Олег Чернозуб, ВЦИОМ: «Впервые в истории зафиксированы изменения в экономическом сознании россиян»

Олег Чернозуб
Социолог рассказал о вере граждан в национальную валюту, о том, что россияне
больше не обменивают наличные на крупу и о других отличиях нынешнего кризиса от
всех предыдущих

Олег Чернозуб


Записал Артем Малютин

Отрицать наличие экономических потрясений в России сегодня уже бессмысленно. Однако нынешнюю ситуацию страна переживает легче, чем кризисы 1998 и 2008 года, считает руководитель отдела мониторинговых исследований ВЦИОМа Олег Чернозуб. По просьбе KazanFirst эксперт рассказал о фундаментальных изменениях в поведении и экономическом сознании россиян, произошедших в последнее время, и о том, чем сегодняшний кризис отличается от двух предыдущих. Ниже мы публикуем обработанную запись беседы.

Граждане действительно чувствуют

За последние полтора года число материально неблагополучных семей в России увеличилось без малого вчетверо. Если в ноябре 2014-го к таковым можно было отнести 16% семей, то к январю 2015-го их стало уже 46%. С тех пор этот показатель только вырос: сейчас материально необеспеченных семей в среднем по стране около 52%. Это говорит о том, что кризис действительно есть и рядовые граждане его действительно чувствуют.

Путин не поможет

Олег Чернозуб, ВЦИОМ: «Впервые в истории зафиксированы изменения в экономическом сознании россиян»

Мы находимся в тренде общеевропейского кризиса, и наши проблемы не отличаются от тех, что затрагивают наиболее развитые страны мира. И Россия, и другие страны оказались под воздействием процессов, с которыми не в силах справиться ни Государственная Дума, ни Путин, ни Обама, ни Ангела Меркель. Изменения, происходящие в глобальной экономической системе, настолько масштабны, что ни одна страна в отдельности не может ничего противопоставить этому процессу. Разумеется, определенные негативные последствия этих явлений вынужден испытывать сегодня каждый из нас.

Бывало и хуже

Однако нынешний кризис страна переживает гораздо более успешно, чем два предыдущих кризиса (1998-1999 и 2008-2009 годов) вместе взятых. Об этом можно судить по нескольким факторам, например, по такому важному показателю как сфера розничной торговли — она просела намного меньше, чем тогда. Не так заметен в этот кризис и рост безработицы. В качестве показателя глубины кризиса можно взять инфляцию. Скакнув на рубеже 2014-2015 годов, далее в течение всего 2015-го она снижалась. В январе-марте этого года замедление стало очевидным для общественного сознания.

Люди верят в рубль
Олег Чернозуб, ВЦИОМ: «Впервые в истории зафиксированы изменения в экономическом сознании россиян»

Сейчас мы считаем, что перед обществом и государством, напротив, встают риски дефляции, которые могут проявиться осенью 2016 года. Ни у одного из трех агентов экономических действий — государства, предприятий и домохозяйств — нет опыта существования в условиях дефляции.

На конец 2015 года остатки средств на счетах предприятий и физических лиц в России увеличились на 11 трлн рублей — это фантастическая сумма. Весной Ассоциация российских банков предупредила Центробанк о формировании так называемого профицита ликвидности. Это означает, что «живых» денег в экономике скопилось столько, что банки не знают, как с ними поступить.

О чем это говорит? О том, что население уверено в фундаментальной устойчивости национальной валюты. Это первый кризис, который не спровоцировал массовый обмен рубля на твердую валюту. Объем рублевых депозитов имеет тенденцию к приросту, в то время как депозиты в иностранной валюте сохраняются примерно на том же уровне (по данным Центробанка, объем депозитов в иностранной валюте снижается с начала года, на 1 мая он составляет 18,23 трлн — KazanFirst). Это невероятное по своему значению отличие нынешнего кризиса от всех предыдущих.

О «деньгах под подушкой»

Склонность населения к накоплению сбережений, которая наблюдается в последнее время, с точки зрения экономики является важнейшим стимулом развития.

Однако если эти деньги будут «заморожены» и не попадут на рынок в виде потребительского спроса или депозитов, условно говоря, оказавшись «под подушкой», могут возникнуть проблемы. Такую тенденцию мы зафиксировали в феврале этого года, с тех пор она не ослабла, но и не обострилась.

Исторический консенсус

Сегодняшний период обострения мы проходим более спокойно с точки зрения госуправления. Однако еще одно основополагающее отличие нынешней ситуации от предыдущих кризисов — в грамотном поведении населения.

И в 2009, и в 1998 году реакцией домохозяйств на кризис было стремление избавиться от наличных денег и обменять их на реальные товары — крупу, сахар, консервы и так далее. Сегодня впервые в российской истории зафиксированы изменения в экономическом сознании граждан и достигнут проинфляционный консенсус. Другими словами, домохозяйства склонны очень консервативно относиться ко своим тратам и не торопятся расстаться с деньгами. Это значит, население считает, что деньги, которые оно имеет на руках сейчас, в будущем могут быть потрачены с большей пользой.

 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *