Артур Абдульзянов, «Зарница»: «Мы составим конкуренцию Lego, начав изготовление конструктора с татарстанским лицом»

6CNQNLSAzVo
Вторая часть интервью с генеральным директором производственного объединения
«Зарница», депутатом Госсовета РТ

 Беседовала Кристина Иванова

Парк ДК Химиков — любимый в нашей семье. Ребенок фанатеет от качелей, на которых можно кататься с взрослыми и «запускать» папу в космос.

У гендиректора производственного объединения «Зарница», депутата Госсовета РТ, председателя Федерации автошкол республики Артура Абдульзянова оригинальное оформление этого парка в химической стилистике — предмет гордости. Для казанцев же «Зарница» в первую очередь ассоциируется с детским научно-развлекательным центром на стадионе Kazan Arena. В интервью KazanFirst он рассказывает о будущем робопарке «Кибернетикум» и всероссийском проекте детских технопарков.

Перед интервью нам с фотографом организуют полуторачасовую экскурсию по цехам. Повсюду плакаты с лозунгами советских лет. «Быстро, качественно, дешево» — точно не потерял актуальности. На предприятии — полный замкнутый цикл: от разработки инженерной идеи до ее воплощения и производства. Нам показывают тренажер «Камаз» с пневматическими цилиндрами вместо колес — когда водитель садится за руль, у него возникает полное ощущение, будто он едет по дороге с ухабами. Такие тренажеры поставляются МЧС для экономии топлива и расходных материалов — виртуальный тест-драйв имитирует вождение реального грузовика. Цена тренажера — более 1 млн рублей.

⇒ Артур Абдульзянов: «Мы заключили контракт с Денисом Осокиным и будем снимать фильм в Казани с участием Гришковца»

В шоуруме — линейка продукции, производимой «Зарницей». Из новинок — стрелковый тренажер для силовых структур с полной имитацией выстрела. Повсюду стоят манекены с имитацией человеческой ткани, например, для тренировок  введения инъекций. На манекене с именем Искандер можно учиться извлекать инородное тело из глотки. На днях один из мастеров завершает ювелирную работу по сборке крейсера «Дмитрий Донской» с исторической достоверностью — модель нужна для экспозиции на выставке.

6CNQNLSAzVo

________________________________________

ООО «Производственное объединение “Зарница”» специализируется на учебном оборудовании. Здесь 15 направлений: детский сад, школа, учебное лабораторное оборудование, ПДД для детей, детские автогородки, конкурс «Безопасное колесо», автошкола и автодром, начальная военная подготовка, пожарная безопасность, учебное оборудование для МВД, подготовка ж/д специалистов, нефтегазовая и горная отрасль, таможенное дело, доступная среда, медицинское учебное оборудование.

________________________________________

— Сразу бросается в глаза советский дух на производстве — везде развешены агитплакаты того времени, лозунги… 

— Это нужные правила, которые уже, к сожалению, уходят — дешевле, качественнее, быстрее. Времена меняются, но законы экономики только трансформируются, приходят к единому знаменателю — нам сейчас нужны и качество, и эффективность.

— Но вся эта стилистика — больше дань ностальгии или тому, что в советские времена было хорошее качество и низкие цены, и вы последователи этого подхода?

— Я был пионером и комсомольцем. Я сентиментальный человек и вывел внутреннюю корпоративную агитационную составляющую на уровень того времени. В наше время нет идейных вдохновителей к труду, нет нового опыта — мы его только сейчас формируем. Новое пробивается, опираясь на прошлые заслуги и решения, историю, традиции. Если нет опоры, то идти сложнее. Но эту опору мы трансформируем на наше время. Я думаю, нам это удалось.

FNR_0550

— Мы прошлись с экскурсией по кластеру зданий в поселке Левченко. Сделанное впечатляет. С чего все начиналось?

— Здесь раньше располагалось второе здание объединения «Тасма», желатинового завода. Когда мы сюда пришли в 2005 году, то здесь было все в развалинах — царила полная разруха. Мы восстановили шесть объектов, два еще в процессе. В Левченко мы занимаем общую площадь 25 000 кв. м. Из них запущено в эксплуатацию порядка 20 000, еще 5 000 находятся в процессе капитального строительства. Один из этих объектов строится специально под направление профессиональной медицины.

— Что сейчас представляет собой «Зарница»?

— «Зарница» сегодня — это фабрика учебного оборудования. Мы производим учебное оборудование, посредством которого граждане могут защитить себя от техногенных катастроф, катаклизмов, обезопасить себя на дороге, изучить правила дорожного движения, пожарной безопасности, жизнедеятельности. Человек посредством своих знаний создает иммунитет безопасности. В наше время это очень важно — мы работаем по направлению антитерроризм, у нас есть интересные охранные комплексы, мы поставляем оборудование в МЧС и Росатом. У нас в клиентах РЖД, министерства здравоохранения, образования — они нас все знают благодаря тому, что мы единственные в России, кто производит учебное оборудование сразу по нескольким направлениям.

kiM1HyfsFoc

— По скольким направлениям вы сейчас работаете? 15-ти?

— Да. Наше недавнее направление — профессиональная медицина. Все тренажеры и симуляторы, которые применялись в России, ранее для этих целей завозились из Германии, Италии, Японии, Америки. Когда мы первый раз поставили наше оборудование в Екатеринбургский университет, а это были тренажеры с имитацией человеческой кожи для тренировок введения инъекций, они не могли поверить, что в России начали производить их.

— Это когда было?

— Около года назад. Второе очень важное и новое для нас направление — робототехника. На прошлой неделе мы подписали соглашение о вступлении в особую экономическую зону «Иннополис» как резиденты. В кабмине президент [Татарстана Рустам Минниханов] утвердил нас как компанию с нужным потенциалом, способную решать важные правительственные задачи, связанные с экономическим и стратегическим развитием республики.

В «Иннополисе» мы откроем свое дополнительное подразделение. Оно будет связано с робототехникой. Вроде бы о роботах много говорят в стране, а на самом деле практически никто в России их не производит — все роботы иностранного производства. И мы взялись за эту проблему. Мы будем выпускать оборудование, связанное с обучением специалистов, которые работают на предприятиях с роботами-манипуляторами. Мы готовим учебно-лабораторный комплекс, с чем и заявились в «Иннополис». Выработаем программное обеспечение, методику, с помощью которых будем готовить своих специалистов для промышленности России, чтобы они могли обслуживать эти машины.

Сейчас они этому не обучены — им поставили роботов-манипуляторов, а как обслуживать — чуть что, вызывают иностранных специалистов. Мы также стремимся к тому, чтобы закрыть в этом направлении обучения студентов вузов, ссузов и школьников. Мы хотим не то что составить конкуренцию Lego (LEGO Mindstorms — конструктор, набор сопрягаемых деталей и электронных блоков для создания программируемого робота), но сделать продукт не хуже, который будет иметь свое, татарстанское лицо.

GhK4d-xrvAM

— Вы имеете в виду конструктор?

— Да, конструктор. Он будет с большим функционалом, чем Lego. Lego завязан на детей младшего возраста. У нас будет посерьезнее программное обеспечение, дополнительные функции. Думаю, в феврале-марте следующего года начнем  презентовать наши разработки. Это сложно — специалистов практически нет, федеральных стандартов не существует. Мы работаем с Министерством образования России, совместно разрабатываем программы. Направление прогрессивное, связанное с развитием экономики, и нужно шаги первые делать. А если мы будем делать первые шаги с прямой зависимостью от импортных комплектующих, к чему мы придем? Так что президент РТ отнесся к этому вопросу с пониманием и открыл нам прямую дорогу в резидентство «Иннополиса», где у нас будут большие возможности в этой сфере.

— А как ваше новое направление затронет школьников?

— В январе [на стадионе] Kazan Arena мы откроем еще один центр — на этот раз по робототехнике. Он будет называться «Кибернетикум». Рассчитан на посещение детьми от 5 до 16 лет. Дети здесь станут учиться по методике, разработанной в «Иннополисе», а оборудование будет изготавливаться в «Зарнице». В помещениях под «Кибернетикум» уже ведется серьезный ремонт. Центр займет порядка 450 кв. м. В России нет роботоцентров с такой площадью.

— Раз открытие намечено на январь, значит, оборудование уже изготавливается?

— Да, у нас уже есть пилотные опытные образцы. Для детского центра мы изготавливаем робота-манипулятора, который снабжен лабораторными установками. Робот будет в разрезе, дети смогут узнать, из чего он состоит. Будут мини-роботы, на которых дети смогут учиться программированию. Да, может быть, роботы поначалу не будут такими совершенными, но отставать от импортных аналогов точно не будут.

FNR_0559-1024x684

— Это будет больше развлекательный центр как «Зарница» или как кружок робототехники?

— Там будет вестись кружковая работа. Помимо робототехники будут проходить занятия по авиамоделированию, судостроению. Мы выступим в качестве дочернего обучающего центра по подготовке будущих специалистов, начиная с 5-летнего возраста. Важно увлечь детей. Когда их заставляют учиться, поле для принятия информации у них не открыто. А здесь все будет проходить в развлекательной форме. Но нам еще придется формировать учебные курсы для преподавателей, которых в этой сфере пока очень мало. Это колоссальная работа, тяжелый пласт.

Обычно все заканчивается покупкой Lego и преподавателем, который хоть мало-мальски разбирается в предмете. У нас будет целый учебный план и специальная программа.

— Ваши планы выходят за пределы Казани?

— Мы планируем открыть детский центр и в Набережных Челнах. Там он будет представлен как наукоград — дети смогут изучать физические, химические опыты, правила дорожного движения, поведения при пожаре, оказание первой медицинской помощи и многое другое. Мы делаем акцент на увлекательной форме подачи материала. Когда из центра «Зарница» в Kazan Arena забирают детей, они плачут — хотят остаться. Вот бы в школе так!

rzLjwhA5K6g

— Когда центр в Челнах собираетесь открывать?

— Пока идут переговоры. Мы ищем помещение, нам нужна поддержка, потому что это проект социальный. Как и «Кибернетикум». Для нас это как площадка для испытания оборудования и показатель того, что мы в дальнейшем сможем открыть такие центры в других городах, а наши заказчики представлены от Калининграда до Владивостока.

— Путину на недавнем форуме «Деловой России» не удалось презентовать свой проект детских технопарков в подтрибунных помещениях футбольных стадионов после ЧМ-2018?

— Да, не сложилось. Но этот проект на контроле у помощника президента России Андрея Белоусова. Я думаю, после чемпионата мира мы доведем проект до конца и будем воплощать его в жизнь на территории России.

wAWAKjRXNAw

— Какое из направлений вашей работы сейчас максимально востребовано?

— По программе оснащения колледжей учебным оборудованием в этом году финансирование снизилось. Так что мы активнее идем по профессиональной медицине — изготавливаем тренажеры, симуляторы, манекены по оказанию первой помощи. Сейчас это направление востребовано и в военных структурах. Мы также исполняем ФЦП по безопасности дорожного движения, пожарной безопасности.

По программе «Юнармия» мы делаем электронные тиры с отдачей. Для уроков ОБЖ — очень много манекенов по оказанию первой помощи. Когда иностранцы изготавливают манекены, они получаются такими страшными, будто уже окочурились, а им оказывают помощь в пугающем для оказывающего состоянии. Мы же сделали манекены улыбающимися, с глазами, в париках — они же должны быть похожими на людей.

— А для оборонки что делаете?

— Для Росатома изготовили уникальную интерактивную установку, для МЧС — теплодымокамеры.

— Можете вспомнить самый дорогостоящий и сложновыполнимый заказ за последнее время?

— Для Росатома в прошлом году изготовили установку по пожарной безопасности со сложным программным обеспечением стоимостью 28 млн рублей. У нас работают 280 инженеров, 60 айтишников-программистов, поэтому мы можем изготовить сложный продукт, не имеющий аналогов.

k67dlBMd3Uw

А всего у вас сколько сотрудников?

— 675.

А инженеров откуда привлекаете?

— Буквально по крупицам собираем отовсюду. Их практически нет. Студенты слабые идут из технических вузов. Их приходится тут воспитывать — у них не то, что знаний, даже дисциплины нет.

— В прошлом году вы участвовали в президентской программе парков и скверов. Как вам этот опыт?

— В Муслюмово, Мамадыше, Бугульме, Зеленодольске и Казани мы строили детские площадки. Никто кроме нас в стране не делает детские площадки по авторским разработкам. Мы совместно работали с [внештатным помощником президента РТ по паркам и скверам] Наталией Фишман, ее команда вдохновляла нас. Мы сложно и кропотливо работали. Площадки получились неплохие, достойного качества. Но остался задел, что мы можем сделать еще лучше. Безупречной получилась площадка в ДК Химиков в виде химических колб и с соответствующими теме атрибутами. Мы уже сейчас готовимся к следующей программе — будем делать масштабный, не имеющий аналогов проект. Площадку под него утвердят в декабре-январе. Детская площадка будет очень оригинальной, нам нужно свое лицо — копировать у других у нас нет желания.

3XxILlxuwuI

— Как испытывают оборудование для детей?

— Во-первых, все изготавливается по ГОСТу. Мы строго придерживаемся стандартов, но меняем форму, цвет, элементы, которые и придают площадке уникальность. Главное,  чтобы ребенку было безопасно и комфортно. Также должно быть обязательно представлено оборудование для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Мы чувствуем себя уверенно на рынке, потому что реализуем сразу несколько направлений. Если «карусельный» период стагнирует, мы перебрасываем людей на изготовление оборудования по безопасности дорожного движения, пожарной безопасности. Летом все усилия кидаем на строительство автогородков — практически по всей стране они построены нами. Больше 200 городков мы точно построили — они есть почти в каждом региональном центре.

— Какой сейчас оборот компании?

— На уровне прошлого года. В год у нас бывает порядка 200 государственных контрактов.

BL2L2u1FSeY

— Несколько лет из Татарстана у вас шло всего 3% заказов. А сейчас?

— Уже порядка 20%. За счет программы парков и скверов, оборудования ресурсных центров.

— Можете вспомнить, с чего начинался ваш бизнес?

— Когда я женился в 1993 году, нам подарили 15 000 «свадебных» денег. Вроде бы немаленькие деньги, но джинсы-варенки стоили 9 000 рублей, мне и на кепку еще хватало. Но я решил идти другим путем. Когда я начинал бизнес, то был одним из предпринимателей Кировского района. Я имел свидетельство частного предпринимателя за номером 2. Не знаю даже, кто был первым, но я был вторым. Начинали бизнес мы с изготовления интересных китайских картин со мхом, корой.

— На что в итоге истратили эти 15 000?

— Купил разные материалы, фанеру, из которых делали китайские картины и поставляли в магазин «Юность». Тогда был глубочайший дефицит, в магазинах — пустые прилавки, и даже наши картины пользовались спросом.

Как-то директор школы, в которой я учился, попросил меня оформить классы. Я был художником-оформителем, окончил художественную школу. Моя работа директору очень понравилась. С тех пор мы стали оформлять школьные классы, изготавливать стенды по физике, химии, другим предметам. В том же школьном подвале арендовали цех. Потом мы придумали подсвечивать стенды и делать их электронными, да еще и с пультом дистанционного управления, а тогда только телевизоры с пультами стали появляться. Потом мы начали изготавливать магнитные доски. А вскоре пошли заказы из Москвы — помню, первый был на 25 000 рублей. У нас тогда годовой оборот был 100 000 рублей, а тут один заказ на 25 000. С тех пор все пошло-поехало. Потом я понял, что надо развивать другие направления, диверсифицировать производство. Нас в то время поддержала ГИБДД РТ в лице Рифката Минниханова — он одним из первых в стране начал внедрять классы по безопасности дорожного движения со световыми табло, автогородками, магнитными досками в виде машинок.

X3gReM2dphA

W5pN2yXV3GA

vh_Dcu5J7r8

txGDrZIViRU

qARfwSUXgUg

Comment section

Добавить комментарий

Войти: