Айдар Акмалов: «Надо, чтобы у молодого человека были инструкции и было представление, какие возможности есть в республике, чтобы не искать что-то на стороне»

Айдар Акмалов: «Надо
Об итогах первого года работы  госпрограммы «Стратегическое управление талантами
в Татарстане» KazanFirst поговорил с исполнительным директором Университета
талантов

Айдар Акмалов


Алексей Тюрин — Казань

В декабре исполнился год, как президент Татарстана Рустам Минниханов принял госпрограмму «Стратегическое управление талантами в Татарстане». Она рассчитана на 5 лет — до 2020 года. Каждый год на управление талантами будут выделяться 100 млн рублей. 

По сути, это единственная подобная программа в России. Основной причиной принятия программы стало сохранение талантливой молодежи в Татарстане. 

К годовщине в Казани, в резиденции «Штаб» прошел второй республиканский форум «Открытие талантов». Он стал своеобразным подведением итогов: что было сделано за год. Сделаны действительно фундаментальные вещи. Например, появился Университет  талантов — площадка, на которой талантливая молодежь коммуницирует с ведущими предприятиями и компаниями Татарстана, заинтересованными в привлечении талантов.   

Об итогах и форуме KazanFirst поговорил с исполнительным директором Университета талантов  Айдаром Акмаловым.

— Мы сейчас точно понимаем, что государственная программа «Стратегическое управление талантами» — это не что-то локальное, не что-то отдельное, а она больше сшивающая. Сейчас наша задача — и мы это прекрасно понимаем — сделать так, чтобы все те структуры, все те содержательные точки в управлении талантами стали  взаимодополняемыми.
Айдар Акмалов: «Надо, чтобы у молодого человека были инструкции и  было представление, какие возможности есть в республике, чтобы не искать что-то на стороне»

— Что это значит?

— То есть это школа, вуз, предприятие, система дополнительного образования, какие-то еще образовательные программы. Общественные организации должны ориентироваться именно на молодого человека и на наставника. Поэтому мы понимаем, что сетевые площадки, сетевые проекты должны работать и уже должны ориентироваться на то, что на выходе должны быть реальные проекты. 

Во вторую очередь всё то, что создано и действует: система лицеев-интернатов, система поддержки одаренной молодежи вузов, она должна быть взиамодополняющей. Чтобы молодой человек ориентировался в этом, у него были инструкции, было представление, какие возможности есть в республике, чтобы не искать что-то на стороне.

— Вы провели второй форум. Для чего? 

— Да, это второй форум. Мы подошли к нему с большим количеством мероприятий, которые ждали. Было подведение итогов.

Несмотря на то, что мероприятия кажутся раздельными, все они объединены в общую концепцию, в программу.

Исходя из концепции — это работа по продюсированию, по продвижению детей и молодежи в экономику республики. Здесь важная особенность — работа с наставниками, работа с работодателями и с самой молодежью. 

Поэтому все то, что делалось, по сути затрагивало ту или иную аудиторию в той или иной степени. Рассматривая одно, мы обращаем внимание и понимаем, что это цель, которая ведет к общему. Допустим, Олимпиада наставников у нас шла. Олимпиада не в том классическом варианте, как она должна идти. Было мероприятие, направленное в первую очередь на обмен практиками и насыщение этими практиками.
 
Плюс мы ориентировали родительское сообщество на позицию родителя не только как просто родителя, но и как родителя-наставника. Эту тему освещали.
Айдар Акмалов: «Надо, чтобы у молодого человека были инструкции и  было представление, какие возможности есть в республике, чтобы не искать что-то на стороне»
— Кто выступает в качестве наставников?

— Все те, кто уже создает деятельность интересную для детей. За кем уже стоят ребята-школьники, студенты ссузов, вузов. Это может быть преподаватель, это могут быть мастера производства, например, те, кто работает с молодежью в системе дополнительного образования. Они уже интереснее для молодежи, они ведут молодежь, сопровождают ее.

Для самих наставников были конкурсные дни, и мы понимали, что они кейсы должны были выполнить, в то же время поучаствовать в мероприятиях форума. И то, и то мы успели. 

— Может ли человек со стороны участвовать в программе? Например, мастер производства или человек с большим опытом работы в какой-то отрасли. Он готов передать свой опыт молодежи, готов уделять время для привлечения молодежи на работу

— Есть такая возможность. Это Олимпиада наставников. Она будет регулярно проводиться. Есть возможность сделать  это через соорганизаторство. 

То есть когда соорганизатор заявляет, что хочет участвовать в конкурсе соорганизаторов. Плюс есть возможность себя рекомендовать наставником и молодые люди могут выдвинуть наставника, сказать: вот это мой наставник, или группа детей, или, например, ректор.
 
— Сколько было людей на форуме?

— 2494 регистраций было на сайте, плюс 45 подключений было в районах, в YouTube смотрели 1800 пользователей.  У нас была трансляция на сайте. Интерес был очень высокий.

— Много городов? 

— Из Челнов, из Альметьевска, из Елабуги, Казани, Зеленодольска. Приглашали туда мы преимущественно школьников. Они там готовили новый проект. Например, космодром собирали, машинку. Получилось у них 130 человек, это по 5 человек в группе, всего 26 групп. Каждой группе по 1,5 часа.  Потом сам форум проходил параллельно на нескольких площадках. 

— Как вы информировали людей? 

— Мы проводили форум с большой информационной кампанией, проводили через муниципальные образования, через школы, через вузы, ссузы, через неформальные каналы, что работало даже лучше — там нас быстрее понимали и больший интерес проявляли. И в результате и приглашенные спикеры были очень интересные.

— Кроме «Штаба», на каких еще площадках?

— Да, в «Штабе» была центральная площадка, все аккумулирование проходило здесь. Помимо этого, были площадки в вузах: в инженерном лицее КАИ, лицее Лобачевского КФУ, КХТИ, кооперативном институте, в ИЭУП. 

— Вы сотрудничаете с этими вузами?

— Все эти вузы наши партнеры. Мы с ними подписывали и сейчас подписываем соглашения. С Университетом талантов они в партнерских отношениях.

По сути, на каждой площадке собирались тематические группы. Понятно, что это наставники и молодежь. Например, в инженерном лицее собрались те, кто лабораториями занимается, техническим творчеством.

Дальше у нас была площадка предпринимательского творчества в кооперативном институте. Тоже был большой интерес, около 500 человек приняли участие.

Ребята подходили и у же по своим действующим предпринимательским проектам могли что-то новое для себя узнать, могли там узнать, что такое предпринимательские компетенции, сейчас мы обратную связь получаем, собираем.

В лицее Лобачевского были собраны директоры лицеев-интернатов профильных. Мы с директорами проводили семинар, приглашали эксперта университетской школы московского педуниверситета. С министерством образования мы собирали проректоров.

 В ИЭУП были тренинг-классы, тренинги проходили и в технологическом КХТИ, и чемпионат научных состязаний. Все эти действия, по сути, развивают компетенции молодежи, тренируют наставников, в таком режиме, когда потоком к ним приходят дети, они из раза в раз оттачивают свои компетенции, всё больше детей получало возможность поработать над своим развитием, своим потенциалом. 

— А в «Штабе»?

— Отдельно нужно проговорить «Штаб». Здесь была двойная площадка, на третьем этаже у нас был акселератор для молодежи с достижениями, акселератор по пространству для развития. Были представлены работодатели, предприниматели, те, кто, по сути, принимает детей на работу, рабочую молодежь, когда она заканчивает и получает специальность. Там была возможность пройти экспресс-курс диагностики своих компетенций, они могли там попробовать себя в имеющемся, получить советы по своим стартапам от предпринимателей.

Через площадку хайпо прошло в первый день 600-700 участников, во второй день 200-300.
— Как они узнавали об этом?

— Через интернет, через освещение нашими органами госвласти.  Понятно, что без этого мы никуда, то есть не можем мы не оповещать. Работали и наши неформальные каналы, партнерские организации тех, кто уже в теме, кто уже понимает, о чем это.

— Кого приглашали?

— Мы приглашали и тех, кто уже был в теме, это и участники молодежной школы, которая была еще летом, участники программ наших образовательных. Мы им сказали: вы ребята с достижениями, к вам есть предложение. Для них была отдельная программа. Вот так, собственно, мы их приглашали. Через школы, через ссузы, вузы. Ребята могли пройти здесь небольшую стажировку.

Мы сформировали пилотную сеть. Сейчас Университет талантов — это не только «Штаб», Университет талантов — это 40 команд и соорганизаторов.

— Соорганизаторов?

— Да, здесь важно отметить, что именно команд и соорганизаторов. Мы рассчитывали на проектные группы, на сообщества, мы и так сейчас на сообщества рассчитываем, внутри сообщества уже есть команда-двигатель.

— Объясните?

— Есть те, кто занимается инженерным творчеством, и они понимают, что эту тему с Университетом талантов можно двигать и дальше. Они рассредоточены: они в Казани, Зеленодольске, Челнах, Альметьевске, Елабуге, и они уже между собой общаются. Форум для них был таким экзаменом, они его успешно сдали.

— Команды — это кто?

— Команда — это те, кто уже в теме проектного творчества, инженерного творчества, команда — это те, кто уже на себя могут рассчитывать и обмениваются практиками, команды — это те, кто в проектах может предложить что-то новое и это новое продвигать в сообществе.

То есть в первую очередь отношения, во вторую — содержательная составляющая, в третью — они приносят пользу тем, что они постоянно обмениваются своими практиками. И соорганизаторы.

Мы при этом понимаем, что эти ребята на площадках могут участвовать не только в этих проектах, а вообще в проектах Университета талантов. 

Плюс мы говорим о том, что наша задача одна из основных — это популяризация возможностей развития республики, через эти площадки мы будем транслировать эти возможности, которые есть. И грантовые, и стажировочные программы поддержки — всё, что есть у нас в республике — по факту эти площадки будут иметь доступ к этим ресурсам.

Мы с ними сотрудничаем по линии кадрового клуба.

— Что такое кадровый клуб?

— Кадровый клуб — площадка трехстороннего сотрудничества. Мы в первую очередь приглашаем молодежь с достижениями, молодежь хайпо, победителей, призеров конкурсов, олимпиад, и приглашаем резидентов предприятий. Предприятия здесь, опять-таки, выступают площадками для стажировки, выступают заказчиками задач практикоориентированных, то есть не каких-то выдуманных, а тех, которые реально есть. 

Плюс предприятия выступают нашими партнерами, и те, кто занимается на предприятиях персоналом — где-то это отдел кадров, где-то это HR-служба — мы с ними вырабатываем курс управления талантами.

И с HR-ми мы продвигаем тему работы с талантами на предприятиях. В этом ключе мы с ними взаимодействуем наиболее перспективно. Потому что предприятия понимают — их HR что таким образом постоянно получает возможность подпитки информационной, образовательной, плюс они могут получать варианты решений задач от молодежи, и в-третьих, при заключении всех соглашений трехсторонних: молодежь — университет талантов — работодатель — они могут попробовать взять на стажировку молодого человека через Университет талантов. Они могут методики управления талантами у себя попробовать, дать им оценку, где-то согласиться, где-то добавить, где-то не согласиться.

— Сколько предприятий вы включаете в программу?

— Точное количество не назову, есть разной степени включенности. Есть десяток, с которыми мы точно сотрудничаем — «Камаз», «Татнефть», «Танеко», «Радиоприбор», «Таттелеком», «Ак барс девелопмент», «Ак барс мед». Есть те, кто только вовлекается пока, смотрит, что получается.

— Вы готовите сайт?

Сайт. Готова первая фаза. Первый этап, который позволяет завести свой личный кабинет, позволяет познакомиться с теми партнерами и наставниками, которые есть, позволяет узнать о проектах, зарегистрироваться, заняться проектной группой. Дальнейшие шаги по порталу — это образовательные модули, усиление содержательной составляющей, усиление тех самых проектов, которые уже создаются, дальнейшие насыщение материалом. Эта работа будет в течение всего 2016 года. К сентябрю будет готовиться следующая фаза портала.

 Читайте также: Университет талантов из Татарстана — в арсенале инструментов для реализации поручений Владимира Путина

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *