В Казанском университете изучили философию паркура, помогающую находить выход даже из, казалось бы, тупиковой ситуации

FNR_8559
Паркур можно назвать зеркалом, отражающим характерные черты современной эпохи. К
столь удивительному выводу пришли психологи Казанского федерального
университета, завершившие исследование особенностей мировоззрения представителей
этого современного молодежного сообщества

Беседовала Кристина Иванова

Паркур можно назвать зеркалом, отражающим характерные черты современной эпохи. К столь удивительному выводу пришли психологи Казанского федерального университета, завершившие исследование особенностей мировоззрения представителей этого современного молодежного сообщества. В течение года научная статья Камиля  Насибуллова, доцента кафедры психологии личности Института психологии и образования Казанского университета, может появиться в одном из зарубежных журналов. В интервью KazanFirst он рассказывает, как философия паркура может помочь людям стать более гармоничными, свободными и научиться находить выход из сложных жизненных ситуаций.

 ________________________________________________

Паркур — искусство рационального перемещения и преодоления препятствий, как правило, в городских условиях. Сутью паркура является свободное движение и преодоление препятствий различного характера: перил, парапетов, стен, а также специально изготовленных конструкций

 ________________________________________________

— Что привело вас, преподавателя Казанского университета, к изучению психологии паркура?

— Довольно давно я изучаю постмодернистскую философию и социологию, которые являются очень влиятельными направлениями в современной гуманитарной науке. И меня очень удивило, что многие идеи, описанные постмодернистами и касающиеся ключевых аспектов современности, можно обнаружить в практике движения трейсеров (людей, которые занимаются паркуром — прим. ред.). После этого возникла идея провести практическое исследование и понять, как трейсеры смотрят на мир, как практика движения в паркуре может влиять на особенности их мировоззрения.

 ________________________________________________

Общество постмодерна — это описание современного состояния общества как фрагментированного, нестабильного, в котором преобладают тревожные настроения. Социологи называют это «обществом в состоянии кризиса». Нестабильность и изменчивость разрозненных элементов общества говорят о том, что одновременно может существовать  большое количество путей и возможностей: если не сработал один вариант решения задач, то всегда есть альтернатива. Иными словами, нет границ, рамок и всегда есть возможность для творчества

 ________________________________________________

FNR_8559

Своим исследованием я хотел бы обратить внимание на мировоззренческие аспекты паркура. Для стороннего наблюдателя трейсер — это необычно двигающийся молодой человек, совершающий сложные и, возможно, опасные акробатические элементы. Но многие трейсеры со временем приходят к тому, что паркур не ограничивается красивыми прыжками. Паркур в широком смысле учит искать выход в любой ситуации, даже кажущейся тупиковой. Трудности являются временными препятствиями к достижению твоей цели. Паркур — это некий собственный способ мышления человека о препятствиях. Если ты это понял, двигаясь по городу, то логику этого мышления можешь применять в тупиковых ситуациях, в ситуациях различных внешних или внутренних запретов, навязанных социальных рамок.

— Как проходило само исследование?

— Практическую часть исследования мы проводили совместно с моей  студенткой Анной Аглямовой, которая сама занимается паркуром. Часть результатов исследования вошла в ее дипломный проект. В исследовании приняли участие девять трейсеров со всей России, в том числе из Казани. Мы брали для исследования трейсеров, которые занимаются этим направлением давно — 5-10 лет. Мы хотели найти людей, которые уже прониклись этой субкультурой, чтобы увидеть изменения в их мировоззрении.

— Какой метод исследования вы использовали?

— Мы пошли довольно своеобразным путем, взяв для обсуждения материалы из единственной пока книги основателя паркура Давида Белля. Мы выбрали наиболее показательные цитаты, касающиеся философии паркура, и предлагали трейсерам их прокомментировать. Мы стремились выявить наиболее важные стороны мировоззрения этого сообщества.

— В чем, на ваш взгляд, состоит взаимосвязь постмодерного общества и паркура?

— Паркур во многих своих аспектах — это отражение постмодерной эпохи, можно сказать, метафора постмодерна. Часто постмодерное общество называют фрагментированным, где нет единых правил поведения. Современный человек часто пребывает во внутреннем противоречии, не зная, как правильно поступить, какой сделать выбор. Нам действительно приходится очень много выбирать, начиная с важных жизненных решений: в какой университет  поступить, как построить свою семью, правильно выбрать себе близкого человека, как воспитывать ребенка, заканчивая вопросами потребления: какой смартфон купить, какую музыку слушать и т.д. Эта ситуация бесконечного выбора — одна их важных характеристик эпохи постмодерна. Практика паркура помогает сохранять гармонию с собой и своим миром, находить свой путь там, где, кажется, это невозможно. Гармония является очень важной ценностью в нашем мире. Мы все ищем ответ на вопрос: как в таком сложном и противоречивом мире остаться целостным человеком, как оставаться собой.

FNR_8556

Один из выдающихся постмодернистов Жак Деррида ввел понятие «деконструкция». Сейчас этот термин применяется в разных контекстах. Считается, что особенностью  нашей эпохи является уход от единых принятых норм, привычные нам понятия и каноны становятся многозначными. Паркур делает похожие вещи в отношении движения. Приведу простой пример. Мы привыкли, что скамейку, которая стоит в общественном месте, можно использовать небольшим числом способов: сидеть, лежать, пройти мимо. Мы ведь  достаточно стереотипно двигаемся, не задумываясь об этом. Трейсер будет рассматривать ее как объект для своих двигательных экспериментов. И если у нас с вами есть два-три шаблонных способа использования, то трейсер может использовать скамейку множеством способов: например, для разных прыжков или как опору, чтобы залезть на дерево или забор. То есть трейсер «деконструирует» привычные нам движения и создает новые. Если мы расширим это восприятие в масштабах всего города, то такой способ движения увеличивает возможные траектории движения до бесконечности. Трейсер смотрит на город иначе, чем мы. Там, где мы не видим способов движения, он находит путь для себя. При этом ему приходится осознавать, что есть рамки движения прежде всего в нем самом и привычном социальном мире, которые необходимо деконструировать, чтобы двигаться свободно. Чтобы быть свободным, ты должен выйти за рамки социальных нормативов.

— И этот взгляд они потом могут переносить  в другие контексты своей жизни?

— Как оказалось, да.

— В чем состоит новизна вашего исследования?

— В такой тесной привязке к идеям постмодернизма паркур, насколько мне известно, никто не рассматривал. На Западе это сообщество исследуется очень активно, причем со стороны разных наук: социологии, спортивных исследований, философии, эстетики и теории искусства. Я же главным образом использую социально-психологический подход.

— Вы говорили, что интервьюировали девять трейсеров. Такой выборки достаточно для исследования?

— Следует различать качественные и количественные методы исследования. Мы решили пойти по пути качественного метода, предполагающего углубленное изучение феномена. Для такого типа исследования выборка считается достаточной.

— Является ли паркур спортом, на ваш взгляд?

— Мне трудно согласиться, что паркур — это спорт. Правда, некоторые исследователи относят паркур к спортивным дисциплинам особого вида — к так называемому постспорту. Его многое отличает от спорта в привычном нам понимании. Например, в паркуре нет соревновательности спортсменов между собой. Ты двигаешься так, как тебе хочется. В самой идеологии паркура исключена необходимость соперничества и достижения каких-то результатов. Нет обязательных нормативов, техники как таковой. Да, есть технические приемы, но никто не обязывает тебя им следовать. Цель трейсера — не научиться технике и строго ей следовать. Тренировки на первом этапе подготовки направлены на развитие умственного и физического потенциала трейсера, на то, чтобы научить тело двигаться разными способами. Основная же цель паркура — обрести способность двигаться в городском пространстве свободно, как волна, не испытывая при этом ограничений и, напротив, испытывая удовольствие. То есть это не столько спорт, сколько освоение такого способа движения. Сам основатель движения Давид Белль больше размышлял о паркуре как о духовной практике. Это практика осознания своих границ. Занимаясь паркуром, ты все время раздвигаешь границы своих возможностей и словно бы играешь со своим страхом: могу ли я преодолеть это препятствие, прыгнуть еще дальше?

— Какую практическую пользу может принести ваше исследование? Правильно ли я понимаю, вы стремитесь предложить людям идеи, как действовать в окружающем их мире?

— На этот вопрос можно посмотреть с нескольких сторон.  Например, нередко человек обращается к психологу, потому что находится в психологическом тупике или попадает в конфликт, который не может самостоятельно разрешить. Он видит перед собой только ограниченное количество решений, и все они его не удовлетворяют. Пытаясь найти новые пути решения, человек обращается к психологу. А ведь именно этой способности учится трейсер самостоятельно! Он готов воспринимать конфликт, психологическое препятствие как очередной барьер, который можно преодолеть. Отсутствие альтернатив — это лишь рамки, которые есть в твоей собственной голове. Если ты сможешь их преодолеть, то найдешь массу путей, как  выстроить ситуацию нужным тебе способом.

FNR_8596

С другой стороны, мы можем рассматривать паркур и как определенную политическую практику. Как правило, трейсеры не очень нравятся прохожим. Бабушки их ругают: тут не прыгай, там не ходи — ушибешься. Родители, понимая возможный риск для здоровья, могут препятствовать занятиям. Очень часто трейсеры жалуются, что их останавливают полицейские, якобы за нарушение общественного порядка. Неосознанно мы воспринимаем их поведение как ненормальное. Может быть, потому, что с детства нам говорили взрослые, что надо ходить по улицам правильно и спокойно, как нормальные люди. Так что их движение — это определенный вызов социальным нормативам.

Рассматривая более широко, паркур является способом противостояния власти или ускользания от властного воздействия. Если мы говорим о бюрократии (на работе, в вузе, в больнице, в учреждении, где установлен строгий режим), то в этих условиях современный человек, привыкший выбирать, чувствует себя очень некомфортно. Так вот паркур учит нас, как уходить от этого властного влияния. Это на самом деле такой особый способ противодействия власти — в чем-то, может быть, индивидуальное восстание. Конечно, трейсеры — одиночки, а не какой-то профсоюз, и власть может с каждым из них по одиночке справиться. Но если все общество или значительная его часть станет себя так вести, то власть будет испытывать трудности. Потому что она никогда не будет знать, как такой человек поступит в конкретный момент, что он еще придумает. Власть должна будет стать такой же креативной, чтобы управлять этими индивидуалистами, научиться понимать и мыслить так же, как они. В этом смысле трейсеры — люди более свободные и независимые. Видя, как много молодежи занимается паркуром, понимаешь, что рано или поздно такие люди станут влиятельной частью нашего общества.

— Перенять философию трейсеров можно только при условии занятия паркуром или же прочтения вашей будущей статьи?

— Думаю, что не только. По сути, мы, люди, живущие в современной эпохе, в чем-то похожи на трейсеров. Наше общество из-за своей мобильности и скорости изменений приучает нас постоянно делать выбор и формировать свою индивидуальность. К примеру, если мы возьмем современного фрилансера, то в рамках трудовых отношений это гораздо более свободный человек, чем, к примеру, банковский служащий. Наше общество стимулирует, а порой и вынуждает делать свой индивидуальный выбор. Просто почему-то получилось так, что паркур аккумулировал все эти особенности современности и преподнес в очень доступной для молодежи форме.

— Общество не взбунтуется, если многие начнут мыслить так же, как трейсеры?

— Мы не можем пока этого знать, очевидно, что обществу и власти придется меняться. Нам всем уже сложно жить в дисциплинарных рамках, когда нет выбора и все очень стандартизировано и регламентировано. Я думаю, что это будет не бунт. Скорее изменится отношение власти к людям, способы взаимодействия. Это вызов для власти. Если она хочет быть эффективной, она должна научиться регулировать общественные отношения по-новому.

FNR_8600

Многие молодые люди сейчас играют в видеоигры, и мы в них можем увидеть, так скажем, схожие механики взаимодействия с миром. Там тоже открытый мир, где ты реализуешь, правда, в виде виртуального персонажа, свой особый образ жизни, там всегда есть выбор, в том числе и твоих личных характеристик, которые ты можешь совершенствовать. Таким образом, существует много других человеческих практик, которые развивают нас в этом направлении, и не только паркур.

— Вы упомянули видеоигры. А перед исследованием изучали ли вы посвященные паркуру фильмы, такие, как «Ямакаси», «13-й район», и играли в тот же Assassin’s Creed?

— Да, конечно. Прекрасно, что сейчас сами трейсеры записывают много видео и выкладывают в Youtube. Мне нравится смотреть видео, записанное от первого лица, потому что так можно в какой-то степени научиться смотреть на мир глазами трейсера. Вообще говоря, визуальная составляющая и массовые средства коммуникации очень сильно помогли в распространении паркура по миру. Это движение, о котором никто не знал, родилось в пригородах Парижа. Люк Бессон, который как раз снял «Ямакаси», первый фильм с участием трейсеров, своим гениальным взглядом разглядел и показал красоту их движения. Это удивительно, но только одного фильма хватило, чтобы это движение стало международным. Это движение чем дальше, тем больше меня удивляет. Возможно, одна из моих целей — поделиться этим удивлением с людьми. Паркур — всемирное движение. Даже в Секторе Газа, где идут боевые действия, есть трейсеры. Мне было интересно, как это движение, которое не пропагандируют, не финансируют, к которому довольно безразлично относится государство, так стремительно распространилось по всему миру. Как обычные городские ребята из разных стран мира, увидев видео про трейсеров, вдруг бросают свои дела, надевают кроссовки и бегут на улицу, чтобы делать так же. Это поразительный феномен, как визуальная картинка зажигает молодых ребят.

— Какие основные выводы в вашем исследовании? С какой целью трейсеры так охотно преодолевают возникающие препятствия?

— Есть такое направление в современной психотерапии, которое называется «гештальт-терапия». В нем существует принцип «здесь и сейчас», который состоит в максимально полном проживании каждого мгновения своей жизни. Современному человеку действительно нужно этому учиться. Потому что слишком многое отрывает нас от настоящего: мы отвлекаемся в смартфон, нас завлекает яркая телевизионная картинка или мы просто заняты планированием  будущих целей или переживанием прошедших событий. Порой у нас не хватает навыка осознавать и наслаждаться текущим моментом. Да, конечно, у трейсера есть цель: двигаясь по городу, он в определенной мере определяет для себя маршрут, куда двигаться, но намного важнее для него сам процесс движения. Это похоже на состояние, когда ты занимаешься любимым делом, полностью погружаешься в это, теряешь ощущение времени и выходишь из этого состояния полным сил и новых идей. Вроде, ты много работал, но все равно отдохнул. Так вот трейсеры испытывают похожее состояние, ценное само по себе. Двигайся к цели, но наслаждайся процессом, своей жизнью.

FNR_8567

— В таком случае паркур вызывает ассоциации с некоей активной медитацией. Чтобы преодолеть все препятствия, они должны погрузиться в нужное состояние и на 100% владеть своим телом. А медитация как раз все это подразумевает…

— Вы абсолютно точно поймали очень важный момент. Вспоминая взятые у трейсеров интервью, я не перестаю удивляться. Когда эти ребята говорят о паркуре, то высказывают идеи, похожие на размышления буддистских монахов или людей, прошедших глубинную психотерапию. Они обсуждают вопросы, как справиться со своими страхами, неуверенностью, как искать в своем теле точку опоры, как разговаривать с ним, — такие, знаете, метафизические рассуждения. Представьте, сидит перед вами парень, ему 18 лет, который, конечно же, не занимался никакими буддистскими практиками, но при этом говорит со знанием дела о духовных вещах, саморазвитии. Как? Однако не все трейсеры доходят до этих вершин. Есть и те, кто занимается паркуром ради красоты движения.

— С чем сами трейсеры ассоциируют паркур? Со смыслом жизни? Самой жизнью?

— Нередко паркур ассоциируют с понятием пути. Трейсеры определяют паркур как «мой путь в жизни».

— Вы говорите, что паркур — это зеркало, отражающее черты современной эпохи. Однако именно того, что они делают, как раз и не хватает современному человеку…

Да, это правда. Когда постмодернисты пишут о современной эпохе, они говорят, что человек находится в достаточно некомфортном положении. Потому что происходит кризис некоторых ценностей, неопределенность, ты не всегда знаешь, как сделать правильный выбор. В этом плане паркур и осознает эту трудную ситуацию и предлагает решение, помогает обрести внутреннюю гармонию.

— То есть они такие гармоничные личности?

— Думаю, они знают, как стать гармоничным человеком. Практиковать паркур в широком смысле, если ты понимаешь и разделяешь его философию, можно и не занимаясь физической практикой. Если ты научишься так мыслить, то сможешь делать это не только в рамках движения. Паркур учит еще одной важной вещи — занимайся чем-либо, только если ты физически и психологически готов, не рискуй собой. Чтобы начать двигаться так, как делает это опытный трейсер, нужно быть в отличной физической форме. Если ты ленив и не хочешь над собой работать, никто тебе эту свободу не даст. Свобода появляется, только когда ты профессионально, физически, личностно растешь.

 

Фото: Василий Иванов

Comment section

Добавить комментарий

Войти: