Ольга Полищук, институт «Стрелка»: «Made in Tatarstan звучит гораздо лучше в республике, чем Made in China»

polyschuk2
Месяц назад онлайн-школа «Вектор» объединилась с резиденцией «Штаб» и сделала
школу городских предпринимателей. В течение четырех месяцев ребята, у которых
есть идеи собственных проектов, могут податься в школу и стать хорошими
бизнесменами

Беседовал Ильнур Ярхамов

Месяц назад онлайн-школа «Вектор», которую учредил знаменитый российский институт медиа и дизайна «Стрелка», объединилась с резиденцией «Штаб» и сделала школу городских предпринимателей. В течение четырех месяцев ребята, у которых есть идеи собственных проектов, могут податься в школу и стать хорошими бизнесменами.

«Если мы выберем заявку, то ребята будут учиться по системе смешанного обучения, которую придумали “Вектор” и “Штаб”», — говорит исполнительный директор «Стрелки» Ольга Полищук, которая на днях приезжала в Казань провести встречу с учениками школы.

У «Вектора» есть восемь онлайн-курсов, с ними вы можете ознакомиться на сайте, говорит она.

— В этих курсах есть информация, которую ребята проходят в онлайн-режиме. В «Штабе» под кураторством Эльвиры Низамеевой идет оффлайновая часть обучения: встречи с ребятами, разработка проектов. На следующий год у нас запланировано еще три потока, которые мы объявим отдельно.

— Ребята, желающие учиться здесь, приходят с проектами?

— Да. Поскольку обучение бесплатное, мы смотрим на интересные идеи. Здесь смешанное обучение: у нас есть онлайн-курсы и оффлайн-кураторы, которые объясняют и общаются с вами, поддерживают, чтобы вы могли довести идею до конца.

22 декабря состоится первая публичная защита проектов, будут эксперты, пять лучших проектов из двадцати с лишним мы презентуем. Когда школа только открылась несколько недель назад, ребята подавали свои заявки. Всего было подано 70 заявок, из Татарстана — 60 (в основном из Казани). Мы выбрали 30. В течение последних четырех недель ребята учатся на наших курсах.

Мы смотрим, как они постигают наши упражнения, детализируют свои идеи, пытаются разработать первые возможные концепции, прототипы.

То, что они будут представлять 22 декабря, — это результат их работы в течение пяти недель.

— А чему вы обучаете?

— Городскому предпринимательству. 75% населения России живет в городах. Поэтому город для нас — это очень понятная площадка для действия.

Городские предприниматели — это те люди, которые делают проект в городской среде, чтобы её улучшить и самореализоваться, то есть такая самозанятость.

— Это микропроекты?

— Да, которые, возможно, когда-нибудь станут и макропроектами. Это может быть всё что угодно, от культурного фестиваля до стартапа, связанного приложением по поиску площадок для футбольных полей.

Мы на своих курсах пытаемся объяснить людям, какое мышление может быть у современного предпринимателя. Не так, как объясняются наши коллеги: необходимо купить рекламу, сделать сайт, лить на него рекламу и получать продажи.

Надо задуматься над вопросами, что предшествует этому: какого плана вы хотите делать проект, для кого, о чем этот проект, кому он принесет условную пользу, какую вещь на самом деле вы продаете.

— Например?

— Например, покупаем кроссовки. Мы с вами это делаем не потому, что хотим кроссовки. А потому, что нам хочется быть стройными, как та девочка в «Инстаграме», на которую мы смотрим. Или нам хочется иметь здоровые колени, потому что в рекламе нам сказали, что специальная амортизация в кроссовках сделает наши колени здоровыми. То есть мы покупаем с вами впечатления. Как думать так, чтобы любой проект, который мы с вами делаем, был полезен, а не просто был сделан, чтобы его сделали? Надо, чтобы проект был в долгоиграющем режиме. Полезен как людям, которые хотят его купить, так и человеку, который его делает, чтобы постоянно извлекать прибыль.

— То есть мы говорим сейчас о каком-то маркетинговом исследовании перед выпуском продукта?

— Нет. Наш курс называется «Как создать новый городской стартап». Он посвящен тому, как в принципе делаются проекты, какая проектная логика должна быть заложена, чтобы вам все время не пришлось лить контекст на ленте. Условно говоря, думать надо так, как потребитель. Чтобы он захотел ваш продукт, был к нему лоялен и покупал его или чтобы хотел прийти в этот проект.

polyschuk2

Сколько вы знаете проектов, на которые не хочется идти, но люди же их делают. Это большая трагедия. Правда в том, что люди делают что-то, вкладывают в это силы, время и деньги, но при этом у них нет аудитории.

Может, они что-то делают неправильно?

— То есть вы учите, как зарабатывать лояльность у потребителей?

— Думать осознанно. Зачем вы делаете этот проект? Для кого?

Если мы посмотрим на бизнес-сегмент, то очень часто вроде бы и проект хороший, но почему-то людей там нет.

— Какие самые распространенные ошибки совершают люди, которые думают по старинке и работают неосознанно?

— Они не думают, кто их аудитория. Например, они говорят «молодежь». Допустим, мы с вами молодежь. Вам сколько лет?

— Мне 26 лет.

— А мне 28 лет. Что нам делать? Мы с вами молодежь, но, увы, родились в разных городах, учились в разных вузах, нас матери по-разному воспитывали. Когда вам исполнилось 25 лет и мне 25, мы с вами занимались тотально разными вещами. Неужели у нас одинаковые потребности?

— Не приведет ли это к бесконечному сегментированию?

— Нет, не приведет. Очень часто встречаю, что люди хотят продавать товары студентам. Но если бы они изучили студентов и их потребности, то они увидели бы, что эти товары им не нужны. А нужны, например, другим людям за 25. Потому что у этих людей на эти товары уже есть деньги и спрос.

Например, онлайн-курсы зачастую студенты не покупают, потому что они — это то, к чему ты приходишь, когда уже поработал и что-то поделал и у тебя есть запрос на себя. У студента 3-го или 4-го курса пока нет запроса на себя. У него есть задача выпуститься из университета и что-то поделать.

Например, когда вы продаете товары для малышей, для детей, и говорите, что эти товары для детей. Кто ваша аудитория?

— Матери…

— Да. А люди в итоге рекламу ориентируют на детей. А её вместо этого надо ориентировать на мам.

— Неумение определить аудиторию — это основная ошибка? Есть ещё ошибки?

— Есть. Например, каждый город разный. Казань не похожа на Санкт-Петербург, а Санкт-Петербург не похож на Набережные Челны. А Набережные Челны никогда не будут похожи на Москву. Они по-разному устроены и жизненный уклад у них разный.

В Челнах исторически было предприятие, которое давало всем работу, и теперь вся экономика города завязана на этом предприятии, поэтому крутым в этом городе считается человек, у которого есть свое дело. Или, например, opinion-maker — это не культурные деятели, а бизнес-деятели в таком городе.

Если брать модель какого-нибудь проекта, который трубит на всю страну, и переносить в ваш контекст, то  он не всегда выстреливает. Например, антикафе. Может быть, оно у вас было открыто неправильно? В большом городе ( более 5 млн человек ) это бы выстрелило, потому что мало таких мест, где можно собраться и, не платя денег за чай и кофе, играть в шарады. В другом городе антикафе — место, в котором собираются бегуны, клуб общения на английском языке и ролевики, а потом туда приходит клуб женщин, которым за 50 лет. Почему это происходит? Потому что ниша свободна.

— От чего зависит уникальность города?

— Уникальность зависит от запроса ваших жителей. Только вы как жители города можете понять, что нужно. Нужны вам бургеры в таком количестве, в котором они есть в разных городах России? Может быть, нет. Возможно, вы любите чак-чак? Может быть, вам нужно делать бургеры с чак-чаком?

Люди, которые живут в городе, могут понять потребность горожан. Они знают город, людей, они знают отношение людей к вещам.

— Какую уникальную сторону нашего города нужно учитывать предпринимателям в Казани? Я думаю, вы можете показать это в сравнении, раз приехали из Питера…

— Мне кажется, стоит учитывать, что любят казанцы и чем они гордятся. В Татарстане очень сильна национальная гордость за республику и за город.

— Регионализм получается?

— Я не говорю, что это плохо. Это очень классно. Вы сильно сопереживаете республике и хотите сделать для нее лучше. Это определенный элемент культуры, который есть в Татарстане, почему бы не делать так, чтобы этот элемент становился частью проектов? Это прекрасно. Made in Tatarstan звучит гораздо лучше в республике, чем Made in China. Поэтому ваши предприниматели лучше знают ваш контекст. И нет единой схемы успеха, которую всегда надо использовать.

Таким образом, лучше подходить со стороны вашей осознанности: зачем вашему городу нужен ваш проект и что будет, когда у вас кончатся деньги на рекламу?

— Вместе с этим учите ли вы предпринимателей учитывать бизнес-риски? Прогнозировать прибыль или убыль?

— Для этого у нас есть 5-й курс, который называется «Финансовая грамотность для предпринимателей». Этот курс учит вас считать, даже если вы боитесь это делать. Очень многие люди боятся.

Три основных ошибки в деньгах, которые совершают люди.  Во-первых, они боятся посчитать свое время как начинающий предприниматель, когда закладывают свое время в каждый продукт, который они производят: будь то маленькая печенюшка или же консультационный заказ.

Вторая вещь, которую они боятся, — признать, сколько действительно стоит их продукт. Зачастую люди хотят сделать печенюшку из лучших фермерских продуктов, которые сложно найти и которые достаточно дороги, красиво ее упаковать, перевязать ленточкой и доставить замечательным людям.

Но при этом выяснилось, что печенюшка стала дорогой, и люди говорят: «Попродаю эту печенюшку не по себестоимости, а чуть поменьше». И через год происходит у предпринимателей выгорание.

У вас есть два пути: либо продавать по себестоимости, либо сокращать свои издержки.

Третья ошибка, которую все делают, — это необходимость в специальном бухгалтере, который просчитает бизнес-модель. А бизнес-модель — это вам не табличка в Excel. Поэтому нельзя экономить на собственном времени, нужно продумать, на чём в действительности будете зарабатывать, и ответить на вопрос, какова ваша цель, соответствует ли она аудитории и тем ресурсам, которые у вас есть.

Бухгалтер вам может просчитать приход и отход и налоги. Но бизнес-модель — это тот уровень сознания, который вы закладываете, то, как будет функционировать ваш проект.

Единственный барьер, который может быть у предпринимателя, — степень осознанности.

Если вы думаете, что сделаете приложение, а будете зарабатывать на рекламе, то у меня вопрос: «А как вы сделаете так, чтобы кто-то хотел вам давать много рекламы на приложение, если у вас нет аудитории?» Или, например, люди думают, что они сделают агрегатор новостей, ресторанов, служб или ещё чего-то?  У меня вопрос: «А как вы посчитали количество людей, которые будут пользоваться этим агрегатором?»

— Ваш подход предполагает жесткую самокритику у предпринимателей. Не сократится ли у нас от этого количество инициативных людей, готовых заняться бизнесом?

— Мне кажется, гораздо более печальным будет результат, если люди станут тратить силы, время и деньги, возможно, даже свои, на то, что в итоге у них прогорит. Я скорее за качественный образ мышления. Потому что предпринимательский образ мышления можно предпринимать не только в бизнес-сфере. «Вектор», например, тебя учит предпринимать новое мышление, независимо от того, где работаешь: в госструктуре или в корпорации.

 

 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: