Михаил Егошин: «В миллионной Казани есть множество креативных инициатив и команд, но нет креативного кластера для их развития. Мы решили его открыть»

Михаил Егошин: «В миллионной Казани есть множество креативных инициатив и команд
В апреле в центре Казани откроется первый в городе креативный кластер —
 резиденция для творческих проектов и команд Татарстана, площадка для ярких
городских событий, выставочное и театральное пространство. На бывшей
производственной площадке более 1000 кв.м смогут разместиться проекты и события,
которым раньше не было места

Михаил Егошин (слева)


Ильнур Ярхамов, Алексей Тюрин — Казань

В апреле в центре Казани откроется первый в городе креативный кластер —  резиденция для творческих проектов и команд Татарстана, площадка для ярких городских событий, выставочное и театральное пространство. На бывшей производственной площадке более 1000 кв.м смогут разместится проекты и события, которым раньше не было места. По словам Михаила Егошина, проект совместит в себе коворкинг, кофейню, резиденцию для креативных проектов, локации с инфраструктурой для креативного бизнеса, большую лекционную и театральную площадку. Об этом Егошин рассказал в эксклюзивном интервью KazanFirst

— В декабре я приехал в Казань прочитать семинары, мы общались с ребятами, с друзьями и выяснилось, что в миллионной Казани, в одном из самых популярных мест в России есть множество креативных инициатив и команд, но нет креативного кластера для их развития. А ведь сюда же миллионы туристов приезжают за счет Универсиады, за счет глобальных событий.

Михаил Егошин: «В миллионной Казани есть множество креативных инициатив и команд, но нет креативного кластера для их развития. Мы решили его открыть»

То есть в столице Татарстана уже сформирован запрос на появление креативного кластера, креативного пространства.

Мы решили его открыть. Оно появится в апреле в центре Казани — креативный кластер — более 1200 кв. м для студий, для работы, для общения и для бизнеса, для образования и для создания креативных продуктов. Таких проектов в Казани еще не было.

Сейчас у нас уже есть пять якорных резидентов: это одна из ведущих PR-компаний, это медиа-бизнес, это ребята, которые занимаются серьёзно образовательными проектами, театральными постановками и это площадка под коворкинг.

У нас прекрасная команда, в которую вошли федеральные эксперты и местные ребята.

Михаил Егошин: «В миллионной Казани есть множество креативных инициатив и команд, но нет креативного кластера для их развития. Мы решили его открыть»

— Резидентов по именам можете назвать?

— Не всех. Могу сказать, что на нашей площадке разместится фонд поддержки современного искусства «Живой город». Они занимаются развитием в сфере театра и кино. Здесь у них будет собственная площадка для лабораторий в области современного театра. Также в стадии заключения соглашение с резидентами, с ведущими креативными-агенствами и ведущими электронными СМИ.

Сейчас мы активно делаем ремонт. После открытия якорные резиденты вместе с нами будут определять, кто может войти в этот проект, также мы открыты для тех, кто желает стать резидентом пространства.

Но это все мы подробнее проговорим на презентационной встрече, которая будет совсем скоро. Мы соберем дизайнеров, архитекторов, творческих людей, медийщиков, журналистов, кому интересен проект.

Михаил Егошин: «В миллионной Казани есть множество креативных инициатив и команд, но нет креативного кластера для их развития. Мы решили его открыть»

— Давайте сразу определимся. Что такое креативное пространство?

— Это набор слов, который обозначает место, где есть креативный бизнес. Люди здесь развивают себя в креативных индустриях.

Скажем, офис Google, офис «Яндекс» — это креативные пространства для одной компании. Там тоже есть удобная среда в виде классного дизайна, интерьеров, в виде модных и удобных сервисов, кофеен, выставочных залов. Но представьте, что в Казани появляется такое пространство как офис Google, как офис Apple, «Яндекс», но только для местных компаний, они могут туда зайти и стать частью этого кластера. Это будет центр притяжения людей.

Сегодня, общаясь с ребятами в Казани, я понимаю, что они хотят сделать интересные образовательные эвенты. Но классический конференц-зал, классический лекционный зал не подходят для них. Нужна креативная среда. Общаюсь с ребятами из коворкингов. Многим интересно, чтобы маленькое было пространство, но зато своё.

Михаил Егошин: «В миллионной Казани есть множество креативных инициатив и команд, но нет креативного кластера для их развития. Мы решили его открыть»

— Вы говорите, что в Казани существует креативный бизнес?

— Да, креативный бизнес есть, есть куча молодых людей. Например, встречался с молодыми архитекторами. Классные ребята – работают над преобразованием парков, городской среды. Они сетовали, что сидят в торговом центре, между компаниями, которые занимаются автозапчастями, и ребятами, которые занимаются строительным оборудованием. Им некомфортно от того, что рядом нет сообщества таких же людей как они.

Чтобы это давало возможности для роста бизнеса. Так у нас возникла идея: «Давайте мы сделаем в Казани креативный кластер». То есть пространство, которое состояло бы из трёх вещей.

Михаил Егошин: «В миллионной Казани есть множество креативных инициатив и команд, но нет креативного кластера для их развития. Мы решили его открыть»

Во-первых, это креативный бизнес, и сейчас у нас есть пять якорных резидентов — компании, которые планируют зайти в этот кластер. Это место, которое ребята хотели бы создать, но не знают, куда пойти. Для них будут локации, они смогут прийти и начать своё дело на льготных условиях. Для наиболее активных резидентов, привлекающих в пространство свою аудиторию, предусмотрены арендные каникулы и льготная ставка.

Вторая часть — это мощная образовательная площадка. Хочется, чтобы в одном месте было собрано самое интересное, самые лучшие школы по креативным темам.

Третье — это площадка для событий, которых пока не было в Казани, для федеральных экспертов. Событий, которые в Казани должны появиться, но пока ещё не появились.

Михаил Егошин: «В миллионной Казани есть множество креативных инициатив и команд, но нет креативного кластера для их развития. Мы решили его открыть»

— У вас есть большой опыт по созданию таких пространств в Питере и Красноярске.

— Да, у меня есть большой проект в Красноярске. Культурное пространство «Каменка», где из 5500 кв. м бывшего Дома культуры, относящегося к заводу тяжелого машиностроения,  полузапущенного здания — сделал одно из самых модных мест в миллионном городе. Здесь находятся креативные студии, бюро, бизнес, где проходят популярные в городе события, и это действительно поменяло город к лучшему.

Достаточно сказать, что с момента его появления — за два года — открылось 30 подобных пространств по всему региону. В городе открылись десятки бизнесов, которых раньше не было.

В Петербурге до недавнего времени я был управляющим креативного кластера «Завод». Само пространство — бывший завод Альфреда Нобеля на Выборгской стороне. Здание 1864 года постройки, запущенное строение, бывший цех. Сейчас там порядка 15 компаний digital-бизнеса. Это всё, что связано с интернетом и прикладными вещами, то есть гаджетами, фотобудками. Их раньше не было, пока не появилась такая площадка для бизнеса. Ну и консультирую похожие проекты в десятке городов России.

Михаил Егошин: «В миллионной Казани есть множество креативных инициатив и команд, но нет креативного кластера для их развития. Мы решили его открыть»

— Получается, что в Красноярске был создан креативный кластер, а затем появилась креативная инфраструктура. Но здесь в Казани, вы говорите, уже есть креативный бизнес. Зачем нам кластер?

— В Казани есть ребята, у которых есть креативные проекты, но пока это не стало индустрией. Нельзя сказать, что это стало сферой, где такие бизнесы появляются всё больше и больше. Нет точки, которая служила бы толчком для них. Они разрозненны, нужна площадка, которая будет резиденцией, для уже существующих проектов и для новых, которых ещё нет.

Нам всем хочется жить в модном, в красивом успешном городе, где приятно гулять по улице, где есть классные места, где есть кафетерии, где есть сфера развлечений. Нам хочется жить в столице. Поэтому многие молодые люди уезжают в Петербург или в Москву, потому что там есть ответ на вопрос: «А что делать кроме работы?». То есть, как провести своё время, как насытить свою жизнь, чем ещё заняться кроме работы, что такого есть.
Москва и Питер более привлекательны. Креативный кластер делает город более привлекательным.

Михаил Егошин: «В миллионной Казани есть множество креативных инициатив и команд, но нет креативного кластера для их развития. Мы решили его открыть»

— Каким образом?

— Это работает так: появился маленький коворкинг, сразу появилась локация для ребят, которые занимаются фрилансом. У них появилось больше возможностей для продуктивной работы. Фриланс стал расти. Коворкинг – это один из видов креативного пространства.

А теперь представьте, что есть и коворкинг, и креативный кластер, и кофейня, и резиденция, то есть офисы с инфраструктурой для креативным идей, куда я могу придти со своим проектом и начать работать. Меня будут окружать такие же люди, как и я. Так будет формироваться среда.
Но это не такая среда, чтобы мы закрылись в себе, а чтобы они развивала город, делала его более притягательным. Таким образом, проявляется экономический эффект. Молодёжь здесь остаётся, потому что возможностей больше.

Здесь есть шанс не просто догнать, но и стать таким городом за счёт креативного бизнеса.

Михаил Егошин: «В миллионной Казани есть множество креативных инициатив и команд, но нет креативного кластера для их развития. Мы решили его открыть»

— А что мы можем взять за измерения, чтобы понять, что Казань достаточно развился как креативный город?

— Есть большой задел, но его нужно развивать, вот так я скажу. Вместе с командой мы, имея опыт, понимаем, что есть креативный бизнес в Казани. Мы понимаем, что нужна площадка.

Представьте, когда архитекторы находятся рядом с дизайнерами, а дизайнеры — рядом с медийщиками. Представьте, что все они находятся через дверь, чтобы вместе делать новые проекты, притягивать молодые бизнесы, делая самые разнообразные эвенты, чтобы концентрировать вокруг себя сообщества.

Если мы берём архитекторов, которые придут в качестве резидентов, событий будут связаны с решением архитектурных проблем, с развитием урбанистики, городской среды. Нужна площадка, где концентрируются самые модные, самые интересные, самые передовые темы в городе. И которая чтобы была как бизнес-структура и в тоже время чтобы там кипела жизнь.

— Ваши оппоненты могут сказать, что есть здание, где куча всяких офисов, они относятся к различным бизнес-отраслям, они друг другу ходят в гости. Мы это можем называть креативным кластером?

— Нет. Есть куча примеров, когда берётся здание, садятся там арендаторы, они платят ставку приемлемую. Проходят мероприятия: лепка из глины и валяние снежных комков или шерсти. И мы это называем креативным местом. Да, отчасти это имеет место быть.

Но мы говорим про совершенно другую вещь, мы говорим про кластер, где ключевое условие для захождения резидентов — это их собственные проекты, которые они будут делать и будут привлекать на эти проекты своё сообщество.

Михаил Егошин: «В миллионной Казани есть множество креативных инициатив и команд, но нет креативного кластера для их развития. Мы решили его открыть»

— То есть, ценз для участия в креативном кластере — это проект?

— Не совсем. Ценз — это чтобы резиденты и события были открыты для города и друг друга. Ключевой принцип — коллаборация, когда каждый резидент общается с каждым резидентом. Политика такая, чтобы каждый резидент запускал свой образовательный проект, которые стал бы притяжением для своей целевой аудитории. Чтобы в результате этих эвентов рождались интересные идеи для развития города.

Третье составляющее нашего кластера — это среда, чтобы человек смог прийти и провести здесь целый день. Прослушать лекцию, пройти тренинг, поучаствовать в семинаре, в воркшопе, выпить чашку кофе, посетить выставку.

Мы думаем, что это будет и выставочное пространство, которое мы сейчас планируем, пообщаться с коллегами, найти идею, которая бы была ему интересной. И, возможно, заякориться, стать одним из резидентов, открыть своё дело. Это пространство будет работать как якорь, как притяжение.

— А это не хрупкий проект в условиях нынешнего экономического кризиса? Рынок сокращается, кто-то из бизнеса уходит.

— У нас интересная целевая аудитория. Если открывать для классического бизнеса ещё один торговый центр, то наверно это будет высокорисковый бизнес. Но мы делаем кластер, которые был бы образовательной площадкой.
Образование страдает в кризис? Люди хотят меньше учиться? У меня в кармане меньше денег, значит, я перестану для себя изучать что-то новое — нет, такое мне не приходит в голову.

Креативный бизнес острее всего реагирует на изменения. Стали ли у нас из-за кризиса меньше технику покупать или гаджеты перестали быть нам интересны? Нет, не перестали.

Михаил Егошин: «В миллионной Казани есть множество креативных инициатив и команд, но нет креативного кластера для их развития. Мы решили его открыть»

— Не перестали, но может быть начали меньше покупать…  

— А перестали ли мы каждое утро читать медиа и открывать сайты?

— Здесь мне кажется, что как раз наоборот. Начали больше читать…

— Именно. Стало ли меньше людей, которые во время кризиса хотят быть более независимыми, открывать своё дело? Мне кажется, их стало больше. Но у меня вопрос, где мне найти сообщников, где мне найти людей, с которыми я бы вступал в общение и создавал что-то новое?

Например, когда я приезжаю в Петербург, я посещаю  лофт-проект «Этажи». Многим, кто уезжает из Татарстана, нужна подобное место — точка сборки креативного класса.

Я думаю про «Этажи», где есть студия, где ест бюро, где есть резиденции, где есть образовательные программы, где есть куча событий.

Есть в Москве Artplace. А кроме них еще десятки подобных проектов.
Эти места становятся точкой событий. Например, для нас интересно сюда завести в Казань ресторанный день. Одно из ярких креативных событий, придумали его финны, как большую площадку проб и городскую ярмарку. Три города в России имеют такой день, когда любой желающий может открыть на один день свой ресторанчик, попробовать себя в креативном деле, варить к примеру кофе и угощать друзей. Каждый раз такое событие посещает тысячи людей. Так давайте привезем его в Казань. И таких примеров интересных событий десятки.

У нас есть прекрасная площадка на двух этажах, есть внутренний двор. Креативная среда должна выплёскиваться. Важно, чтоб на креативное пространство приходило больше 1000 человек, люди знакомились, общались друг с другом.

Мы не открываем ещё один коворкинг, чтобы это были фрилансеры. То есть ребята, которые могут работать и дома. Тем более сейчас в Казани уже много коворкингов. А это уже уровень Питера, Москвы.

Михаил Егошин: «В миллионной Казани есть множество креативных инициатив и команд, но нет креативного кластера для их развития. Мы решили его открыть»

— Еще несколько лет назад их не было ни одного коворкинга.

— Именно. Открылся первый коворкинг, и после него другие пошли как грибы после дождя, потому что был показан формат. Я вспоминаю 2013-й год, мне говорили: «Ребята, вы прогорите через месяц, это никому не нужно». И ничего, как-то несколько  коворкингов работает. Мы не делаем шапкозакидательные проекты, учитываем риск больших площадей. Сейчас их ровно столько, чтобы резиденты первой волны вошли.

Более того, сейчас мы приглашаем резидентов второй волны. В ближайшее время будет презентация проекта, прямо в бывшем цеху на нашей площадке, поэтому приглашаем всех, кто желает стать резидентом, у кого есть креативные идеи и желание делать события и интересные эвенты, будем рады видеть, рассказать о проекте и пригласить в нашу большую команду.

Связаться со мной можно «Вконтакте». 

Составные части креативного кластера

1) Локации в 10-20 кв. м для резидентов, микроофисы. Box-офисы, куда можно прийти и начать свой проект;  
2) Кофейня с возможностью встретить с заказчиками или клиентами, выпить чашку кофе; 
3) Обучающие проекты якорных резидентов, постоянный поток обучающих событий;
4) Выставочное и презентационное пространство, шоу-рум для креативных студий ;
5) Большой зал для событий на 300 человек. Трансформирующийся под разные форматы;
6) Будут переговорные комнаты. Они устроены по всем пространству;
7) Театральный зал — для лабораторий и для экспериментальных театральных проекторов.
     

Группа Креативное пространство Казани

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *