Как в Татарстане расследуются преступления против детей. Объясняет руководитель отдела по расследованию особо важных дел Следственного управления республики

Как в Татарстане расследуются преступления против детей. Объясняет руководитель отдела по расследованию особо важных дел Следственного управления республики
Подполковник юстиции Айрат Валеев о борьбе с педофилами и щадящей процедуре
допроса малолетних

Беседовала Юлия Яковлева

Между журналистом и следователем почти всегда находится посредник — пресс-служба, которая оставляет интересные подробности громких уголовных дел за пределами официального релиза, за рамками сухой констатации, которой оканчивается каждое информационное сообщение: «Проводятся следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств произошедшего». За этими штампами остаются неимоверный труд следователей и интересные подробности расследований.

В интервью KazanFirst Айрат Валеев, начальник третьего отдела по расследованию особо важных дел следственного управления по Татарстану, подполковник юстиции раскрывает детали резонансных уголовных дел.

Люди подобного ранга фотографироваться  не любят. Для нашего издания исключения сделано не было. Потому в тексте всего одна официальная карточка.

Как в Татарстане расследуются преступления против детей. Объясняет руководитель отдела по расследованию особо важных дел Следственного управления республики

Подполковник юстиции Айрат Валеев Ι Фото: tatarstan.sledcom.ru

— Большая часть уголовных дел, так или иначе вызвавших общественный резонанс, расследовалась сотрудниками нашего отдела: Наталья Манжола, которая бросила своего ребенка в подъезде. Она сразу признала свою вину и на мой вопрос: «Зачем оставила ребенка?», меня шокировала ответом: «Он мне мешал». У нее уже были дети, от одного из них она отказалась, будучи в роддоме.

Спокойно могла найти детское учреждение и отнести туда, но на какие муки она подвергла своего ребенка, когда положила его на лестничную площадку, а он встал и пошел. Его же могли растерзать бездомные собаки или забрать цыгане. Она могла устроиться посудомойкой или обратиться в органы соцзащиты, как мать-одиночка — вариантов масса.

Предпринимательница Виктория Ларина, которая выпустила в рейс автобус с детьми-каратистами, и они разбились под Нижегородской областью. Она это сделала не специально — банальное легкомыслие, жажда легкой наживы. Плакала у нас, хотя свою вину признавала. Этот автобус был грузовым, а не пассажирским — так в разы было ей дешевле и проще: нашлепать туда сиденья без ремней безопасности и дать объявление. Вина водителя, который привлек к перевозке человека, о котором Ларина сама ничего не знала, — не подготовленного, без права управления таким видом транспорта. Он в результате погиб.

Как в Татарстане расследуются преступления против детей. Объясняет руководитель отдела по расследованию особо важных дел Следственного управления республики

Наталья Манжола Ι Фото: prochepetsk.ru

Недостаточно возбудить уголовное дело и довести его до суда, чтобы люди понесли заслуженное наказание. Главное здесь — профилактика. Наши следователи должны установить конкретные причины и обстоятельства, которые способствовали совершению преступления, не допустить его повторения.

В истории с автобусом мы внесли в минтранс РТ представление, в котором настоятельно рекомендовали чиновникам навести порядок в сфере пассажирских перевозок. Как результат, за последнее время после этой трагедии были такие происшествия? Слава богу, нет! Либо повлиял общественный резонанс, и перевозчики, которые отслеживали в СМИ процесс над Лариной, решили привести в порядок документы и транспорт в соответствии с законом, либо чиновники в креслах взялись за эту проблему.

— Давайте разберемся, чем занимается ваш отдел?

— Специфика работы отдела в расследовании преступлений совершенных несовершеннолетними и в отношении них. Выявление, расследование и предупреждение преступлений, совершенных несовершеннолетними и в отношении них, входят в число одних из самых приоритетных направлений  деятельности Следственного комитета.

Преступность в среде несовершеннолетних — это серьезная проблема, суть которой заключается не только в том, что совершаются преступления, которые необходимо расследовать, а виновных наказывать, но и в том, что субъектами совершенных преступлений являются несовершеннолетние, — по сути, просто дети, жизнь которых только начинается. Сами они свои права защитить не  могут, законодатель наделил их правом участия законного представителя, а он не всегда действует во благо ребенку. Здесь наша задача объективно, полно и разносторонне во всем разобраться.

Как в Татарстане расследуются преступления против детей. Объясняет руководитель отдела по расследованию особо важных дел Следственного управления республикиВиктория Ларина (слева) Ι Фото: KazanFirst

— Например?

— Широкий общественный резонанс вызвало  расследование  уголовного дела по обвинению Мамедова, расследованное в нашем отделе. Он на протяжении более года практически ежедневно совершал развратные действия, изнасилования и насильственные действия сексуального характера в отношении своей падчерицы. Сложность в расследовании вызвало отсутствие понимания  со  стороны матери девочки, построение ложного алиби своему сожителю. Только благодаря слаженной работе следственных органов и педагога школы, где обучается девочка, удалось пресечь противоправные действия Мамедова.

Несмотря на информированность матери — девочка неоднократно пыталась рассказать о произошедшем, ей никто не верил, никто не хотел слушать ребенка. В связи с непониманием со стороны взрослых, она самостоятельно решила изобличить Мамедова в преступной деятельности. С помощью уставленной на сотовый телефон программы «телефонный шпион» записала два разговора с Мамедовым, в ходе которых он полностью изобличил себя в совершенных деяниях. Приговором Верховного суда РТ Мамедову назначено наказание в виде 18 лет лишения свободы. По инициативе Следственного комитета по решению суда мать девочки была лишена родительских прав.

— Уголовные дела о так называемых медицинских ошибках…

— Да. Проблемы оказания медицинской помощи, ятрогенные преступления. Правовая грамотность населения растет. Каждый считает, что на каком-то этапе была неправильно оказана медпомощь, из-за этого близкий человек пострадал или погиб. По этим фактам мы также проводим процессуальные проверки, возбуждаем уголовные дела. Есть  примеры, когда врачи предавались суду. Конечно, никто из них не был осужден к реальному сроку лишения свободы, но наказание они получали.

Как в Татарстане расследуются преступления против детей. Объясняет руководитель отдела по расследованию особо важных дел Следственного управления республики

Фото: interfax.ru

— Сроки привлечения к ответственности по таким делам весьма короткие, они подходят уже к концу, когда готова экспертиза…

— Даже во время проведения затяжной экспертизы комиссия судебных экспертов дает нам заключение от чего реально наступила смерть человека, и самое главное — кроется ли она в причинно-следственной связи с действиями врачей. Важно в каждом отдельно взятом случае докопаться до сути и установить все ли сделал врач от него зависящее и главное правильно ли.

— Но экспертизу проводят те же врачи, а они часто защищают своих коллег. Насколько она может быть при этом объективной?

— Чтобы избежать таких кривотолков, в Следственном управлении создано судебно-медицинское отделение, в состав которого вошли достаточно опытные эксперты-медики, которые не оказываются под влиянием врачей, на их мнение нельзя повлиять. Они в полном объеме исследуют всю медицинскую документацию и материалы уголовного дела, представленные на  экспертизу. На выходе получается вполне объективное полноценное экспертное заключение. Для нас это существенное подспорье, сроки проведения экспертиз сократились.

Конечно, бывает, что сроки затягиваются. Потому что по сложным случаям необходимо привлечение врачей узкого специализированного профиля. Например, по сердечным заболеваниям — умер ли человек от некачественно проведенной операции на сердце, либо этот орган был сильно изношен, и спасти человека было невозможно. Здесь требуется мнение опытного врача-кардиолога.

Любая сложная комиссионная судебная экспертиза требует привлечения дополнительных специалистов. Сроки экспертизы законодательно не установлены, но на практике от 30 суток и больше. Если мы проводим ее в российском центре судебной медицины в Москве, там это может занять годы.

Как в Татарстане расследуются преступления против детей. Объясняет руководитель отдела по расследованию особо важных дел Следственного управления республики

Фото: irk.kp.ru

— Что чувствуют дети, когда их приводят в кабинет следователя на допрос?

— Один из ключевых вопросов, связанных с предотвращением насилия и защитой прав ребёнка, — наличие в системе следственных действий дружественных ребенку процедур следствия. По новым поправкам в Уголовно-процессуальном кодексе, допрос ребенка, ставшего жертвой сексуального или другого вида насилия, должен проводиться с применением видеофиксации. В специальном помещении с игрушками и мягкой мебелью, оборудованном зеркалами Гезелла (с односторонней видимостью), видеокамерами и очень чувствительным микрофоном, способным записать даже самую тихую речь ребенка. Присутствуют педагог-психолог, который  в игровой и доброжелательной форме  старается расположить ребенка, настроить его на позитивный лад, родитель или законный представитель, следователь за процессом наблюдает со стороны и также может задавать вопросы. Каждый ребенок — это уникальная и имеющая большую ценность личность, индивидуальное достоинство, особые интересы,  частная жизнь которой должны пользоваться признанием и защитой.

Новая процедура допроса  несовершеннолетних позволяет не  травмировать детскую психику и лишний раз не возвращаться к болезненным воспоминаниям.

Комната оборудована системой видео-слежения, которая записывает происходящее с пяти точек и очень чувствительным микрофоном. Детская психика такова, что он не может дважды отвечать на один и тот же вопрос. Допрос проводят следователь и опытные педагоги. Психологи, чтобы в игровой манере расположить ребенка к себе, расслабить его и дать ту информацию, которая бы помогла следователю установить личность преступника. То, что оперативные сотрудники находятся за стеклом, пострадавший не знает. Грош цена тому психологу, который переспросит ребенка, либо не услышит его — это недопустимо.

— А как же очные ставки?

— Конечно же мы стараемся их не проводить, тем более если расследуемое событие связано с половой неприкосновенностью несовершеннолетних.  К моменту, когда ребенок  назвал преступника или указал на его приметы, мы в  спешном порядке даем поручение сотрудникам полиции установить лицо и принимаем меры к его задержанию.

В той же самой дружественной атмосфере ребенок через стекло в условиях исключающих его визуальное наблюдение опознаваемым, может указать на человека, который совершил в отношении него преступление. Даже сам он не будет знать, кто его опознает. Психолог также может помочь ребенку и подойти к стеклу,  попросить указать на человека, который причинил ему боль. Он просто показывает пальцем: «Это тот дядя?». Иногда мы встречаем непонимание со стороны родителей. Возможно, они делают так, чтобы ребенок поскорее забыл, что с ним произошло, боятся, что это повлечет за собой постоянное участие в следственных действиях. Но важно найти этого человека и не допустить совершения им новых преступлений.

На днях было утверждено обвинительное заключение в истории, где отец 7 лет назад совершил изнасилование своих пасынка и родной дочери в Казани. У всех были вопросы: почему дети так долго молчали? Тогда дети были маленькими, настолько были запуганы своим отцом, что было страшно об этом пожаловаться. Но, когда они выросли, их мама уже с их отцом была в разводе, они ей все рассказали, она написала заявление в полицию. Мы провели расследование. Собранных доказательств оказалось достаточно, чтобы направить дело в суд. Этот, с позволения сказать, отец отбывает в настоящее время реальный срок лишения свободы за убийство.

Как в Татарстане расследуются преступления против детей. Объясняет руководитель отдела по расследованию особо важных дел Следственного управления республики

Фото: aif.ru

— Почему растет число преступлений, связанных с насилием несовершеннолетних?

— Истинные причины насилия над детьми, видимо, связаны с психическими отклонениями. Мы проводим таким людям судебно-психиатрические экспертизы, и, на моей памяти, не было фактов, когда эксперты признавали того или иного человека педофилом. От этого зависит назначение наказания — его должны поместить в психиатрический стационар на лечение. Закон позволяет нам начинать уголовное преследование на том этапе, когда происходит даже демонстрация половых органов перед детьми — это особо тяжкое преступление, несмотря на то, что непосредственного контакта не происходит, поскольку вызывает нездоровое половое влечение у детей. Причины возрастающего сексуального насилия над детьми кроются в неконтролируемом распространении через интернет порнографических материалов, вступление в непонятные сообщества, агитация детей к совершению противозаконных действий.

⇒В Татарстане растет число несовершеннолетних, пострадавших от сексуального насилия. Стоит ли опасаться, что педофилов становится больше?

— Ваши следователи также занимаются расследованием детских самоубийств.

— Безусловно, проблема самоубийств детей стала особенно актуальной в последнее время. За каждым случаем суицида стоит личная трагедия и безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти.

Следственная практика свидетельствует, что основными причинами суицидального поведения детей являются внутрисемейные конфликты и проблемы с лицами противоположного пола. Возникают они, в первую очередь, из-за неумения строить межличностные отношения и наличия таких индивидуально-психологических особенностей подростковой личности, как импульсивность, повышенная ранимость, обидчивость, страх перед будущим.

Особенно остро эта проблема ощущается в крупных городах. Не по всем уголовным делам, возбужденным по ст. 110 УК РФ, виновные лица устанавливаются. Но это не из-за неэффективного или некачественного расследования, а в связи с отсутствием виновных лиц, действия или бездействия которых состояли бы в причинно-следственной связи с самоубийством подростка.

Что движет этими людьми — непонятно. В нормальной семье ребенок занят делом, где родители не тираны, где к нему не будет применяться насилие, где он будет ходить в кружки, развиваться. Для этих вещей супердостаток в семье не требуется. Нужно настраивать ребенка так, чтобы он понимал — в будущем он должен принести пользу обществу и быть занятым. Когда ему заняться нечем, он залезает на сомнительные сайты, начинает употреблять наркотики, отсюда и выводы: «Жизнь не удалась, я неудачник».

Как в Татарстане расследуются преступления против детей. Объясняет руководитель отдела по расследованию особо важных дел Следственного управления республики

Фото: k-istine.ru

— Кто виноват в этом?

— Есть родители, которые слишком сильно закручивают гайки — это стремление сделать из своего ребенка вундеркинда. Но, тем самым, они лишают его детства, существенно подрывают ему здоровье и психику, ребенку все надоедает и появляется апатия. Нужно учитывать интересы ребенка, его желания, смотреть к чему он тяготится, нужно развивать эти качества.

Есть и другие родители, которым наплевать на своих детей. Недавно мы арестовывали одного несовершеннолетнего, за совершение убийства во время разбойного нападения. Его мама сказала в суде: «Ваша честь, арестуйте его, он мне надоел». Как только его отпускают, он совершает новое преступление. Кроме него у нее еще трое детей. Но выйдя из мест лишения свободы, редко кому удается встать на путь исправления. Государством не принято мер по социальной адаптации таких людей. Человек оступился, но ответил за это по закону. На работу ранее судимых не берут, это толкает их на совершение нового преступления.

Есть мамы и папы, которым некогда заниматься своими детьми. Важно понимать, что  ребенок может избежать беды, если будет знать, что именно ему делать, когда он окажется в опасной ситуации. Твердо сказать «нет», рассказать тому, кто в состоянии реально помочь, — эти навыки, жизненно важные для любого ребенка, следует динамично прививать ему в целях использования в любой ситуации, угрожающей его безопасности.

Если дети хорошо знают, как устроено их тело, понимают, что оно принадлежит только им, то они не позволяют прикасаться к себе никому, кроме тех людей, которые не злоупотребляют их доверием. Даже маленькие дети должны знать правильные названия частей тела, включая половые органы. Если ребенок к вам пришел, обязательно нужно его выслушать. Потому что если он не услышит ответ от вас, он пойдет туда, где он его получит — не всегда правильный. Это развращенное влияние интернета, телевидения, отсутствие контроля со стороны родителей и нравственных ценностей, роль воспитателей, ведь большую часть времени подростки проводят в школе.

Лучший способ подать пример — это свой собственный. Мы сами пропагандируем здоровый образ жизни. У меня в отделе 11 следователей, добрая часть из них, как я сам, активно занимается спортом, поддерживает здоровый образ жизни, и никто из сотрудников следственного отдела не курит.

 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *