впредь такого не будет. Мы очень закрыты в информационном плане. Надо показывать проблемы, сотрудничать с международными органами, внедрить туда своих людей. За примером далеко ходить не надо. Алишер Усманов — единственный из россиян президент Международной федерации фехтования. Кто у нас больше всех взял медалей в Рио? Фехтовальщики — только золотых медалей четыре, а были и другие.

FNR_7097

Мы потеряли свои позиции в ВАДА, других организациях. Нужно создавать информационные платформы и их использовать. Еще когда я работал генсекретарем ОКР, мы говорили, чтобы при всех наших диппредставительствах предусмотреть консула по спорту — или по совместительству, или на общественных началах. Чтобы в каждой стране он мог конкретно заниматься вопросами спорта.

— Этот вопрос заглох?

— Да, не поддержали. Ведь это дополнительные расходы. Но вот сейчас, может быть, мы вернемся к чему-то подобному. Нельзя допускать, чтобы к Чемпионату мира по футболу были какие-то вопросы. [Лишение страны права проведения мундиаля] это будет очень сильный удар по имиджу России.

— Думаете, России удастся отстоять право проведения футбольного чемпионата?

— Я верю в это, надо работать, как бы наши противники не старались унизить Россию. Пусть тяжело, но встаем на ноги, пусть и не теми темпами, какими бы нам хотелось. Нам ввели санкции — но мы не голодаем, голыми не ходим, зарплаты нам выплачиваются, лечимся, мора никакого у нас нет из-за нехватки медпрепаратов. С Крымом мы вопрос решили, как крымчане и как мы сами хотели, в Сирии пока все идет по нашему сценарию. Они нам везде все хотят перекрыть — цены на нефть и на газ уронить, чтобы «Газпром» стал убыточным и развалился, но на этот и следующий год заявки на приобретение газа только растут. Хватаются за все, зацепились и за спорт. Тут вот что-то получилось, но не до конца. Так что футбольный Чемпионат мира будет их целью. Отстоять чемпионат будет, думаю, проще, чем Крым или сирийский вопрос. Отстоим.

 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *